УДК 801(045)
ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТА «ПРИРОДА» В ЛИРИКЕ ЗАУРАЛЬСКОГО ПОЭТА А.М. ВИНОГРАДОВА
А. Г. Максимовских
PECULIARITIES OF THE CONCEPT «NATURE» IN THE LYRIC POETRY OF THE TRANS-URAL REGION’S POET A.M. VINOGRADOV
A.G. Maximovskykh
Выявлены особенности структуры, содержания, культурные коды концепта «Природа» в лирике зауральского поэта А.М. Виноградова, основной темой которого было описание уральских природных явлений.
Ключевые слова: лингвокультурологический аспект, концепт, фрагмент, код, языковые средства репрезентации, концептуальный анализ.
The article reveals the structure, content, cultural codes of the concept «Nature» in the lyric poetry of the Trans-Ural region’s poet A.M. Vinogradov whose main theme is the description of the Ural’s natural phenomena.
Keywords: lingvo-cultural aspect, concept, fragment, code, lingual means of the representation, conceptual analysis.
В настоящее время термин «концепт» находит широкое применение в различных областях лингвистической науки. Он вошел в понятийный аппарат когнитивистики, лингвокультурологии и других наук. С.Г. Воркачев назвал «концепт» «зонтиковым термином»1, так как он «покрывает» предметные области нескольких научных направлений.
Лингвокультурные концепты наиболее часто исследуют на материале произведений отдельных поэтов, например, Ф.И. Тютчева (Е.С. Севрюгина), И.Ф. Анненского (С.В. Романовская), A.A. Ахматовой (Т.Н. Данькова), М.И. Цветаевой (Е.В. Дзюба), A.C. Пушкина (О.И. Коурова), Н.М. Языкова (Е.В. Косинцева) и другие ученые.
В лингвокультурологическом аспекте концепт рассматривается как элемент художественного осмысления мира: «концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека: то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека»2. С другой стороны, «концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не творец культурных ценностей - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее»".
Структура концепта представляет собой совокупность обобщенных признаков и групп признаков, необходимых и достаточных для идентификации предмета или явления как фрагмента картины мира.
Исследование концепта «Природа» представлено в работах Н.В. Богдановой, Н.В. Буравлевой, Е.В. Косинцевой, О.И. Коуровой, Н.Г. Краснояровой.
Цель статьи - анализ структуры и содержания концепта «Природа» в лирике зауральского поэта А.М. Виноградова.
Природа является предметом изучения многих фундаментальных наук и составляющей многих искусств, однако до сих пор природа не имеет общей концепции в пределах какой-либо одной науки или целого направления. Природа играет большую роль в жизни человечества. Окружающий мир, природные объекты и явления всегда входили в культурный мир людей.
Природа - все существующее на земле, не созданное деятельностью человека; органический и неорганический мир; совокупность естественных ценностей и особенностей какой-либо местности (рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т. д.).
Виноградов Александр Михайлович - член Союза писателей и бывший преподаватель кафедры литературы ГОУ ВПО «Шадринского педагогического института», автор 8 книг стихов, свыше 400 газетных и журнальных публикаций, известный поэт Зауралья, уроженец Челябинской области.
Максимовских Анна Геннадьевна, ассистент кафедры русского языка, Шадринский государственный педагогический институт (Шад-ринск), аспирант кафедры русского языка, науч. рук. - д-р филол. наук, проф. Коурова Ольга Ивановна. E-mail: [email protected]
Anna G. Maximovskykh, assistant of the Russian language chair of Shadrinsk State Teacher’s Training Institute, postgraduate student of the Russian language chair of Shadrinsk State Teacher’s Training Institute (Shadrinsk), research supervisor - Doctor of Philological Science, professor Kourova Olga Ivanov-na. E-mail: [email protected]________________
Зеленые страницы
В творчестве А.М. Виноградова находим обращения как к родной уральской природе; Маркову логу, речке Канаш, Юровской поскотине, озеру Таволжаны, сосновому бору, так и в целом - к русским национальным корням. Так, сборник «Зо-ревой окоём» начинается с эпиграфа, взятого из «Слова о погибели русской земли»: «О светло светлая и украсно украшенная земля Русская». В стихотворении «Вечное дерево» поэт призывает: «С языческгш родом единых корней Народ а природа должны быть родней». Наименования многих сборников поэта напрямую связаны с природой: «Природы облик - в зеркале души» (1997), «Зоревой окоем» (1996), «Вешница» (1979), «Лесная азбука» (2003) и др.
