Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
эстетическое воспитание / задержка психического развития / методические приемы работы. / aesthetic education / mental retardation / methodical methods of work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мироненко Вероника Сергеевна, Научный Руководитель Андрусева Ирина Владимировна

Исследование в данной научной публикации нацелено на раскрытие особенностей эстетического воспитания детей с задержкой психического развития, а так же обоснованию содержания и методических приемов по эстетического воспитания детей с задержкой психического развития. Важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Cеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. C. Выготский, А. И. Грaборов, В. П. Кaщенко и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мироненко Вероника Сергеевна, Научный Руководитель Андрусева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF WORK ON AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The research in this scientific publication is aimed at revealing the features of aesthetic education of children with mental retardation, as well as substantiating the content and methodological techniques for aesthetic education of children with mental retardation. The important role of art in the upbringing and education of children with developmental disabilities was pointed out by representatives of foreign special pedagogy of the past E. Seguin, J. Demore, O. Decroli, as well as domestic psychologists and physicians L. C. Vygotsky, A. I. Graborov, V. P. Kashchenko and others.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

THE CONTENT OF WORK ON AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN

WITH MENTAL RETARDATION

УДК 376.42

Мироненко Вероника Сергеевна, студентка группы С(Д)О-17, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» г. Симферополь

Научный руководитель: Андрусева Ирина Владимировна, кандидат. педагогических наук, доцент кафедры С(Д)О, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь

Mironenko Veronika Sergeevna, [email protected] Scientific adviser: Andruseva Irina Vladimirovna

Аннотация. Исследование в данной научной публикации нацелено на раскрытие особенностей эстетического воспитания детей с задержкой психического развития, а так же обоснованию содержания и методических приемов по эстетического воспитания детей с задержкой психического развития. Важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Cеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. C. Выготский, А. И. Грaборов, В. П. Клщенко и другие.

Annotation. The research in this scientific publication is aimed at revealing the features of aesthetic education of children with mental retardation, as well as substantiating the content and methodological techniques for aesthetic education of

children with mental retardation. The important role of art in the upbringing and education of children with developmental disabilities was pointed out by representatives of foreign special pedagogy of the past E. Seguin, J. Demore, O. Decroli, as well as domestic psychologists and physicians L. C. Vygotsky, A. I. Graborov, V. P. Kashchenko and others.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, задержка психического развития, методические приемы работы.

Keywords: aesthetic education, mental retardation, methodical methods of

work.

Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка с задержкой психического развития очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Позитивная обстановка и образность выразительных средств на занятиях эстетического цикла позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений [1].

Эстетическое воспитание предполагает формирование знаний, умений. навыков, чувств, интересов, потребностей, оценок и вкусов, которые реализуются в эстетической деятельности дошкольника с задержкой психического развития. Несмотря на определенные особенности, обусловленные спецификой дошкольных учреждений, принадлежностью детей к определенной возрастной группе, его содержание выстраивается по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о прекрасном в жизни, природе, поступках людей. В процессе эстетического воспитания у детей формируются общие представления о прекрасном в повседневной жизни, природе и искусстве, его антагонизм с уродливым, аморальным, антигуманным. Они получают простейшие представления о видах искусства: графике, скульптуре, живописи,

декоративно-прикладном искусстве, литературе, музыке и их жанрах, усваивают основные эстетические понятия, общие категории, например «прекрасное», «уродливое». Содержание категорий, понятий эстетики становится для них понятным, если взрослые будут раскрывать многообразие красоты как феномена через предметы быта, игрушки, явления природы, поведение человека, произведения искусства, знакомя позже их с различными видами искусства -будут обращать внимание на то, что все они имеют специфические, присущие только им выразительные средства [3].

В старшем дошкольном возрасте педагог подводит ребенка к пониманию важности морального фактора в искусстве, который делает невозможным использование таланта в антигуманных помыслах, следствием чего являются расовая, религиозная вражда, жестокость, агрессивность, использование силы, нередко - вооруженной, в решении сложных проблем взаимодействия народов, людей.

Итак, в содержание эстетического воспитания входят разнообразные знания о прекрасном в жизни, природе, поступках людей.

2. Развитие эстетических умений и навыков. С ранней дошкольной поры детей приучают наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, видеть их общие и специфические свойства, с использованием различных материалов создавать простые предметы, сюжеты, композиции, слушать музыку - постигать навыки пения, игры на музыкальных инструментах, ритмических движений [1].

