УДК 373 (075)
Л. В. Загрекова, Л. В. Кильянова*
ХРЕСТОМАТИЯ ПО «ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДУХОВНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Хрестоматия по православной педагогике создается впервые, хотя потребность в таком учебном пособии назрела давно и обусловлена необходимостью ознакомления с одним из существующих в современной педагогике направлений — духовно-нравственными основами образования. Совокупность проблем, отраженных в материалах хрестоматии позволяет считать, что это учебное пособие может быть широко использовано как в подготовке будущих специалистов-теологов, так и в общей системе подготовки учителей школ, работников внешкольных учреждений.
Ключевые слова: православная педагогика, христианская антропология, духовно-нравственные основы воспитания, хрестоматия, социализация.
L. V. Zagrekova, L. V. Kilyanova An anthology of Orthodox pedagogy in the system of training specialists spiritual and educational sector: a conceptual approach
An anthology of Orthodox pedagogy is created for the first time, although the need for this tutorial is long overdue and is caused by necessity of acquaintance with one of the existing in modern pedagogy directions — the spiritual and moral foundations of education. The set of issues, reflected in the materials of the course reader allows you to read that this manual can be widely used in the training of future specialists-theologians, and in the General system of teacher training schools, childcare workers.
Keywords: Orthodox pedagogy, Christian anthropology, spiritual and moral foundations of education, reader, socialization.
* Загрекова Лилия Васильевна — доктор педагогических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, zagrekovalv@yandex.ru Кильянова Лилия Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, lvk2014@bk.ru
336
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 1
Актуальность проблемы исследования
Актуальность проблемы составления хрестоматии по «Православной
педагогике» обусловлена необходимостью ознакомления будущих учителей, воспитателей, специалистов в области теологии, практических работников общеобразовательных школ с одним из существующих в современной педагогике направлений: духовно-православными основами образования, которые базируются на православных культурных традициях. Сегодня образование, как никогда, нуждается в духовно-нравственной основе. Это подчеркивается и в новом «Федеральном государственном образовательном стандарте общеобразовательной школы» (2010) [12, с. 19]. Согласно данному документу впервые за последние двадцать лет задачи духовно-нравственного воспитания школьников рассматриваются в качестве ключевых. Сегодня ставится задача подготовки нового учителя для новой российской школы, при этом стратегия подготовки учителей должна включать в себя и обновленную морально-этическую, духовно-нравственную составляющую [13, с. 5], что объективно создает предпосылки для углубленного овладения новым поколением учителей традиционной для России (христоцентричной) основой образования и воспитания. На воссоздание опыта духовной жизни нашего общества ориентировано православное направление педагогической мысли.
Особенности современной секуляризованной педагогики заключаются в отрицании Бога при воспитании ребенка. Эта традиция воспитания ребенка без религии, идущая еще со времен эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума. Вместе с тем опыт духовной жизни людей говорит о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний (С. Ю. Дивногорцева). Поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогических процессов, следование религиозным представлениям о человеке. Все это актуализирует проблему изучения сущности православной педагогики, ее целей, задач, содержания, методологических основ, категориального аппарата. Вместе с тем обозначенная проблема может быть достаточно полно и глубоко раскрыта только при условии составления хрестоматии по данной отрасли педагогического знания, в содержание которой будут включены систематически подобранные материалы из творений Отцов Церкви, работ известных светских и православно-ориентированных философов, психологов и педагогов, посвященных теоретико-методологическому и практическому осмыслению проблем образования растущего человека (питомца).
