Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЧУВСТВЕННАЯ СТОРОНА ПОЗНАНИЯ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна, Бездетко Сергей Николаевич

В данной статье представлен краткий обзор становления и развития в истории педагогической мысли такой особой области, как художественно-эстетическое воспитание. С древних времен педагоги - эпизодически или системно - обращались к тем предметным областям, которые связаны с чувственной составляющей в обучении ребенка: музыка, пение, танцы, рисование и т. д. Признавая значимость изучения точных наук: арифметики, геометрии, географии и др. - прогрессивные педагоги - П. П. Верджерио, Я. А. Коменский и др. - всегда уделяли особое внимание чувственной природе познания, что и составляет основу художественно-эстетического воспитания. Не случайно одним из дискуссионных вопросов педагогики XVIII века был спор о базисном прин-ципе обучения детей: что должно составлять основу познания - природосообразность или культу-росообразность? Педагоги различных эпох искали свой вариант оптимального сочетания чувствен-ной и рассудочной сторон познания, предлагали авторские варианты соответствующих программ обучения (К. Н. Вентцель, А. У. Зеленко, С. Т. Шацкий и др.). Педагогика данного направления в конце ХХ - начале XXI вв. была наполнена богатыми по содержанию программами Б. M. Неменского, Д. Б. Кабалевского и др. Отметим, что в процессе развития теории и практики художественно-эстетического направления образовательного процесса обнаруживаются, как показал анализ соответствующих нормативно-методических документов, неоднозначные аспекты как в содержании, так и в методических рекомендациях. Однако обнаружение этих проблемных зон, осмысление их и поиски преодоления тех или иных затруднений помогают наметить пути дальнейшего развития и совершенствования такой значимой для российского образования области, как художественно-эстетическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION: QUESTIONS OF HISTORY AND MODERNITY

This article presents a brief overview of the formation and development in the history of pedagogical thought of such a special area as artistic and aesthetic education. Since ancient times, teachers - episodically or systematically - have turned to those subject areas that are associated with the sensory component in the child’s education: music, singing, dancing, drawing, etc. Recognizing the importance of studying exact sciences: arithmetic, geometry, geography, etc. - progressive teachers - P. P. Vergerio, Ya. A. Komensky, etc. - we have always paid special attention to the sensual nature of cognition, which is the basis of artistic and aesthetic education. It is no coincidence that one of the controversial issues of pedagogy of the 18th century was a dispute about the basic principle of teaching children: what should form the basis of cognition - naturalness or cultural conformity? Teachers of various eras were looking for their own version of the optimal combination of the sensory and intellectual sides of cognition, offered author’s versions of the corresponding training programs (K. N. Wentzel, A. U. Zelenko, S. T. Shatsky, etc.). The pedagogy of this direction in the late XX - early XXI centuries was filled with rich content programs of B. M. Nemensky, D. B. Kabalevsky, etc. It should be noted that in the process of developing the theory and practice of the artistic and aesthetic direction of the educational process, as shown by the analysis of the relevant normative and methodological documents, ambiguous aspects are found both in the content and in the methodological recommendations. However, the discovery of these problem areas, their comprehension and the search for overcoming certain difficulties help to outline ways of further development and improvement of such an important area for Russian education as artistic and aesthetic education.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.036 DO110.26170/2079-8717_2022_06_01

ББК Ч400.54 ГРНТИ 14.09.03 Код ВАК 5.8.2

Коротаева Евгения Владиславовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Бездетко Сергей Николаевич,

ассистент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественно-эстетическое воспитание; чувственная сторона познания; природосообразность; культуросообразность; методические рекомендации; история педагогической мысли

