ВЕСТНИК КАЗГУКИ №4 2024 Раздел I. Теория и история культуры
УДК 7.067 EDN DDHWWO
Р.Ф. Салахов, Э.Р. Тагиров, Ф.Т. Мамедов
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АРТЕФАКТЫ КАК МАНИФЕСТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Статья представляет размышления историка, педагога-дизайнера, культуролога о природе и дефинициях таких понятий, как культурный код, самосознание, самоидентификация, культурная среда, социокультурные аспекты творчества в процессе глобального разворота мировоззренческих парадигм в сторону этносов и сообществ с традиционной аксиологией, отраженной в предметах национального наследия в его современной интерпретации. Принятое с детства восприятие языка, музыки, традиционных праздников и ремесел создает основы культурной самобытности, позволяя народам с традиционной системой ценностей сохранять свою идентичность в быстро меняющемся мире.
Ключевые слова: ремесло, перцепция, проекция, культурный код, эстетизация, онтология и феноменология артефакта, сакральное
Для цитирования: Салахов Р.Ф., Тагиров Э.Р.. Мамедов Ф.Т. Художественные артефакты как манифестация национальной идентичности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.7-14. EDN DDHWWO.
Rasykh F. Salakhov, Engel R. Tagirov, Fuad T. Mamedov ARTISTIC ARTIFACTS AS A MANIFESTATION OF NATIONAL IDENTITY
The article represents the reflections of a historian, teacher-designer, cultural scientist on the nature and definitions of such concepts as cultural code, self-awareness, self-identification, cultural environment, socio-cultural aspects of creativity in the process of global turn of worldview paradigms towards ethnic groups and communities with traditional axiology reflected in national heritage items and authentic "technologies" (crafts), in its modern interpretation. The perception of language, music, traditional holidays and crafts accepted since childhood creates the foundations of cultural identity, allowing peoples with a traditional value system to preserve their identity in a rapidly changing world.
Keywords: craft, perception, projection, cultural code, aestheticization, ontology and phenomenology of artifact, sacred
For citation: Salakhov R.F., Tagirov E.R., Mamedov F.T. Artistic artifacts as a manifestation of national identity // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.7-14. EDN DDHWWO.
Введение
Если мы беремся рассуждать об аксиологических ориентирах, складывающихся в систему определенного рода, то нам не избежать контекста, внутри которого разворачиваются процессы, определяемые обществом потребления, замыслами цифровых корпораций, идеями трансгуманизма, деконструкции и т.п. Продолжается активная трансформация человечества, которая, к счастью, перестает быть однонаправленной, ориентированной на самопровозглашенное «эталонным» западное общество. Это общество беспардонно навязывало всему миру совершенно чуждые ценности-новоделы, заповеди и догмы, первейшая из которых приучала молодые поколения Других культур чувствовать себя «гражданами мира» в самом извращенном значении этого слова (человеком без корней, без Родины, англоговорящим, ориентированным на то, за что платят). Запад формирует по
всему миру общество консьюмеризма, продвигая гедонистические идеалы. В сложившихся обстоятельствах Россия взяла на себя ответственность возглавить общества, ориентированные на традиционные ценности, уважительное отношение к аутентичным религиозным и моральным императивам, выработанным древними культурами, потомками которых являются и татарская, и азербайджанская культуры, об артефактах которых будет сказано в данной статье. Разрушение старых стереотипов, ревизия традиций, переоценка ценностей, усложнение «человеческой вселенной» [5] - все это происходит на базе «возвращения к самим вещам» [2]. Когда заявленные Западом «примитивные» культуры «нецивилизованных» народов многократно подтверждают не просто свою жизнеспособность, но и такую систему ценностей, в которой сформулировано четкое разграничение категорий Добро и Зло, именно этими куль-
турами представлены ориентиры к тому, чтобы построить по-настоящему культурное общество. Навязываемые десятилетиями по типу догмы даже не ценности, а «стандарты», не творчество, а «скилы», которым должно было бы соответствовать человечество, услаждая взоры «цивилизованного» общества, элиминировали в первую очередь все культурные особенности, связанные с национальной идентичностью, этносом, историческими корнями. Все то, что изначально делает человека человеком, гуманизируя реальность его «жизненного мира» [2], целенаправленно подвергалось уничижению, облекаемое в одежды «нецивилизованности и примитивизма». А между тем именно национальная культура и ее духовные и материальные артефакты преодолевают отчуждение человека от реальности, в которой «субъект устанавливает отношения с целостной реальностью..^ рамках этих культурных форм происходит рождение того, что мы сегодня называем Истиной., которая подразумевает антро-пологизацию самой реальности и ее культурное оформление» [10; с. 65-66].