Православная педагогика как теоретическая основа составления хрестоматии по данной отрасли педагогического знания
В последние годы в нашей стране растет интерес к национальным истокам культуры и просвещения, специфическим особенностям русской педагогики, ее концептуальным основам как теоретической базе практической деятельности учителей по воспитанию растущего человека. Анализ результатов
исследований отечественных ученых (Л. Н. Беленчук, С. Ю. Дивногорцева, О. Л. Янушкявичене и др.) показал, что русская педагогика отражает в своем развитии общие закономерности мировой педагогики и образования. Но она имеет и свойственные ей одной характерные основания и особенности. Одно из таких оснований — ее древнее, восходящее к христианским православным истокам понимание просвещения как возрастания всего человека и всех его сил — духа, души и тела. Православие было базовой основой развития школы и педагогики в Древней Руси и стало основой русского образования на долгие века. Оно высветило особую природу детства, утвердила любовь к ребенку в качестве главного средства воспитательного воздействия. Учение апостолов, а затем и отцов Церкви развило христианскую педагогическую мысль, укрепило ее в сознании современников и последующих поколений. Углубленное развитие русская педагогика получила в XIX в. Это было связано с зарождением в первой половине XIX в. русской религиозной философии. Представители религиозно-философского направления — И. А. Бердяев (1874-1948), В. В. Зеньковский (1881-1962), В. В. Розанов (1856-1919), И. А. Соловьев (1907-1983), П. А. Флоренский (1882-1937) оказали большое влияние на разработку педагогических проблем. Идеологическим ориентирами этого направления были: любовь, со-фийность, соборность, общий дух, идеалы православия, целостный человек. При этом базовыми ценностями их философских концепций были: свобода личности, Бог как абсолютный источник истины, творчество.
Выявление целей, задач, закономерностей русской педагогики, которая оформилась в XIX в. в самостоятельную отрасль знания, предполагает раскрытие ее методологических основ. Исследование показало, что методологической основой русской педагогики конца XIX и начала XX вв. является христианская антропология, христианская концепция возникновения и развития мира. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Это ее центральная и основная мысль. Русский христиански философствующий педагог XX в. В. В. Зеньковский писал: «В основе христианской антропологии, как ее центральная и основная идея, лежит учение об образе Божием в чело-веке....Но откровение об образе Божием в человек есть главное и основное в христианской антропологии» [9, с. 235-236]. Христианская антропология послужила основанием для развития русской педагогики. Отечественная педагогика, согласно К. Д. Ушинскому (1824-1870), выросла из православного мировоззрения. В современных исследованиях православная педагогика рассматривается как «воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления» [10, с. 44].
Важной особенностью русской педагогики является ее философско-богословская направленность. Поэтому в современных учебных пособиях по истории отечественной педагогики [1; 2 и др.] включена характеристика материалов, отражающих развитие философии образования. В них представлена и светская, и церковная православная педагогическая мысль, которые рассматриваются в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. «Именно в этом единстве (нарушенном в годы советской власти), — пишет Л. Н. Беленчук, — выявилась культурно-историческая специфика российской теории и практики образования и воспитания ...» [2, с. 5]. Достижения светской педагогики
достаточно высоко оцениваются и в работах православных педагогов. Так, В. В. Зеньковский, критикуя «просвещенство» и секуляризм, в то же время соглашается с тем, что секуляризация в целом и зарождение светских начал в педагогике сыграли положительную роль [см.: 8]. Игумен Георгий (Шестун) отмечает, что ни в теоретическом, ни в практическом плане нельзя считать потерянными прошедшие десятилетия, так как светская педагогика и психология привнесли в дело воспитания много полезного. Необходимость учета достижений педагогической теории советского периода при рассмотрении проблем истории отечественной педагогики обосновывается в работах Л. Н. Беленчук. По ее мнению,
эпоха советского строя важна для понимания многих особенностей российской педагогической традиции, трансформировавшихся под влиянием времени, однако возрождающихся в наши дни в российской воспитательной теории и практике [2, с. 8].
Анализ современной отечественной философской, психологической, педагогической научной литературы показал, что в работах ученых обосновывается идея о необходимости возрождения и утверждения в российской общественной жизни, в воспитании детей и молодежи основных базисных национальных ценностей. По мнению Е. П. Белозерцева и В. М. Меньшикова,
сегодня нам чрезвычайно важно понять, что современная педагогика должна вырастать на христианской почве, ибо, как сказал Ушинский, «для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результата впереди». И если мы это сможем понять, тогда мы возвратимся к такой фундаментальной категории, как человек — составная часть Природы, от разумной жизнедеятельности которого устанавливаются взаимоотношения общества и космоса; мы возвратимся к таким ключевым словам, как святость, совесть, стыд, и многим другим забытым русским словам и понятиям; мы согласимся с тем, что в конечном итоге сознание и быт человека определяется не политической, не экономической, не конституцией, а культурой, духовной жизнью и добрыми деяниями каждого из нас [3, с. 182].
