References
1. Sharkovskaya N. V. Cultural forms of organization youth leisure. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and Arts]. 2014, No. 6, pp. 124— 128 (in Russian).
2. Yaroshenko N. N. Invariantnye formy dosuga [Invariant leisure activity]. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and arts]. 2006, No. 3, pp. 183—186.
БРАЗОВАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
УДК 378.147
Г. С. Тихоновская
Московский государственный институт культуры
В статье подчёркивается значимость реализации педагогической функции в содержании программ, формулируется содержание программ как технологическое понятие, определяется его роль в трансляции ценностных смыслов отражаемых общественно значимых событий. Отмечается необходимость оптимизации содержания культурно-досуговых программ, которая выступает как совокупность необходимых условий формирования профессиональных компетенций сценаристов-постановщиков программ, выражающихся в актуализации таких качеств, как информационная культура, авторская культура будущих специалистов досуга. Автор ставит вопрос о разработке комплекса учебных тренинговых упражнений, эффективных практических заданий, адекватно отражающих модель будущей профессиональной деятельности. ключевые слова: содержание, содержание культурно-досуговой программы, организация содержания программы, оптимизация информационной и авторской культуры специалистов досуга.
G. S. Tikhonovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF OPTIMIZATION OF THE CONTENTS OF CULTURAL AND LEISURE PROGRAMS
The article reflects some aspects of technologies of creation of cultural and recreational programs, in particular, are actualized the problem of how the content of programmes, the importance of the implementation of the educational function in the programme content, we formulate the content of the programmes as a technological concept that is defined by its role in the transmission of the value meanings reflected socially significant events. The article reflects the problem of optimization of the maintenance of cultural and leisure programme, which acts as a set of necessary conditions of formation of professional competence of the writers-Directors of programs, expressed in the actualization of such qualities as information culture, architectural culture of the future specialists of leisure. The author raises the question about the need to develop complex training exercises, practical tasks, adequately reflecting the model of the future professional activity.
Keywords: content, content, cultural and recreational programs, organization of content, optimization of information and author of culture leisure specialists.
ТИХОНОВСКАЯ ГАЛИНА СТАНИСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
TIKHONOVSKAYA GALINA STANISLAVOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail: galina_tikhonovskaya@mail.ru © Тихоновская Г. С., 2015
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
Организация и функционирование содержания культурно-досуговых программ является одной из актуальных проблем технологии культурно-досуговой деятельности. Эта проблема, согласно нашим наблюдениям, выявляет себя как в реальной практике учреждений культуры, так и в учебном процессе освоения студентами дисциплины «Технология культурно-досуговых программ». Как трактуется понятие «содержание культурно-до-суговых программ», каковы способы, принципы, методы его моделирования, как взаимодействуют художественные и педагогические компоненты в содержании программ — эти и многие другие вопросы постоянно возникают в процессе создания учебных творческих проектов. И это понятно. Для специалиста досуга содержание культурно-досуговой программы — это в первую очередь понятие технологическое. Специфика его организации, структурирования, художественного оформления, понимания как основного средства реализации педагогической функции программы требует формирования соответствующих компетенций, знаний, умений и навыков.
содержание произведений литературы, искусства и других форм культуры всегда выступало определяющим фактором воспитательно-формирующего воздействия. По мнению Ю. Борева, «... искусство воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Искусство формирует целостную личность» [2, с. 129].
культурно-досуговая программа, благодаря многообразию специфических возможностей, в определённых ситуациях оказывает не менее эффективное воздействие на личность при условии профессионального подхода к организации её содержания.
определение культурно-досуговой деятельности как деятельности художественно-педагогической (В. Н. Гагин, Д. М. Генкин, А. Д. Жарков, О. И. Марков, А. А. Конович) обусловливает специфику технологий организации содержания культурно-досуговых программ, которые опираются на использование
как базовых технологических основ профессиональных видов искусства, так и технологий, выработанных собственно эволюционной практикой досуговой деятельности.
Известно, что досуговая деятельность человека изначально развивалась как любительское творчество в индивидуальных, групповых и массовых формах общения. привнесение элемента педагогики в эти формы общения было связано с развитием и совершенствованием человека, с преобразованием им окружающей среды, как материальной, так и духовной, с процессом «возделывания» души человека, наполнения её нравственным и морально-этическим содержанием.
педагогический компонент, укоренившийся на протяжении веков как родовое свойство досуговой деятельности, особенно заметен в процессе функционирования народной художественной культуры. в её недрах зародилось и развилось уникальное социально-культурное явление — «народная педагогика», обладающая глубоким эстетическим и нравственно-этическим содержанием и представляющая собой собирательный образ знаний, умений, навыков, трансляция которых от поколения к поколению осуществлялась в том числе и посредством народных форм досуга.