Многократно трансформируясь, дефиниции культуры в их противопоставлении или поиске соприкосновения с понятием «цивилизация» всегда находили опору именно в глубинах национальных культур с их укорененностью в общемировом процессе. «Вторая природа» человека немыслима без его соразмерности, вещности собственного народа, его феноменологических и экзистенциальных основ. В современном мире термины «цивилизованные» общества и «варварские» общества давно утратили первоначальные значения, претерпев множество подмен понятий. Чтобы проанализировать социокультурное явление, не всегда стоит оперировать лишь научными категориями. Наука «не всегда ищет неизвестного за тридевять земель», находя для себя привлекательным то, что «казалось понятным и простым», обнаруживая за видимой стороной глубину мира невидимого, поскольку есть области человеческого знания и действия, где сама постановка вопросов имеет гораздо большее значение, чем любые полученные ответы [4; с. 6]. Мысль Ю. Лотмана хорошо иллюстрируется хождением у восточноазиатских народов такой знаковой системы, как орнамент - образный «язык», превосходящий функционал простого декора. Совершенно особая, уникальная эстетизация окружающей действительности описывалась орнаментом, словно письменами могуще-
ственных некогда цивилизаций, репрезентируя мудрость Эпох в геометрических узорах, усложняющихся в процессе социокультурного становления и развития с течением веков в витиеватые, многослойные, «сложносочиненные» объемы растительного и животного декора. Реализованный посредством уникального «высокотехнологичного» переплетения нитей, подбора цветовой гаммы, заключающей в себе дополнительные смыслы и детали (бахромы, шелковых кистей и др.), орнамент создавал эффект движения.
Материалы и методы
Этнические артефакты, как и породившие их Идеи, требуют скрупулёзного изучения с привлечением актуальных подходов и методов, которыми оперирует теория и философия культуры, этнический дизайн, этническая педагогика, история, психология (психоанализ). Осуществленное нами исследование свершается в рамках антропологического, культурологического, этнического подходов, тематизированных рамками экзистенциального, феноменологического, герменевтического, аксиологического, праксиологического, онтологического, эпистемологического модусов, позволяющих нам прогнозировать преимущества смены мировоззренческих основ и парадигматических аспектов в пользу автох-тонности и аутентичности традиционных обществ, нацеленных на созидание и дружбу.
Литературный обзор
Поскольку наше исследование касается целого ряда областей, соприкосновение которых очевидно, в качестве базовых нами привлечены концепции перцептивного восприятия художественных артефактов, фундаментально проработанные в трудах И.А. Статке-вич, Г.Э. Ахтямовой, Р.М. Валеева, Р.Р. Фахрут-динова, И.А. Бабича, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, М. Эпштейна. Эти исследования убедительно показывают, что творчество и творец испытывают на себе воздействие ценностей конкретной культуры, с позиции которой осваивается реальность, эстетизируясь и гуманизируясь. Мы продолжаем сотрудничать с нашими коллегами О.Н. Коршуновой, М.В. Андреевым, А.Г. Хайруллиной-Валиевой, С.Д. Бородиной и нашими коллегами - действительными членами международной гуманитарной академии «Европа-Азия», каждый из которых соответственно области научных интересов обогащает наши исследования собственными наработками. Нами проанализированы концепции Э. Тодда, Ф. Фукуямы, Ф. Хилл, А. Ду-гина и многих других современных исследо-
вателей, имеющих оригинальные парадигматические концепции состояния общества на сегодняшний день. Были проанализированы работы Борзова Е.П., Рыбина В.Н., Кирвеля Ч.С., Фролова М.Т., Зинченко В.П., Нигматул-линой Ю.Г.; проштудированы доклады и документы целевой группы исполсовета ЮНЕСКО в XXI веке. Все указанные источники позволили нам сформулировать некоторые положение собственной концепции культуры, предлагаемые к прочтению в данной статье.
