А.О. Хужахметов УДК 821.512.141.09
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ШЕЙХА ЗАЙНУЛЛЫ РАСУЛЕВА*
Рассматривается личность и деятельность известного башкирского религиозного деятеля шейха Зайнуллы Расулева через призму идеологической борьбы.
Ключевые слова: идеологическая борьба, субъект, объект, ислам, кадимизм, джадидизм, сунна, суфизм, суфийские братства, евразийская цивилизация, духовное развитие, биоинформационное поле, элита
Ainur О. Khuzhakhmetov
IDEOLOGICAL PARADIGMS OF SHEIKH ZAYNULLA RASULEV
The article considers the personality of Sheikh Zaynulla Rasulev, а Гатош religious figure, and his activities through the prism of the ideological struggle.
Key words: ideological struggle, subject, object, Islam, Kadimizm, Jadidism, Sunnah, Sufism, Sufi brotherhoods, Eurasian civilization, spiritual development, bio-information field, the elite
Конец XIX — начало XX в. — эпоха коренных перемен в судьбе народов России. Февральская и Октябрьская революции 1917 года, Гражданская война и создание Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году явились результатами данной эпохи. Переход на новую формацион-ную ступень, ломка материальных основ общества, убыстрение темпов прогресса сильно повлияли на ход исторического процесса в стране.
В этот непростой период в истории народы Урало-Поволжья не исчезли в горниле перемен, не потеряли свое «лицо», а вышли закалёнными, готовыми участвовать в дальнейшей жизни страны и сказать свое слово в этнической составляющей Евразии.
Роль шейха Зайн Аллах ибн Хабиб Аллаха ар-Расули ан-Накшбанди1 (Зайнуллы Расулева) в сохранении своего «Я», «киблы» народов региона в орбите евразийской цивилизации огромна.
* Работа выполнена при финансовой поддержке ГНТП РБ «Республика Башкортостан: новые парадигмы общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития» в рамках проекта «Духовно-культурная жизнь народов Башкортостана: этапы и особенности развития» на 2013 г.
1 Зайнулла Расулев [Зайнуллабин Хабибуллабин Расул (20.03, по др. данным, 25.03.1833, д. Шарипово Троицкого уезда Оренбургской губернии, ныне Учалинский р-н РБ — 2.02.1917, г. Троицк]. Общественный и религиозный деятель, ишан, просветитель. Член суфийского братства Накшбандия. После окончания медресе «Мухаммадия» (1858) имам-хатыб мечети и мударрис медресе в д. Аккужино Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне д. Юлдашево Учалинского р-на). С 1884 г. имам-хатыб 5-й соборной мечети Троицка, одновременно мударрис и преподаватель основанного им медресе «Расулия». В 1873—1881 гг. находился в ссылке. Выступал за развитие просвещения и реформирование мектебов и медресе. Неоднократно совершал хадж. Владел глубокими познаниями в мусульманском богословии и шариате, приёмами тибетской медицины; получил признание как аулия. Был знаком с просветителем М. Акмуллой. Юлдашевской
Хужахметов Айнур Оскарович, кандидат филологических наук, ассистент Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: khuzha@mail.ru
©Хужахметов А.О., 2013
16
А.О. Хужахметов
Зайнулла Расулев логически закончил и закрепил (скоординировал и аккумулировал) то, что было начато такими общественными деятелями и просветителями, как Харис и Харрас Биктимировы, Хуснутдин Жданов, Гали Сокрой и многие др. Его труды — зеркало религиозно-духовной идеологической борьбы между ортодоксальными (кадимизм) и новометодными (джадидизм) идеями, длившейся столетие. Мы согласны с мнением исследователя И.Р. Насырова, который пишет: «Заслуга шейха аш-Шарипи состоит в том, что он сумел направить энергию мусульманской интеллигенции в русло прогрессивных реформ, избегая крайностей, имевших место в кругах «джадидистов» [2].
