5. Неклесса А.И. Геоэкономическая система мироустройства и Россия. M.: Синергия, 2013
6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Ecce homo. Антихрист. Веселая наука. М.: СЗКЭО, 2022. - 161 с.
7. Розанов В. Среди художников. М.: Азбука, 2023, 448 с.
В. Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2002. -319 с.
9. Семенова Т. Народное искусства и его проблемы. М.: Советский художник, 1911, с. 245.
10. Статкевич И. А. Проективная природа истины в мифе и в искусстве / / Гуманизация образования. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektivnaya-priroda-istiny-v-mife-i-v-iskusstve (дата обращения: 19.09.2024).
11. Статкевич Ирина Алексеевна Эстетизация как способ освоения реальности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetizatsiya-kak-sposob-osvoeniya-realnosti (дата обращения: 19.09.2024).
12. Четверикова О. Трансгуманизм в российском образовании, наши дети как товар. Второе издание, дополненное - М.: Книжный мир, 2021. - 416 с.
References
1. Bergson A. Tvorcheskaya evolyuciya / Anri Bergson; per. s franc. M. Bulgakova, pererabotannyj B. By-chkovskim. - M.: Eksmo, 2019. - 320 s.
2. Gusserl' E. Rassuzhdenie o metode. Internet izd.-vo Ridero. 2024. - 2В s.
3. Dugin A.G. Internal'nye Ontologii. Sakral'naya fizika i oprokinutyj mir/A.G. Dugin. - M.; Berlin: Direktmedia Pablishing, 2022. - 444 s.
4. Lotman YU.M. Semiosfera. - SPb.: «Iskusstvo-SPb», 2000. - 704 s.
5. Neklessa A.I. Geoekonomicheskaya sistema miroustrojstva i Rossiya. M.: Sinergiya, 2013
6. Nicshe F. Tak govoril Zaratustra. Ecce homo. Antihrist. Veselaya nauka. M.: SZKEO, 2022. - 7б7 s.
7. Rozanov V. Sredi hudozhnikov. M.: Azbuka, 2023, 44В s.
В. Sartr ZH.-P. Voobrazhaemoe: fenomenologicheskaya psihologiya voobrazheniya. SPb.: Nauka, 2002. -319 s.
9. Semenova T. Narodnoe iskusstva i ego problemy. M.: Sovetskij hudozhnik, 1977, s. 24S.
10. Statkevich I. A. Proektivnaya priroda istiny v mife i v iskusstve // Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektivnaya-priroda-istiny-v-mife-i-v-iskusstve (data obrashche-niya: 19.09.2024).
11. Statkevich Irina Alekseevna Estetizaciya kak sposob osvoeniya real'nosti // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetizatsiya-kak-sposob-osvoeniya-realnosti (data obrashcheniya: 19.09.2024).
12. CHetverikova O. Transgumanizm v rossijskom obrazovanii, nashi deti kak tovar. Vtoroe izdanie, dopol-nennoe - M.: Knizhnyj mir, 2021. - 41б s.
УДК 93G.85+281 EDN ABNOAK
Л.З. Бородовская
СИМВОЛ ШЕСТИКОНЕЧНОЙ ЗВЕЗДЫ В ТАТАРСКОЙ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Статья посвящена анализу разновидностей и герменевтической интерпретации символа шестиконечной звезды в татарской исламской культуре на примере разных художественных ремесел — резьба по камню, керамика, ювелирное искусство, архитектура, монеты и др. Предварительно были выявлены многочисленные примеры гексаграммы в разные эпохи у разных народов мира, проанализировано понимание ими символического значения звезды. Выявлен факт общемирового распространения данной геометрической фигуры в качестве вселенского символа. Для понимания этого знака в татарском культуре эпохи Золотой Орды как мирового традиционного символа, были выявлены примеры артефактов по результатам археологических раскопок, материалы музеев, научные исследования по истории культуры Волжской Булгарии. Введены в научный оборот некоторые малоизвестные зарубежные источники по символике шестиконечной звезды.
Ключевые слова: гексаграмма, эзотеризм ислама, геометрические символы, хатем Сулейман
Для цитирования: Бородовская Л.З. Символ шестиконечной звезды в татарской исламской культуре периода Золотой Орды // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.14-22. EDN ABNOAK.