3. Формирование эстетического отношения. Разнообразные предметы и явления окружающей действительности возбуждают в душе ребенка эмоциональный отклик на прекрасное, добрые чувства, стремление к творческой деятельности. Компонентами эстетического отношения являются способность к эмоциональному переживанию, активному усвоению художественного опыта, самостоятельным поисковым действиям, художественные и творческие способности [3].

4. Развитие творческой деятельности. Важной составляющей эстетического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них самостоятельных творческих действий. Стремление к творчеству они проявляют прежде всего в ведущей своей деятельности-в игре. Все близкие к игре виды творчества обусловлены потребностью детей в деятельном, образном освоении впечатлений. Появление самостоятельной художественной деятельности является признаком поступательного развития ребенка [5].

Элементы творчества наблюдаются уже тогда, когда дети выбирают тему изображения и находят способы осуществления задуманного. Постепенно они учатся комбинировать их в отражении действительности. На этом пути дошкольников все время будет преследовать проблема отсутствия знаний, неразвитости навыков. Поэтому обязательно рядом с ними должен быть осведомленный, заботливый педагог, способный своевременно подсказать и показать детям способы преодоления трудностей.

Большое значение имеет создание возможностей для приобщения детей с задержкой психического развития к различным видам художественной деятельности, что позволит им расширить диапазон эстетического познания мира, попробовать свои силы в различных сферах, сосредоточиться на самой привлекательной и перспективной для себя. Чаще всего в учреждениях дошкольного воспитания детей с задержкой психического развития приобщают к таким видам художественной деятельности:

- изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, изготовление аппликаций);

- музыкальная деятельность (восприятие музыки, пение, игры, танцы, хороводы, игра на музыкальных инструментах);

- художественно-речевая деятельность (слушание сказок, рассказов, чтение стихов, творческие рассказы и т. п);

- театрализованная деятельность [1].

Неподдельный интерес к такой деятельности, настойчивое, терпеливое стремление познать и освоить ее тайны являются первыми сигналами

творческого начала личности, наличие которого диагностируется по следующим критериям:

- отношение, интересы, способности, которые находят воплощение в художественном творчестве;

- способы творческих действий;

- качество продуктов детской художественной деятельности [5].

Творческие способности детей с задержкой психического развития в

художественной деятельности формируются на фоне общего развития и благодаря специальному обучению. При этом важно помнить, что художественные возможности детей дифференцированы, а о результатах их обучения свидетельствует не только то, насколько умело они рисуют, поют, читают стихи, а глубина и сила интереса, отношения к качеству выполнения задания, стремление и попытки совершенствовать навыки художественной деятельности.

Улучшению содержания эстетического воспитания способствуют создание в дошкольных учреждениях развивающей воспитательной среды, модернизация средств и методов работы с детьми с задержкой психического развития, направленной на развитие их творческого отношения к эстетическому освоению действительности, отражение его в собственной творческой деятельности [4].

Выводы. Таким образом, у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, учитывающее особенности возраста, психофизическое развитие и индивидуальность.

Литература

1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2015. - 507 с.

2. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего

вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е. А. Стребелева.

- М.: Просвещение, 2017. - 268 с.

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Е.А. Медвендева и д. - М.: Academia, 2017. - 217 с.

4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): учебное пособие / Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2018. - 268 с.

5. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина, Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая. - М.: Просвещение, 2017. - 207 с.

Literature

1. Vygotsky, L.S. Psychology of Child Development / L.S. Vygotsky. - Moscow: Eksmo, 2015. - 507 с.

2. Ekzhanova E.A. Corrective and developmental training and education: Program of preschool educational institutions of compensatory type for children with intellectual disabilities / E.A. Ekzhanova, E.A. Strebeleva. - Moscow: Prosveshcheniye, 2017. - 268 с.

3. Musical education of children with developmental problems and remedial rhythm / E.A. Medvendeva et al. - M.: Academia, 2017. - 217 с.

4. Education of children with intellectual development disorders (Oligofrenopedagogika): a training manual / B.P. Puzanov. - M.: Academia, 2018.

- 268 с.

5. Aesthetic education in kindergarten / N.A. Vetlugina, L.Y. Pankratova, A.E. Shibitskaya. - Moscow: Prosveshcheniye, 2017. - 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.