Научная статья на тему '«Символический капитал» регионального дизайна: проблемы экологии культуры'

«Символический капитал» регионального дизайна: проблемы экологии культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
275
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / ECOLOGY OF CULTURE / ДИЗАЙН / DESIGN / "СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ" / "SYMBOLIC CAPITAL" / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL IDENTITY / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNO-CULTURAL TRADITIONS / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / REGIONAL DESIGN / СИМВОЛИКА НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА / SYMBOLS OF NATIONAL ORNAMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хомякова Ирина Викторовна

В статье рассматривается дизайн в проблемном поле экологии культуры. По мнению автора, экокультурный потенциал дизайна выражен в ориентации на этнокультурную идентичность. Одной из форм данного процесса является использование «символического капитала» региональных этнокультурных традиций. К ним автор относит обращение к символике народного орнамента, которая аккумулирует ценностные установки, знания о мире человека традиционной этнической культуры и транслирует их в современную практику регионального дизайна. Данный процесс помогает не только сберегать этнокультурные традиции соответствующих регионов, но и обогащать априорными смыслами проектирование среды, ориентированной на человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper describes about design in the troubled field of ecology of culture. According to the author, eco-cultural potential of the design expressed in the orientation to ethno-cultural identity. One of the forms of this process is the use of the symbolic capital of regional ethnic and cultural traditions. To these the author considers an appeal to the symbols of the national symbolism of the ornament, which accumulates the values, knowledge about the human world of the traditional ethnic culture and translates them into the modern practice of the regional design. This process helps not only to save their ethnic and cultural traditions of the regions, but also to enrich the senses of a priori design of the environment, human-oriented

Текст научной работы на тему ««Символический капитал» регионального дизайна: проблемы экологии культуры»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

10. Чижиков В. М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села / В. М. Чижиков. - М., 1999. - 240 с.

11. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: дис. ... доктора педагогических наук / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000. - 414 с.

И. В. Хомякова

«СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» РЕГИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА: ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается дизайн в проблемном поле экологии культуры. По мнению автора, экокультурный потенциал дизайна выражен в ориентации на этнокультурную идентичность. Одной из форм данного процесса является использование «символического капитала» региональных этнокультурных традиций. К ним автор относит обращение к символике народного орнамента, которая аккумулирует ценностные установки, знания о мире человека традиционной этнической культуры и транслирует их в современную практику регионального дизайна. Данный процесс помогает не только сберегать этнокультурные традиции соответствующих регионов, но и обогащать априорными смыслами проектирование среды, ориентированной на человека. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, экология культуры, дизайн, «символический капитал», этнокультурная идентичность, этнокультурные традиции, региональный дизайн, символика народного орнамента.

The paper describes about design in the troubled field of ecology of culture. According to the author, eco-cultural potential of the design expressed in the orientation to ethno-cultural identity. One of the forms of this process is the use of the "symbolic capital" of regional ethnic and cultural traditions. To these the author considers an appeal to the symbols of the national symbolism of the ornament, which accumulates the values, knowledge about the human world of the traditional ethnic culture and translates them into the modern practice of the regional design. This process helps not only to save their ethnic and cultural traditions of the regions, but also to enrich the senses of a priori design of the environment, human-oriented. Keywords: socio-cultural activity, ecology of culture, design, «symbolic capital», ethno-cultural identity, ethno-cultural traditions, a regional design, symbols of national ornament.

Процессы унификации культурных ценностей, утраты традиций своим следствием могут иметь нарушение экологической гармонии в природе. В связи с этим защита общечеловеческих ценностей приобретает первостепенное значение. Одной из сфер взаимоадаптации природы и культуры является дизайн, в котором материализуется культурное измерение истории.

Экология культуры как наука призвана исследовать культурную среду обитания человека, условия ее формирования, а также воздействие на человека. Постепенно приходит понимание необходимости учета проблем экологии культуры при проектировании пространства, в котором живет человек. Дизайн, представляя собой конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты, реализует потребность в гармонизации отношений человека с окружающей его средой. Экологическое движение привело к осознанию первичности хранительно-спасающего и причастного отношения к ресурсам природы.

Этнос также является явлением природы. Культура и среда обладают особой функцией сохранения и развития этнокультурной идентичности. Сохранение этой функции становится проблемой и современного дизайна, при этом этнос понимается как обитатель среды и носитель культурных традиций, а культура - как один из антропогенных ландшафтов его обитания.

Следует обратить внимание на следующие измерения, в которых протекает историческое бытие каждой этнической культуры: участие в родовой подлинности, культурное разнообразие, межкультурное взаимодействие.