LUiya Z. Borodovskaya THE SYMBOL OF THE SIX-POINTED STAR IN THE TATAR ISLAMIC CULTURE OF THE GOLDEN HORDE PERIOD
The article is devoted to the analysis of varieties and hermeneutic interpretation of the six-pointed star symbol in Tatar Islamic culture using various artistic crafts as an example - stone carving, ceramics, jewelry, architecture, coins, etc. Numerous examples of the hexagram in different eras among different peoples of the world were previously identified, and their understanding of the symbolic meaning of the star was analyzed. The fact of the worldwide distribution of this geometric figure as a universal symbol was revealed. To understand this sign in the Tatar culture of the Golden Horde era as a world traditional symbol, examples of artifacts were identified based on the results of archaeological excavations, museum materials, and scientific research on the history of the culture of Volga Bulgaria. Some little-known foreign sources on the symbolism of the six-pointed star were introduced into scientific circulation.
Keywords: hexagram, esotericism of Islam, geometric symbols, Hatem Suleiman
For citation: Borodovskaya L.Z. The symbol of the six-pointed star in the Tatar Islamic culture of the Golden Horde period // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. C14-22. EDN ABNOAK.
Введение
Шестиконечные звезды в виде соединенных или переплетенных вместе двух равнобедренных треугольников, направленных вершинами в противоположные стороны — это один из самых древних в мире символов многих народов. Аналогии в разных культурах мира — «печать Соломона», «шаткона» в индуизме, «хатем Сулейман» в исламе, гексаграмма, шестиконечные звезды и шестиле-пестковые цветочные орнаменты встречаются в артефактах разных стран возрастом более двух-трех тысяч лет. С точки зрения восприятия и применения — это магический символ, амулет, геометрический орнамент в декоративно-прикладном искусстве, форма украшений в архитектурных сооружениях и множество других примеров. Многочисленные вариации узоров с шестиугольными звездами есть на средневековой керамике, ювелирных украшениях, монетах, в форме и украшении бытовых предметов, на одежде и головных уборах и т.д. Для традиционной мировой культуры шестиугольные звезды имеют свой смысл, часто сакральный; и как все символы может быть интерпретирован по-разному, в зависимости от личности интерпретатора.
Для современного ученого гексаграммы, гексагональные симметрии — это область исследования различных минералов, кристаллов льда (снежинки тоже имеют шестиугольные формы), структура пчелиных сот, форма элементов составляющих глаз стрекозы и некоторых насекомых, застывшие шестигранные колонны вулканов («Мостовая гигантов» в Северной Ирландии, «Девилс тауэр» в Северной Америке) и многое другое. Исследователи утверждают, что нашли вырезанные на камне гексаграммы возрастом 5-10 тысяч лет до нашей эры в Ливане, Египте, «на шумерских табличках, в храме Баальбека, на
Кипре, вырезанных в камне майя, в Курдистане, на тибетских, монгольских и марокканских монетах, а также во многих католических и православных церквях и соборах по всему миру» [7, с. 33]. Историки пишут, что в Древнем Египте и Финикии гексаграмма отражала единство материального и духовного начала в человеческом существовании [3, с. 97], а начиная с VII века, этот символ получил распространение в исламской религии [3, с. 98].
Цель статьи — выявление распространенного мирового символа гексаграммы в татарской исламской культуре эпохи Золотой Орды на примере разных артефактов с целью интерпретации в духе исламского эзотеризма. Суфийская традиция придает традиционным мировым символам особый сакральный смысл в духе исламской религии.
Материалы и методы
В качестве материалов используются фотографии, рисунки, изображения артефактов из мировых музеев, из коллекции Госкаталога, из базы электронных ресурсов виртуальных музейных экспозиций разных стран. В качестве основного метода исследования выступает — визуально-сравнительный анализ символических форм гексаграмм и их аналогий, а также метод герменевтической интерпретации в духе исламского эзотеризма.
Литературный обзор
Анализ источников показывает, что имеется множество предметов, сооружений и орнаментов с использованием шестиконечной звезды и ее схожих форм у разных народов мира на протяжении многих столетий. Многие факты убеждают нас в том, что это универсальный общемировой геометрический символ. Гексаграммы встречаются в нескольких вариантах — с точкой в центре, с 5-ти или 6-тилучевой звездочкой в центре, с пустым центральным пространством, с переплетением и без переплетения двух треугольников, с
сопутствующими орнаментами или буквами разных языков в центре и по бокам.
