А. Ф. Ахметов (чл.-корр. АН РБ, д.т.н., проф., зав. каф.)1,
М. У. Имашева (асп.)1, Л. Ф. Коржова (к.х.н., нач. отд.)2
Хроматомасс-спектрометрическое изучение состава дизельных фракций
1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, кафедра технологии нефти и газа 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; тел. (347) 2431535, (347) 2420712, e-mail: [email protected] 2 Башкирский республиканский экологический центр, отдел хроматомасс-спектрометрии 450075, г. Уфа, пр. Октября, 147; тел. (347) 2840781, e-mail: [email protected]
A. F. Akhmetov1, M. U. Imasheva1, L. F. Corjova2
Spectrometric study of diesel fractions
1 Ufa State Petroleum Technological University
1, Kosmonavtov Str., Ufa, 450062, Russia; ph. (347) 2420712, e-mail: [email protected] 2Bashkir Republican Ecological Center 147, October pr, Ufa, 450075, Russia; ph. (347) 2840781, e-mail: [email protected]
Изучен состав прямогонных дизельных фракций с помощью хроматомасс-спектрометрии. Получены масс-хроматограммы и масс-фраг-ментохроматограммы всех соединений летних и зимних дизельных фракций. Установлен групповой состав этих фракций. Показано, что хроматомасс-спектрометрическим методом с использованием техники масс-фрагментохрома-тограмм можно достаточно эффективно проводить анализ группового состава дизельных топлив и нефтяных фракций с близкими пределами выкипания.
Ключевые слова: состав дизельных фракций; хроматомасс-спектрометрия; масс-фрагменто-хроматограммы.
Совершенствование технологии производства современных моторных топлив невозможно без изучения углеводородного состава сырья и компонентов топлива. Методики хроматографического разделения и идентификации легких бензиновых фракций достаточно хорошо отработаны и используются как в исследованиях, так и на производстве.
Достоверных систематических данных по составу более тяжелых дизельных фракций и товарных дизельных топлив явно недостаточно.
В настоящее время наиболее эффективным методом исследования состава сложных смесей органических соединений, в частности, выкипающих в пределах 150—450 оС, является газовая хроматография с использованием высокоэффективных капиллярных колонок С помощью этого метода можно разделить на
Дата поступления 15.11.12
The composition of straight-run diesel fractions by GC-MS. Obtained mass chromatograms and mass fragmentohromatogrammy all connections summer and winter diesel fractions. Set the group composition of the fractions. It is shown that GC-spectrometric method using the techniques of mass fragmentohromatogramm can effectively analyze the group composition of diesel fuel and oil fractions with similar boiling range.
Key words: composition of diesel fractions, GC-MS, mass fragmentohromatogrammy.
индивидyaльныe кoмпoнeнты тaкиe нєфтяньіє фpaкции, KaK бeнзинoвыe, дизєльньіє, гaзoй-лєвьіє и т.д., в Korapbix oпpeдeляют cbMme тpexcoт индивидуaльныx yглeвoдopoдoв. 3a-дaчy идєнтифи^ции тоєдинєний в пoдoбныx cлoжныx cмecяx пoзвoляeт pemara вьот^чув-ствитєльньій мєтод xpoмaтoмacc-cпeктpoмeтpии, включaющий кoмпьютepныe вoзмoжнocти 2’3.
^ми пpoвeдeнo изучєниє cocтaвa пpямo-roHHbix дистиллятов, cлyжaщиx ^фьєм для пpoизвoдcтвa дизєльньк топлив, пoлyчeнныx из cмecи 3aпaднo-Cибиpcкиx нєфтєй.
Экспериментальная часть
Xpoмaтoгpaфичecкoe paздeлeниe и мacc-cпeктpoмeтpичecкий aнaлиз пpoвoдили Ha xpo-мaтoмacc-cпeктpoмeтpe aнглийcкoй фиpмы VG, мoдeль «TRIO-1000». Macc-cпeктpoмeтp квaд-
рупольного типа с разрешением 1500. Развертка массовых чисел ш/г 30 до ш/г 450. Скорость развертки одного цикла за 0.1 с. Ионизация электронным ударом. Энергия ионизирующих электронов 70 эВ. В работе использовалась кварцевая капиллярная колонка типа ВВ-5МБ длиной 60 м внутренним диаметром 0.25 мм. Расход газа-носителя (гелия) через колонку — 1.0 мл/мин. Масс-хроматограммы получены в режиме программирования температуры термостата хроматографа: начальная изотерма 50 оС в течение одной минуты, затем подъем температуры со скоростью 4 °С/мин до 310 оС, изотерма 310 оС в течение 30 мин.