АННОТАЦИЯ. В данной статье представлен краткий обзор становления и развития в истории педагогической мысли такой особой области, как художественно-эстетическое воспитание. С древних времен педагоги - эпизодически или системно - обращались к тем предметным областям, которые связаны с чувственной составляющей в обучении ребенка: музыка, пение, танцы, рисование и т. д. Признавая значимость изучения точных наук: арифметики, геометрии, географии и др. - прогрессивные педагоги - П. П. Верджерио, Я. А. Коменский и др. - всегда уделяли особое внимание чувственной природе познания, что и составляет основу художественно-эстетического воспитания. Не случайно одним из дискуссионных вопросов педагогики XVIII века был спор о базисном принципе обучения детей: что должно составлять основу познания - природосообразность или культу-росообразность? Педагоги различных эпох искали свой вариант оптимального сочетания чувственной и рассудочной сторон познания, предлагали авторские варианты соответствующих программ обучения (К. Н. Вентцель, А. У. Зеленко, С. Т. Шацкий и др.). Педагогика данного направления в конце ХХ - начале XXI вв. была наполнена богатыми по содержанию программами Б. M. Немен-ского, Д. Б. Кабалевского и др. Отметим, что в процессе развития теории и практики художественно-эстетического направления образовательного процесса обнаруживаются, как показал анализ соответствующих нормативно-методических документов, неоднозначные аспекты как в содержании, так и в методических рекомендациях. Однако обнаружение этих проблемных зон, осмысление их и поиски преодоления тех или иных затруднений помогают наметить пути дальнейшего развития и совершенствования такой значимой для российского образования области, как художественно-эстетическое воспитание.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Коротаева, Е. В. Художественно-эстетическое воспитание: вопросы истории и современности / Е. В. Коротаева, С. Н. Бездетко. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6. - С. 8-13. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_01.

Korotaeva Evgeniya Vladislavovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Bezdetko Sergei Nikolaevich,

Assistant of Department of Speech Therapy and Clinics of Dysontogenesis, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION: QUESTIONS OF HISTORY AND MODERNITY

KEYWORDS: artistic and aesthetic education; sensual side of knowledge; natural conformity; cultural conformity; guidelines; history of pedagogical thought

ABSTRACT. This article presents a brief overview of the formation and development in the history of pedagogical thought of such a special area as artistic and aesthetic education. Since ancient times, teachers -episodically or systematically - have turned to those subject areas that are associated with the sensory component in the child's education: music, singing, dancing, drawing, etc. Recognizing the importance of studying exact sciences: arithmetic, geometry, geography, etc. - progressive teachers - P. P. Vergerio, Ya. A. Komensky, etc. - we have always paid special attention to the sensual nature of cognition, which is the basis of artistic and aesthetic education. It is no coincidence that one of the controversial issues of pedagogy of the 18th century was a dispute about the basic principle of teaching children: what should form the basis of cognition - naturalness or cultural conformity? Teachers of various eras were looking for their own version of the optimal combination of the sensory and intellectual sides of cognition, offered author's versions of the corresponding training programs (K. N. Wentzel, A. U. Zelenko, S. T. Shatsky, etc.). The pedagogy of this direction in the late XX - early XXI centuries was filled with rich content programs of B. M. Nemen-

© Коротаева Е. В., Бездетко С. Н., 2022

sky, D. B. Kabalevsky, etc. It should be noted that in the process of developing the theory and practice of the artistic and aesthetic direction of the educational process, as shown by the analysis of the relevant normative and methodological documents, ambiguous aspects are found both in the content and in the methodological recommendations. However, the discovery of these problem areas, their comprehension and the search for overcoming certain difficulties help to outline ways of further development and improvement of such an important area for Russian education as artistic and aesthetic education.

FOR CITATION: Korotaeva, E. V., Bezdetko, S. N. (2022). Artistic and Aesthetic Education: Questions of History and Modernity. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 8-13. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_01.

Художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования художественно-эстетической культуры. Культура рассматривается как один из важнейших факторов, обеспечивающих трансляцию социального опыта поколений через знакомство, освоение, принятие и сохранение последующими поколениями аксиологического и технологического образа отношения к природе, обществу, к культурному окружению, к осмыслению категорий добра и зла, к усвоению форм и норм поведения и т. д. (Н. В. Бутенко [2], Б. Т. Лихачев [7], Т. Г. Попова [11], А. А. Радугин [12] и др.).

Очевидно, что проблемы, связанные с передачей накопленного опыта, с преемственностью поколений, должны решаться в соответствующей среде, которой является образовательная деятельность. Не случайно к вопросам, связанным с формированием художественно-эстетической культуры подрастающего поколения, издревле обращались выдающиеся педагоги различных исторических эпох.

Еще Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считал, что «обычными предметами обучения являются четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование», рассматривая их как основу формирования духовной целостности личности [1]. Позже Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.), оставшийся в истории как «отец римского образования», говоря о «тривиуме и квадри-уме семи свободных искусств», включал туда не только арифметику, геометрию, астрономию, логику, но и грамматику, риторику, музыку.