На цифровой платформе «Google искусство и культура» (https://artsandculture. google.com) размещены многие образцы гексаграмм и шестиконечных звезд, которые мы приводим для анализа, например: круглая глиняная печать VI-X в. в виде гексаграммы с точкой в центре (Stamp Seal) неизвестного происхождения (URL:
https://artsandculture.google.com/asset/stamp -seal-0003/XQE6v_BzkwByVQ?hl=ru).
Ювелирная золотая брошь примерно VII-VIII вв. (Brooch in the Form of a Six-Pointed Star) франкской культуры — в центре гексаграммы животное вроде дракона вращающееся вместе с орнаментальными завитками. Выполнена в технике зерни и скани (URL: https://artsandculture.google.com/ as-set/brooch-in-the-form-of-a-six-pointed-star/rwGjO-uEv0hidQ?hl=ru).
Серебряный дирхем (Silver dirham of Saladin) мусульманского полководца и султана Египта Саладина (Салах ад-Дин Юсуф, 1138-1193), основателя династии Айюби-дов. Обе стороны монеты украшены шестиконечной звездой, внутреннее пространство которой заполнено арабской вязью (URL: https://artsandculture.google.com/asset/silver -dirham-of-saladin/YgF92384B0ujJQ?hl=ru ).
Изразцовая плитка XIV века в форме цветка лотоса с десятью лепестками и позолоченной шестиконечной звездой в центре. Использовалась для украшения мечетей или культовых сооружений в Персии эпохи Тимуридов (URL: https://artsandculture.google. com/asset/tile-0001/SgEFzC_q0KCX7Q?hl=ru ).
Ювелирная поясная пряжка, украшенная растительным орнаментом из филигранной эмали и шестиконечной звездой. Датируется XVIII веком, из турецких районов Османской империи. Центральным элементом пряжки является переплетенная гексаграмма с центральной точкой в виде 8-милепесткового цветка (URL: https://artsandculture.google. com/asset/buckle-0001/fwFQISsyHkeUNg ).
Также можно привести еще примеры гексаграм и шестилучевых звезд из указанного выше цифрового источника — керамическая тарелка VI века до нашей эры этрусского происхождения с магическими спиралями, кругами и 11-ти точечными линиями; керамическая лампа I-IV века нашей эры из Северной Африки; серебряная чаша для воды IV века британского происхождения; византийская ювелирная золотая заколка VI века в
технике зерни; прямоугольный металлический поднос XII века из Ирана с исламскими надписями; иранская глазурованная плитка XIII века (окруженная белой каймой с коричневой арабской каллиграфией); турецкая керамическая чаша XV века; османский клинок XVI века и др.
Обзор научной литературы показал наличие небольшого количества статей посвященных гексаграмме в старинном искусстве, несмотря на широкое распространение этого символа. Ранняя версия керамической печати представлена в Музее искусств Метрополитен и описана в статье на сайте -находка датируется XVIII веком до нашей эры и принадлежит древнеассирийской культуре. На печати изображено колесо, образованное шестью хохлатыми птицами, чередующимися с точками (рис. 1) [14]. Завитой гребень, ниспадающий с затылка птицы, распространен на геральдических орлах и грифонах в анатолийском и сирийском глиптическом искусстве в древнеассирийский период.
Рис. 1
Двигаясь по хронологии археологических находок — гексаграмма была найдена на еврейском надгробии в Таренте, на юге Италии, оно может датироваться третьим веком нашей эры [10, с. 114].
Серебряная монета (рис. 2) византийского императора Юстиниана (527-565 гг.) на обороте имеет 6-тилучевую звезду (URL: https://en.numista.com/catalogue/ pieces300835.html).
Рис. 2
Д.Ю. Бадеев в своей статье описывает цельнокаменную печать, найденную в 2015 году на раскопках в центре Болгарского городища. Он относит ее к сасанидской эпохе примерно 1У-У вв., на ней по центру вырезана шестиугольная звезда в круге (рис.3) [2, с. 40]. Автор предполагает, что это была не только печать, но и «своеобразный амулет, талисман, оберег» [2, с. 34]. Относительно символизма шестиконечной звезды, Д.Ю. Бадеев приводит как персидские зороастрийские, так и исламские суфийские интерпретации цифры 6 и связанных с ней геометрических форм [2, с. 34]
Рис. 3
Пример исламского талисмана Х-Х1 вв. -это «Семь знаков Печати Великого Имени», содержащей Невыразимое Имя Бога (рис. 4) [11, с. 146]. Разнообразные интерпретации ученых до сих пор не привели к расшифровке, кроме разных версий прочтения. Мы считаем, что только суфийские посвященные могли
знать смысл данных символов.
