УДК 82-14
максимовских Анна геннадьевна Anna Maximovskykh
художественно-образные средства вербализации концепта «природа» в лирике зауральского поэта а.м. виноградова
ARTISTIC AND IMAGINATIVE MEANS OF VERBALIZATION OF THE “NATURE” CONCEPT IN THE LYRIC POETRY OF THE TRANS-URAL POET A.M. VINOGRADOV
Рассмотрены средства вербализации концептов в русском языке, выявлены и описаны основные художественно-образные средства репрезентации концепта «природа» в лирике зауральского поэта А.М. Виноградова, основной темой которого было описание уральских природных явлений
Ключевые слова: лингвокультурологический аспект, концепт, средства вербализации концепта, эпитет, метафора, перифраза
The article describes means of verbalization of the concepts in Russian language. The author discovered and described basic artistic and imaginative means of representation of the “nature” concept in the lyric poetry of the trans-Ural poet A.M. Vinogradov, whose main theme was the description of Ural natural phenomena
Key words: linguistic-cultural aspect, concept, means of the concept verbalization, epithet, metaphor, periphrasis
В связи с появлением новой парадигмы в лингвистике, рождением лингвокульту-рологии и других дисциплин, в рамках которых исследуются проблемы взаимодействия языка и культуры, возникла потребность в наименовании целого ряда соперничащих номинативных единиц, общим для которых было стремление «отразить в понятиях» неуловимый «дух народа».
В конкурентной борьбе в российской лингвистической литературе с начала 90-х гг. прошлого века столкнулись понятия «концепт», «лингвокультурема», «мифологема», «логоэпистема». Однако по замечанию С.Г. Воркачева [2003: 5], становится очевидным, что наиболее жизнеспособным оказалось понятие «концепт».
Изучению природы концепта в современном языкознании уделяется первостепенной значение. По мнению А.А. Худякова [1996: 97], любая попытка постичь природу концепта связана с осознанием
факта существования целого ряда самых разнообразных точек зрения на нее.
Концепт — это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами [Пименова, 2005: 28].
По мнению Н.Ф. Алефиренко [2003:
8], аспекты исследования вербализации концептов представляются на современном этапе развития лингвистической науки чрезвычайно актуальными: они связаны с процессами восприятия явлений и продуктов сознания, с изучением познания и мышления, «частично дублированных системой языка или находящихся с ней в отношениях дополнения».
Согласно А.В. Свиридовой [2008: 23], вербализованный концепт — это открытая многомерная ментальная система, выражен-
ная актуальными в данный момент времени для сознания и мышления периферийными языковыми знаками, объективирующими уровни знаний и способы познания человеком действительности.
По мнению Е.Ю. Прохорова [2009:
9], каждый лингвист под концептом понимает нечто свое: «концептосфера может быть и у языка, и у отдельной лексемы; она может быть связана с отдельным жанром, с отдельным аспектом человеческого бытия и с отдельным наименованием социального статуса; концепт может быть представлен в языковом сознании и в языковой картине мира, в художественной картине мира и в отдельном литературном жанре; концептом может быть и понятие, и некая каузальность, и некая эмоция и т.д.».
один и тот же концепт можно анализировать с точки зрения лексических единиц различных уровней: слов, фразеологизмов, свободных сочетаний, предложений.
Исследование семантики лексических единиц, вербализующих тот или иной концепт, позволяет раскрыть в определенной мере понятийную составляющую концептов. однако концепт не ограничивается только понятием. он включает все содержание той или иной лексической единицы: и денотативное, и коннотативное [Бабкина, 2009: 9].
Как правило, концептуальный анализ начинается с изучения отдельных лексем, репрезентирующих тот или иной концепт.
Отдельные лексемы — единичные базовые (ключевые) слова. Базовость лексемы проявляется в способности задавать основные направления в исследовании концепта, определять границы его номинативного поля, быть мерилом номинативной ценности объективирующих его языковых знаков [Войтещук, 2002: 6].