Этнокультурная идентичность предполагает наличие всех трех особенностей этнической культуры и потому является динамическим качеством бытия этноса, которому присуща специфическая историчность, обеспечиваемая механизмом «трансляции-инновации». Возврат к осознанию непреходящего значения вечных ценностей каждой культуры и рост осознания этнокультурной идентичности не являются альтернативой стремления обновить среду, а соответственно, и образ жизни. С. О. Хан-Мамедов пишет: «процесс сохранения народом своей исторически непрерывной идентичности, переживаемой как цепь "возрождений" и "новых жизней", равно объемлет как глубину постоянств, так и новизну измерений» (5, с. 7).

В поисках условий совместимости интенсивной модернизации и культурной преемственности образа жизни стратегии дизайна, выполняющие функции компенсации последствий технологического и социокультурного развития, уже не соответствуют требованиям жизни. По словам К. А. Кондратьевой, «суть этнокультурной проблематики в дизайне — это соотношение модернизации, обновления, с одной стороны, и преемственности, ценностной непрерывности, с другой» (2, с. 31). Сегодня становятся актуальными совершенно другие стратегии дизайна.

В первом варианте дизайн становится источником своеобразного средового отчуждения. Однообразие окружающей среды, если она ставит человека вне образов традиционной художественной и духовной культуры, вызывает эффекты средо-вого напряжения, утомления. Усредненный стиль, восходящий к функционализму и наиболее легко усваиваемый всеми молодыми течениями дизайна, довольно быстро вызывает реакцию отторжения. В. Папанек, связав этот стиль с тенденцией «рационализации культуры», подчеркнул своеобразную «обездушенность» этого среднемирового течения дизайна (см.: 3). Во всех развитых течениях дизайна в определенное время вырастает альтернативный дизайн: антифункциональный, метафорический, новый, меметический и т.д. Этот дизайн обладает и новыми социокультурными функциями: помимо способности к инновациям, к появлению новых эстетических, функциональных и поведенческих свойств в нем проявляется способность к воссозданию в структуре среды каких-то традиционных функций, качеств жизни, бытовых и художественных ценностей. Культурно-экологический вариант дизайна главную свою цель видит в способности воссоздавать в облике среды, в ее социально-функциональном устройстве те стили и образы жизни, которые свойственны той или иной региональной этнокультурной традиции. Преобразовательная установка проектного сознания сменяется рефлективным и охранительно-восстановительным отношением к жизни.

Во втором варианте судьба дизайна во многом зависит от того, сумеет ли он стать активной творческой и гуманистической силой, способствующей созданию гармоничной структуры образа жизни человека и окружающей его среды. В поисках этой позиции дизайнеры отталкиваются не от «последствий», а от «предпосылок» современной технологической культуры, ее потенциальных возможностей в выполнении гуманистической функции. Утверждение гуманистических оснований дизайна выражается в освобождении культурной среды от идеологических пут и встраивании культуры в контекст ее естественного развития. Благодаря такому пониманию дизайна раскрывается его экокультурный потенциал.

Для дизайна очень важна ориентация на этнокультурную идентичность, поскольку она предполагает, что корни дизайна находятся, во-первых, в «большой истории», а во-вторых — в пространственной, вещной и образной среде в целом.

/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

Экокультурная ориентация дизайна предполагает использование всего спектра особенностей этнической культуры. Кондратьева выделяет три основных аспекта проектной деятельности, которые имеют значение в этнокультурной направленности дизайна: ландшафтно-средовой, предметно-пространственный и структурно-образный (см.: 2).

Рассматривая региональный дизайн как целостное явление проектной культуры, следует особо обозначить структурно-образный аспект его измерения с точки зрения задач экологии культуры. За каждой этнокультурной традицией стоит опыт человеческого самопознания, уникального контакта с миром. «Символический капитал» (термин П. Бурдье) когда-то, при своем образовании, вобрал в себя характерные отголоски человеческих ощущений, ориентации в мире. Давно заложенный код может проявлять свою эмоционально-психологическую активность и быть вполне актуальным сегодня.

В формировании позитивного имиджа регионального дизайна основным критерием сегодня является способность создавать, концентрировать, экспонировать и усиливать накопленный «символический капитал». Репрезентация региона все чаще строится не только на экономических, но и на символических характеристиках. Региональная идентичность в дизайне укоренена в исторических традициях, мифах. Подобно моде на «винтаж» в одежде, «из сундуков» культурного капитала региона «достаются» базовые ценности, мифы, которые «раскручиваются» в стратегические программы развития региона. Это не только формирует новую панораму региона, но и вписывает его в общеевропейскую дизайнерскую традицию.