Концепт «Природа» в лирике А.М. Виноградова репрезентирован в виде двух микроконцептов: «Природа как окружающее пространство» и «Природа как совокупность природных явлений».
Микроконцепт «Природа как окружающее пространство» включает следующие фрагменты: «Особенности земной поверхности», «Небесное пространство и небесные светила», «Водное пространство», «Растительный и животный мир».
Фрагмент «Особенности земной поверхности» вербализован с помощью следующих лексем: земля, тропа, снега, сугроб, поляна, равнина, поле, дорожка, лог, простор, берег, долина, степь, асфальт, грязь, песок, пригорок, горка, наледь и включает следующие модели: ровное пространство, неровное пространство, край земли у водного пространства и слова, обозначающие свободное, обширное земное пространство. Например: «Пьешь и силы набираешься От живительной земли...» (Лесоповал); «Едва пригорок Под солнцем подсох — Обрушился ливень опять» (Под ливнем дней); «Дальний берег едва проступает. По воде - годовые круги» (V излуки); «Только кедр, защищенный законом, Заглядится в свободный простор»(Кедр).
Важно отметить, что земля у А.М. Виноградова предстает перед нами как нечто живое, со своими чувствами, эмоциями, она меняется. О родстве с землей поэт повествует с помощью тропов. Чаще всего эпитеты помогают А.М. Виноградову передать, что земля - это основа всего и вся в мире, они указывают на связь человека с нею, например: «Ради родной, ради райской земли, Вечности ради, Так же родители жили и шли, Дед и прапрадед» (Праведным утром); «В гнездах, как на пепелище, Как на горестной земле» (Внимая грачиному граю); «Летний день прозрачным утром После нудного нытья Сразу встретила салютом Ободренная земля» (Летний день); метафоры и олицетворения помогают показать «человечность» земли, например: «Снегами високосными Укрыт покой земель, Но веет по-над соснами Высотная метель» (Высотная метель), «Ударит в дрогнувшие ноздри Сырой земли могучий дух...» (От солнца снег забился в норы).
Ведущим кодом фрагмента является духовный, что связано с представлениями поэта о земле, ее силе, предназначении, связи с человеком. Земля
- это совесть людей, она может быть грешна, беспросветна, горестна, мечена, но она близка человеку, дает ему силы. Часто поэт называет землю родной: «Как хорошо, что есть изба в моей судьбе И о родной земле сужу не понаслышке/» (Весна и мирозданье); «Синицы — вестницы весны - Летят перед зимою к людям. Они родной земле верны, За что и ценим их, и любим» (Вестницы весны).
Фрагмент «Небесное пространство и небесные светила» репрезентирован с помощью лексем: небо, тучи, облака, солнце, луна, звезды, месяц, созвездья. В этом фрагменте изменяется соотношение лексем, употребленных в прямом и переносном значениях: образные конструкции возрастают, например, вместо лексемы небо часто употребляются перифразы: опаловая высь, окоемная высь, сверкающая синь, немыслимая голубизна, слепящая синь, сквозная синева, а также небесная синь, сквозная синева, например: «Это русичей свет испокон, осененный небесною синью» (Осенний свет); «.И земля от него - золотая. Защемит от сквозной синевы После рыжих и палевых ливней, Восковые сугробы листвы»)', синь солнечная, бирюзовый небосклон: «В сини солнечной ни облачка — бирюзовый небосклон» (Виртуозы весны); поднебесная корзина: «А творцы поднебесных корзин с молодецкими криками кружат» (Раненый грач); ордынские тучи: «Затмило ордынскими тучами мерцающий свет сентября» (Предвестие осени) и др.
Небесные светила представлены с помощью сравнений, например: «Утром луна, как фонарь переносный, выбелив все уголки...» (Крещенский мороз), метафор, например: «Внезапная ясность открылась в ночи. Снежинки сверкают в мерцающем свете, Фонарик луны заплетает лучи В свои волокнистые, смутные сети» (Нежданная радость); «Не луна - обмылок тощий: Вместо солнца — лишь намек» (Лето дождей в Златоусте); эпитетов и сравнений: «Огромное солнце восходит, Багровой горою горит» (Под солнцем).
