Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественно-эстетическое развитие дошкольника / развитие личности / artistic and aesthetic development of a preschool child / personal development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тушевская Элла Сергеевна

Эстетическое развитие детей в современном мире предполагает приобщение к культуре, художественному творчеству наравне с общим образованием. У детей уровень эстетической воспитанности, в зависимости от условий жизни и воспитания, часто неодинаков, и педагоги в общем процессе воспитания стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тушевская Элла Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

Aesthetic development of children in the modern world assumes familiarization with culture, art creativity on a par with general education. In children, the level of aesthetic upbringing, depending on the conditions of life and upbringing, is often not the same, and the teachers, in the general process of upbringing, strive for an optimal level of aesthetic upbringing.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Anne Bamford L'éducation artistique dans le monde // Revue internationale d'éducation de Sèvres / septembre 2006, mis en ligne le 14 novembre 2011, consulté le 30 septembre 2016. P. 119130.

2. Ardouin I. L'éducation artistique à l'école, ESF Editeur, Paris, 1997. - 128 p.

3. Art schools and art degrees in France. // Département des écoles supérieures d'art et de la recherche. - September. - 2011. - № 28. - Р. 24.

4. Le plan pour les arts et la culture à l'École. - Centre national de documentation pédagogique / Imprimé sur les presses de l'Imprimerie nationale, 3e trimestre, 2001. - 64 p.

5. Масол Л. М. Методика навчання мистецтва у початковш школг поабник для B4rneniB/ Л.М. Масол. - Х.: «Ранок», 2006. - 256 с.

6. Programmes du collège. Programmes de l'enseignement d'éducation musicale // Bulletin officiel spécial n° 6 du 28 août 2008. - 20 р.

Тушевская Элла Сергеевна

концертмейстер кафедры музыкознания и музыкального исполнительства ЛГУ им. Тараса Шевченко (г. Луганск, ЛНР)

УДК 37.015.31:17.022.1

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

Эстетическое развитие детей в современном мире предполагает приобщение к культуре, художественному творчеству наравне с общим образованием. У детей уровень эстетической воспитанности, в зависимости от условий жизни и воспитания, часто неодинаков, и педагоги в общем процессе воспитания стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие дошкольника; развитие личности.

Aesthetic development of children in the modern world assumes familiarization with culture, art creativity on a par with general education. In children, the level of aesthetic upbringing, depending on the conditions of life and upbringing, is often not the same, and the teachers, in the general process of upbringing, strive for an optimal level of aesthetic upbringing.

Key words: artistic and aesthetic development of a preschool child; personal development.

Проблема художественно-эстетического развития дошкольников получила свое новое выражение в контексте исследований, посвященных раннему развитию ребенка, актуальность которых стала очевидной на стыке столетий. Художественно-эстетическое развитие дошкольников

рассматривается учеными как процесс целенаправленного воздействия на ребенка, целью которого является формирование способности видеть красоту окружающего мира, а также развитие способностей к искусству и творчеству.

Активные научные исследования, которые проводились во второй половине ХХ - начале XXI столетия, посвящены выявлению потенциала ребенка с рождения до 7 лет. Эти исследования способствовали появлению разнообразных теорий в области педагогики, психологии, физиологии, медицины, которые связаны с выявлением творческих, сенсорных, физических, интеллектуальных и других возможностей дошкольника.

Так, например, проблемой физиологического развития дошкольников занимаются М.М. Безруких, Д.А. Фарбер, В.Д. Сонькин, Т.В. Черниговская и др. Психологическую специфику развития дошкольников рассматривают Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже и др. Художественно-эстетическое развитие рассматривают Н.А. Ветлугина, Е.М. Торшилова, И.А. Домагацкая, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, А.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Масол, Е.А. Флёрина, Н.В. Бутенко. Музыкальное развитие: Б.В. Асафьев, А.Н. Зимина, В.И. Логиновои, М.В. Крулехт, Е.Н. Герасимовой, В.Н. Шацкая, О.П. Радынова, Б.М. Неменский. Изобразительное искусство изучают Т.Г. Казакова, Е.В. Краснушкин, С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова и др.

Проблеме художественно-эстетического развития дошкольников посвящены работы таких ученых, как Б.В. Асафьев, Д.С. Лихачев, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Н.А. Ветлугина, И.А. Домогацкая, Б.П. Юсов, и др. Под художественно-эстетическим развитием ученые (Н.А. Ветлугина) понимают определенный уровень личностного потенциала, характеризуемый насыщенностью и целенаправленностью эмоционально-чувственных переживаний и полнотой духовного наслаждения, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности [2, с. 312].