Культуру восточноазиатских народов можно изучать в разных плоскостях, однако ничто не поведает о них больше, чем художественные артефакты, арт-объекты и, да простят нам эту вольную интерпретацию искусствоведы, не предметы «высокого» искусства, в которых «читается следование «эталонам», а вещи, вышедшие из-под руки ремесленников. Тысячелетиями они транслировали последующим поколениям то, что доверено было им предшественниками, бережно отбирая и воплощая лучшие практики, источники и лекала, образцы и технологии, реализованные в таком виде деятельности, где слова -категория избыточная. Между автором-пассионарием, аккумулировавшим в себе культурные коды и архетипы народа, и зрителем, ощущающим восторг от взаимодействия с «не просто вещью», устанавливается контакт особого рода, когда «голос крови» и его имагинативные возможности «разворачивают перед ним некогда имеющие место быть события». И пусть сам реципиент не являлся их прямым участником, но он является наследником тех, кто позволяет ему «увидеть» бытие народа с древней историей, достойной устойчивой системой ценностей. Вовсе не случайно «цивилизованные» общества настойчиво пытаются лишить разоряемые ими государства «истории». В большинстве школ Советского Союза в кабинете истории над доской висел плакат с фразой М. Горького о том, что, «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». И все мы с самого юного возраста ощущали свою причастность великой стране, в которой бережно хранят культуру даже самого малочисленного этноса и с интересом и восхищением читают сборники легенд и сказаний народов, населяющих страну.
Эволюция эстетических объектов - это особая эволюция, которая, используя актуальные технологии, создает артефакты, значительно превосходящие товары широкого потребления, поскольку они тяготеют к се-
мантике традиций, воспроизводя, хотя и в стилизованной форме, те шифры и коды, которые не позволяют прерваться уникальности, некогда сформулированной этническими обществами, отличающимися друг от друга, но транслирующими вечные ценности. Именно это отличие объектов духовной культуры от западных симулякров помогает обрести связь с предками, с корнями, с идеалами, обмен которыми происходил между прародителями и другими народами, при этом не утрачивая принадлежности своему. Не только так называемое «высокое искусство» достойно дескрипции, осмысления в обмене мнениями ученых мужей, но и ремесла, мастерство, рукоделие старых мастеров предоставляют сегодня обширную базу и вдохновение для поколений, призванных при их участии стать свободными в обществах, ориентированных на духовные традиции.
Анализируя вехи развития человечества, мы наблюдаем не только угрозы и вызовы культурной среде, но и высокотехнологичные продукты, выработанные в недрах технических революций, которые сегодня позволяют сканировать, оцифровывать, воспроизводить в 3D, AR, VR технологиях достижения (арт-объекты) предшествующих эпох, ценой невероятных усилий сохраненных для нас предками; а иногда и воспроизвести утраченные артефакты (пусть пока только в цифровом формате), которые были сознательно уничтожены «цивилизованными» обществами, в прямом и переносном смысле объявляющими крестовые походы против инакомыслия и нежелания «занять» такое место в вертикали, которое определено ими, находящимися на вершине, «малым» народам.
Итак, развивая мысль в контексте семантики арт-объектов как особого языка, мы расширяем мировоззренческие горизонты глубинными понятиями человеческой онтологии, которые принято определять как «бесконечное», «нуменозное», «вечное», «сакральное», «трансцендентное». Выстроенная некой величественной силой и воспринятая нашими предками иерархия предоставляет творцам доступ в сферы, где обретается талант, вдохновение, инсайты в обмен на уважительное и трепетное отношение к этому Источнику. Культурному человеку не свойственно бросать вызов природе, провозглашая «смерть Бога» [6], поскольку в подобном случае не получается шедевров, а лишь «штамповка», аналогичная той, которая генерируется нейросетью или роботом, не спо-
собным испытывать эмоций и чувств, того неуловимого, не менее реального, что объединяет человека с Создателем. Сегодня прилавки завалены симулякрами, объявленными «актуальными» и «модными», но в которых нет энергий, нет дыхания, нет признаков жизни. То, что «сотворила машина», просто невозможно передавать по наследству от матери к дочери, от отца к сыну, как старинные ювелирные украшения или холодное оружие, выкованное несколько веков назад мастерами старой школы, наличие которых определяет самооценку и статус рода как дополнительную систему координат в современном мире. Это как фамилия, генеалогическое древо или духовные профессии наших предков. Ремесленники, духовные лидеры, признанные деятели культуры, укорененные фамилией, имеющие родовые связи, возвышают этнос и конкретного его представителя уже одним фактом такой сопричастности.