Часто образ солнца у поэта предстает в русле традиционной поэтики, так, солнце - багровое, багряное, красно солнышко: «Багряное солнце Зальет дерева, И хлынет сквозь сосны С небес синева» (Ликует жуланчик); «Опять зима фасо-нится, И наст опять зубаст, Но выйдет красно солнышко И жару им задаст» (Перепады).
Ведущим кодом фрагмента является духовный, который связан с устно-поэтическим творчеством, фольклором (солнышко, красно солнышко), с историей Руси (ордынская туча), есть и предметный код (светило, фонарь, серпик, корона, клубок, обмылок).
Фрагмент «Водное пространство» репрезентирован с помощью следующих лексем: вода, река, ручей, волна, озеро, море, ключ, болото, разлив, капельки, льдина, океан, капли, пруд и представлен следующими моделями: водные пределы: «Даже речка Граматуха, Отгремев, уже не та...» (Лето дождей в Златоусте); океан: «Чтобы вынестись вперед в потоке общем В бесконечный
Максимовских А.Г.
Особенности концепта «Природа» в лирике зауральского поэта А.М. Виноградова
и бездонный океан» (В бурном времени), волна: «И селезень радостно крячет, Червонную гонит волну...» (Зеркало лета); водная масса: «Но вода -как точно молоко: Вздуется оно парным туманом...)) (По-над Ислочью).
Ведущими кодами фрагмента являются пространственный: бездна, толща; предметный код -блюдца; пищевой - молоко, крупа; зооморфный -котенок; антропоморфный:;«« путник, как человек.
Фрагмент «Растительный мир» представлен в лирике А.М. Виноградова широко. Это цветы: «Скоро должны расцвести медуницы, Скоро купавки должны расцвести» (Подснежник); «В дали деревенских окраин Туманные звезды цветут» (Зеркало лета), кустарники, деревья, листва, ягоды, грибы. Например: «Коснись красы приветной Движением руки - Как дуновеньем ветра Раздует угольки» (Клубника); «Глянь у белого царства в бегах Ручейков вереница крутая» (Пик весны).
Доминантой в лирике А.М. Виноградова является образ сосны, что соответствует его месту жительства. Б.Е. Черемисин замечает, что не случайно именно сосны, «поднебесные колонны» «стали центральным образом пейзажной лирики поэта (именно образом: поэт никогда не дает простых зарисовок природы). Этот образ вырастает из есенинского определения: <Дерево - жизнь», «через пальцы ветвей, сучья рук и через ствол... -мы есть чада древа»4.
Особняком в этой группе стоит образ бора. Он вербализован во фрагменте с помощью следующих лексем: бор как собор: «Иду я по утру за словом Не в бор, а в собор — свой, лесной!» (По утру за словом...); бор как родной круг: «В бору сердечно-чутком Я как в родном кругу» (Черемуховый срок); гребенка бора: «Причесавшись гребенкою бора, Вышло солнце во всей-то красе...» (У излуки); мир сосновый: «В мире сосновом в свете ночном Взрывчатым словом Песню начнем» (Ответ); боровой храм: «Утром ранним, первозданным В боровой вступаю храм По снегам исповедальным, По апрельским зеркалам» (Под коркой льда) и др.
Ведущими кодами фрагмента «Растительный мир» является духовный. Поэт не мыслит жизнь человека без леса и бора, здесь он «очищается», набирается сил и духовно преображается. Бор и лес - это святая святых для А.М. Виноградова. Явствует антропологический код: праматерь, сестра, двойник, праведник, дети.
Фрагмент «Животный мир» представлен, главным образом, тематическим рядом «птицы»: ворона: «Воронье кружит сутра...» (Лесоповал); аист: «Коль спокойно по просоку ходит аист, Над болотом протянули журавли?» (По-над Ислочью); воробьи: «Мельтешат воробьи-первоклашки,
чехардою себя веселя» (К перемене) и др.
