она действительно партия) является авангардом определенного социального слоя, иной крупной группировки людей и наиболее четко выражает их устремления»8. Однако при этом нельзя допустить господства власти одной партии, идеология которой будет возведена в ранг государственно-обязательной, безальтернативной. Эффективная политическая система должна быть основана на свободном и равном соперничестве политических партий, их одинаковой возможности реализовать политическую волю тех групп населения, интересы которых они представляют. Следует согласиться с авторами, утверждающими, что «многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это должна быть слаженная, функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей»9.
Таким образом, идеологическое многообразие и многопартийность, являясь важнейшими элементами конституционного строя, неразрывно связаны друг с другом. Политические партии, выражая многообразие идей и мнений в политике, реализуют идеологическое многообразие, которое в свою очередь получает практическую реализацию в деятельности различных партий.
1 См.: Краткий словарь по философии / под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. 4-е изд. М., 1982. С. 104.
2 См.: Там же. С. 185.
3 Кононов К.А. Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С.11.
4 См.: Конституция СССР 1977 года // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41, ст. 617.
5 Кабышев В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений//Личность и власть (конституционные вопросы): межвузский сборник научных работ. Ростов н/Д; Саратов, 1995. С. 71.
6 Лебедев В.А. Идеологическое многообразие и российская многопартийность: размышление о судьбе статьи 13 Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 2.
7 Фарукшин М.Х., Юртаев А.Н. Некоторые проблемы и противоречия становления многопартийности в СССР // Советское государство и право. 1991. № 10. С. 83.
8 Чиркин В.Е. Конституционная терминология. М., 2013. С.131.
9 См.: Фарукшин М.Х., Юртаев А.Н. Указ. раб.
Е.А. Моисеев
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
В статье исследуется проблема необходимости защиты права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также назначения такой защиты. Называются элементы механизма защиты права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, анализируется роль государственного контроля и надзора за деятельностью органов исполнительной власти.
Ключевые слова: право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, механизм защиты, ответственность за нарушение права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе.
© Моисеев Евгений Алексеевич, 2014
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Поволжский кооперативный институт); 212 e-mail: [email protected]
E.A. Moiseev
CONSTITUTIONAL-LEGAL MECHANISM OF PROTECTION OF RIGHTS OF RUSSIAN CITIZENS TO EQUAL ACCESS TO PUBLIC SERVICE
This paper examines the need to protect the rights of Russian citizens to equal access to public service, as well as the appointment of such protection. In addition, the author refers to the elements of the mechanism of protection of the right of Russian citizens to equal access to public service, and also analyzes the role of state control and supervision over the activities of executive authorities.
Keywords: Russian citizens right to equal access to public service, mechanism of protection, prosecution for the violation of Russian citizens right to equal access to public service.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Он гарантируется государством в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой граждан без какой-либо дискриминации, каких-либо ограничений (прямых или косвенных) в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иных обстоятельств. Ограничения при приеме на государственную службу четко определены федеральным законом. Иные ограничения рассматриваемого права граждан Российской Федерации являются препятствием на пути к реализации граждан своего права.
Однако, как известно, право без его реализации, бессмысленно. В реализации права заинтересован, прежде всего, субъект права, имеющий субъективные пра- ш ва. Все остальные лица - обязанная сторона; правоприменитель, законодатель н действуют в интересах управомоченного. Будет ли данное право реализовано С
а
или нет, зависит исключительно от его обладателя. Т
о
Частью механизма реализации права является механизм защиты субъектив- к ного права (механизм юридической ответственности)1. о'
Определяя понятие «механизма защиты прав», можно согласиться с В.В. Бут- а невым, который утверждает, что механизм защиты субъективных прав - это в
взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается нн
о
восстановление нарушенных субъективных прав, разрешение правовых споров и Ю устранение иных препятствий в реализации субъективного права2. и
Механизм защиты прав человека включает в себя меры, которые ведут к вос- с
к
становлению нарушенных прав неправомерными действиями и ответственности а лица, совершившего эти правонарушения. д
е
В случае нарушения прав лица без их восстановления, а также юридической | ответственности со стороны правонарушителя правовые гарантии механизма № защиты прав человека не могут считаться такими, которые полностью осуще- 33
-ЛЯ- )
ствились. Меры защиты - это первичная защитная реакция на само отклонение 22 от охранных мер, имеющая задачу принудить обязанное лицо выполнять обя- 4 занности, возложенные на него законом или договором. В таком смысле задача юридической ответственности — возложение на нарушителя обязанности претерпевать лишения, нести правовой ущерб.