Процесс художественно-эстетического развития носит социальный характер и состоит в том, что в современных условиях именно через искусство происходит передача духовного опыта человечества, эмоционально-ценностного отношения к жизни, способствующего восстановлению связей между поколениями. Важная роль художественно-эстетического развития состоит в том, что с его помощью создается и поддерживается гармония духовного мира личности.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников рассматривается учеными как процесс целенаправленного воздействия на ребенка, задачей которого является формирование способности видеть красоту окружающего

мира, а также способностей к искусству и творчеству (работы Н.А. Ветлугиной, Е.М. Торшиловой, Т.С. Комаровой) Так, например, Л.Ю. Зубкова рассматривает художественно-эстетическое развитие дошкольников как «... процесс приобщения ребенка к окружающей его природной и социальной среде, предполагающий формирование интереса к познанию, оценочные действия по законам добра и красоты, знакомство с элементарными знаниями, умениями, навыками в разных видах искусства» [2, с. 11]. Исследователь подчеркивает, что всеохватность эстетического отношения и его взаимосвязь с жизнью являются важной особенностью эстетического развития [2, с. 6].

И.А. Лыкова отмечает, что картина мира дошкольника имеет динамический характер и связана с обогащением жизненного опыта ребенка, расширением круга художественных образов, пересечением разных линии развития (интеллектуальный, художественно-эстетический, нравственный, физический) в процессе взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми в увлекательной и содержательно-насыщенной деятельности [4, с. 22-23].

Понятие художественно-эстетического развития включает развитие эстетического отношения личности к окружающему миру, природе, искусству, социуму. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как одно из направлений эстетического воспитания предполагает знакомство ребенка с красотой окружающего мира, искусством, что не только развивает ум и чувства, но также же способствует развитию фантазии и воображения, помогает в дальнейшем ребенку решать множество задач и добиваться поставленных жизненных целей. Результаты исследований ученых (Г. Домана, К. Делакато и др.) в Институте достижений потенциала человека (Филадельфия, США) свидетельствуют о том, что мозговая активность человека в возрасте до 7 лет феноменальна и удивительна. Главной задачей врачей, работающих под руководством Г. Домана, была активизация работы мозга ребенка. На протяжении 20 лет в ходе исследований и наблюдений была разработана программа, согласно которой детям с нарушениями умственного развития показывали карточки с изображением букв, цифр, природы, животных, словами и различными предметами. При этом слова обязательно произносились родителями вслух. Изображения показывались всего на несколько секунд несколько раз в день. Через некоторое время дети с нарушением умственного развития не только догнали своих сверстников, но и показали лучшие результаты по сравнению с ними. Тогда Г. Доман предложил апробировать эту методику на здоровых детях, и со временем она стала очень популярной. Г. Доман убежден, что нейрофизиологическое развитие как детей с повреждениями мозга, так и здоровых детей может быть ускорено путем

стимуляции центральной нервной системы и мозга ребенка с помощью осязания, зрительного и слухового восприятия [1, с. 91].

Выводы, к которым пришли ученые этого института, послужили основой целого направления в психологии и педагогике, посвященного проблеме раннего развития детей. В рамках этого направления был разработан ряд методик. Например, комплексные методики включают основные направления развития ребёнка: художественно-эстетическое, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, и способствуют становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.) Комплексные программы: «Радуга» - Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик; «Воспитание и обучение в детском саду» - М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова; «Золотой ключик» Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова. Парциальные программы (включают одно или несколько направлений развития ребёнка) (Программа «Природа и художник» - Т.А. Копцева; «Интеграция» -Т.Г. Казакова; «Росинка - Л.В. Куцаковой и С.И. Мерзляковой. При этом подчеркнем, что общей чертой методик является то, что они помогают развиваться ребенку целостно, то есть развивают ребенка как физически, так и творчески.

Современные психологи, физиологи и педагоги (Л.Ю. Зубкова, Т.Н. Доронова, И.А. Лыкова, М. Ибука, С. Судзукии др.) подчеркивают, что развитие детей необходимо начинать с раннего детства: чем раньше начинается всестороннее обучение ребенка, тем легче и быстрее он развивается физически, духовно, эмоционально [2, с. 47]. М. Ибука, автор книги «После 3-х уже поздно», пишет о том, что маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает. И, в этой связи, задача родителей заключается в том, чтобы предоставить ребенку как можно больше информации для познания [2, с. 23]. Согласно методике М. Ибука, ребенок должен слушать академическую музыку, учиться игре на музыкальном инструменте, обучаться иностранным языкам с целью развития своих возможностей. «Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым» [3, с. 19]. Методика раннего развития М. Ибука направлена на то, чтобы не упустить самое благоприятное время для формирования и совершенствования психики ребенка. Начав как можно раньше заниматься с ребенком, всесторонне его развивая, родитель получает возможность разглядеть способности ребенка к той или иной деятельности и дать им раскрыться. Развитие ребенка не должно быть принудительным. Его