Возвращаясь к словам Ю. Лотмана о том, что интерес и смысл для науки могут и должны представлять не только сложные, но и самые простые, обыденные вещи, сообщающие нам нечто очень важное о нам самих, мы приведем в пример семиотику орнамента, этой особой знаковой системы, особого языка, повествующего нам об интроспективных формах и модусах существования восточных культур. Предки этих народов создавали такие масштабные цивилизации-империи в те времена, когда народы, населяющие европейские земли, не имели даже статуса государств. Для орнаментов керамических артефактов, вышивки, плетения группы тюркских народов характерны общие понятия, зашифрованные в геометрических (шахматных, растительных, геометрических; тамбурских, обских и др. узорах), в которых проявлены «изначальное», «живое движение», «сила высокого напряжения» [азербайджанского орнамента], которые «пребывая «в вещах» [располагаясь в предметах, интерьерах, зданиях, находятся] всегда на глазах у зрителя» [9; с. 245]. Художественным артефактам Азербайджана с характерными для них импульсивностью, очевидностью и насмотренностью «движения резца мастера», способом организации и восприятия пространства (например, керамики или вышивки) свойственна пронзительная психологичность, стилизация, вариативность сюжета, отражающего и сами способы расположения (отражения) элементов в пространстве. Искусство изготовления ковров - совершенно особый способ пространственной
организации и «общения с миром». Азербайджанские ковры «Сураханы» (пер. пол. ХХ в.), «Гымыл», «Зейва» по-своему, но в строгом соответствии канонам рассказывают свои истории посредством равномерно очерченного рисунка. На рисунке симметрично расположены восемь медальонов, разделенных на пары каймой четырех прямоугольников («Су-рахны»). Удивительная близость мировоззрения прослеживается с орнаментальными чувашскими композициями, с их глубокой идеей трех солнц со спаренными по двое четверкой лучей («радость познания, радость помощи, радость дарения»). Такой геометрический мотив присутствует в большинстве вышивок: четыре луча, четыре стороны - перекрестки и др. Медальоны и орнаментальные фигуры ковра «Гымыл» имеют собственные имена, соответствующие фигурам, повторяющимся по пространству ковра и космогони-зирующим особую энергию, в поле которой вертикальные ряды ромбических медальонов создают и отчетливую космологию. Логика «Зейва» проработана образом восьмиконечной звезды, составляющей единое целое с большими крупными объектами рисунка, поддерживающегося аналогичными фигурами, но уменьшенными копиями, а зигзагообразная окантовка усиливает энергийные потоки движения, увенчиваясь каймой. Большое значение имеет цветовая гамма, вносящая в общее повествование акценты, восходящие к мифологическими парадигмам, занимающим особое место в жизни этносов. Эволюция творчества, о генезисе которой рассуждает А. Бергсон, утверждает особенность, «отработанную» предками, которые умели проживать «каждый момент» нового, чего с каждым днем осознанно лишаются жители мегаполисов, работники корпораций, представители индустрии высоких технологий. [1; с. 29]. Он говорит о том, что мастерство - это то, что «прибавляет к прежнему» не только эволюцию физиологии (научения чему-то, обретение навыков), но, что гораздо более важно, в акте творчества каждый конкретный представитель и этнос вновь и вновь обретают себя; а это ведь тоже наука. Многократное воспроизведение давно известного не просто подтверждало факт его жизнеспособности, но и позволяло осваивать пространство в строго рационализированной парадигме, интерпретируя формы в соответствии с законами пропорции и геометрии, что также воздействовало на мировоззрение и в процессе создания, и в процессе соответствующей рецепции. Во-
сточные культуры с их тягой к роскоши, эмоциональности, восторженности эстетизировали действительность во всем: в коврах, предметах утвари, гардероба, ювелирных объектах, аксессуарах. Они следовали особой мифологии кочевых народов, трансформирующейся под воздействием особой мудрости (философии), призванной превзойти простую мастерскую реализацию орнамента и его подчиненность форме изделия через выход в сферы инобытия, не нарушив при этом покоя божеств-блюстителей. Нанесенные на все артефакты своеобразные «священные письмена» (в вышивке, кожаной мозаике, казанском шве, способах переплетения нитей, чеканке и др.) выполняют сверхдекоративную функцию, регламентируя отношения этноса с существами из духовного измерения, позволяющими им приобщаться Тайны Мирового Источника, которой питаются корни Мирового Древа, преодолевая темпоральный фатализм.
