УДК 340.122 ББК 67.1
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10495
ИДЕИ «ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДАХ РУССКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФОВ
Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой
Дина Викторовна АЛОНЦЕВА, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, кандидат юридических наук, доцент E-mail автора: dina.alontseva@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права
и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам истоков идеи теократической государственности в государственно-правовых взглядах русских религиозных философов. Сделан акцент на господствующие в дореволюционной России идеи поиска «идеального государства». В статье подчеркивается, что научные изыскания ученых концентрировали общую концепцию — идею христианского преобладания над политической жизнью, роль Церкви в деятельности светской власти. «Теократическая государственность» раскрывалась в идее религиозного оправдания существования и государства, и человека.
Ключевые слова: политико-правовая мысль, взгляды на государство, общественное устройство, теократическая государственность.
Annotation. The article is devoted to the topical issues of the origins of the idea of theocratic statehood in the state-legal views of Russian religious philosophers. The emphasis on prevailing in prerevolutionary Russia, the idea of finding the «perfect state». The article emphasizes that the scientific research of scientists concentrated the General concept — the idea of Christian domination over political life, the role of the Church in the activities of secular power. «Theocratic statehood» was revealed in the idea of religious justification of the existence of both the state and man.
Keywords: political and legal thought, views on the state, social structure, theocratic statehood.
Начало XXI в. характеризуется как сложное и непростое время во всех сферах общества, в том числе и в духовной, поскольку на протяжении последних десятилетий наметился процесс христианского возрождения. Религиозные нормы, церковные догматы становятся основополагающими в жизни населения. Однако эпоха атеизма прошлого столетия в полной мере не дает становлению духовного возрождения России, духовно-нравственный кризис в мировоззрении граждан еще не преодолен.
Русская религиозная философия, находившая под запретом практически на всем протяжении прошлого столетия, в XXI в. в виду духовного возрождения постепенно становится предметом исследования современной политико-правовой мысли. И это не случайно.
Сейчас, когда такие западные ценности, как «гедонизм и сексуальное раскрепощение становятся нормой... и если мы не хотим, чтобы человеческий род пал как Содом и Гоморра из-за своей развращенности, необходимо коренным образом менять свое отношение» [2, с. 16]. В свя-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
зи с этим обращение к идеям представителей русской религиозной философии вполне оправданно и своевременно, поскольку ученые той эпохи пытались выстроить оптимальные варианты государственного развития.
Основателем школы русской религиозной философии является B.C. Соловьев, создавший концепцию «теократической государственности», основанной на религиозных основах построения государственности.
B плеяду русских религиозных философов наряду с основателем входили такие ученые, как H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, E.H. Трубецкой, П.А. Флоренский и др.
Вопросы религии, философии, права и политики — это основополагающие элементы созидательных изысканий правоведов. Пытаясь найти наиболее оптимальные формы государственно-церковного взаимодействия, отечественные мыслители предлагали разные концепции таких тандемов, особую роль в построении идеальной модели государственно-церковных отношений, основанной на идее «теократической государственности».
B рамках данного исследования мы остановимся на анализе воззрений таких ученых, как H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, E.H. Трубецкой, для которых идея теократической государственности была отождествлением с идей оправдания существования самой государственности.
Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — выдающийся религиозный и политический философ, общественный деятель, разработчик философской концепции свободы. B основе идеи теократической государственности ученого лежала евангельская истина «Отдавайте кесарю кесарево, а Божье Богу» [3, с. 31].
Сущность теократии ученый рассматривал сквозь призму монархии и революции, называя последнюю «духовной болезнью»; H.A. Бердяев полагал, что именно она поможет преодолению духовного кризиса. Теократическая государственность, по мнению ученого, это идея о «Царстве Божием», о «христианском» государстве [3, с. 34—35].
Особое внимание философ уделял оправданию государственной власти, говоря о том, что она имеет божественное происхождение и оправдывает существование самой государственности, поскольку без нее человеческое общество достигнет «окончательного хаотического и анархического распада» [3, с. 35].
Сергей Николаевич Булгаков (1871 — 1944) — русский религиозный философ, богослов, экономист, юрист, крупный общественный деятель, живший на перепутье двух столетий, видевший и принимавший непосредственное участие в революциях, в переломные годы для России.