фундаментальные теоретико-методологические основы современной педагогики являются базовым основанием для построения многочисленных прикладных моделей воспитания личности (музыкальная педагогика, театральная педагогика, социальная педагогика), в том числе и педагогики досуга. в свою очередь, на сегодняшний день существует достаточное число всесторонних и обоснованных исследований культурно-досуго-вой деятельности, раскрывающих специфику педагогической составляющей данного вида деятельности и позволяющих специалистам досуга компетентно осуществлять её на практике. И в то же время в условиях современного интенсивного социально-культурного развития нашего общества, расширения общественно значимых функций культурно-досуго-вой деятельности, постоянно возникающих
различных проблем её оптимизации, в том числе и оптимизации частных методик реализации данной деятельности, особого внимания заслуживает проблема оптимизации содержания культурно-досуговых программ, осмысления технологических механизмов его организации и функционирования.
Следует обратить внимание на то, что определение понятия «содержание» как всеобщей абстрагированной дефиниции в современных словарях практически отсутствует, что затрудняет экстраполяцию исходного значения на специфику, например, прикладных видов художественно-творческой деятельности. На это обстоятельство обращает внимание доктор философских наук В. А. Разумный: «Прелюбопытно, что мудрейший из мудрых В. Даль в "Толковом словаре" не находит места понятию "содержание". У него есть "содержание скота", "содержание постоялого двора", "содержанка", "содержимое", "содержащее", но нет "содержания" вообще, то есть абстрагированного от всего многообразия реальности понятия» [7, с. 3—4].
Л. М. Кадцын, исследуя вопрос содержания музыкальных произведений, отмечает: «Мы часто используем слово "содержание" и редко задумываемся над смыслом его... Правильно ли мы пониманием комплекс представлений, который стоит за данным термином? <...> Должны ли мы однозначно понимать "содержание" или вольны индивидуально трактовать это понятие? речь идёт о совокупности представлений, связываемых с данным понятием, о механизме таких представлений. Ведь "содержание" — понятие центральное и исходное для разговора об искусстве. Оно должно быть одинаково понятно и композиторам, и исполнителям, и слушателям» [5, с. 12].
несмотря на то, что в литературе есть немало научных размышлений на эту тему, а также имеющееся достаточно устоявшееся определение понятий «содержание» и «форма» и в философском, и в искусствоведческом аспектах, проблема определения сущностных свойств содержания, механизмов его функционирования применительно к частным ме-
тодикам (например, методика организации содержания культурно-досуговых программ) остаётся недостаточно изученной.
рассматривая содержание как важнейший структурный элемент технологии создания культурно-досуговых программ (например, в процессе моделирования учебных творческих проектов), мы в первую очередь опираемся на методологические основания о природе мышления человека, отражающего окружающий мир как содержанием, так и формой, при этом содержание выступает определяющей стороной целого, представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, и, кроме этого, именно содержание окружающего мира в процессе отражения преобразуется в духовную культуру человека [8, с. 621—622].
опираясь также на собирательную сущность различных толкований понятия «содержание», например, в музыке — это внутренний духовный облик произведения, в центре которого чувственно воплощённые музыкальная мысль и музыкальный образ, в литературе — идейно-смысловая основа, сюжет, характеры, обстоятельства, и, безусловно, на семантические толкования понятия «содержание» в научной лингвистике, где содержание — это мыслительное образование в виде целостного образа, смысловая и концептуальная организация структуры текста, знание о действительности, объективируемые в произведении автором и другие [9], — содержание культур-но-досуговой программы, с технологической точки зрения, мы рассматриваем как совокупность фактов, явлений, процессов, примеров личного и общественного поведения лиц, групп, как многообразие образов окружающего мира, ценностных смыслов культурного происхождения — традиций, раритетов и др., которые предъявляются зрительской аудитории (реципиенту) для восприятия и усвоения в художественно организованной эмоционально-образной форме. При этом содержание в рамках отдельно взятой культурно-досуговой программы — это сложное струк-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
турное внутреннее системное образование, определяемое событийной основой программы, идейно-тематическим и художественным замыслом, сюжетно-композиционной организацией, индивидуальной творческой стилистикой и концептуальным подходом сценариста-постановщика, а также типологическими характеристиками программы.
Специалисту досуга важно понимать, что культурно-досуговая программа не создаётся в тиши кабинетов или мастерских, в отличие от произведения писателя или художника, которые не ограничены временем, а является оперативным откликом (А. Д. Жарков) на актуальные события текущего времени. Общественно значимые события — международные, государственные, юбилеи национального масштаба и отдельных профессиональных сообществ, а также события в масштабах области, города, района и другие, как в историческом, так и в современном контекстах, служат источником организации содержания культурно-досуговых программ. Нравственные ориентиры, ценностные смыслы, лежащие в основе данных событий, имеют неоценимое значение в плане формирования духовной атмосферы в обществе, сохранения базовых основ культурных традиций.
И здесь культурно-досуговая программа выступает как продукт интеллектуальной и информационной деятельности сценариста-постановщика, а её содержание приобретает ценностно-смысловые информационные характеристики. отсюда вытекает важное условие оптимизации содержания культурно-досуговой программы — это формирование информационной культуры сценариста-постановщика программы.