Образование в годы Средневековья, отличавшееся аскетизмом, представленное в семи рыцарских искусствах, было в большей степени ориентировано на физическое развитие: фехтование, плавание, соколиная охота, владение копьем, верховая езда и игра в шахматы. И только одно «искусство» было связано с эстетическим содержанием - сложение стихов в честь дамы сердца...

Но однобокость такого обучения была подмечена гуманистами эпохи Возрождения, которые стремились расширить эстетическую область в обучении. Так, П. П. Вер-джерио (1370-1444 гг.) в трактате «О благородных нравах и свободных науках»

(1402 г.) настаивал на том, что важно «обучить детей добрым искусствам <...>, чтобы считаться достойными и судьбы, и звания, тем, кто высоко поставлен и чьи слова и дела не могут быть не известны» [3].

Обращаясь к эпохе Реформации (15171648 гг.), нельзя не вспомнить труды Ф. Ме-ланхтона и В. Троцендорфа, где авторы указывали на необходимость обращаться в процессе воспитания к литературе и музыке.

Однако наиболее полно и обоснованно вопросы чувственной стороны обучения -что составляет основу эстетического познания - представлены в трудах великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Заметим, что самый процесс обучения Коменский обозначает как «дидактическое искусство», с чего и начинает свою «Великую дидактику - содержащую универсальное искусство учить всех всему». В основе данного подхода лежит идея о гармонии (истоки которой обнаруживаются в идеологии образовательной деятельности еще со времен Древней Греции и Рима), которой человек наслаждается «и страстно к ней стремится». Чешский педагог настаивал на том, что человек, желая стать хорошим художником, музыкантом, писцом, «должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое» [6]. Поэтому не вызывает удивления то, что один из известнейших трудов Я. А. Коменского имеет название «Мир чувственных вещей в картинках», что только подчеркивает значимость чувственного восприятия в процессе обучения и воспитания.

В исторической ленте исследуемой нами проблемы нельзя обойти вниманием и эпоху Просвещения (конец XVII - конец XVIII вв.), где дискуссии о природе искусства, будучи перенесенными в педагогическую область, привели к обсуждению базисного принципа педагогической практики: что является основой: природосообраз-ность? или же культуросообразность?

Однако изучение работ педагогов того времени показало, что приверженцы как природосообразности, так и культуросооб-разности не отрицают, но, напротив, поддерживают и даже подчеркивают значимость эстетической составляющей в процессе обучения и воспитания. Так, в трудах Д. Локка (1632-1704), которого обычно

причисляют к сторонникам культуросооб-разного подхода, имеются определенные указания на то, как важно заниматься с будущим джентльменом музыкой, рисованием и даже танцами: «умение рисовать: это умение во многих случаях оказывается для джентльмена очень полезным, особенно если он путешествует»; «танцы сообщают детям на всю жизнь изящество движений и -что важнее всего - осанку и приличную уверенность в себе» [8] и др.

В XVIII в. во многом благодаря работам немецких романтиков (И. Канта, Ф. Шиллера, И. Г. Гердера и др.) эстетика начала оформляться в самостоятельную отрасль науки. Поэтому закономерно, что немецкие педагоги той эпохи - Ф. Фребель, И. Г. Пе-сталоцци, Ф. Гербарт, А. Дистервег и др. -активно обращались к вопросам эстетической составляющей обучения и воспитания. Они настаивали на необходимости включения в процесс обучения таких «уроков», как пение, рисование, слушание музыкальных произведений, обсуждение картин. Словом, все то, что сегодня составляет основу художественно-эстетического воспитания.

В истории российского образования эстетический подход к обучению и воспитанию нашел свое отражение в работах Епи-фания Премудрого, Феофана Грека, Ивана Федорова, Симеона Полоцкого и др. Эти общественные деятели считали необходимым включать в обучение детей риторику, поэтику, обращаться к театральному искусству. В XVIII в. появились первые эстетические трактаты Иосифа Владимирова, Симеона Ушакова, которые и заложили основы эстетического воспитания.

Золотое наследие российской педагогики, где осмысливались общие теоретические установки, трансформируясь в дидактические принципы и конкретные рекомендации с учетом национальных особенностей и возможностей, без сомнения, составляют труды ученого, педагога К. Д. Ушинского (18231871).