Не всегда концепт можно определить одним словом. Каждому концепту не обязательно соответствует конкретная лексическая единица. Путем комбинаций языковые выражения могут отражать любые концепты и отношения между ними.
Наравне со словами способны репрезентировать концепты и фразеологизмы. В них в большей степени отражается образно-эмо-
циональная и национально-специфическая стороны концепта и благодаря внутренней форме отражают те аспекты концепта, которые по разным причинам не проявляются в лексике.
Концепт может быть выражен в образах. Образный компонент концепта представляет собой отражение в сознании познаваемых объектов на протовербальном и собственно языковом уровне. Образное поле представляет собой совокупность образных средств, которые обозначают один и тот же денотат [Алефиренко, 2005: 112].
У.А. Кулижанов [2010: 187] отмечает, что высокий национально-культурный потенциал стилистически маркированных единиц явился основой формирования стилистического направления в лингвокульту-рологии.
Лингвокультурологический подход позволяет рассматривать стилистические приемы как одно из важнейших средств выражения концептов, отражающих понятийный, образный и ценностный компоненты.
Обратимся к рассмотрению основных художественно-образных средств репрезентации концепта «природа» в лирике зауральского поэта А.М. Виноградова.
Природа является предметом изучения многих фундаментальных наук и составляющей многих искусств. Однако до сих пор природа не имеет общей концепции в пределах какой-либо одной науки или целого направления.
Природа — место пребывания человека на Земле, поэтому языковая картина мира, представленная в лирике А.М. Виноградова, невозможна без концепта «природа», например: «А сумеем ли душу спасти Перед пристальным ликом природы?» (Перед пристальным ликом); «Природы облик — в зеркале души» (Ты — человек!); «Очнулась природа от земного сна» (Ликует жулан-чик); «По среди поднебесных колонн Перед ласковым ликом природы и свободен любой, и пленен, Видя зоркие нимбы восходы» (Перед пристальным ликом).
А.М. Виноградов — член Союза писателей и бывший преподаватель кафедры литературы ГОУ ВПО «Шадринского педа-
гогического института», автор восьми книг стихов, свыше 400 газетных и журнальных публикаций.
В творчестве А.М. Виноградова находим обращения как к родной уральской природе: Маркову логу, речке Канаш, Юровской поскотине, озеру Таволжаны, сосновому бору, так и в целом — к русским национальным корням. Так, сборник «Зо-ревой окоём» начинается с эпиграфа, взятого из «Слова о погибели русской земли»: «О светло светлая и украсно украшенная земля Русская». В стихотворении «Вечное дерево» поэт призывает: «С языческим родом единых корней Народ и природа должны быть родней». Наименования многих сборников поэта напрямую связаны с природой: «Природы облик — в зеркале души» (1997), «Зоревой окоём» (1996), «Вешни-ца» (1979), «Лесная азбука» (2003) и др.
В лирике А.М. Виноградова преобладают эпитеты, метафоры и перифразы.
Эпитеты в лирике поэта представлены при описании особенностей земной поверхности, например: лог, оглубленно-молчащий, заманная тропа, ворсистый сугроб и др.; небесного пространства и небесных светил: минутная луна, золотиста луна, красно солнышко, багровое солнце и др.; звуковых явлений природы: звенящий ветер, птичий трезвон, дурманящая трель и др.; водного пространства: волнистое море, затертая льдина, скромная речка и др.; растительного и животного мира: сырые грузди, фиолетовая малина, отверженная сосна, дородная береза, конек соловый, неуемная сорока и др.; атмосферных явлений: тишайший снегопад, слоеный туман, неподатливый дождик и др.; световых природных явлений: белый свет, тускнеющий лоск, беспросветный снег и др.
Особенность использования эпитета в лирике зауральского поэта состоит в наделении антропоморфной семантикой при неодушевленных именах существительных, например: утро доброе, праведный бор, ласковый лик природы, вольный дух, трепетные ручейки, дятел зоркий, крона укладистая и др.
Анализ олицетворяющих эпитетов позволил выделить ряд особенностей использования этого приема А.М. Виноградовым. К ним относятся следующие: олицетворяющие эпитеты с положительной эмоциональной оценкой, с негативной эмоциональной оценкой и эмоционально нейтральные.