В современных условиях тотальной информатизации общества, стремительного расширения доступности информации любого идеологического и мировоззренческого толка, информационная культура педагога, журналиста, режиссёра, сценариста приобретает не только специфические профессиональные черты, но и идеологический контекст, основой которого выступает мировоззрен-
ческая составляющая личности специалиста. организация содержания культурно-досу-говой программы — достаточно трудоёмкий процесс, включающий отбор, как правило, разнородного, разножанрового материала (документального и художественного), анализ его на предмет соответствия событийной основе программы, выявление и акцентирование ценностных смыслов материала и их интерпретация в соответствии с содержательным контекстом программы, построение идейно-концептуальной основы программы и, наконец, монтажная организация всего содержания программы как задача достижения художественной целостности и эмоционально-образного звучания программы.
Информационная природа содержания культурно-досуговой программы базируется на принципе «не больше», а «лучше» [3, с. 16]. Позиция «лучше» напрямую относится к специфике художественной обработки материала программы, которая благодаря своей эмоционально-образной функции обеспечивает эффективность восприятия данного содержания программы.
в силу осуществления всех этих технологических операций культурно-досуговая программа приобретает авторский контекст и, в итоге, выступает как авторская программа сценариста-постановщика. при этом под авторством понимается не только создание целостного художественного произведения, но и выдвижение авторской идеи, интерпретация фактов как реальной, так и художественной действительности, что так характерно для технологии организации содержания куль-турно-досуговых программ. отсюда вытекает ещё одно условие оптимизации содержания культурно-досуговой программы — формирование авторской культуры специалиста досуга.
Согласно определению, «авторская культура» — это профессиональная культура, ответственность автора за качественное эстетическое, художественное воплощение и исполнение образцов культуры, вышедших из-под его пера, резца, кисти и т.п. [6, с. 10]. В современ-
ных словарях культурологической направленности всё чаще встречаются понятия «куль-туррайтер», «культурридер» (от англ. — организатор, делатель), что означает «создатель культурно-художественных текстов», а также «транслятор культурных смыслов в культурные формы» (что близко понятиям творец, художник, лицо, производящее и/или транслирующее, распространяющее культурные ценности), «считыватель информации культурных текстов», «транслятор сообщений в ментальные значения» [6, с. 128].
в данных определениях содержится набор современных профессиональных функций, компетенций, теоретических, технологических и практических знаний, умений, навыков,
которые должны быть взяты на вооружение в процессе подготовки специалистов социально-культурной и досуговой деятельности.
таким образом, организация содержания культурно-досуговых программ выступает как главный предмет профессиональной деятельности специалиста досуга.
Чтобы сформировать данные компетенции, необходимо разработать эффективные учебные тренинговые упражнения, направленные на развитие у студентов специфических свойств профессионального мышления, благодаря чему у студентов в сознаии адекватно отразится модель будущей профессиональной деятельности постановщика культурно-досуговых программ.
Примечания
1. Арнольдов А. И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки). Москва : Институт педагогики социальной работы РАО, 1999. 132 с.
2. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. Москва : Политиздат ,1988. 496 с.
3. воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. Москва : Молодая гвардия, 1988. 303 с. (Молодёжь: проблемы и перспективы).
4. Жарков а. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва : Изд. Дом МГУКИ, 2007. 480 с.
5. кадцын А. М. Музыкальное искусство и творчество слушателей : учебное пособие для вузов. Москва : Высшая школа, 1990. 303 с.
6. Мосалёв Б. Г. Ценностно-смысловой мир культуры: словарно-понятийная концептуализация / под науч. ред. В. З. Дуликова. Москва, 2011. 265 с.
7. Разумный В. А. Художественная педагогика. Москва, 1999. 74 с.
8. философский энциклопедический словарь. Москва : Большая советская энциклопедия, 1983. 665 с.
9. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. Москва : флинта : наука, 2003. 695 с.
References
1. Arnol'dov A. I. Zhivoi mir sotsial'noi pedagogiki. (V podderzhku aktual'noi nauki) [Living world of social pedagogy. (In support of the relevant science)]. Moscow, 1999. 132 p.
2. Borev Yu. B. Estetika [Aesthetics]. 4nd edition. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1988.
3. Vorobyev G. G. Tvoya informatsionnaya kul'tura [Your information culture]. Moscow, 1988.
4. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kulturno-dosugovoi deiatel'nosti [Theory and technology of leisure and cultural activities]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Art, 2007. 480 p.
5. Kadtsyn L. M. Muzykal'noe iskusstvo i tvorchestvo slushatelei [The art of Music and the creativity of the students]. Moscow, vysshaya Shkola Publishers, 1990. 303 p.
6. Mosalev B. G. Tsennostno-smyslovoi mir kul'tury: slovarno-ponyatiinaya kontseptualizatsiya [Axiological world culture: vocabulary and conceptual conceptualization]. Moscow, 2011. 265 p.
7. Razumnyi V. A. Khudozhestvennaya pedagogika [Art pedagogy]. Moscow, 1999. 74 p.
8. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Great Russian Encyclopedia Publ., 1983. 665 p.
9. Kozhina M. N., ed. Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. Moscow, FLINTA Publ., Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 2003. 695 p.