Научная статья на тему 'Концепт и средства его репрезентации'

Концепт и средства его репрезентации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3275
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / CONCEPTUAL ANALYSIS / СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТОВ / MEANS OF CONCEPT REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимовских Анна Геннадьевна

Рассматривается понятие «концепт» с точки зрения новой науки, возникшей в рамках антропоцентрической парадигмы, лингвокультурологии; анализируются современные работы лингвистов по вербализации концептов; описываются средства репрезентации концептов в современном русском языке; рассмотрен перечень ведущих концептов, несущих идеи русской ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and means of its representation

The definition of “concept” from the point of view of the new science which arose within an anthropocentric paradigm, cultural linguistics is considered; modern works of linguists on verbalization of concepts are analyzed; means of concept representations in modern Russian are described; the list of the leading concepts bearing ideas of the Russian mentality is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Концепт и средства его репрезентации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 15 (370). Филология. Искусствоведение. Вып. 96. С. 53-57.

УДК 81'1

ББК 81

А. Г. Максимовских КОНЦЕПТ И СРЕДСТВА ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Рассматривается понятие «концепт» с точки зрения новой науки, возникшей в рамках антропоцентрической парадигмы, - лингвокультурологии; анализируются современные работы лингвистов по вербализации концептов; описываются средства репрезентации концептов в современном русском языке; рассмотрен перечень ведущих концептов, несущих идеи русской мен-тальности.

Ключевые слова: концепт, концептуальный анализ, средства репрезентации концептов.

Аспекты исследования репрезентации концептов представляются на современном этапе развития лингвистической науки чрезвычайно актуальными. По мнению Н. Ф. Алефиренко, они связаны с процессами восприятия явлений и продуктов сознания, с изучением познания и мышления, «частично дублированных системой языка или находящихся с ней в отношениях дополнения»[1. С. 8].

Согласно мнению А. В. Свиридовой, концепт - это «открытая многомерная ментальная система, выраженная актуальными в данный момент времени для сознания и мышления периферийными языковыми знаками, объективирующими уровни знаний и способы познания человеком действительности. Вербализованный концепт - продукт духовного производства, репрезентирующий научную, этическую, эстетическую, религиозную и другие виды деятельности» [12. С. 23].

Более поздние работы по исследованию концептов отличаются большим, подробным и разносторонним их описанием. Чаще всего при исследовании различных концептов ученые обращаются к их языковым выражениям, этимологии («внутренней форме») ключевого слова (имени концепта), к данным словарей, анализу синонимов и даже антонимов, анализу сочетаемости и сопоставлению с другими концептами.

По мнению Е. Ю. Прохорова, каждый лингвист под концептом понимает нечто свое: «концептосфера может быть и у языка, и у отдельной лексемы; она может быть связана с отдельным жанром, с отдельным аспектом человеческого бытия и с отдельным наименованием социального статуса; концепт может быть представлен в языковом сознании и в языковой

картине мира, в художественной картине мира и в отдельном литературном жанре; концептом может быть и понятие, и некая каузальность, и некая эмоция, и так далее»[11. С. 9]

Наличие языкового выражения и регулярная репрезентация делают концепт общеизвестным. Один и тот же концепт можно анализировать с точки зрения лексических единиц различных уровней: слов, фразеологизмов, свободных сочетаний, предложений. Определение всего ряда языковых единиц концепта и способов их выражения поможет установить его актуальность для того или иного лингвосообще-ства. Кроме того, по мнению М. В. Пименовой [10. С. 29], «полное описание того или иного концепта возможно только при исследовании наиболее полного набора средств его представления», поскольку «концепт рассеян в языковых знаках, его объективирующих».

Основная часть работ, описывающих концепт, базируется на лексико-семантическом материале.

Исследование семантики лексических единиц, репрезентирующих концепт, позволяет раскрыть понятийную составляющую концептов. Однако концепт не ограничивается только понятием. Он включает в себя все содержание той или иной лексической единицы: и денотативное, и коннотативное. Концепт может иметь индивидуальный, личностный, групповой, национальный характер [5. С. 9].

Как правило, концептуальный анализ начинается с изучения отдельных лексем, репрезентирующих тот или иной концепт (Т. И. Бабкина, В. Н. Базылев, Е. Ю. Бутенко, И. В. Войтещук, Т. А. Злыденная и др.).

Отдельные лексемы - единичные базовые (ключевые) слова. Базовость лексемы проявля-

ется в способности задавать основные направления в исследовании концепта, определять границы его номинативного поля, быть мерилом номинативной ценности объективирующих его языковых знаков [9. С. 6]. Но слово своим значением в языке представляет лишь часть концепта, отсюда, по мнению А. Т. Хроленко [14. С. 57], необходимость синонимии слова, потребность в текстах, совокупно раскрывающих содержимое концепта.