Представляя дидактическую основу образовательного процесса, Константин Дмитриевич описывал и эпизоды, связанные с чувственной - художественно-эстетической - стороной обучения. Он обращался и к эмоциональной составляющей пения: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение! Как оно оживляет утомленные силы детей, как оно быстро организует класс!» [14, с. 436]; не уставал подчеркивать значимость обращения к родной природе как источнику чувственного переживания: «прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога... »

[14, с. 388]. Его концепция мышления ребенка через «формы, краски, звуки, ощущения вообще» была разнообразно и педагогически обоснованно представлена в ряде учебников для начальной школы «Родное слово», «Детский мир» и т. д.

Эти подходы были восприняты и развиты в отечественной педагогике на рубеже XIX-XX вв.: летняя трудовая колония и общество «Сетлемент» А. У. Зеленко и С. Т. Шацкого, «Дом свободного ребенка» К. Н. Вентцеля и др., где процесс обучения был слит с воспитанием, с эстетической основой познания окружающего мира.

После октябрьской революции 1917 г. перед педагогами РСФСР встал вопрос о содержании обучения и воспитания для нового поколения. В начале 20-х гг. ХХ в. была предложена соответствующая программа для единой трудовой школы, которая включала изобразительное искусство, музыку, ритмику, художественное слово, театр, кино, даже фотографирование. Этим подчеркивалась связь обучения с окружающей действительностью именно через сферу эстетического. А теоретические и практические аспекты эстетического воспитания получили свое обоснование в трудах А. В. Бакушинского, М. А. Рыбниковой, П. П. Блонского (20-30-е гг.).

Большой вклад в разработку теории и методики эстетического воспитания внесли О. Н. Варшавская, Е. А. Флерина, В. Н. Шацкая и др. Многие рекомендации А. Н. Шацкой [15] в «Общих вопросах эстетического воспитания в школе», «Эстетическом воспитании в начальной школе» остаются достаточно актуальными и в наши дни.

В годы войны и послевоенного строительства вопросы художественно-эстетического воспитания детей, что закономерно, были отодвинуты на второй план, поскольку приоритетной была задача восстановить собственно систему образования на всей территории страны. Однако уже в конце 50-х - начале 60-х гг. министр культуры А. И. Попов обозначил необходимость открытия детских музыкальных школ в сельской местности в течение пяти лет. С этого периода начинается этап целенаправленного и массового развития эстетического воспитания на территории нашей страны.

К работе над концепцией эстетического воспитания подрастающего поколения были привлечены педагоги-психологи деятели культуры Д. Б. Кабалевский [5], Б.Т. Лихачев [7], А. А. Мелик-Пашаев [10], Б. М. Не-менский, В. А. Сластенин и др.

Ученые, теоретики, педагоги-практики отмечали, что период детства характеризуется особой сензитивностью относительно эстетического развития. Следовательно, в

эти годы должна быть заложена основа формирования эстетической культуры. Не случайно Б. Т. Лихачев, академик, ученый, педагог, педагогический психолог, подчеркивал, что «все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания» [7].

Представленная в те годы программа эстетического образования, разработанная народным художником РФ, академиком РАО Б. М. Неменским «Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений» (1-9 классы)» [4] остается востребованной и по сей день.

Однако содержание художественно-эстетического образования было и пока остается достаточно проблемной областью в педагогической реальности.

Так, в действующем Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) исследуемая проблема отражена в предметной области «Искусство» и раскрывается через «изобразительное искусство» и «музыку». К личностным результатам обучающихся по эстетическому воспитанию, согласно ФГОС НОО, отнесены: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности1.

Очевидно, что названные результаты носят достаточно общий характер, поэтому и в них обнаруживается лакуны методического характера. Так, в указанных результатах не актуализирована одна из важнейших характеристик художественно-эстетического воспитания, а именно - идея интеграции искусств.

Кроме того, в значительной мере содержательные подкрепления эстетической составляющей обучения обнаруживается не столько в предметной области «Искусство», сколько в предметной области «Родной язык и литературное чтение». В последней имеются указания на «понимание эстетической ценности родного языка», «сохранение и передачу от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей»; «понимание роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации»

1 Федеральный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/400807193/ (дата обращения: 10.09.2022).

и т. д.2. Тогда как предметная область «Искусство» номинативно оказывается не связанной с эстетическим воспитанием.

В 2021 г. были опубликованы «Методические рекомендации по отдельным вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2021 г.), призванные заполнить лакуны образовательного стандарта [9].