* *
< с в пи й ( Ш ф
Рис.4
В исламский период культуры Испании XI века была изготовлена великолепная золотая гексаграмма, найденная в кладе Амаргильи район Андалусия (рис. 5) [15, с. 13].
Рис. 5
Золотая монета эпохи Аббасидов (халиф Аль-Мустансир, Багдад, 1226-1242гг.) с «хатем Сулейман» (рис. 6) [6, с. 11] демонстрирует арабо-мусульманский стиль геометрического орнамента. На миниатюрах XIV века в рукописи Гетума Патмича «Цветник историй земель Востока» мы видим гексаграммы на флагах мамлюков и монголов - это картины «Битва в долине Эль-Хазнадар. Третья битва при Хомсе» и «Вторая битва при Хомсе — сражение 29 октября 1281 г.» [6, с. 11].
Рис. 6
В. М. Казиев и В. Х. Хажикаров приводят множественные варианты интерпретации 6-тиконечных звезд в исламской культуре адыгов (черкесов) с XVII века — это и старинный государственный флаг, гербы князей, детали конской сбруи, свадебные флаги, декоративные патронницы, орнаментальное украшение каменных надгробий, оружия, молитвенных ковров и
др. [6].
Известный турецкий писатель Дервиш Эвлия Челеби (1611-1681/1684гг.) в своей «Книге путешествий» (Evliya £elebi. Seyahatnamesi. Istanbul: Yapi Kredi Yayinlan, 2001) пишет о том, что в Стамбуле XVII века было много мастеров, которые производили каменные и серебряные печати и амулеты. Среди наиболее популярных среди мусулман были печати, на которых были написаны коранические стихи внутри различных гео-
метрических форм и магических квадратов. Они также создавали изображения определенных известных печатей, включая «печать пророчества Мухаммеда», «печать Соломона» и «печать великого имени Бога».
Исследователь исламского искусства Кристиан Грубер отмечает, что «печать Соломона также является излюбленным дизайном исламских талисманов» [12, с 25]. Это объясняется большим почтением мусульман к пророку Сулейману, о котором несколько раз упоминается в священном Коране.
В Османской империи гексаграмма почиталась как «высшая эмблема суверенитета, власти и защиты, происходящая от великого имени Бога» [12, с 26], и появляется на стенах османских крепостей, на переносных монетных печатях. На талисманной рубашке шахзаде Селима (1524-1574 гг.), сына султана Сулеймана Великолепного (1494-1566 гг.) есть 2 шестиконечные звезды [13], при этом на турецком языке так же, как и на татарском название сходно Suleyman / мehер
Селэйман). В Турции печать Сулеймана встречается на воротах мечетей (например, Кеманкеш Мустафа-паша), на надгробных камнях, на свитках-амулетах и молитвенниках [13]. В религиозных рукописях она окружена так называемыми прекрасными именами Бога (аль-асма аль-хусна), которые призывают Бога через различные Его эпитеты и атрибуты [12, с 24].
Османский иллюстрированный молитвенник XIX века (рис. 7) содержит справа «печать пророчества Мухаммада» и слева «хатам Су-лейман» [12, с 24].
Рис. 7
Таким образом, мы видим знак гексаграммы во многих культурах и религиях, что позволяет оценивать символ как общемировой, имеющий сходные интерпретации.
Результаты
В исламской средневековой культуре узор гексаграммы встречается очень часто. «Хатем Сулейман» - символ, олицетворяющий гармонию, единство и взаимосвязанность всех вещей, что является важным аспектом концепции равновесия. В исламском мистицизме гексаграмма также представляет собой союз божественного и земного. Треугольник вершиной вверх рассматривается как символ восхождения человеческой души к Богу, а треугольник вершиной вниз представляет собой нисхождение Бога в материальный мир, что соответствует суфийскому учению о путешествии души для единения с божественным источником.