Следует отметить, что перевод на язык дизайна региональных ценностей в некоторых областях дизайна неосуществим. В индустриальном стержне дизайна и в архитектурном дизайне процесс региональной дифференциации открыто не проявляется. В дизайне существуют области, расположенные на границе с декоративным искусством и некоторыми жанрами «малой архитектуры», которые активно осваивают региональные этнокультурные традиции (дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн). Кроме того, усиление рациональных аспектов формообразования в дизайне, акцентирование функционально-конструктивной целесообразности формы способствовало тому, что своеобразным центром художественных процессов формообразования стало символико-декоративное искусство. По словам С. О. Хан-Мамедова: «уход внешне зримых форм из сферы утилитарной в сферу символико-декоративную, вероятно, представляет собой одну из защитных реакций этнической культуры на распространение стилистической системы или быстрое развитие утилитарно-технических сторон быта» (5, с. 8).

В рамках этого явления закономерен интерес к актуализации народного искусства, ремесленной ручной работы как самостоятельной формы производства, представляющей определенные символы, которые должны ассоциироваться с традициями. М. К. Кантор, прогнозируя будущее отечественного дизайна, заявляет, что это будущее дизайна «...будет зависеть от того сумеет ли он синтезировать в себе художественное проектирование и прикладное искусство, ибо только тогда формирование предметной среды художником будет совершаться в полном соответствии с наукой и культурными традициями» (1, с. 3).

Например, интерес к этнокультурным традициям отражается на характере использования в художественной практике регионального дизайна народного орнамента, который рассматривается как один из главных носителей «символического капитала», своеобразия этнического и национального искусства. Так, обращение к национальному мордовскому орнаменту в дизайне на территории республики Мордовия обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, мордовский орнамент, безусловно, художественное достижение этнической культуры, что подтверждается совершенством орнаментальных форм, цельностью и бесконечным разнообразием композиционных решений, безупречным соотношением декора и формы предмета, техническим мастерством исполнения.

Во-вторых, мордовский орнамент - яркий пример стройной, хорошо разработанной мировоззренческой системы, иллюстрации к древним мифам. Его древние образы отражают специфические особенности мышления народа, архетипические символы мироздания, в которых сконцентрированы эмоционально-чувственные переживания народа, философия земной и космической жизни. Глубокая архаическая символика, сохранившаяся в орнаменте, по мнению А. С. Лузгина и В. И. Рога-чева, дает «возможность входить в архаический материал, мыслить категориями древности» (3, с. 8), позволяет воссоздать мифопоэтическое восприятие природы, общества, магию знаков древней мордвы.

В-третьих, совершенство и разнообразие орнаментальных форм, технологических приемов, рациональность их использования в народной культуре представляют неисчерпаемый источник творчества для многих видов современного дизайна.

В-четвертых, интерес к традиционной культуре своего народа, очевидность ценности этнической культуры, ее художественных достижений способствуют интеграции символов этнического самосознания с элементами современной культуры в объектах дизайнерской практики.

Традиционная символика народного мордовского орнамента получила новую жизнь в государственных атрибутах современной Мордовии. Так, при создании государственного флага Республики Мордовия использовались не только традиционные цвета, но и финно-угорский крест - восьмиконечная розетка, широко распространенная в орнаменте народного костюма мордвы, символизирующая солнце, добро, открытость и родство с другими народами. Государственный герб Республики Мордовия имеет очертания нагрудного украшения «сюлгам», внутри которого находится ромбический орнамент. В дизайне интерьерной среды общественных помещений, праздничных мероприятий - фестивалей, праздничных концертов, ярмарок и т.д., мордовский орнамент традиционно составляет основу проектного решения.

Народный орнамент аккумулирует этнокультурные традиции, связанные с глубинным постижением окружающего мира традиционной культурой. Сконструированный из ограниченного набора знаков, он способен транслировать богатые знания о мире и ценностные установки человека определенной этнической культуры в современную практику регионального дизайна. Подобное преломление в дизайне помогает сберегать этнокультурные традиции отдельных регионов и в то же время заставляет работать «символический капитал» культуры соответствующих регионов на их взаимообогащение без утраты собственной этноидентичности.

Примечания

1. Кантор К. Дизайн в противоречиях культуры и природы в различных регионах мира / К. Кантор // Техническая эстетика и пром. дизайн. - 2006. - № 8. - С. 2-5.

2. Кондратьева К. А. Дизайн и экология культуры / К. А. Кондратьева. - М.: Редак-ционно-издательская группа МГПХУ им. Строгонова, 2000. - 103 с.

3. Лузгин А. С. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы: учеб. пособие / А. С. Лузгин, В. И. Рогачев. - Саранск : Морд. кн. изд-во, 2005. - 88 с.

4. Папанек В. Дизайн для реального мира / Виктор Папанек ; перевод с английского. - М. : Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 с.

5. Хан-Мамедов С. О. Еще раз о национальном своеобразии / С. О. Хан-Мамедов // Декоративное искусство СССР. - 1987.- № 7. - С. 6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.