Авторский почерк ремесленника тюркских, восточноазиатских цивилизаций, имеющих схожую точку зрения на реальность, соответствующую основаниям их бытия, имеющих множественную схожесть, отражает коллективное сознание соседствующих народов. Это сознание сформировало глубокие связи с тем, что многократно превосходит любые естественнонаучные и технологичные основания. Оно породило такие формы взаимодействия с сущим, которые лучше всего выражаются формами соцветий, энергийными завитками и геометриями, диковинными растительными переплетениями, намеками в едва приоткрывшихся бутонах, тем, что возвышает человека над формулами и абстракциями сциентистов. Природа создала человека для взаимодействия с ним по законам гармонии и радости (по законам творчества), при помощи которых человек способен к созерцанию первозданной чистоты подземных озер, восхищению блеском чешуи в драконьих и змеиных подземельях, тончайшими шелками и тканями, привезенными купцами из самых отдаленных уголков планеты. Разве можно назвать такие культуры, смотрящие вглубь явлений, примитивными? Дать им такое определение может лишь разум без чувств, сформировавшийся в странах с менее чем трехсотлетней историей. Их рефлексия примитивна, не имеет генетического статуса, не чувствительна к тому, что древние греки именовали эпифанией, а современные исследователи именуют «инсайтами». Кроме того, восточноазиатские культуры отличаются от
западноевропейских, депрессивных в самом своем основании, культур Смерти, декаданса и «конца истории», своим оптимистическим отношением к жизни. Это культуры с многочисленными праздниками, голосящими базаром, где собирается огромное количество людей, звучит музыка, сменяются яркие наряды, все расцветает в хороводе в красочном соцветии, где много даров, где все пожелания друг другу всегда касаются мира благоденствия. Восточные культуры и их артефакты характеризуются особой атмосферой торжества Жизни, где все органы чувств удовлетворены особой созерцательностью. Семиотические и семантические аспекты, проявленные в орнаменте и декоре азербайджанской, татарской, чувашской и других культур и выраженные уникальными технологиями, о которых шла речь выше, представляют собой стройную логическую систему со множеством нюансов и подсистем, которые гуманизируют реальность, преодолевая отчуждение человека от мира посредством эмоций, а не цифр. Например, знаменитый казанский шов, соединяющий детали кожаной мозаики в дошедших до нас арт-объектах и предметах гардероба (ичигах), сильно отличается от современного. Стежки казанского шва имеют микроскопический размер и отличаются точностью, соразмерностью, какой-то «фабричной» аккуратностью, а между тем все это делалось вручную. Это свидетельствует о том, что старые мастера жертвовали зрением, спиной, пальцами во имя того, что по значению превосходило простое зарабатывание денег. Они знали гораздо больше нас, и это знание позволяло им проживать полноценную жизнь и спокойно уходить в Вечность, передавая ученикам особый свет ремесла и мудрости. Это современное общество, утратившее сами основания собственного «жизненного мира», живущее с оглядкой на «цивилизованные народы», транслирующее более чем сомнительные ценности, стоило бы определить как «примитивное». Геометрические и флористические орнаменты и декор как особый способ передачи информации и выражения мысли, свойственный большинству восточных культур, предоставляют «умному» глазу такие духовно-аксиологические концепции, которые, становясь высшими ценностями (а выше собственной жизни для человека традиционной культуры может быть только Любовь к Родине, «отеческим гробам», детям и Всевышнему), отсылают нас к тому, чего пытались лишить соросовские фонды, выпускающие
«методички гордости и толерантности», надстраивая над автохтонными аутентичными культурами «свою собственную корпоративную образовательную среду» [12;330], чуждую возвышенными Идеалам.