Результаты и обсуждение
На рис. 1 приведена масс-хроматограмма по полному току прямогонной дизельной фракции, выделяемой для производства летнего дизельного топлива ОАО «Уфанефтехим».
Для определения группового состава дизельной фракции была использована техника масс-фрагментохроматограмм (метод селективного ионного детектирования) 2-4. Масс-фрагментохроматограммы строятся по наиболее интенсивным характеристическим массам ионов в масс-спектрах различных классов соединений (например, алканов, циклоалканов, ароматических соединений и т.д.) 3-5. При этом масс-спектрометр не сканирует массы всех ионов, а регистрирует только заданные значения ш/г. Так, для алканов в масс-спектрах наиболее интенсивен ион ш/г 57; для циклоалканов это ионы с ш/г 82+83; для бензола и алкилбензолов с ш/г 91+92; для инданов и тетралинов — 117+132; для алкилнафтали-нов — 128+142+156+170; для бензотиофе-нов — 147+162+176; для дибензотиофенов — 184+198+212. То есть для, например, нормальных алканов масс-фрагментохроматограмма построена компьютером по характеристической массе ионов с ш/г 57 (рис. 2 В). Анализ масс-спектров этих соединений показывает, что это н-алканы, от нонана до пентакозана (С25Н52). Поскольку пики и-алканов в масс-хроматограмме достаточно четко разделены, суммируя процентное содержание пиков этих соединений в масс-хроматограмме по полному току летней дизельной фракции, было определено процентное содержание и-алканов в этой фракции (табл. 1).
Аналогичным образом в случае хорошего разделения пиков в масс-хроматограмме по полному току определялось содержание других классов соединений, как в случае и-алка-нов. При плохом разделении пиков каких-то соединений, их процентное содержание опре-
делялось путем разделения пиков в масс-фраг-ментохроматограммах, процентному со- держанию характеристических пиков этих соединений в их масс-спектрах. Исходя из этого, устанавливалось процентное содержание этого соединения в общей смеси. Таким образом был установлен групповой состав прямогонной летней дизельной фракции (табл. 1).
Таблица 1
Групповой состав летней дизельной фракции установки АВТ-1
Групповой компонент Содержание, % мас.
н-Алканы 39.5
изо-Алканы 20.3
Циклоалканы 16.7
Моноциклические ароматические соединения (алкилбензолы, ин-даны и тетралины) 9.5
Нафталин и его гомологи 6.8
Фенантрен и его гомологи 2.7
Сульфиды 1.2
Тиофены 1.1
Бензотиофены 1.3
Дибензотиофены 0.9
На рис. 2—5 приведены масс-фрагменто-хроматограммы соединений, содержащихся в летней дизельной фракции: алканов, циклоалканов, моно-, би- и трициклических ароматических соединений, бензо- и дибензотиофенов.
Основными компонентами являются нормальные и изоалканы. Распределение нормальных парафинов описывается гауссовской кривой. Циклоалканы представлены в основном алкилциклогексанами (рис. 2, табл. 1), и их содержание весьма значительно — более 10%, немало и суммарно различных типов мо-ноциклических ароматических углеводородов (рис. 2, 3, табл. 1). Нафталин, фенантрен и их алкилпроизводные также содержатся в дизельной фракции в достаточно существенных количествах (рис. 4, табл. 1). Серосодержащие углеводороды в летней прямогонной дизельной фракции содержатся на уровне 4.5 %.
Было проведено исследование состава зимней дизельной фракции АВТ-1 ОАО «Уфанефтехим». Масс-хроматограмма по полному току приведена на рис. 6. По характеристическим массам ионов в масс-спектрах различных классов соединений были построены масс-фрагмен-тохроматограммы алканов, циклоалканов и ароматических соединений (рис. 7—9 ).