Татарские ученые так описывают «мehер Селэйман»: «перстень-печатка с именами Бога на руке Пророка Сулеймана (...) Согласно трактата «История пророков» («Кыйссасел-Энбия») волшебное кольцо Пророку Сулейману вернула рыба по имени Архам» (Тимер-галин А. Миллият сузлеге // Казан утлары. 2006. №7. С.169). Средневековые булгарские серебряные кольца-печатки часто имеют форму шестиугольника, а также украшены узорами с шестилучевыми звездами, вписанными друг в друга треугольниками сердца как вариант гексаграммы [8, с. 46-47; 52].
Примером в тюркской культуре может стать керамическая глазурованная чаша около XVI века из Кютахьи в Турции. Центральным украшением внутренней части является розетка в форме шестиконечной звезды, окруженная шестью рыбами, движущимися по кругу против часовой стрелки (Источник: URL: https://artsandculture.google. com/asset/bowl/j QHhZDmYdWCyHA).
Обсуждение
По свидетельству историков и археологов найдены множество артфектов эпохи Золотой Орды с гексаграммой, шестилучевой звездой, шестилепестковым цветочным орнаментом — это узоры на надгробных камнях, на керамической плитке архитектурных сооружений, на монетах, на глазурованной керамическая посуде, внутри Черной палаты и на скосах Малого минарета в городе Булгаре. Тюрки называли эту звезду «Джамигъ йолдыз» (Великая, объединяющая звезда) [4, с. 36]. Г. М. Давлетшин приходит к выводу, что «этот знак с древних времен стал для мусульман самым популярным охранным символом, еще и поэтому он был нанесен на многие здания, на посуду как защита от нечистой силы» [4, с. 36].
Множество вырезанных на камне шести-лучевых звезд, гексаграм, шестилепестковых цветов нашли археологи на мусульманских надмогильных камнях эпохи Золотой Орды. Отметим, что все варианты символов, с симметричными шестью лучами, углами, лепестками и центральной точкой, имеют общую сакральную интерпретацию 6-тимерного пространства, как модели устройства Вселенной [7, с. 30].
И.Г. Гумеров приводит примеры шестиле-песткового цветка в разных районах Татарстана (рис. 8) — на надгробии сыну Гусмана Гайсе 1324 года в Алексеевском районе (Гумеров И. Г. Татарская эпиграфическая традиция. Булгарские эпиграфические памятники ХШ-ХТО вв. Т.2. Казань, 2021. С. 34); на могильном камне 1320 года из Булгарского городища сыну Албара Халуджу (Гумеров И. Г. Татарская эпиграфическая традиция. Булгарские эпиграфические памятники ХШ-Х^ вв. Т.1. Казань, 2021. С. 82); на «кабрташе» Сэвили дочери Йэмана (первой половины XIV века) в Рыбно-Слободском районе на кладбище села Большой Ошняк/Олы Эшнэк (Гомэров, И. Г. У. Татарстан Республикасы татар эпиграфик hэйкэллэре: Балык Бистэсе районы. Казан, 2023. С. 158).
традиция. Булгарские эпиграфические памятники ХШ-Х^ вв. Т.2. Казань, 2021. с.86); в селе Б. Нырсы Тюлячинского района да тирована 1443 годом (Гумеров И. Г. Татарская эпиграфическая традиция. Булгарские эпиграфические памятники ХШ-ХГУ вв. Т.2. Казань, 2021. с. 90).
Среди артефактов при раскопках Болгарского городища гексаграмма представлена на монете XIII века (Ситдиков, А. Г. Археологическое изучение Болгарского городища. Казань, 2024. С. 475). «Шестиконечная звезда - распространенный орнамент на поливной керамике ХШ-Х^ вв., на золото-ордынских монетах, в оформлении интерьера архитектурного памятника XIV в. Черной палаты [1, с. 780]. Фотографии, представленные в третьем томе «Истории татар» дают великолепные примеры вариаций шестиконечной звезды и шестилепестковых цветков XIV века — керамическое блюдо из Сарай ал-Джадид (рис. 9) [5, с. 1105]; гарнитура золотого поясного набора (рис. 10) [5, с. 1101]; золотое украшение женского головного убора (рис. 11) [5, с. 1098].
Рис. 9
Рис. 8
Эпиграфические памятники города Чистополь дают примеры шестилепестковой розетки на камнях 1320 и 1331 гг. (Татарские эпиграфические памятники. Эпиграфические материалы первого татарского кладбища города Чистополь / Д.Г. Мухаметшин, Р.Г. Насы-ров. Казань, 2023. С. 48).