В лирике А.М. Виноградова встречаются и постоянные эпитеты: красное лето, багряное солнце, багровый закат, чистый свет, тьма кромешная, белая ночь, лютая стужа, первый снег и др.
Благодаря интенсивному использованию эпитетов, поэт создает эмоционально напряженный текст. С их помощью он стремится максимально приблизить каждого читателя к создаваемому им образу природы.
Со структурной точки зрения в исследованном материале можно выделить группы простых (ворсистый сугроб, крупин-чатый снег, заманная тропа), сложных (невиданно-щедрый снег, лог, углублен-но-молчащий, податливо-зыбкая земля) и составных эпитетов (высокая и вечная волна, ручей — до пены дикий, милой речушке малой, налитая речистая река, крутая небывалая затайка).
Итак, эпитеты в лирике А.М. Виноградова отличаются антропонимичностью, доминируют эпитеты с эмоциональным компонентом.
В лирике А.М. Виноградова широко представлены метафоры.
Метафоры репрезентированы в лирике при описании растительного и животного мира, например: сосны дрогнут — и рухнут без силы, палая листва, держат деревья и др.; атмосферных явлений: бьется ветер, походной трубой, затопал гром и др.; небесного пространства и небесных светил: зреют вишнями звезды, звезды лучами хрупкими звенят, зенит жарой палит и др.; особенностей земной поверхности: покой земель, ручьи троп, горючие снега и др.; световых явлений: немыслимо пылающий закат, мерцанье поляны, закаты, пылающие горячо и др.; водного пространства: сорвался недотрогой ручей, льдина дышит, гребень волны и др.;
звуковых явлений: шелест снежинок, затягивает тишина, звенели метели и др.
Богатство звукового облика в метафорах обусловлено разнообразием источника и характера звуков. Практически каждая составляющая природы получает отражение в плане ее акустической характеристики.
«Цветовые» метафоры представлены, в основном, при характеристике растительного мира: сосен праведная медь, червонное золото тайги, сосняки порозовели; небесного пространства: лес в навесной синеве, небеса в сини; водного пространства: вода серебрится; земного пространства: серебристо-золотой земля предстала в облетевшей хвое; атмосферных явлений — режим серости. Преобладают «золотые» метафоры.
Интересны уникальные «цветовые» метафоры: Хмарью хмурой, затмившей рассвет, Немотой, заморочено-мокрой, День подавлен и смят, а согрет Только лиственниц солнечной охрой» (Очаровательный миг); «Гордых сосен малахит, Яшма елей высоченных...» (Самоцветы златоуста); «В сочной зелени, яркой, густой, Бесполезная бледность акаций...» (После дождя) и др.
В них поэт создает индивидуальные цветовые оттенки. Например, охра — это желтая минеральная краска. Желтый цвет в вышепредставленном четверостишии получает эпитет солнечный и несет позитивную оценку.
Наиболее распространенным типом метафоры в лирике А.М. Виноградова представлены антропоцентрические: медленные звезды, власть снега, новорожденный снег, снег стеснительный прозреют дожди и др. Природа у автора практически во всех своих фрагментах одушевлена.
В метафорах реализуется представление об изменчивости природы. В творчестве поэта последовательно проявляется мотив искажения земного пространства в результате небрежного отношения человека к дарам природы: «Как будем без леса, когда перерубим, Последние нервы природных корней?» (В бору обожженном). Причем природа обладает способностью
лечить: «Природным лечат духом Премудрые боры» (Утренний Шадринск). Объекты мира природы получают как позитивную оценку, так и негативную.
Среди окказиональных представлены традиционно поэтические метафоры: солнце вышло, пылает солнце, звенит ручеек и др.; стертые: грибные места, горит солнце, птичий гимн.
В стихотворениях есть и сквозные метафоры, например, ниточки троп: «Через лето протяните Нити тропок по лесам» (Нити троп); «И суровые ниточки троп, И обкатистый глянец дорого, И ворсистый от хвои сугроб, И знобящие тени тревоги» (Рождественский снег) и др.