Исходя из характера масс-фрагментохро-матограмм отдельных групп соединений и процентного содержания этих соединений в общей масс-хроматограмме зимней дизельной фракции по полному току, был рассчитан групповой состав этих соединений (табл. 2).
Затріе Б: РіїЛор.ІеІпее ДУЇ-1
ОЬ-ЛУТ1
30.823 34.024
Зсап ЕІ+ ТІ С 1.24 е6 КТ
5.000 10.000 15.000 2 0.000 2 5.000 30.00 0 35.00 0 40 0 00 4 5.000 5 0.000 55.00 0
Рис. 1. Масс-хроматограмма летней дизельной фракции с установки АВТ-1 ОАО «Уфанефтехим» по полному току
1 00 -
37.05 8
42 .6 92
40.125
37.14 1
47 .8 26
35.441
50.227
16
5 2.52 7
12.219
П
60.000
Рис. 2. Масс-фрагментохроматограммы летней дизельной фракции с установки АВТ-1: А — по полному току, В — алканы, С — циклоалканы, О — бензол и алкилбензолы
пропилбензол
86 /
этилбензол
7
>0 752 , '2 069 1 2 603 >3 070 ,3 703 ).
—-А,.. —А—JS-----------------Л\А-------X.-----JV
C
Scan EI+ 91+92 1 31e4 RT
V/U.„Aa,^/AAa£
индан
'°-469 1 0.91 9 1 2 086
8.335 4. il 12 08C'12 269
метилиндан
B
Рис. 3. Масс-фрагментохроматограммы летней дизельной фракции с установки АВТ-1. Моноциклические ароматические соединения: А — тетралины; В — инданы; С — алкилбензолы
фенантрен
Рис. 4. Масс-фрагментохроматограммы летнего дизельного топлива с установки АВТ-1: А — по полному току; В — алкилнафталины; С — фенантрен, алкилфенантрены
JL-AV
JL-AV
Scan EI+
799
RT
JL-AVT
Scan EI+
JL-AVT '
Scan EI +
ОЬ-ЛУТ1 100—1
27.439 30.823 34.874 36.441
0-1 ОЬ-ЛУТІ 100—1
дибензотиофен
Зсап ЕІ+ 184+198+212 1.5584 КТ
С
. 45.809
1 „іііс
бензотиофен
0-1 ОЬ-ЛУТ1 100—І
22.672 26 389 27.372 26 389"
31.756
3,2.323
Зсап ЕІ+ 147+162+176 9.6783 КТ
31.37^ ,740
В
34.257 37.541
42.442 43.459 46.126
' І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І ■ І ■ ■ І ■ І ■ І ■ І І І ■ І І І
30.823 34.024
37.058
39.942
12.219
и^1_»
40.125
35.441 50.227
26 572 29 473 32.873 I I 52.52
А
Зсап ЕІ+ ТІС 1.2486 КТ
42.692
45.309
5.000 10.000 15.000 20.000 25.000 30.000 35.000 40.000 45.000 50.000 55.000
Рис. 5. Масс-фрагментохроматограммы дизельного топлива с установки АВТ-1: А — по полному току; В — бензотиофены; С — дибензотиофены
Таблица 2 Групповой состав зимней дизельной фракции установки АВТ-1
Групповой компонент Содержание, % мас.
н-Алканы 38.8
шо-Алканы 21.2
Циклоалканы 15.1
Моноциклические ароматические соединения (алкилбензолы, инданы и тетралины) 17.9
Нафталин и его гомологи 5.2
Сульфиды 1.0
Тиофены 0.7
Бензотиофены 0.1
Составы исследованных летней и зимней дизельной фракции во многом схожи, однако имеются различия.
Поскольку к зимнему дизельному топливу предъявляются более жесткие требования по температуре застывания и другим эксплуатационным показателям, у него более легкий и узкий фракционный состав. Если в летнем дизельном топливе с температурой застывания (—10) оС содержатся алканы от С9 до С26, то в зимнем с температурой застывания (—35) оС — от С8 до С16, причем в летнем дизельном топливе максимум их содержания находится в области С14...С17, а в зимнем максимум приходится на С11.С13. В обоих топливах суммарное содержание нормальных алканов около 45%, а изоалканов 15—20 %.
