ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
А.А. Поляруш, канд. пед. наук
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10570
Аннотация. Статья отражает актуальную проблему, связанную с содержанием и методами формирования творческого мышления в образовательном процессе. Дан краткий критический анализ популярных личностно- и практико-ориентированных подходов к образовательному процессу. Утверждается как единственный целесообразный подход к формированию творческого мышления - диалектический - с опорой на философские позиции Г. Гегеля, а также Э.В. Ильенкова и Г.П. Щедровицкого.
Ключевые слова: мышление, диалектическая логика, творческое мышление, разум, рассудок, деятельность.
Одной из объективных причин пересмотра концепции образовательной политики в нашей стране является беспрецедентное внедрение автоматических систем во все сферы жизни человека. Информационные технологии, таящие в себе колоссальные противоречия, начали широко внедряться в образовательный процесс. Экранное сознание ученика (студента) вынуждено воспринимать усечённую информацию, не укладывающуюся в определённую систему. Таким образом, формируется фрагментарный стиль мышления, не способный создать целостность между различными частями. Мир разорван, а в разорванном мире нельзя не разрываться. Понятие целостной личности превращается в анахронизм, не имеющий практического значения.
Прогресс «искусственного интеллекта» порождает всё больше противоречий, что генерирует осознание и признание творческого мышления как непреходящей ценности.
Проблема формирования творческого (креативного) мышления не получила должного осознания в образовательном процессе. Дилетантские, а то и откровенно шарлатанские, многочисленные «методики» по формированию креативности наполнили интернет: «концепция латерального мышления», «метод 6 шляп», «теория решения изобретательских задач» и многие другие. «Нешаблонный», «нестан-
дартный» взгляд на привычные вещи вырывает из хаоса сознания, якобы, нужное решение силой интуиция, озарения, аутогенного состояния человека. И ни в одной из этих «прогрессивных» методик даже не упоминается о мышлении как философской категории. Диалектически понимаемое мышление не может не быть творческим. Если современным состоянием общества востребовано творческое мышление, то смыслом и целью образования должно стать сформирование метода мышления.
Разрабатывая, вслед за Кантом, философские категории, Г. Гегель, приходит к важнейшему выводу: мышление - это форма не только индивидуальной человеческой деятельности, но и всей духовно-практической деятельности человечества, обусловливающая всю культурно-историческую и общественно-
практическая определённость. Философы-материалисты, счищая идеалистический налёт с гегелевой диалектики, утверждают, что о реальном мышлении человека и уровне его развития можно судить не столько по его словесным рассуждениям, сколько по реальным делам.
Гегель истолковывает мышление как имманентно творческий процесс. Материалистическое понимание мышления заключается в единстве субъективного и объективного, выступающим всеобщим условием творческого созидания предме-
тов материальной и духовной культуры. Действительное мышление есть не просто некая субъективная деятельность, происходящая в голове некоего индивидуума, действительное мышление есть общественно выработанная идеальная форма всей человеческой практической и предметной преобразующей деятельности. Отсюда следует важнейшая для педагогики мысль: образование должно быть системным, охватывающим все сферы человеческой деятельности, недопустимо обеднение учебных программ путём извлечения или урезания гуманитарных, естественных, математических, культурологических дисциплин.
Творчество - этот создание нового на основе старого. Если мышлению неведомо «старое» как основа преобразования, то не имеет смысла говорить о творческом мышлении вообще. Если в реальной жизни индивид изменяет объекты природы, творит искусственные предметы - опосредованно - через орудия труда, то и в мышлении происходит то же самое - только идеально. Мыслить, поэтому, означает формировать, творить предметный мир идеально, в форме понятий. Мышление - это саморазвивающийся творческий процесс, основа всякого созидания и творчества. Поэтому выражение «творческое мышление» представляет собой определённую тавтологию.