Художники, музыканты, ремесленники и другие творцы не должны размышлять об устройстве Вселенной в концепциях науки. Наши предки выработали целую систему космогонических и космологических мифов, которые способны сообщать потомкам и всему миру Истины, которые зашифрованы в религиозных учениях, поэтических сборниках, орнаментах древних артефактов. Были времена, когда то, что мы сегодня воспринимаем как просто узор или стилизованные вариации украшений, «читалось» и воспринималось как знак, как символ, отсылающий нас Иному бытию.
Результаты исследования
Данная статья представляет собой дайджест фундаментальных рассуждений, опубликованных монографий за наши авторством, среди которых «Феномен культуры на фоне разлома Истории. Э.Р. Тагиров (2023), «Национальное образование в архитектуре многополярного мира: культурно-цивилизационная идентичность» (2024), ряда ранее опубликованных статей (2020-2024), которые были представлены научной и творческой интеллигенции на конференциях и круглых столах международной гуманитарной академии «Европа-Азия», научно-практических профильных конференциях Института культуры мира (ЮНЕСКО) в г. Казань, Казанского государственного института культуры.
Обсуждение
Основные тезисы статьи широко обсуждались на круглых столах, межвузовских научно-практических конференциях, подготовленных Казанским государственным институтом культуры (факультет инноваций и традиций народной художественной культуры), во время региональных, федеральных и международных научных мероприятий Института культуры мира (ЮНЕСКО) Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясо-ва, на ежегодных международных форумах международной гуманитарной академии «Европа-Азия» в 2020-2024 годах. Результаты исследований докладываются на ежегодном Международном форуме Kazan Digital Week, фестивалях и форумах в Казани, Чебоксарах, Уфе, Йошкар-Оле, Саранске, Болгарах, Санкт-Петербурге, Таразе (Казахстан), Минске (Республика Белоруссия). Материалы публика-
ций широко используются в процессе дополнительного образования в рамках национальных проектов «Культура», «Творческие люди»; при работе с грантами студентов и преподавателей КазГИК. Выработанные во время таких мероприятий резолюции констатировали, что вопросы культурного наследия в необратимо цифровизирующемся мире демонстрируют устойчивую тенденцию к увеличению интереса человека XXI века к национальной культуре, традициям, языку, которые выступают основным инструментарием трансляции нематериальных ценностей последующим поколениям. Этот посыл остается главенствующим, а высокие технологии призваны играть роль оборудования и средств технического выражения, не претендующую на главенствующие позиции. К «цифре» стоит относиться лишь как к «обслуживающему персоналу», не увлекаясь излишне и не наделяя ее мифическим свойствами «равенства» человеку, надуманными этическими аспектами, не возвышая ее до уровня «божьего создания». Не человек-творец, созданный «по подобию Божьему», должен преклоняться перед машиной, именуемой, пусть искусственным, но интеллектом, а компьютерный «мозг» - процессор должен не покидать того места, которое определено культурно-историческим процессом. Именно искусство (все виды искусств) имеет право занять свое «императорское» положение в иерархии ценностей, ориентируясь при этом не на стратегическую прозорливость, продюсирование и менеджмент, а, как ему изначально предопределено Творцом, на мудрость, философию, мастерство и духовные практики. Технологии будут способны угрожать нам лишь в том случае, если мы, возвеличив их до уровня новой религии, промедлим или вовсе откажемся от воспитания молодого поколения в традиционных рамках, не прививая потребность трудиться для освоения колоссального количества источников духовного наследия. Это серьезный труд - сделать из себя культурного, образованного человека, способного не просто поддержать в просвещенном обществе разговор о роли высоких технологий, но и цитировать Гомера на древнегреческом, рассуждать о трактатах Руссо на французском, иметь собственное аргументированное мнение о грядущих реформах, при этом восхищаясь глубиной национального фольклора.