Гексаграмма «мehер Селэйман» на мусульманских надгробиях Татарстана найдена: в селе Ямашурма Высокогорского района 1382 года (Гумеров, И. Г. Татарская эпиграфическая
Рис. 10
Рис. 11
Г.А. Федоров-Давыдов приводит описание бронзового амулета середины XIV века с раскопок усадьбы на территории золотоордынской столицы Сарай ал-Джадид (рис. 12) [9, с. 130-131]. На обеих сторонах амулета есть магический квадрат, фразы из Корана и упомянутые выше «Семь знаков Печати Великого Имени», содержащей Невыразимое Имя Бога с гексаграммой и другими схожими символами (сравните рис. 4).
Рис.12
Заключение
На основе небольшого анализа примеров использования гексаграммы в средневековой татарской исламской культуре мы видим, что встречаются практически самые разные варианты геометрической символики 6-тилучевой звезды, наиболее популярны версии шестилепестковой розетки, как отражение растительного стиля исламского искусства. Интерпретация знака на надгробных памятниках может быть понята: 1) как соединение с сакральным божественным центром
после ухода человека и 2) как охранный символ «от злых духов».
Давно не удивляют астрономические познания наших предков, когда знак гексаграммы с спиральным витком в центре современные физики читают, как галактические спирали в 6D измерении. Гексаграмма с центральной точкой имеет 7 элементов (семь точек) и отличается от гексаграммы без центрального элемента (шесть точек); соответственно получаются и разные интерпретации символа: с божественным центром и без него — как символ соединения противоположностей. Здесь масса интерпретаций дуально-стей: мужское и женское, небесное и земное, возвышенное и низменное, восходящая и нисходящая энергия и т.д.
Подобные элементы буквально часто рассыпаны по татарским ювелирным изделиям, по узорам вышивки, вплетены в геометрические узоры на разных предметах. Суфийская идеология такова, что символы являются постоянным напоминанием о божественном присутствии, поэтому каждый та-рикат выбирал отличительные символы — особую форму головного убора, цвет одежды, количество ритуальных частей в обрядах слушания и поминания имен Бога. Символикой пронизаны все элементы суфийской культуры, что основано на исламском эзоте-ризме, учении о скрытых тайнах каждой буквы арабского текста, его числовом и графическом значении. Татарская суфийская средневековая культура также наполнена иносказательными знаками, символами и формами практически во всех видах искусства — в архитектуре, декоративно-прикладных ремеслах, в поэзии и т.д.
Мы склонны интерпретировать гексаграммы также, как и большинство приведенных источников, в контексте сакральной геометрии как символ космического порядка и равновесия противоположностей.
Литература
1.Археология Волго-Уралья: В 7-ми томах / Под общей редакцией А.Г. Ситдикова, отв. редактор В.С. Баранов. Том 6. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2022. 936 с.
2.Бадеев Д. Ю. Каменная резная печать сасанидского круга с территории Болгарского городища / Д. Ю. Бадеев // Пензенский археологический сборник : Сборник материалов Межрегиональной научной конференции посвящённой 60-летнему юбилею известного российского археолога, историка, краеведа Геннадия Николаевича Белорыбкина, Пенза, 03 июня 2022 года. Том Выпуск 5. Пенза: ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2022. С. 31-40.
3.Галлямов Р.Г. Урта гасыр терки-татар меселман каберташларында алты почмаклы йолдыз сурэте (гексаграмма): килеп чыгышы, таралышы Иэм символик мэгънэсе мэсьэлэлэре // Татарское рукописное наследие: изучение и сохранение: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 130-летию С. Вахиди, Казань, 19 октября 2017 года / Под редакцией И.Г. Гумерова. Казань:
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, 2017. С. 96-99.
4.Давлетшин Г. М. Мусульманское богословие в Золотой Орде (исторический аспект) / Г. М. Давлет-шин // Золотоордынская цивилизация. 2009. № 2. С. 27-38.
5.История татар с древнейших времен: в семи томах. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. / Академия наук Татарстана, Институт истории им. Ш. Марджани. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. 1056 с.
6.Казиев В. М. Шестиконечные звезды в символике адыгов (черкессов) / В. М. Казиев, В. Х. Хажикаров // Велес. 2017. № 2-2(44). С. 10-20.
7.Малинов В. Древняя тайна гексаграммы / В. Малинов // Актуальные проблемы современной науки. 2019. № 6(109). С. 28-38.