Сегодня, в условиях современного технологического развития, знание приобретает характеристики мышления как творческой деятельности, принципиально важную способность каждого человека мыслить творчески. Каждого! Непонимание природы мыслительного процесса, его прямой связи с объективной реальностью или игнорирование этого вопроса порождало и продолжает порождать мифы о прирожденных способностях и
т.д. [лобаст]. Бессмысленно говорить о личности в отрыве от других личностей. Когда это поймём, то расширим наши представления о феномене личности. Лич-ностно-ориентированное обучение обречено на провал.
Разрабатывая науку логики как основу системного знания, Гегель показал, что
системность является формой развития науки и что логика разума есть учение о творчески развивающемся мышлении. Гегель чётко и ясно противопоставляет разум рассудку.
Рассудок не мыслит противоречия, не может анализировать противоречивое единство категорий, следовательно, не умеет представить предмет в его развитии, целостности. Разум как высшая способность человеческого познания способен дать конкретное понятие, схватить истину в её конкретной полноте. Разум поэтому концентрирует в себе способность человеческого мышления развиваться [1 ].
Диалектическая логика создаёт духовную репродукцию предмета, реконструирует его саморазвитие, воссоздаёт его в логике движения понятий, чтобы воссоздать потом и на деле - в эксперименте, практике [2]. Философ Э.В. Ильенков назвал мышление истинно творческой деятельностью.
Диалектика - принципиально новая ступень человеческого мышления. Таковой и остаётся в настоящее время - не освоенной ни в науке, ни в дидактике. По меткому выражению Г.В. Лобастова, «ползучий эмпиризм» стал господствующей формой в процессе познания.
В образовательном процессе рассудочное мышление было и остаётся незыблемым, какие бы новые образовательные стандарты ни вводились.
Щедровицкий Г.П. был категорически против тезиса о том, что школа должна быть ближе к жизни (формирование пресловутых навыков): этим, окончательно умерщвлялось фундаментальное образование и подменялось материально-реальным. Если приспосабливать школу к сегодняшнему динамично развивающемуся обществу, это - формировать людей, не способных себя перестраивать: «школа должна учить мыслить».
Современный учебный процесс игнорирует закономерности природы логического, положив в основу формирования понятий случайные, внешние аналогии. Следствием такого подхода являются формальные знания учащихся, основанные на иррациональном, алогическом мышлении;
учащимся даются уже апробированные, принятые человеческим сообществом и в качестве парадигмальных нормы, идеалы, принципы, мировоззрение. Очевидно, такой подход к образованию не способен выполнить миссии формирования творческого мышления.
Образовательной технологией, отвечающей идее формирования творческого мышления, является Способ диалектического обучения. Дидактический приём
системного моделирования в рамках этого Способа основан на выявлении и разрешении противоречий, что и составляет объективную основу всякого развития.
Диалектический метод мышления -единственный разумный и действенный способ формирования мышления.
Вся проблема-то и выросла на почве культивируемой образовательным процессом рассудочной деятельности современного человека.
Библиографический список
1. Абдильдин Ж.М., Абдильдина Р.Ж. Мышленике как творческое, развивающееся понятие // Вопросы философии. - 2018. - №12. - С. 18-23.
2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М.: Политиздат, 1974. - 320 с.
3. Лобастов Г.В. Ильенков Э.В. и проблемы образования // Материалы XVII Международной научной конференции «Ильенковские чтения» (Москва, 27-28 марта 2015 года). -М., Изд-во СГА, 2015. - [Элекктронный ресурс]. - Режим доступа: https://koleyaprava.ru/ot-pedagogiki-k-filosofи-lobastov-g-v/ (дата обращения 18.02.2020).
THE PROBLEM OF FORMATION OF CREATIVE THINKING IN THE EDUCATIONAL PROCESS
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)
Abstract. The article reflects the actual problem associated with the content and methods of forming creative thinking in the educational process. A brief critical analysis of popular personality and practice-oriented approaches to the educational process is given. It is affirmed as the only expedient approach to the formation of creative thinking - dialectical - based on the philosophical positions of G. Hegel, as well as E.V. Ilyenkova and G.P. Shchedrovitsky. Keywords: thinking, dialectical logic, creative thinking, mind, reason, activity.