Как авторитетный духовный лидер, З. Расулев в первую очередь издает трактат «Божественные истины, постижение которых необходимо для муридов суфийского братства Накшбандийа, славословия [Аллаху] и молитвы», чем закрепляет идеологический фундамент суфизма в регионе, доводит свои прерогативы в религиозном, духовном развитии населения до своих единомышленников [I, с. 39—86].
В 1908 году выходит сборник «Макалат «Зайнийа» («Статьи шейха Зайн Аллах ибн Хабиб Аллаха ар-Расули ан-Накшбанди (Зей-нуллы-ишана Расулева), мушрифа (духовного главы) г. Троицка, да хранит его Аллах!»). В статьях, вошедших в сборник автор, полемизирует не только с критиками «суфизма», сторонниками первоначального ислама (Ибн-Ханбал, Ибн-Таймийа, Ибн Абд ал-Ваххаб), но и с радикалами в лице поэта Абу ал-Ала ал-МаЬарри. В статье «О спосо-
бе произношения букв арабского алфавита» шейх подтверждает, что: «[Суфийские шейхи] неукоснительно придерживаются шариата (мусульманского закона) в соответствии с сунной2, отказываются от вредных нововведений (бидЬа) ... и при общении и дружбе с [единоверцами] соблюдают условие общаться только с мусульманами из «ахл ас-сунна ва ал-джамаЬа» (суннитами) [1, с. 113].
На первый взгляд, З. Расулев дискутирует с оппонентами на сугубо религиозные темы. Однако, по нашему мнению, тематика дискуссий выходит за рамки сугубо религиозных вопросов. Например, об Ибн-Тай-мийа шейх пишет: «В книге «Мифтах ас-са-Ьада» («Ключ к счастью») упомянуто, что Ибн Таймийа стал причиной заключения в тюрьму шейха Армави, а также причиной снятия с должности всех своих сторонников, заставив их пропагандировать свои взгляды на доказательство природы Бога» [1, с. 135—136]. Автор осуждает средневекового ученого за то, что он в угоду своего учения не приносит пользы для общества, а наоборот, наносит вред своим же сторонникам, являющимися ценными кадрами.
Деятельность З. Расулева и его труды — образец долгого пути к примирению сторон, выбора золотой середины, компромисса между противоборствующими сторонами — ка-димистами и джадидистами, направления их энергии по полезному для общества вектору развития — ковки национальных кадров, создания национальной интеллигенции. Неоценимое в деятельности шейха З. Расу-лева — создание посредством своих проповедей и воззваний, просветительством креп-
средней школе Учалинского района, в которой открыт музей 3. Расулева, присвоено его имя; в его родной деревне установлен ему памятник.
Zaynulla Rasulev, Zaynulla bin Khabibulla bin Rasul, born March 20 (according to other sources March 25), 1833, the village of Sharipovo, Troitsk uyezd, Orenburg province (the present day Uchaly district, Bashkortostan) — died February 2, 1917, Troitsk. Public figure and religious leader, ishan, and educator, member of the Sufi order of Naqshbandi. After graduating from "Mukhammadiya" medrese in 1858 he served as an imam khatib and mudarris in the village of Akkuzhino, Verkheuralsk uyezd, Orenburg province (currently the village of Yuldashevo, Uchaly district). Since 1884 Zaynulla Rasulev held the post as an imam khatib of a mosque in Troitsk, at the same time as a mudarris at "Rasuliya" medrese founded by him. In 1873 to 1881 he was in exile. Zaynulla Rasulev advocated education and a reform of schools and medreses. He performed a hajj several times, had an in-depth knowledge of Muslim theology, Shariah, and Tibetan medical techniques. He achieved recognition as being holy. He was acquainted with the educator Miftakhetdin Akmulla. The secondary school in the village of Yuldashevo, Uchaly district, is named after Zaynulla Rasulev. At the school a museum was opened, and in his native village a monument was erected.