Заключение
Многократно осмеянное и оболганное западными философами и деятелями культуры
понятие «духовные скрепы» - это то, что проявляется в национальном языке, в песнях и праздниках, воспринятых с детства, в музыкальных инструментах, сказках и легендах, в предметах ремесла. Это то, что позволяет государствам с традиционной системой ценностей не просто балансировать над пропастью стремительно глобализирующегося мира, сохраняя достоинство через осознание молодежью личной сопричастности принадлежности и родства исполинам перед глазами исторических карликов, переписывающих историю и определяющих иерархии во главе с самими собой. А.Г. Дугин, рассуждая о состоянии современной науки и «откровенного распада научного сознания, где оттачивание технологий сопровождается все более необратимым погружением в откровенное безумие», высвечивает и такую важную особенность западной системы наукометрики, приучившей нас к тому, что [3;23] артефакты западной культуры - это шедевры и образцы, соотнесенность с которыми определяет то место, которое все остальные культуры способны занять не на равных, а лишь приблизившись к свету их мысли, идей и мировоззрения. В то же время ремеслу уготовано более чем скромное место, поскольку оно не заключает в себе сверхидей, не переосмысливает происходящее, не замышляет реформ, а лишь воспроизводит нечто, утратившее актуальность. Хотим заявить научному сообществу, что изучать объекты народного этнического творчества можно и нужно в аспекте философии, культурологи, эпистемологии, естественнонаучных дисциплин, не ограничиваясь простым описанием их исторического и археологического контекста. Эти художественные объекты не просто говорят с нами, сообщая нечто пронзительно важное о нас самих, наших корнях, нашем достоинстве, но и они есть особые способы, предназначенные не объяснять реальность «по типу науки», но обретать смыслы через установление контакта с духовным, который позволит человечеству преодолеть неестественные для него инфернальные ценности нуворишей. Народы России - «народы-художники» [7], их стоит воспринимать как проповедников Добра, по крупицам сохраня-
ющих осколки прежнего гуманистического мира для всего человечества. Экзистенциалист Ж.-П. Сартр, рассуждая о культуре в контексте «отражения», чрезвычайно созвучен кьеркегоровскому тезису о том, что сын - это зеркало, в котором отражается отец, оказался настолько актуален и собственному времени, и всем последующим эпохам. Перефразируя Кьеркегора, мы можем сказать, что художественные артефакты национально-этнического стиля есть тот самый «отец», в котором всегда должен отражаться «сын», а мы должны выстраивать свой жизненный мир на прекрасном наследии предков, в том числе в творчестве, как это делают выдающиеся дизайнеры с мировым именем. Коллекции С. Салиева ( «Взором на Восток», «Девичьи мечты», «Круги на воде» и др.), Айдархана Калиева («Эхо древнего Тараза», «Великий шелковый путь», «Пери Тараза», «Великая степь» и др.) отражают тысячелетний Путь творцов Востока и Азии в потрясающих вариациях современного прочтения, и осознание ими принадлежности собственным народам значительно обогащает их творчество, подчеркивая роскошь и мудрость веков, побеждающих энтропию и деградацию «века сего». Ведь только вещь с историей (пусть и в новом прочтении) способна вызвать отклик и неподдельный интерес потомков, взывая к самим основаниям внутреннего мира реципиента, знающего, кто он есть и куда направляется. Развитие культуры и цивилизации возможно «только в одном направлении: в направлении все большего одухотворения и все большей сублимации, которые осуществляются разными способами, но прежде всего посредством различного рода творчества» [11; с. 78], которое должны быть свободно от пошлости, ходульности, кича. Такая сложная философская категория, как «выбор» - то, что отличает человека от животного, на чем основывается осознание себя и самоопределение; в которой заключены диалектические апории между «приспособлением» и следованием «высшей цели» - не может и не должна быть обоснована вне фундаментальных связей с предками.
Литература
1. Бергсон А. Творческая эволюция / Анри Бергсон; пер. с франц. М. Булгакова, переработанный Б. Бычковским. - М.: Эксмо, 2019. - 320 с.
2. Гуссерль Э. Рассуждение о методе. Интернет изд.-во Ridero. 2024. - 28 с.
3. Дугин А.Г. Интернальные Онтологии. Сакральная физика и опрокинутый мир/А.Г. Дугин. - М.; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2022. - 444 с.
4. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: «Искусство-СПб», 2000. - 704 с.