Однако мы нашли лишь пятикратное обращение к эстетической составляющей обучения (дважды номинированы соответствующие программы дополнительного образования, остальные приведены как определения предикатов «ценность», «чувство», «воспитание»). Что же касается определения «художественный» (являющегося неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания), то из шестидесяти с лишним обращений к нему около половины имеют отношение к литературе и литературным средствам.

В «Методических рекомендациях...» кратко раскрыто содержание области «Изобразительное искусство» через соответствующие модули: «Символика крестьянского дома и народного праздника»; «Натюрморт. Пейзаж. Портрет»; «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн»; «Вечные темы и великие исторические события в искусстве»; «Народные художественные промыслы России»; «Виды и жанры изобразительного искусства»; «Художественный образ и художественно-выразительные средства». Но - вновь по-черкнем, - что значимая и продуктивная для этой области идея интеграции видов искусств представлена достаточно скупо: только в модуле «Музыка» только в качестве соотнесения «связи музыки с другими видами искусства».

Поэтому и результаты обучения в данной области, на наш взгляд, оказываются несколько абстрактными и завышенными: определение жанровой системы произведения, характеристика художественных средств и выразительные особенности художественных материалов и т. д. Не каждый взрослый может дать такую характеристику, что же конкретно хотим мы услышать от ученика общеобразовательной (не специализированной) школы?

Обозначенные выше заметки и вопросы показывают, насколько объемна, разнопла-нова, сложна и в то же время значима и перспективна область художественно-эстетического образования. Признание и осмысление имеющихся проблемных зон помогает наметить пути дальнейшего развития в данной области: в содержательном

2 Там же

аспекте, в методике преподавания, в учете возрастных особенностей обучающихся (мы говорим уже о поколении «альфа»), в поиске оптимальной интеграции областей искусства в образовательном процессе и т. д.

При этом важно не только сохранить накопленный в истории педагогики опыт художественно-эстетического воспитания детей, но и обогатить его актуальными идеями, находками, программами, осознавая значимость этой области для сохранения и передачи не только эстетических, но и витальных ценностей, обозначенных в Федеральном законе «Об образовании в Россий-

ской Федерации»1: создание условий для социализации, формирования уважения и бережного отношения к культурному наследию, освоение правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, сохранение социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества.

1 Федеральный закон от 14.07.2022 № 295 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 0i74/b8i9c620a8c698de3586iad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 10.09.2022).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. - Москва : Мысль, 1983. - С. 376-644. - URL: http://grachev62.narod.ru/aristotel/arpol8.html (дата обращения: 10.09.2022). - Текст : электронный.

2. Бутенко, Н. В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности / Н. В. Бутенко // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 7. - С. 138-143.

3. Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVI вв.) / сост.: Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев. - Москва : Центр гуманитарных инициатив ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 398 с. URL: https://fiLwikireadmg.m/hAmBEy9bk3 (дата обращения: 10.09.2022). -Текст : электронный.

4. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями: 1-9 классы / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. - Москва : Просвещение, 2007. - 141 с.

5. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады / Д. Б. Кабалевский. - Москва : Педагогика, 1986. - 192 с.

6. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песта-лоцци. - Москва : Педагогика, 1989. - 416 с.

7. Лихачев, Б. Т. Сущность и функции эстетического сознания / Б. Т. Лихачев. - URL: https://uchebnik.biz/book/198-pedagogika/91-sushhnost-i-funkcii-yesteticheskogo-soznaniya/ (дата обращения: 10.09.2022). - Текст : электронный.

8. Локк, Д. Мысли о воспитании / Д. Локк. - URL: http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/ Locke/Locke_John_Thought_conceming_education.htm (дата обращения: 10.09.2022). - Текст : электронный.

9. Методические рекомендации по отдельным вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - Москва, 2021. - URL: https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/01/%D0%9C%D0%A0-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%9D%D0%9E%D0%9E (дата обращения: 10.09.2022). - Текст : электронный.

10. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. - Москва : Знание, 1981. -

96 с.

11. Попова, Т. Г. О понятии концептуальной категории «культура» / Т. Г. Попова // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2004. - Т. 10, № 1-2. - С. 330-337.

12. Радугин, А. А. Формирование эстетической и художественной культуры. Источник: Эстетика : учебное пособие для вузов / А. А. Радугин. - Москва : Центр, 2000. - 240 с.

13. Уколова, Л. И. Эстетическое воспитание как генеральное условие развития духовной культуры растущего человека / Л. И. Уколова, И. В. Сокерина, Ш. Цзян // Мир науки, культуры, образования. -2016. - № 1 (56). - С. 213-216.

14. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - Москва : Просвещение, 1968. - 557 с.

15. Шацкая, В. Н. Эстетическое воспитание в детском доме / В. Н. Шацкая. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 248 с.

REFERENCES

1. Aristotel. (1983). Sochineniya: v 4 t. [Compositions, in 4 vols.]. Moscow, Mysl', pp. 376-644. URL: http://grachev62.narod.ru/aristotel/arpol8.html (mode of access: 10.09.2022).

2. Butenko, N. V. (2014). Khudozhestvenno-esteticheskaya kul'tura kak bazovyi mekhanizm razvitiya lichnosti [Artistic and Aesthetic Culture as a Basic Mechanism for the Development of Personality]. In Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. No. 7, pp. 138-143.

3. Revyakina, N. V., Kudryavtsev, O. F. (2015). Gumanisty epokhi Vozrozhdeniya o formirovanii lichnosti (XIV—XVI vv.) [Humanists of the Renaissance on the Formation of Personality (XIV-XVI Centuries)]. Moscow, Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Saint Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ. 398 p. URL: https://fil.wikireading.ru/hAmBEy9bk3 (mode of access: 10.09.2022).

4. Nemensky, B. M., Goryaeva, N. A., Nemenskaya, L. A. (2007). Izobrazitel'noe iskusstvo i khudozhestven-nyi trud: s kratkimi metodicheskimi rekomendatsiyami: 1—9 klassy [Fine Arts and Artistic Work: With Brief Methodological Recommendations: Grades 1-9]. Moscow, Prosveshchenie. 141 p.

nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 202 2. № 6

13

5. Kabalevsky, D. B. (1986). Pedagogicheskie razmyshleniya: Izbrannye stat'i i doklady [Pedagogical Reflections: Selected Articles and Reports]. Moscow, Pedagogika. 192 p.

6. Komensky, Ya. A., Locke, D., Rousseau, J.-J., Pestalozzi, J. G. (1989). Pedagogicheskoe nasledie [Pedagogical Legacy]. Moscow, Pedagogika. 416 s.

7. Likhachev, B. T. Sushchnost' i funktsii esteticheskogo soznaniya [The Essence and Functions of Aesthetic Consciousness]. URL: https: //uchebnik.biz/book/ i98-pedagogika/9i-sushhnost-i-funkcii-yesteticheskogo-soznaniya/ (mode of access: 10.09.2022).

8. Locke, D. Mysli o vospitanii [Thoughts on Parenting]. URL: http://makarenko-museum.narod.ru/ Classics/Locke/Locke_John_Thought_concerning_education.htm (mode of access: 10.09.2022).

9. Metodicheskie rekomendatsii po otdel'nym voprosam realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Methodological Recommendations on Certain Issues of the Implementation of the Federal State Educational Standard for Elementary General Education]. (2021). Moscow. URL: https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/0i/%D0%9C%D0%A0-%D0%A4%D0%93%D0%9 E%D0%Ai-%D0%9D%D0%9E%D0%9E (mode of access: 10.09.2022).

10. Melik-Pashaev, A. A. (1981). Pedagogika iskusstva i tvorcheskie sposobnosti [Pedagogy of Art and Creativity]. Moscow, Znanie. 96 p.

11. Popova, T. G. (2004). O ponyatii kontseptual'noi kategorii «kul'tura» [On the Concept of the Conceptual Category of "Culture"]. In Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Vol. 10. No. 1-2, pp. 330-337.

12. Radugin, A. A. (2000). Formirovanie esteticheskoi i khudozhestvennoi kul'tury. Istochnik: Estetika [Formation of Aesthetic and Artistic Culture. Source: Aesthetics]. Moscow, Tsentr. 240 p.

13. Ukolova, L. I., Sokerina, I. V., Tszyan, Sh. (2016). Esteticheskoe vospitanie kak general'noe uslovie razvitiya dukhovnoi kul'tury rastushchego cheloveka [Aesthetic Education as a General Condition for the Development of the Spiritual Culture of a Growing Person]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 1 (56), pp. 213-216.

14. Ushinsky, K. D. (1968). Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected Pedagogical Writings]. Moscow, Prosveshchenie. 557 p.

15. Shatskaya, V. N. (1953). Esteticheskoe vospitanie v detskom dome [Aesthetic Education in the Orphanage]. Moscow, Izdatel'stvo APN RSFSR. 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.