Далеко не всегда ядерную зону концепта можно определить одним словом.

С. А. Борисова [6. С. 61] отмечает, что между концептивной и семантической сферами языка нет прямого соответствия. Каждому концепту не обязательно соответствует конкретная лексическая единица. Путем комбинаций языковые выражения - «вербальные оболочки концептов» - могут отражать любые концепты и отношения между ними.

Существует ряд работ, содержащих описание и анализ определенных концептов, нашедших средства выражения на фразеологическом уровне языка (В. В. Антропова, А. В. Артёмова, С. Г. Воркачев, Н. В. Деева, М. Л. Коваль, И. А. Майоренко, А. В. Свиридова, Ф. Р. Сибгаева, Е. В. Слепушкина и др.).

Фразеологизмы наравне со словами способны репрезентировать концепты, но в них в большей степени отражается образно-эмоциональная и национально-специфическая стороны концепта. Благодаря внутренней форме они способны отражать те аспекты концепта, которые по разным причинам проявляются в лексике.

Многие научные изыскания посвящены выявлению концептов в художественных текстах отдельных авторов (Н. В. Богданова, В. Г. Глушкова, Е. И. Диброва, С. М. Карпенко, О. И. Коурова, Е. А. Лукина, А. А. Подкопаева, Е. В. Туктангулова и др.).

Целью таких работ является выявление набора характеристик, составляющих классическое понимание той или иной лексемы, которая репрезентирует исследуемый концепт определенной личности.

В. И. Карасик [8. С. 6] отмечает, что различные характеристики языковой личности, линг-вокультурных концептов взаимодополнитель-ны: изучая языковую личность, мы выявляем систему свойственных этой личности концептов; рассматривая лингвокультурные концепты, мы приходим к характеристикам человека в языке.

Многие работы посвящены описанию образного компонента концептов.

Образный компонент представляет собой отражение в сознании познаваемых объектов на протовербальном и собственно языковом уровне. Образное поле представляет собой совокупность образных средств, которые обозначают один и тот же денотат [2. С. 112].

Изучению индивидуально-авторских концептов в художественном тексте посвящены работы М. Б. Борисовой, С. Г. Воркачева, Е. В. Дзюба, О. В. Орловой, Т. В. Соловьёвой, И. А. Тарасовой, Т. Е. Яцугаи других лингвистов.

По мнению Н. Ф. Алефиренко [2. С. 11], индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть найдены в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

У. А. Кулижанов [9. С. 187] отмечает, что высокий национально-культурный потенциал стилистически маркированных единиц явился основой формирования стилистического направления в лингвокультурологии.

Согласно точке зрения Д. У. Ашуровой [3. С. 117], лингвокультурологический подход к стилистическим приемам позволяет рассматривать их как одно из важнейших средств выражения концептов, отражающих понятийный, образный, ценностный компоненты.

Интересным видится ученым выявление концептуальных метафор и анализ метафорической сочетаемости «имени концепта», которые помогают установить образные характеристики.

В конце XX в. синтаксические конструкции стали интересовать лингвистов-когнитологов как знаки. Синтаксические концепты - это образы ситуаций, осмысленных людьми и вербализованных синтаксическими структурами. Так, Г. А. Волохина и З. Д. Попова [7] предложили описание русских синтаксических концептов, потом последовали и другие работы на материале русского и других языков.

В начале XXI в. появились работы о существовании морфологической репрезентации концептов [5]. Идея представления знаний на основе морфологических средств, по мнению ученых, еще молода, но перспективна.

Рассмотрим перечень ведущих концептов, несущих идеи русской ментальности, исследуемых в аспекте лингвокультурологии.

В словаре Ю. С. Степанова [13] выделяются следующие концепты: вечное, свои и чужие, интернационализм и космополитизм, мир, время, огонь и вода, хлеб, действие, ремесло, слово, вера, любовь, радость, воля, правда и истина, партийность, знание, наука, София, число, счет, письмо, алфавит, деньги, бизнес, закон, двоеверие, тайная власть, цивилизация, гражданское общество, славянофилы и западники, грусть и др. Серия тематических сборников под редакцией Н. Д. Арутюновой посвящена концептам судьба, истина, время, пространство, движение, образ человека, этика и др. Ю. Е. Прохоров [11. С. 123] включает концепты душа, играть, гулять, Бог, воля, престиж, жизнь, душа, любовь, профессор, белорусская шляхта, государство, хлеб, событийность, причина.

Картину этноспецифических концептов предлагает А. Д. Шмелев (2002), характеризуя душу и тело, время и пространство, общие жизненные установки (смирение, гордость, попрек, стыд, авось и др.), бытовые представления (заодно, вдруг, задушевность, дружба) и философию жизни (правда, справедливость, долг, обязанность, судьба).