5. Неклесса А.И. Геоэкономическая система мироустройства и Россия. М.: Синергия, 2013
6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Ecce homo. Антихрист. Веселая наука. М.: СЗКЭО, 2022. - 767 с.
7. Розанов В. Среди художников. М.: Азбука, 2023, 448 с.
В. Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2002. -319 с.
9. Семенова Т. Народное искусства и его проблемы. М.: Советский художник, 1977, с. 245.
10. Статкевич И. А. Проективная природа истины в мифе и в искусстве / / Гуманизация образования. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektivnaya-priroda-istiny-v-mife-i-v-iskusstve (дата обращения: 19.09.2024).
11. Статкевич Ирина Алексеевна Эстетизация как способ освоения реальности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetizatsiya-kak-sposob-osvoeniya-realnosti (дата обращения: 19.09.2024).
12. Четверикова О. Трансгуманизм в российском образовании, наши дети как товар. Второе издание, дополненное - М.: Книжный мир, 2021. - 416 с.
References
1. Bergson A. Tvorcheskaya evolyuciya / Anri Bergson; per. s franc. M. Bulgakova, pererabotannyj B. By-chkovskim. - M.: Eksmo, 2019. - 320 s.
2. Gusserl' E. Rassuzhdenie o metode. Internet izd.-vo Ridero. 2024. - 2В s.
3. Dugin A.G. Internal'nye Ontologii. Sakral'naya fizika i oprokinutyj mir/A.G. Dugin. - M.; Berlin: Direktmedia Pablishing, 2022. - 444 s.
4. Lotman YU.M. Semiosfera. - SPb.: «Iskusstvo-SPb», 2000. - 704 s.
5. Neklessa A.I. Geoekonomicheskaya sistema miroustrojstva i Rossiya. M.: Sinergiya, 2013
6. Nicshe F. Tak govoril Zaratustra. Ecce homo. Antihrist. Veselaya nauka. M.: SZKEO, 2022. - 7б7 s.
7. Rozanov V. Sredi hudozhnikov. M.: Azbuka, 2023, 44В s.
В. Sartr ZH.-P. Voobrazhaemoe: fenomenologicheskaya psihologiya voobrazheniya. SPb.: Nauka, 2002. -319 s.
9. Semenova T. Narodnoe iskusstva i ego problemy. M.: Sovetskij hudozhnik, 1977, s. 24S.
10. Statkevich I. A. Proektivnaya priroda istiny v mife i v iskusstve // Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektivnaya-priroda-istiny-v-mife-i-v-iskusstve (data obrashche-niya: 19.09.2024).
11. Statkevich Irina Alekseevna Estetizaciya kak sposob osvoeniya real'nosti // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetizatsiya-kak-sposob-osvoeniya-realnosti (data obrashcheniya: 19.09.2024).
12. CHetverikova O. Transgumanizm v rossijskom obrazovanii, nashi deti kak tovar. Vtoroe izdanie, dopol-nennoe - M.: Knizhnyj mir, 2021. - 41б s.
УДК 93G.85+281 EDN ABNOAK
Л.З. Бородовская
СИМВОЛ ШЕСТИКОНЕЧНОЙ ЗВЕЗДЫ В ТАТАРСКОЙ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Статья посвящена анализу разновидностей и герменевтической интерпретации символа шестиконечной звезды в татарской исламской культуре на примере разных художественных ремесел — резьба по камню, керамика, ювелирное искусство, архитектура, монеты и др. Предварительно были выявлены многочисленные примеры гексаграммы в разные эпохи у разных народов мира, проанализировано понимание ими символического значения звезды. Выявлен факт общемирового распространения данной геометрической фигуры в качестве вселенского символа. Для понимания этого знака в татарском культуре эпохи Золотой Орды как мирового традиционного символа, были выявлены примеры артефактов по результатам археологических раскопок, материалы музеев, научные исследования по истории культуры Волжской Булгарии. Введены в научный оборот некоторые малоизвестные зарубежные источники по символике шестиконечной звезды.
Ключевые слова: гексаграмма, эзотеризм ислама, геометрические символы, хатем Сулейман
Для цитирования: Бородовская Л.З. Символ шестиконечной звезды в татарской исламской культуре периода Золотой Орды // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.14-22. EDN ABNOAK.