Справедливым и обоснованным является мнение О.Ф. Скакун: «Без возможности защиты прав охрана прав будет неполной. Защита — это наиболее действенная охрана, вторая ее ступень»3. 213
Необходимо отметить, что на сегодняшний день самой распространенной формой защиты нарушенного права является именно судебная форма защиты. С помощью судебно-правовых средств защищается и право граждан на равный доступ к государственной службе.
Помимо этого, большую роль в деле формирования механизма защиты права на равный доступ к государственной службе играют государственный контроль и надзор за деятельностью органов исполнительной власти.
Так, на сегодняшний день Министерство юстиции РФ осуществляет надзорные функции в отношении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации»4, на Министерство юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации. Проводя такую экспертизу, Министерство юстиции в случае обнаружения несоответствия того или иного акта субъекта РФ федеральному законодательству о государственной службе, вправе представить мотивированное заключение в орган, издавший акт, а также информировать федеральные органы государственной власти5.
Также следует сказать о том, что в 1997 г. Правительством РФ были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации6. В указанных Правилах говорится о том, что акты, затрагивающие права, свободы и обязанности 3 человека и гражданина, независимо от срока их действия, подлежат государ-¿- ственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. В регистрации такого акта
сп
т может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет
| установлено его несоответствие законодательству РФ.
| Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, за-
| трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, касающиеся
° закрепления и реализации права граждан РФ на равный доступ к государственной
0
| службе, подлежат официальному опубликованию и обязательны к исполнению | только после их государственной регистрации и официального опубликования, >§ как и иные акты, затрагивающие права граждан Российской Федерации. Следова-венн тельно, можно считать, что тем самым создан дополнительный механизм защиты | права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе | от неправомерных действий органов исполнительной власти. '§ Кроме того, следует отметить, что механизм защиты прав человека охваты-
ё вает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты. § Таким образом, можно сделать вывод о том, что механизм защиты права граждан
1 Российской Федерации на равный доступ к государственной службе составляют: | судебная защита; внесудебная защита (Институт Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ); неправительственные правозащитные организации (центры, ассо-214 циации и иные союзы); международная защита.
Однако в условиях построения правового государства, гражданского общества и возрастания потребностей граждан на защиту нарушенных прав, требуется закрепление и внедрение новых механизмов защиты права на равный доступ к государственной службе.
Так, Е.Н. Ламанов указывает, что в условиях российской административной реформы особое значение приобрело стимулирование (поощрение) деятельности по формированию правовой культуры и пропаганде знаний о правах граждан на государственную и муниципальную службу. Термин «поощрение права гражданина на равный доступ к государственной службе» — один из наименее употребляемых в российских документах по правам человека. Он определяет усилия, направленные на развитие цивилизованного отношения к личности, соблюдение прав человека на национальном уровне, создание культуры, в рамках которой знания о правах гражданина подкрепляются решимостью воплотить эти знания в практическую деятельность. Следовательно, поощрение данного права граждан является одним из конкретных механизмов защиты прав граждан на равнодоступность госслужбы7.