8.Руденко, К. А. Булгарское серебро. Древности Биляра / К. А. Руденко. Т. II. Казань : ООО "Издательство "Заман", 2015. 528 с.
9.Федоров-Давыдов Г.А. Астральный амулет с Царевского городища // Города Поволжья в средние века. М., 1974. С. 130-131.
10.Adler Herbert M. The Jews in Southern Italy // The Jewish Quarterly Review. 1901. Vol. 14, No. 1 (Oct.). pp. 111-115.
11.Dawkins J. M. G. The seal of Solomon // Journal of the Royal Asiatic Society. 1944. Т. 76. №. 3-4. pp. 145150.
12.Gruber C. "Go Wherever You Wish, for Verily You Are Well Protected": Seal Designs in Late Ottoman Amulet Scrolls and Prayer Books / /Visions of Enchantment; Occultism, Spirituality, and Visual Culture, edited by Daniel Zamani and Judith Noble. 2018. С. 22-35.
13.Pala I. Muhr-i Suleyman // Islamansiklopedisi. 31 cilt. S. 523-525.
14.Sealing with stamp seal impressions: radiating griffins; banquet scene. Режим доступа: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/323535
15.Tawfiq Ibrahim. An Umayyad lead seal of Qinnasrin with a hexagram. When is it a "Seal of Solomon" & when a "Star of David"? // Manquso. 15 Enero. 2022. pp.11-14.
References
1.Arheologija Volgo-Ural'ja: V 7-mi tomah / Pod obshhej redakciej A.G. Sitdikova, otv. redaktor V.S. Baranov. Tom 6. Kazan': Akademija nauk Respubliki Tatarstan, 2022. 936 s.
2.Badeev D. Ju. Kamennaja reznaja pechat' sasanidskogo kruga s territorii Bolgarskogo gorodishha / D. Ju. Badeev // Penzenskij arheologicheskij sbornik : Sbornik materialov Mezhregional'noj nauchnoj konferencii posvjashhjonnoj 60-letnemu jubileju izvestnogo rossijskogo arheologa, istorika, kraeveda Gennadija Niko-laevicha Belorybkina, Penza, 03 ijunja 2022 goda. Tom Vypusk 5. Penza: GAOU DPO «Institut regional'nogo razvitija Penzenskoj oblasti», 2022. S. 31-40.
3.Galljamov R.G. Urta gasyr terki-tatar meselman kabertashlarynda alty pochmakly joldyz surate (geksa-gramma): kilep chygyshy, taralyshy ham simvolik m8g#nase mas'alalare // Tatarskoe rukopisnoe nasledie: izuchenie i sohranenie: Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 130-letiju S. Vahidi, Kazan', 19 oktjabrja 2017 goda / Pod redakciej I.G. Gumerova. Kazan': Institut jazyka, literatury i iskusst-va im. G. Ibragimova Akademii nauk Respubliki Tatarstan, 2017. S. 96-99.
4.Davletshin G. M. Musul'manskoe bogoslovie v Zolotoj Orde (istoricheskij aspekt) / G. M. Davletshin // Zolotoordynskaja civilizacija. 2009. № 2. S. 27-38.
5.Istorija tatar s drevnejshih vremen: v semi tomah. Tom III. Ulus Dzhuchi (Zolotaja Orda). XIII - seredina XV v. / Akademija nauk Tatarstana, Institut istorii im. Sh. Mardzhani. Kazan': Institut istorii AN RT, 2009. 1056 s.
6.Kaziev V. M. Shestikonechnye zvezdy v simvolike adygov (cherkessov) / V. M. Kaziev, V. H. Hazhikarov // Veles. 2017. № 2-2(44). S. 10-20.
7.Malinov V. Drevnjaja tajna geksagrammy / V. Malinov / / Aktual'nye problemy sovremennoj nauki. 2019. № 6(109). S. 28-38.
8.Rudenko, K. A. Bulgarskoe serebro. Drevnosti Biljara / K. A. Rudenko. T. II. Kazan' : OOO "Izdatel'stvo "Za-man", 2015. 528 s.
9.Fedorov-Davydov G.A. Astral'nyj amulet s Carevskogo gorodishha // Goroda Povolzh'ja v srednie veka. M., 1974. S. 130-131.
10.Adler Herbert M. The Jews in Southern Italy // The Jewish Quarterly Review. 1901. Vol. 14, No. 1 (Oct.). pp. 111-115.