Самой частотной лексемой в этом ряду является лексема грач. В поэзии грачи входят в сферу личного «я» поэта и получают следующие номинации: точно рваные тучи: «Потом точно рваные тучи, Собой зачернят облака...» (Перед от-
летом); братство грачей: «Снова братством грачей восторгаться, Слушать птиц в долгожданном тепле» (В свете дня), символ одиночества: «А торчит, а торчит за окном [грач], Как нелепый и горестный символ {одиночество/» (Эскиз одиночества), творцы поднебесных корзин: «А творцы поднебесных корзин С молодецкими криками кружат» (Раненый грач) и др.
Фрагмент «Животный мир» представлен лексемами, выступающими в основном в прямом значении {грач, ворона, кукушка, олень, сверчок, шмели). Образные модели реализуют антропоморфный код (сестрица, первоклашки, братва, братство, творцы) и предметный {корзины, пули).
Обратимся ко второму микроконцепту -«Природа как совокупность природных явлений», включающему следующие фрагменты: «Атмосферные явления», «Звуковые явления», «Световые явления и огонь», «Природные составляющие в цвете».
Номинанты, относящиеся к фрагменту «Атмосферные явления», являются самыми значимыми вербализаторами концепта «Природа». Фрагмент наиболее ярко показывает нам душу, чувства лирического героя стихов А.М. Виноградова.
Наименования атмосферных явлений у поэта весьма разнообразны: ветер, дождь, ливень, молния, гром, метель, снег, снегопад, вихрь, роса, стужа, зной, туман, листобой, пурга, потоп. Атмосферные явления А.М. Виноградов представляет не только словами в прямом значении, сколько тропами. Например, в стихотворении «Весна и мироздание» в пределах строфы создается сложный образ наступающей весны за счет одновременного употребления перифразы, сравнения и эпитетов: «Внезапно выпал снег - зимы последний дар. Земля сияет вся, искрится и лучится. Из миллиарда звезд поставлю самовар - Небесный снежный чай, нежданный и пречистый»-, «Ливень звончатый рассыпался - закурчавился кругом».
Нужно отметить, что снег является самой частотной лексемой, которая встречается и во фрагменте «Земное пространство». Но в данном случае снег показан не в качестве покрытия земли, а как атмосферные осадки. Вероятно, зима - любимое время года поэта. Снег — это чистота, надежда, нечто первозданное, возвышенное. Снег облагораживает душу, очищает землю от грехов человеческих. Например: «Столько выпало первозданного, Серой нечисти вопреки» (В горностаевом снегу); «Возвышенный и робкий, Снег пропадал в пыли На стылой сковородке Отверженной земли» (Безвременье); «Нисходит на землю в лучах чудотворных Пресветлой надеждой рождественский снег» (В снегу чудотворном); <Дарит снова свет надежд нам Сосен праведная медь, Чтобы в чуде белоснежном Мы душой могли прозреть» (Православная зима); «А в лесу новоявленный снег Проясняет потухшие души» (Под новый год).
Как показывает анализ, ведущим кодом является духовный. Атмосферные явлениях представляются показателями течения времени, оказывают
Зеленые страницы
большое влияние на человека (облагораживают, «очищают» душу). Духовный код раскрывается в том, что природа - это основа всего в мире, ее надо беречь, любить. Аксиональный код проявляется в оценке автором атмосферных явлений: «задиристый ветер», «ветрами суровыми», «спасительный гром», «жара неумолимая», «лютая стужа» и др. В метафорических моделях используется и предметный код: осколок, дуга, гирлянды, а также пищевой: чай.
Фрагмент «Звуковые явления» включает три лексико-грамматические парадигмы: субстантивную: «Застыла триумфально тишина в почетно-четком карауле бора» (После снегопада); «В разгульном гуле не слышна своя великая печальница - Божественная тишина...» (В разгульном гуле), глагольную: «Стонет бор: столько дров поналомано, столько свалено бурей дерев!» (Над гарью); «Туча черная програяла» (Лесоповал); адъективную: «Летит трескучий вертолет, как хлопотливая сорока» (Руки ручьев); «Ливень звончатый рассыпаяся, закурчавился кругом» (Живые колокольчики).
Звуковые явления чаще сопровождают номинации не только атмосферных явлений: раскатистый гром, отпели ветры, звенящий ветер, ветер запевает, метели залились, ветер ворчит, дождик долдонит, капели смех и др., но и животного мира: трезвон воробьев, овсянка рассыплет ответ, птичий гимн, селезень крячет, трель свиристелей, мелодии птах, дробь дятла.