Циклоалканы, также как и в летней дизельной фракции, представлены алкилцикло-гексанами, но в более узких пределах — от ме-тилциклогексана до октилциклогексана, но в относительно большем количестве — в летней порядка 10%, в зимней порядка 15%.
Содержание моноциклических ароматических углеводородов (алкилбензолы, инданы, тет-ралины) в зимней дизельной фракции (более 15%) преобладают над их содержанием в летней дизельной фракции (порядка 10%), поскольку, очевидно, алкилбензолы и инданы содержатся в большей степени в более легких фракциях.
Содержание алкилнафталинов в летней и зимней дизельных фракциях различается не очень значительно, но в зимней дизельной фракции их меньше. В зимней дизельной фракции, в отличие от летней, практически отсутствуют фенантрены — в летней фракции их около 2.5%, а дибензотиофенов в летней фракции около 1%.
В образцах летней и зимней дизельной фракции присутствуют серосодержащие соединения — сульфиды, а также тиофен, бензотиофен, дибензотиофен и их гомологи. Суммарное содержание сернистых углеводородов от 1.8% в зимней до 4.1% в летней дизельной фракции.
Таким образом, хроматомасс-спектрометрическим методом с использованием техники масс-фрагментохроматограмм можно достаточно эффективно проводить анализ группового состава дизельных топлив и нефтяных фракций с близкими пределами выкипания.
39.158
41.975
%
23.872
28.606
39.975
%
27.439
23.872
37.141
%
20.121
16.203
0-
Г1
метилдекалины
- декалин \^^4 1 6 .9 8 8 ч^1 54 | 605 138+152 * D
■ 1 1.2 5 3 ]2/]В7 14С54 -1нтттг,т, 1>,г,1ГГТТГ;ТТ|-АТ7|-|7,ТТТТТГ.М^ТРГГГГГГ, ПГТ1 ■ 1 irlfrmfrr /Witter1 16.52 1 . , П0,
метилциклогексан этил-ЦГ
\3 6 0 1 6 3 6 8 J
I I Ф 9 3С
пропил-ЦГ /
11770
С4-ЦГ
/
Scan EI + 7 4 0e4
С5-ЦГ
6 /
с8-цг С
_- ui_____________________________________________________Ь^7^rAJ389 29Г
Р" I I |Г| ' I " ' 4 I " ' I ' " ' I " " I' " 4 " " I "" I " " I" I 'I и " I I " ' I " " I" "I " "I " " I I " 'I " ' Ч1 |Г" 'I 1 I
DZ-AVT1R
DZ-AVT1R
Scan EI +
DZ-AVT1R
7 9 8 6
Scan EI +
Рис. 7. Масс-фрагментохроматограммы зимней дизельной фракции с АВТ-1: А — по полному току; В — алканы; С — циклоалканы; О — декалины
Рис. 8. Масс-фрагмеитохроматограммы зимней дизельной фракции с АВТ-1: А — по полному току; В — алкилбензолы; С — инданы и тетралины
Батр!е !й: й11.!ор. 11тпее ДУТ-1
Рис. 9. Масс-фрагментохроматограммы зимней дизельной фракции с АВТ-1: А — по полному току; В нафталины
Литература
1. Харрис В., Хэбгуд Г. Газовая хроматография с программированием температуры.— М.: Мир, 1968.- 340 с.
2. Карасек Ф., Клемент Р. Введение в хромато-масс-спектрометрию.- М.: Мир, 1993.- 236 с.
3. Лебедев А.Т. Масс-спектрометрия в органической химии.- М.: БИНОМ, 2003.- 493 с.
4. Хмельницкий Р. А., Бродский Е.С. Хромато-масс-спектрометрия.- М.: Химия, 1984.- 216 с.
5. Полякова А.А. Молекулярный масс-спектраль-ный анализ нефтей.- М.: Недра, 1973.- 179 с.