необходимо осуществлять в игровой форме, в комфортной обстановке. Развитие должно сопровождать любую деятельность: прогулки на природе, приготовление еды, наведение порядка в доме, сюжетно-ролевые игры, прослушивание музыки, рисование, рукоделие и т.д. Основная задача художественно-эстетического развития дошкольников - удовлетворять природную потребность ребенка в познании мира через содержательное общение с заботящимися о нем взрослыми и знакомиться с природной, предметной, понятийной и социальной средой. Благодаря занятиям с раннего возраста любое обучение будет ассоциироваться у ребенка с веселым, приятным занятием.

Ученые (Э. Грюнелиус, Р. Мур, Р. Штайнер и др.) считают, что раннее развитие лишает ребенка детства. «Следует как можно дольше оставлять ребенка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, «безынтеллектуальностью», чем меньше педагог воздействует на развитие ребенка, тем лучше это скажется на его дальнейшей жизни [5, с. 125].

Опасность есть там, где присутствует фанатизм, а раннее развитие вовсе не предполагает его. Напротив, основная установка раннего развития -ориентация на потребности малыша. Чтобы заниматься ранним развитием, нужно быть очень чутким и мудрым родителем и уметь слышать своего ребенка. Важно понимать, что именно ребенок является ведущим в ваших занятиях. И кроха прекрасно знает, что ему нужно, а что нет. Он просто не будет делать то, что ему неинтересно, не нужно или вредно. Реакция ребенка -лучший способ понять, в правильном ли направлении вы двигаетесь.

И наоборот, ранее развитие делает жизнь ребенка более насыщенной и яркой, интересной и веселой. Никто не заставляет кроху раньше времени садиться за парту. Но знание методик раннего развития помогает совместить прогулки с обучением и познанием, и превратить игры в развивающие. И ни в коем случае раннее развитие не предполагает обучение через силу. Если малышу занятия неинтересны - значит подход выбран неверно, и нужно попробовать что-то другое. Возможно, прекратить занятие и выбрать другой метод.

Развивать ребенка в дошкольном возрасте, необходимо обязательно. Раннее развитие делает детство малыша насыщеннее, интереснее, а также позволяет сформировать успешное будущее. Но нужно понимать, что раннее развитие может навредить, если оно будет принудительным. Большую роль в воспитании ребенка играют родители. Раннее развитие требует постоянной

активности со стороны взрослого, контакта с малышом. При этом не стоит идти на жертвы и полностью посвящать себя ребенку. Очень важно не только развивать детей, но и развиваться самим родителям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доман Г.Гармоничное развитие ребенка / Глен Доман. - М.: «Аквариум» 1996. - 448 с.

2. Зубкова Л.Ю. Оптимизация процесса эстетического развития детей 3-4 лет на занятиях музыкой в детских школах искусств: автореф. дис.на соискание степени канд. наук : спец. 13.00.02 « Теория и методика обучения и воспитания(музыка)» / Л.Ю. Зубкова. - М., 2015. -26 с.

3. Ибука М. После 3-х уже поздно / М. Ибука: [пер. с англ. - Н. Перовой]. - М.: Альпина нон-фикш, 2011. - 224 с. Издательство Русслит, 1991.

4. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. - М.: Цветной мир, 2014.

5. Штайнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика / Р. Штайнер. - М., 1996. -176 с.

Слота Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

MODELING OF THE CREATIVE PROCESS AS A METHOD OF ACTIVATING THE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN THE LESSONS OF

MUSICAL ART

В статье исследуется проблема активизации самостоятельности учащихся на уроках музыкального искусства путем использования метода моделирования творческого процесса. Раскрывается суть и содержание метода моделирования творческого процесса, который направлен на формирование творческой личности ребенка, развитие образного и тембрового слуха, способности у учащихся к созданию творческой интерпретации музыкальных произведений.

Ключевые слова: метод моделирования творческого процесса, музыкальная интерпретация, учащиеся, самостоятельность, музыкальный образ, тембровый слух, творческое воображение.

The article explores the problem of activating the independence of students in the lessons of musical art by using the method of modeling the creative process. The essence and content of the modeling method of the creative process is revealed, which is aimed at the formation of the creative personality of the child, the development of figurative and timbre hearing, the ability of students to

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.