Обозначенная идея получила углубленное развитие в современных исследованиях Е. П. Белозерцева, В. В. Вараввы, С. Ю. Дивногорцевой, В. И. Сло-бодчикова, Л. С. Шеховцовой и др. Согласно Е. П. Белозерцеву и В. В. Варавве, российскому обществу еще предстоит осмыслить, понять все трагические последствия секуляризованной России, секуляризованного образования, секуляризованного человека. Ученые утверждают, что не обращать внимания на религиозный компонент нашего бытия не просто ошибочно, но и методологически не верно. Педагогика, привитая к религиозному корню, вообще к духовной традиции культуры, благодаря своей внутренней бытийной стабильности заведомо избавлена от множества несущественных антиномий, неопределенностей и несуразиц, связанных с обоснованием цели, принципов воспитания, разработкой и иерархичным выстраиванием ведущих категорий и т. д. Православное христианство предлагает нам целостный взгляд на человека, культурно-образовательную среду, взаимодействие человека с окру-
жающим миром. Идеология, содержание и технология совершенствования
современного российского образования может быть правильно сформулировано в одном единственном случае — если выстроить траекторию развития современного общества как органически продолженное развитие предыдущей истории и культуры [4, с. 3-13]. На обозначенные выше идеи мы опирались при разработке теоретико- методологических основ составления хрестоматии по «Православной педагогике», ее целей, задач, содержания.
Сущность понятия «хрестоматия»
Анализ научной — философской, психологической, педагогической литературы показал, что термин «хрестоматия» используется преимущественно для обозначения таких понятий, как «учебное пособие» (В. М. Полонский); «учебная книга» (Е. С. Рапацевич); «сборник систематически подобранных материалов каких-либо отраслей знаний» (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров). В исследованиях ученых подчеркивается образовательное значение хрестоматии, ее предназначение главным образом для «школьного употребления». Так, в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона отмечается: «.хрестоматия, греч., в древности и в эпоху Возрождения сборник избранных литературных отрывков, ныне предназначается, главным образом, для школьного употребления» [5, с. 549]. Приведем другие определения понятия «хрестоматия» с целью выявления ее существенных признаков. Согласно Е. С. Рапацевичу,
хрестоматия — учебная книга, представлющая собой сборник систематически подобранных материалов какой-либо отрасли знаний — художественных, мемуарных, научных, публицистических произведений или отрывков из них, а также различных документов. Обычно материалы, включаемые в хрестоматию, подбираются в соответствии с целями обучения определенному учебному предмету в данном типе школы [15, с. 862].
По мнению В. М. Полонского,
хрестоматия — учебное пособие, представляющее собой сборник систематически подобранных художественных, мемуарных, научных, учебных материалов или отрывков из них, а также других документов. В сочетании с учебниками и учебными пособиями позволяют добиваться более глубокого восприятия и осмысления научных и исторических текстов, произведений художественной литературы. Формируют научное мировоззрение учащихся, способствуют развитию их устной и письменной речи, самостоятельности мысли. Для студентов и учителей дают ценный методический и справочный материал [14, с. 83].
Согласно Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирову,
хрестоматия — сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования текстов по какой-либо отрасли научного знания [11, с. 380].
На основе анализа приведенных и других определений можно сделать вывод о следующих существенных признаках, входящих в содержание обозначенного понятия:
— хрестоматия — это сборник систематически подобранных материалов какой-либо отрасли знаний (художественных, мемуарных, публицистических произведений или отрывков из них, а также различных документов);
— материал, включаемый в хрестоматию, подбирается в соответствии с целями обучения определенному учебному предмету в данном типе школы, а также для самообразования обучающихся;
— тексты хрестоматии дают для студентов и учителей ценный методический и справочный материал.