Ведущим кодом фрагмента выступает антропоцентрический: он проявляется в представлении лирического героя, что природа живая, она умеет говорить, а также молчать. В тишине природы можно найти себя, понять то, что так долго мучит человека. Аксиональный код фрагмента - положительный.
Фрагмент «Световые явления и огонь» включает следующие образы: «Посреди поднебесных колонн Перед ласковым лоном природы И свободен любой, и тенен, Видя зоркие нимбы — восходы» (Перед пристальным ликом); «Воссияла такая светлынь В торжестве новогоднего снега» (Снежная светлынь); «Всех серебряных расцветок Фонариная заря» (Зимняя сказка); «И детей-то своих оберечь От грядущих потемок не можем» (Светлый день); «Полумрак, рассеясъ, матово сквозит, чуть-чуть лилов, и едва-едва приметна, серость смутно зеленеющих стволов» (В полнолуние); «Дым костра да воздух синий, Да сияние берез» (Запев); «Засияли березы сутра, Замерцали жемчужные травы» (Перед восходом); «В снежных искрах из тысячи сит Путь по логу приводит к прологу» (У пролога зимы).
Активен образ огня, который вербализуется следующим образом: «Над заснеженным бором
Багровым горит апельсином Небывалое солнце» (Новогодье); «Он шел, закутанный закатами, пылающими горячо» (Художник); «Под огнем навесным, перекрестным, В самокрутку свернулись листы» (Зной); «В середке мокрая трава В лучах зари горит» (Изморось); «Она березовкой поит В прозрачный вешний день. Когда ж зенит жарой палит, Зовет укрыться в тень...» (Береза).
Центральная зона фрагмента репрезентируется духовным кодом (нимб), предметным (фонарь, ладьи), антропоморфным (руки).
Фрагмент «Природные составляющие в цвете» включает четыре лексико-грамматические парадигмы: субстантивную, адъективную, глагольную, адвербиальную. Самым частотным здесь выступает красный цвет, его оттенки. Он реализуется в следующих лексемах: алый, розовый, багряный, лазоревый, атласный, пунцовый, красный, пламенный, например: «И с каждым розовым рассветом, Взяв бодрость у росистых трав, Мы воскресаем красным летом, Ведерки радостей набрав» (У багряных дерев); «Огромное солнце восходит, Багровой горою горит» (Под солнцем); «Что пеночки напевом В лазоревом логу...» (Черемуховый срок) и другие.
Значим для поэта и белый цвет, который ассоциируется в стихах со снегом, снежинками, сугробами. Именно зимой в лесу возможно перерождение человека, его нравственное возрождение: «Дарит снова свет надежд нам Сосен праведная медь, Чтобы в чуде белоснежном Мы душой могли прозреть» (Православная зима).
Природа у А.М. Виноградова олицетворена: она - мать, а мы - ее дети. «Природы наивные дети» - так называет людей поэт в стихотворении «Во спасение». Природа лечит нас: «Природным лечат духом Премудрые боры» (Утренний Шад-ринск), спасает, а мы не чтим ее благ. «Как будем без леса, когда перерубим Последние нервы природных корней? - восклицает автор. Природа для него родная, красота первозданная, светлейшее мирозданье, она величава по- царски, мудра.
Природы облик - в зеркале души - пишет поэт в стихотворении «Ты - человек». Эта строка заключает в себе глубокий смысл. Как не ценить то, чем нас одарила царица. Виноградов призывает: «Душу лесной красоте отвори, Боготвори и слова, и природу» (По верной тропе). Чтить красоту первозданную нужно так же, как своих родителей, ведь она - природа-мать\
Итак, концепт «Природа» занимает чрезвычайно важное место в лирике А.М. Виноградова, что в полной мере воплотилось в его поэтическом творчестве.
1 Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» /У Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. 2003. С. 6.
2 Степанов Ю.С. Именчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и культура конца XX века. 1995. С. 30.
3 Слышкин Г.Г. Текстовая концептосфера и ее единицы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводи-дактики. Волгоград, 1999. С. 15.
4 Черемисин Б.Е. Перед пристальным ликом природы // Русский язык, литература и культура: Проблемы сохранения и развития. Материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.М. Бритвина. Шадринск: ШГПИ, 2000. С. 113.
Поступила в редакцию 12 апреля 2010 г.