Правозащитные действия в области права гражданина претендовать на госслужбу предполагают существование адекватных правозащитных программ, целью которых является распространение знаний о таких механизмах и содействие их использованию. На сегодняшний день существует множество различных профессиональных групп, которые должны стать объектом этих программ, включая государственных и муниципальных служащих, журналистов, сотрудников правоохранительных органов, иммиграционных служб, органов юстиции. Определенную работу в данном направлении проводят общественные организации России, в частности Союз юристов, Российская ассоциация международного права, Российская ассоциация содействия ООН, правозащитные организации. Можно предположить, что их усилия смогут ускорить распространение информации о праве граждан на равный доступ к государственной службе в тесной связи с формированием правовой культуры реализации управленческо-правовых отношений, особенно после принятия Стратегии развития информационного общества в России8.
С вышесказанным невозможно не согласиться. Ведь государственная служба на современном рынке труда играет далеко не первостепенную роль. Кроме того, сегодня престиж государственной службы остается на низком уровне. При этом желающим «служить Российской Федерации» нередко неправомерно отказывают в доступе к государственной службе. Действующее законодательство, хотя и предусматривает меры ответственности в случае нарушения права на равный доступ гражданина к государственной службе (например, ст. 136 УК РФ), привлечь к ответственности виновных лиц довольно сложно.
В связи с этим необходимо повышение роли и значения государственной службы в государстве и обществе, повышение престижа государственной службы в глазах граждан Российской Федерации, а также создание четкого механизма защиты их права на равный доступ к государственной службе.
На сегодняшний день необходимость совершенствования механизма защиты права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе обусловлена также и весомым значением указанного права в системе прав человека и гражданина.
1 См.: ЧепурноваН.М., СерегинА.В. Теория государства и права: учебное пособие. М., 2007.
2 См.: БутневВ.В. Субъективное право: проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 1989. С. 41.
3 Скакун О.Ф. Теория государства и права: учебник. Харьков, 2000.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 24, ст. 2281.
5 Саблин Д.А. Права человека: учебное пособие. Оренбург, 2004.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 33, ст. 3895.
7 См.: Ламанов Е.Н. Право граждан на равный доступ к государственной, муниципальной службе и к участию в управлении делами государства // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 4.
8 URL: http://kremlin.ru/text/docs/2007/07/138695.shtml (дата обращения: 13.05.2014).
Н.В. Тупиков
О СОБСТВЕННОСТИ, ВЛАСТИ И СВОБОДЕ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
В статье исследуется конституционно-правовой аспект соотношения категорий собственности, власти и свободы. Анализируются понятия власти и свободы, приводится экономическое содержание собственности, определяется соотношение власти и свободы с экономическим содержанием собственности.
Ключевые слова: собственность, право собственности, власть, свобода, экономическое содержание собственности, социальная функция права собственности.
N.V. Tupikov
OWNERSHIP, AUTHORITY AND FREEDOM IN CONSTITUTIONAL LAW
The article is devoted to the study of constitutional law aspect of correlation of ownership, authority and freedom. The author analyses concepts of authority and freedom, demonstrates economical substance of ownership, defines correlation of economical substance of ownership with authority and freedom.
Key words: ownership, right on ownership, authority, freedom, economical substance of ownership, social function of ownership.
Собственность, власть и свобода являются основополагающими категориями конституционного права. В современных условиях их содержание наполняется реализацией принципов рыночной экономики, плюралистической демократии. Взаимосвязь собственности, власти и свободы очевидна. В процессе общественного бытия эти категории взаимно переплетаются и взаимно реализуются. Определение связей, принципов взаимодействия, нахождения баланса в применении указанных категорий — специфическая задача конституционного права.
И.Е. Фарбер в этой связи справедливо отмечал, что смысл конституционного регулирования отношений собственности состоит прежде всего в том, чтобы юридически закрепить и регулировать взаимоотношения политической власти и собственности, определить исходные позиции власти суверенного народа к собственности как основе общественно-политического строя и, наоборот, собственности к делу организации и функционирования народовластия1.
«В своем формализованном, нормативно-правовом выражении проблема соотношения власти и свободы прямо или косвенно пронизывает всю систему конституционного регулирования, «присутствует» в каждом конституционном институте, каждой норме и статье Конституции»2, — отмечает Н.С. Бондарь.
© Тупиков Николай Владимирович, 2014
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]