11.Dawkins J. M. G. The seal of Solomon // Journal of the Royal Asiatic Society. 1944. Т. 76. №. 3-4. pp. 145150.
12.Gruber C. "Go Wherever You Wish, for Verily You Are Well Protected": Seal Designs in Late Ottoman Amulet Scrolls and Prayer Books / /Visions of Enchantment; Occultism, Spirituality, and Visual Culture, edited by Daniel Zamani and Judith Noble. 2018. С. 22-35.
13.Pala I. Muhr-i Suleyman // Islamansiklopedisi. 31 cilt. S. 523-525.
14.Sealing with stamp seal impressions: radiating griffins; banquet scene. URL: https: / / www.metmuseum. org/art/collection/search/323535
15.Tawfiq Ibrahim. An Umayyad lead seal of Qinnasrin with a hexagram. When is it a "Seal of Solomon" & when a "Star of David"? // Manquso. 15 Enero. 2022. pp.11-14.
УДК 124.5 EDN AOIPTS
И.А. Черников
ИНДУСТРИЯ «СОЗДАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ» В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
В статье анализируются социально-культурные аспекты влияния цифровой индустрии на мировоззрение. Проводится критический анализ формирования мировоззрения человека в современном обществе с помощью новейших технических средств, форм электронной коммуникации, сетевого обмена. Виртуальная реальность рассматривается комплексно: как «средство производства» и как возникающие в культуре отношения между субъектами в связи с пользованием данными «средствами». Отмечается ключевая роль такого влияния в городской жизни и преобладающей в ней «экономики воображения», связанной с реализацией медийной и символической продукции. Сделан вывод о том, что виртуальная сетевая среда генерирует целостную реальность человека и общества как самый настоящий актуальный миф. Виртуальная реальность на уровне ценностей и смыслов успешно конкурирует с реальностью эмпирической, создавая иллюзию достоверности путем совершенствования технологий доступности, возможности присутствия и комбинирования основных жизненных оппозиций, недостижимой в эмпирическом мире.
Ключевые слова: культурные индустрии, массовая культура, ценность, смысл, медиа, виртуальная реальность, рынок, миф, мировоззрение, опыт
Для цитирования: Черников И.А. Индустрия « создания реальности» в современной цифровой культуре // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.22-30. EDN AOIPTS.
Ivan A. Chernikov «REALITY» INDUSTRY IN CONTEMPORARY DIGITAL CULTURE
The article analyzes the socio-cultural aspects of the influence of the digital industry on the worldview. A critical analysis of the formation of a person's worldview in modern society is carried out using the latest technical means, forms of electronic communication, and network exchange. Virtual reality is considered comprehensively: as a "means of production" and as cultural relations between subjects arising in connection with the use of these "means". The key role of such influence in urban life and the prevailing "imagination economy" associated with the sale of media and symbolic products is noted. It is concluded that the virtual network environment generates a holistic reality of a person and society as a real topical myth. Virtual reality at the level of values and meanings successfully competes with empirical reality, creating the illusion of authenticity by improving accessibility technologies, the possibility of presence and combining basic life oppositions that are unattainable in the empirical world.
Keywords: cultural industries, mass culture, value, meaning, media, virtual reality, market, myth, worldview, experience
For citation: Chernikov I.A. The Industry of "Creating Reality" in Modern Digital Culture / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.22-30. EDN AOIPTS.
Введение
Мощнейшим фактором формирования мировоззрения представителя современного общества является функционирование культурных индустрий, прямо опирающихся на новейшие разработки в области обмена информацией, цифровые платформы накопления и трансляции «данных», виртуальное сетевое пространство общения. Отражая объективные процессы научно-технологического прогресса цивилизации, эти индустрии активно преобразуют жизненную среду рядового индивида. В его повседневном опыте, на работе, в семейной жизни и простом общении, в учебе и творчестве, и даже в политических и
религиозных воззрениях, ценностях и практиках они создают особую реальность. В прошлом фронтальные изменения картины мира или ценностного горизонта в большей степени затрагивали преимущественно элитные слои общества (духовенство, придворное общество, узкий круг ученых). Сегодня действие культурных индустрий охватывает практически все сообщество и все сферы деятельности. Цифровые технологии производят уже не только «вещи» или способы их добычи, присвоения. Их главный продукт - это сам индивид, его мышление и психология, чувствительность и эмоции, взращённые многогранным и разноуровневым опытом переживания