По наблюдениям ученых, число диссертационных исследований концептов давно вышло за рамки сотни.

Лингвистическая концептология развивается в следующих направлениях: 1) моделирование «наивной философии», отраженной в языке, - публикации Ю. Д. Апресяна и серия сборников «Логический анализ языка» под редакцией Н. Д. Арутюновой; 2) изучение телеономных концептов - высших ориентиров бытия («счастье», «любовь», «справедливость» и др.), проявляющихся в языке (работы С. Г. Воркачева и его учеников); 3) изучение концептов как фактов языкового сознания, живого знания, противопоставленного его лексикографической фиксации (работы И. А. Стернина и его учеников); 4) построение когнитивных моделей освоения действительности на основе грамматической семантики языка (исследования Н. Н. Болдырева и его учеников); 5) описание когнитивных метафор (работы А. П. Чудинова, М. В. Пименовой и их учеников); 6) изучение понятийных категорий в лингвокультурном аспекте (исследования А. В. Кравченко, М. В. Малиновича и их учеников); 7) моделирование концептов как трехмерных образований в аксиологическом ключе (работы В. И. Карасика, Н. А. Красавского, Г. Г. Слышкина и их учеников). Наиболее ин-

тересные исследования концептов, по мнению

B. И. Карасика [8. С. 172-173], выполнены в Барнауле, Уфе, Санкт-Петербурге, Ереване, Иваново, Саратове, Минске, Харькове, Белгороде, Самаре, Элисте.

В 2006 г. в рамках совместного научного проекта межрегионального центра коммуникативных исследований в Воронежском университете и научно-исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика» в Волгоградском педагогическом университете были опубликованы четыре тома «Антологии концептов», содержащие различные результаты концептологических исследований.

Итак, основными средствами вербализации концептов, по мнению ряда современных лингвистов, являются готовые лексемы и фразеосо-четания, синтаксические конструкции, тексты и совокупности текстов.

Список литературы

1. Алефиренко, Н. Ф. Проблемы вербализации концепта : теоретическое исследование / Н. Ф. Алефиренко. - Волгоград: Перемена, 2003. - 96 с.

2. Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке : учеб. пособие / Н. Ф. Але-фиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с.

3. Ашурова, Д. У. Лингвокультурологичес-кий фактор в работе над художественным текстом на занятиях по стилистике английского языка / Д. У. Ашурова // Хорижий тилларни укитишда лингвокультурология нинг урван ива ахамияти. Халкароилмий-амалий конференция материаллари. - Ташкент: УзДЖТУ,

2007. - С. 116-119.

4. Базылев, В. Н. Мифологема скуки в русской культуре / В. Н. Базылев // RESLINGUISTICA : сб. ст. к 60-летию профессора В. П. Нерознака. - М., 2000. - С. 130-147.

5. Беседина, Н. А. Принципы и механизмы морфологической репрезентации в языке / Н. А. Беседина // Филологические науки. -

2008.- № 6. - С. 44-52.

6. Борисова, С. А. Пространство - Человек /

C. А. Борисова. - Ульяновск: УлГУ, 2003. - 327 с.

7. Волохина, Г. А. Синтаксические концепты русского простого предложения / Г. А. Волохина, З. Д. Попова. - Воронеж: Облтипография, 1999. - 193 с.

8. Карасик, В. И. Языковые ключи / В. И. Карасик. - М.: Гнозис, 2009. - 406 с.

9. Кулижанов, У. А. Эпитет как компонент национальной картины мира / У. А. Кулижанов // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. - 2010. - № 3 (14). - С. 186-188.

10.Пименова, М. В. Коды культуры и принципы концептуализации мира / М. В. Пименова // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке : материалы Всерос. научн. конф. -Екатеринбург: Уральский университет, 2005. -С.27-35.

11.Прохоров, Ю. Е. В поисках концепта / Ю. Е. Прохоров. - М.: Флинта: Наука, 2009. -176 с.

12.Свиридова, А. В. Вербализация концепта знание/познание средствами русской фразео-

логии в лингвокогнитивном и лингвокультуро-логическом аспектах (на материале фразеологических единиц с компонентом не) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А. В. Свиридова. -Челябинск: Челябинский государственный университет, 2008. - 43 с.

13.Степанов, Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - М.: Академический проект, 2004. - 992 с.

14.Хроленко, А. Т. Основы лингвокульту-рологии : учебное пособие / А. Т. Хроленко. -М.: Флинта, 2004. - 184 с.

15.Шмелев, А. Д. Русский язык и внеязы-ковая действительность / А. Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 496 с.

Сведения об авторе

Максимовских Анна Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Шадринского государственного педагогического института, зам. декана факультета истории и права.