С.Н. Булгаков является ярким представителем отечественной политико-правовой мысли, предложившим оригинальную концепцию государственно-церковных отношений, имевшую довольно динамичный характер и включавшую ряд периодов: «марксистский, включавший идею революционного преобразования государства и церковной реформации, концепции христианской политики с программной целью достижения христианского социализма и теории христианской социальности с идеей внутреннего преображения государственности на основе христианства» [1, с. 82].
Идея теократической государственности в мировоззрении ученого преобладала в период концепции христианской политики. Государство, общество не могут существовать без религии, однако православие поражено самодержавием и глухо к христианским заветам, поскольку представляет не религиозные догмы, а интерес правящей элиты.
Христианская политика — это осуществление «заповедей Христа, идеалы или конечные, абсолютные цели этой политики даются религией» [4, с. 12].
В этот период сознание С.Н. Булгакова поражено идеей анархической государственности, поскольку, как он полагал, «государственность, как таковая, сведенная к своей сущности — праву, есть стихия, чуждая христианству... естественный идеал христианства есть свободный союз людей, объединенных любовью к церкви, т.е. идеал безвластия или свободной теократии» [4, с. 12].
Сущность государственно-церковных отношений сводилась исключительно к нравственно-религиозным отношениям, идеалом которых выступала «анархия»; государство оправдывается своим существованием только благодаря тому, что «человечество состоит не из одних христиан» [4, с. 13].
Аксиомой христианской политики выступал человек, его права и свободы, в том числе и религиозные. Мыслитель выступал за создание социального законодательства, направленного на защиту прав гражданина. Предназначение церковной реформы — «разрыв союза между православием и самодержавием и возрождение
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
церковно-общинной жизни» [4, с. 12], а главное назначение религии состоит в оправдании существования самой государственности.
Евгений Николаевич Трубецкой (1863 — 1920) — выдающийся религиозный философ, доктор права, общественный деятель, русский интеллигент из старейшей аристократической семьи.
Жизненный путь мыслителя был двояким, с одной стороны, он был связан с преподавательской деятельностью таких дисциплин, как юриспруденция и философия, а с другой — E.H. Трубецкой был одним из вдохновителей и основателей нескольких философских объединений: психологическое общество в Московском университете, Религиозно-философское общество Владимира Соловьева; он был ведущей фигурой издательства «Путь», главным редактором в период 1906 — 1910 гг. либерально-консервативного журнала «Московский еженедельник».
Особое внимание в своем творчестве E.H. Трубецкой уделял идее теократии как одной из форм государственно-церковных отношений.
Одной из господствующих идей дореволюционных мыслителей была концепция поиска идеального государства, детерминирующим фактором в которой была теократическая составляющая государственно-церковных отношений, основанная на христианской интерпретации государства.
Теократическая государственность E.H. Трубецкого базируется на миропонимании Августина Блаженного, по мнению которого «всестороннее господство божественного порядка над жизнью, как всемогущая церковь, властвующая
над индивидом и обществом, как теократия, в которой мирское начало поглощено духовным» [5, с. 62].
Одной из идей, разделяемых Августином, была идея об идеальном «единстве мирового плана, от века, заключавшегося в божественном осознании» [5, с. 65].
Таким образом, идея «теократической государственности» в политико-правовых взглядах H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, E.H. Трубецкого раскрывается в идее религиозного оправдания существования и государства, и человека.
Библиографический список
1. Алонцева Д.В. Государственно-правовые взгляды C.H. Булгакова: Дис. ... канд. юрид. наук. Курск, 2013.
2. Алонцева Д.В. «^традиционные» браки как отказ от христианских ценностей // ^ав-ственные императивы в праве, образовании, науке и культуре: Матер. V Междунар. молодежного форума, проводимого по благословению митрополита Белгородского и Старооскольско-го Иоанна. Белгород, 2017.
3. Бердяев H.A.. Царство Божие и Царство // Путь. 1925. № 1. С. 31—52.
4. Булгаков С.Н. Шотложная задача // Христианский социализм (C.H. Булгаков). Швоси-бирск, 1991.
5. Трубецкой E.H. Философия христианской теократии в V веке // Вопросы философии и психологии. М., 1891 — 1892. Год II. Кн. 9. С. 62—65.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019