Основную группу в лирике А.М. Виноградова представляют составные метафоры.
В составе концепта «природа» частотны глагольные метафоры. Основная модель глагольных метафор: Гл. + Сущ. в косвенных падежах, например: вышло солнце, звенит ручеек, похрумывает снег и др.
Итак, в лирике А.М. Виноградова метафоры широко представлены во фрагменте «Растительный и животный мир». Преобладают антропоцентрические метафоры с эмоциональным компонентом.
Не так широко представлены перифразы, образованные на базе тропов. Они встретились при описании атмосферных явлений, растительного и животного мира, небесного пространства, земной поверхности и водного пространства.
С точки зрения грамматической соотнесенности преобладают субстантивные перифразы-фразеологизмы: «Стоят сестренки-лапушки (сосны) В серебряных мехах» (Сосенки); «Утром ранним, первозданным В боровой вступаю храм По снегам исповедальным, По апрельским зеркалам (лужи)» (Под коркой льда); «При ясных росах по утрам Под праздничною синью (небо) Природа возвращает нам Весеннюю Россию» (Под праздничною синью).
В лирике А.М. Виноградова широко представлены перифразы-фразеологизмы, равные словосочетанию. Наиболее актив-
ны следующие модели: Прилаг. + Сущ.: «Пополам надломилась сосна, Головой в снежный омут упала» (Перед уходом) и др.; Сущ. + Сущ.: «Что нашепчет предутренний дождь После душной и тягостной ночи? Может, проблеск надежды найдешь На листах в серебре многоточий (роса)» (Пречистые нити) и др.
Перифразы показывают личностное отношение автора к изображаемым явлениям природы и, как правило, носят позитивную оценку. Они «говорят» о природе с любовью и восхищением. Например: «Лыжню проторим в красоте первозданной (природа)» (В снегу чудотвор-
ном); «Вокруг деревья для души В божественном сиянье. Чистейшим воздухом дыши В светлейшем мирозданье (природа)» (Светлейший день).
Таким образом, в лирике А.М. Виноградова перифразы в большинстве своем являются образными и несут позитивную оценку, показывая отношение автора к явлениям природы.
Итак, основными художественно-образными средствами вербализации концепта «природа» в лирике А.М. Виноградова являются эпитеты, метафоры и перифразы, которые показывают личностное отношение автора к изображаемым явлениям природы.
литература
1. Алефиренко Н. Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое исследование. — Волгоград: Перемена, 2003. — 96 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики: монография. — М.: Гнозис, 2005. — 326 с.
3. Бабкина Т.И. Структурно-семантический анализ лингвокультурного концепта «путешествие» (на материале русских и французских текстов по туризму): автореферат дис... канд. филол. наук. — Ижевск: УГУ, 2009. — 23 с.
4. Войтещук И.В. Содержание и средства объективации концепта «Вода» в языке и речи: автореф. дис... . канд. филол. наук. — Челябинск, 2002. — 23 с.
5. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. — Вып. 24. - 2003. - С. 5-12.
6. Кулижанов У.А. Эпитет как компонент национальной картины мира // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — № 3 (14). — 2010. — С. 186-188.
7. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. — М.: АСТ Восток-Запад, 2007. — 314 с.
8. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 176 с.
9. Свиридова А.В. Вербализация концепта знание/познание средствами русской фразеологии в лингвокогнитивном и лингвокультурологическом аспектах (на материале фразеологических единиц с компонентом не): автореф. д-ра филол. наук. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. — 43 с.
10. Худяков А.А. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты: сб. науч. трудов / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград — Архангельск: Перемена, 1996. — С. 97-103.
Коротко об авторе_______________________________________________Briefly about the author
Максимовских А.Г., ассистентка кафедры русского языка, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» anneta2mail.shadrinsk.net
Научные интересы: лингвокультурология
A. Maximovskykh, Assistant, Russian Language Department, Shadrinsk State Teach-ers’ Training Institute
Areas of expertise: linguistic cultural studies
4з