[email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 15 (370). Philology. Arts. Issue 96. Pp. 53-57.

CONCEPT AND MEANS OF ITS REPRESENTATION

A. G. Maksimovskikh

Candidate of Philology, Associate Professor of Russian Language Shadrinsk State Pedagogical Institute, Deputy Dean of the Faculty of History and Law. [email protected]

The definition of "concept" from the point of view of the new science which arose within an anthropocentric paradigm, - cultural linguistics is considered; modern works of linguists on verbalization of concepts are analyzed; means of concept representations in modern Russian are described; the list of the leading concepts bearing ideas of the Russian mentality is considered in the article.

Keywords: concept, conceptual analysis, means of concept representation.

References

1. Alefirenko N.F. Problemy verbalizacii koncepta: Teoreticheskoe issledovanie [Problems verbalization of the concept: Theoretical research]. Volgograd, Peremena Publ., 2003. 96 p. (In Russ.).

2. Alefirenko N.F. Sovremennye problemy nauki o jazyke [Modern problems of the science of language]. Moscow, Nauka Publ., 2005. 416 p. (In Russ.).

3. Ashurova D.U. Lingvokul'turologicheskij faktor v rabote nad hudozhestvennym tekstom na zanjatijah po stilistike anglijskogo jazyka [Lingvocultural factors in the work of artistic text in the classroom for the style of the English language]. Horizhij tillarni ukitishda lingvokul'turologija ning urvan iva ahamijati. Halkaroilmij-amalij konferencija [The value of foreign language teachers, ethnography. Halkaroilmij conference materials]. Tashkent, UzDZhTU Publ., 2007. P. 116-119. (In Russ.).

4. Bazylev V.N. Mifologema skuki v russkoj kul'ture [Mythologeme boredom in Russian culture]. RESLINGUISTICA. Sbornik statej k 60-letiju professora V.P. Neroznaka [RESLINGUISTIKA. Collection of articles on the 60th anniversary of Professor V.P. Neroznak]. Moscow, 2000. Pp. 130147. (In Russ.).

5. Besedina N.A. Principy i mehanizmy morfologicheskoj reprezentacii v jazyke [The principles and mechanisms of morphological representation in the language]. Filologicheskie nauki [Philology], 2008, no. 6, pp. 44-52. (In Russ.).

6. Borisova S.A. Prostranstvo - Chelovek [Space - Man]. Ulyanovsk, UlGU Publ., 2003. 327 p. (In Russ).

7. Volohina G.A., Popova Z.D. Sintaksicheskie koncepty russkogo prostogo predlozhenija [Syntax concepts Russian simple sentence]. Voronezh, Obltipografija Publ., 1999. 193 p. (In Russ.).

8. Karasik V.I. Jazykovye kljuchi [Language key]. Moscow, Gnozis Publ., 2009. 406 p. (In Russ.).

9. Kulizhanov U. A. Jepitet kak komponent nacional'noj kartiny mira [The epithet as a component of the national picture of the world].Molodojuchenyj. Ezhemesjachnyjnauchnyjzhurnal [Young scientist. Monthly Scientific Journal], 2010, no. 3 (14), pp. 186-188. (In Russ.).

10.Pimenova M.V. Kody kul'tury i principy konceptualizacii mira [Codes and principles of cultural conceptualization of the world]. Novaja Rossija: novye javlenija v jazyke i nauke o jazyke: materialy Vseros. nauchn. konf. [New Russia: new developments in language and linguistics]. Ekaterinburg, Ural university Publ., 2005. Pp. 27-35. (In Russ.).

11.Prohorov Ju.E. V poiskah koncepta [In search of a concept]. Moscow, Nauka Publ., 2009. 176 p. (In Russ.).

12.Sviridova A.V. Verbalizacija koncepta znanie/poznanie sredstvami russkoj frazeologii v lingvokognitivnom i lingvokul'turologicheskom aspektah (na materiale frazeologicheskih edinic s komponentom ne) [Verbalization ofthe concept ofknowledge / cognition resources ofRussian phraseology in Lingvokognitivnye and lingvokulturologicheskom aspects (on a material of phraseological units with components not)]. Chelyabinsk, Chelyabinsk state university, 2008. 43 p. (In Russ.).

13.Stepanov Ju.S. Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury [Constants: Dictionary of Russian culture]. Moscow, Akademicheskij proekt Publ., 2004. 992 p. (In Russ.).

14.Hrolenko A.T. Osnovy lingvokul'turologii. Uchebnoe posobie [Fundamentals of cultural linguistics. Textbook]. Moscow, Flint Publ., 2004. 184 p. (In Russ.).

15.Shmelev A.D. Russkij jazyki vnejazykovaja dejstvitel'nost' [Russian language and extralinguistic reality]. Moscow, Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2002. 496 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.