2 Сунна — пример жизни пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ШЕЙХА ЗАЙНУЛЛЫ РАСУЛЕВА
кого биоинформационного поля (энергоинформационной структуры — «эгрегор» Урало-Поволжья), которое помогло мусульманским народам в регионах России, создавшим свои национальные элиты, выдержать испытание социальной катастрофой в 20— 30-е гг. ХХ в. (Гражданская война, голодо-мор, репрессии советской эпохи и др.). Оно также стало одним из главных источников сплоченности перед лицом страшного врага — фашизма во время Великой Отечественной войны.
Изучение биографии и деятельности великого шейха в рамках идеологической борьбы мы условно делим на 4 этапа.
Первый этап — прижизненный (до 1917 г.), который характеризуется открытостью и возрастающей заинтересованностью личностью З. Расулева и его школой. Этому своим творчеством способствовали такие признанные деятели, как Р. Фахретдинов, М. Рамзи и др. Также сюда можно отнести оценку, данную шейху востоковедом В.В. Бартольдом в некрологе (1917 г.).
Второй этап — советский период (1920— 1990), на который приходится замалчивание, завуалированность образа жизни и творческого наследия великого шейха, что было обусловлено диктатом общей коммунистической идеологии нетерпимости к религиям и их последователям. Это происходило несмотря на то, что в национальных регионах Урало-Поволжья у власти стояли кадры, выкованные в свое время идеологической школой З. Расулева, или их преемники, заложившие основы новой советской национальной элиты. Хочется отметить, что при создании национальной культуры, формировании национального самосознания они руководствовались идеями и векторами, заложенными З. Расулевым и его учениками уже в дореволюционный период. Также необходимо вспомнить, что в 1936—1950-х гг. муфтием, председателем ДУМЕС был сын шейха — Г.З. Расулев. В Турции в своих «Воспоминаниях» о роли З. Расулева в личной судьбе и судьбе интеллигенции А.-З. Валиди Тоган подтверждал неоценимый вклад «духовного короля» в развитие самосознания у народов региона [3, с. 34].
Третий этап — постсоветский (1990-е гг.). С обретением суверенитета начинается эпоха возвращения к корням, изучение ранее закрытых тем, в т.ч. идет регенерация, возврат духовных традиций и, конечно, исламских ценностей в общество. Издаются монографии по истории ислама в регионе. К примеру, в 1999 году вышла монография А.Б. Юнусовой «Ислам в Башкортостане», в которой в числе общей информации даётся научный анализ жизни и деятельности З. Расулева и Курбангалиевых [5].
В этот период, после идеологического коллапса, духовный вакуум начинают заполнять чуждые для российского мусульманского сообщества радикальные идеи сала-фитов и ваххабитов, против которых в свое время успешно противостояли великий шейх З. Расулев и представители его школы.
Четвертый этап — современный (2000-е гг.). Каждые 5 лет начинают проводить международный симпозиум, посвященный проблемам ислама в регионе и совместно — Расулевские чтения. Идет объективная оценка жизни и творческого наследия Зайнуллы-ишана, что мы видим в трудах исследователей И.Р. Насырова, X. Алгара, А.Б. Юнусовой, Р.Х. Насырова и др. У мусульманского населения с возвращением духовных суфийских корней, идеологических парадигм З. Расулева идет успешное дистанцирование от чуждых местному исламу са-лафитских и ваххабитских идей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шейх Зайнулла Расулев / пер. с араб.; сост., коммент. и пер. И.Р. Насырова. — Уфа: Китап, 2008. — 240 с.
2. Насыров И.Р. Великое видится на расстоянии (Духовное наследие шейха Зайнуллы Расулева). — Режим доступа: http://islamdag.ru/ lichnosti/2253
3. А.-З. Валиди Тоган. Воспоминания. — М.: б.и., 1997. — 649 с.
4. Насыров Р.Х. Шейх Зайнулла Расулев. — Уфа: Китап, 2008.— 176 с.
5. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. — Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. — 352 с.