Исследованиями отечественных ученых выявлено следующее теоретическое и практическое значение хрестоматии по какому-либо учебному предмету: сборник систематически подобранных материалов позволяет добиваться в сочетании с учебниками и учебными пособиями более глубокого восприятия и осмысления научных и исторических текстов, произведений художественной литературы; материалы хрестоматии формируют научное мировоззрение, стимулируют развитие устной и письменной речи, самостоятельности мысли обучающихся.
В контексте вышеизложенных подходов в настоящем исследовании под хрестоматией «Православная педагогика» понимается учебная книга (учебное пособие), представляющая собой сборник систематически подобранных материалов из документов об образовании, творений святых Отцов Церкви, работ дореволюционных и современных светских и православно ориентированных философов, психологов и педагогов, раскрывающие теоретико-методологические основы русской педагогики, ведущих проблем обучения, воспитания и социализации растущего человека и обеспечивающие осмысление в русле православной мысли достижений отечественной русской и современной светской педагогики.
Научные основы моделирования и конструирования хрестоматийного материала по «Православной педагогике»
Анализ результатов исследования по обозначенной проблеме, опыта работы высшей и общеобразовательной школы показал, что моделирование и конструирование хрестоматийного материала с последующим применением его в образовательном процессе может осуществляться только на основе и в тесной взаимосвязи с учебными программами, учебниками и учебными пособиями по данному учебному предмету (в нашем случае по «Православной педагогике»), в которых определены цели обучения, структура и содержание учебного курса, концептуальные основы его построения. Таким учебным пособием стало для нас пособие Л. В. Загрековой «Православная педагогика. Ч. 1: Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания» (2011), рекомендуемого студентам вузов, обучающимся по специальности «033400 — Теология», преподавателям учебного курса «Основы православной культуры» для учащихся общеобразовательной школы, а также студентам духовных учебных заведений, священнослужителям, студентам педвузов, педагогам школ, колледжей, родителям и всем интересующимся проблемами воспитания детей [7]. (Автор учебного пособия
доктор педагогических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина награждена за него Дипломом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 г.). В связи с вышеизложенным материалы текстов, включаемые в содержание хрестоматии «Православная педагогика», мы подбирали с учетом учебных целей, сформулированных в учебной программе по данной дисциплине и отраженных в учебном пособии. Такими целями являются: 1) развитие и углубление у будущих специалистов знаний о современных направлениях развития педагогики, одним из которых является обращение к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания; показ перспективности данного направления; 2) расширение общепедагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, создаваемым в России на православной основе; 3) формирование у будущих специалистов системы знаний об историко-церковных основах православной педагогики; о ее общих теоретических проблемах; особенностях духовного становления человека в разные годы его жизни и воспитания ребенка в православной семье; об основных проблемах светского и духовного образования в современной школе; развитие у студентов историко-педагогического подхода к педагогическим явлениям, умения мыслить педагогическими категориями в контексте основных идей православной педагогики, оказывать помощь православно-ориентированным родителям по воспитанию детей, учитывать мировоззренческие позиции этих детей в своей образовательно-воспитательной деятельности.
Исследование показало, что при отборе для хрестоматии текстов из огромного наследия русской философской, психологической и педагогической мысли целесообразно учитывать и использовать ведущие концептуальные идеи, лежащие в основе конструирования содержания обозначенного выше учебного пособия. Такими концептуальными идеями являются:
— теоретико-методологическое осмысление всех излагаемых в учебном пособии проблем, касающихся целей, задач, содержания, форм и методов воспитания детей в семье и в школе, функций семейного воспитания, профессиональной деятельности учителя, с позиций и в контексте христианской антропологии, христианской концепции возникновения и развития мира;
— утверждение идеи любви и всемерного уважительного отношения к личности ребенка как ведущего средства воспитания растущего человека;
— обусловленность специфических черт отечественного образования и школы православием как органической религией для русского народа и православной педагогикой как историческим фундаментом традиционной российской школы;
— рассмотрение светской и церковной православной педагогической мысли в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.
В соответствии с обозначенными концептуальными идеями в хрестоматию целесообразно включить творения святых Отцов Церкви (преподобный Серафим Саровский чудотворец; святитель Феофан (Говоров) Вышенский Затворник; архиепископ Фаддей (Успенский); архиепископ Евсевий (Ор-
линский); схиархимандрит Иоанн (Маслов) и др.), труды религиозных философов (протоиерей В. В. Зеньковский, И. А. Ильин и др.), психологов (протоиерей В. В. Зеньковский, священник Б. В. Ничипоров и др.), православно ориентированных педагогов (К. В. Ельницкий, Н. А. Олесницкий, К. Д. Ушинский и др.), в которых раскрывается сущность христианской антропологии как методологической основы русской педагогики и рассматриваются ключевые проблемы воспитания растущего человека в данном контексте. В хрестоматию целесообразно включить также наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений современных светских ученых (философов, психологов и педагогов). Это позволит, одной стороны, познакомить читателя с достижениями светской педагогики и психологии в исследовании актуальных проблем воспитания, развития и социализации детей и молодежи, с другой стороны, осмыслить эти достижения в русле православной педагогической мысли.
Весьма важна при составлении хрестоматии проблема структурирования подобранных составителями текстов. Исследование показало, что с целью успешного решения данной проблемы целесообразно учитывать прежде всего структуру учебника (или учебного пособия), в сочетании с которым подобранные тексты позволяют добиваться более глубокого восприятия и осмысления обучающимися изучаемого материала. В настоящем исследовании моделирование содержания хрестоматии «Православная педагогика» обеспечивалось путем подбора и расположения материала в соответствии с логикой и структурой учебного пособия Л. В. Загрековой. В связи с этим хрестоматия по «Православной педагогике» должна состоять, как и учебное пособие по данному курсу, из двух разделов (раздел 1 «Общие основы педагогики»; раздел 2 «Теория и методика воспитания») и одиннадцати глав. Текстовой хрестоматийный материал внутри глав должен быть расположен в соответствии с логикой содержания и структурой названного учебного пособия. Данный подход обеспечивает такой позитивный аспект в составлении и расположении хрестоматийного материала, как глубоко продуманный и обоснованный отбор материала, раскрывающий проблемы христианского воспитания детей с философских, психологических и педагогических позиций, логичность и взаимосвязь в расположении первоисточников.
Хрестоматийный материал предполагает различные формы самостоятельной работы читателя с книгой: анализ текстов, объяснение причин возникновения той или иной концепции, определение ее сущности и методологических основ, выявление связей между теорией и практической учебно-воспитательной деятельностью соответствующего временного периода.
Подобранный таким образом хрестоматийный материал познакомит будущих специалистов духовной и образовательной сферы с богатейшим наследием русской и современной педагогической мысли по проблемам воспитания детей, что сориентирует их на восстановление традиций, уклада жизни, духовное обогащение воспитанников. Кроме того, хрестоматия даст студентам, учителям, родителям обучающихся ценный методический и справочный материал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики. — М.: ПСТГУ, 2005.
2. Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2011.
3. Белозерцев Е. П., Меньшиков В. М. Место Ушинского в российской и мировой педагогике // К. Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге / Под общ. ред. д. п. н., проф. Е. П. Белозерцева. — М.: Роман-газета, 1994. — С. 176-184.
4. Белозерцев Е. П., Варавва В. В. «Должное» как вектор преодоления кризиса современного российского образования // Педагогика. — 2013. — № 7. — С. 3-13.
5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. — М.: Эксмо, 2001.
6. Воспитание здорового ребенка. Хрестоматия в двух частях / Сост. к. мед. н. В. В. Ильющенков, к. п. н. Т. А. Берсенева. — М.: Паломник, 2007.
7. Загрекова Л. В. Православная педагогика. Ч. 1: Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания. — Н. Новгород: НГПУ, 2011.
8. Зеньковский, протоиерей. Педагогика. — Клин, 2004.
9. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии // Зеньковский В. В. Педагогические сочинения / Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. — Саранск: Красный Октябрь, 2002. — С. 206-339.
10. Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. 4-е изд, испр. и доп. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2010.
11. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
12. Кондаков А. М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. — 2010. — № 5. — С. 18-23.
13. Матросов В. Л. Новый учитель для новой российской школы // Педагогика. — 2010. — № 5. — С. 3-9.
14. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высшая школа,
2004.
15. Психолого-педагогический словарь / Сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2006.