В. А. БЕЛЯЕВА, профессор Ю. В. ОРЛОВА, доцент
Современное образование, как отмечают учёные, характеризуется наличием противоречивых тенденций, когда «своеобразно сочетаются "историческая память" и "историческое беспамятство"» [1, с. 10]. С одной стороны, декларируется отход от традиций воспитания, сложившихся в обществе советского периода, и становится очевидным, что «на самом-то деле в пересмотре нуждаются практически все вопросы, на которые стремилась получить ответы прежняя система образования» [2, с. 10]. С другой стороны, обращения к отечественным дореволюционным традициям воспитания как такового не происходит, а, напротив, всё чаще и активнее внедряются западные образовательные ценности, которые прямо противоположны русской педагогической культуре.
Таким же очевидным представляется и то, что «во всём мире для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека необходимы прежде всего не трансформации общественных структур, в каких бы формах - революционных или эволюционных - они ни проходили, но нечто гораздо более сложное: глубокие изменения в сознании и поведении современного человека, которые облагородили бы его внутренний мир, наполнили бы новым содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы, представления о добре и зле» [1, с. 10]. Следовательно, главный вопрос состоит в следующем: «какого человека и к какой жизни должна подготовить современная система образования?» [2, с. 10].
В настоящее время существует проблема такого построения педагогического процесса в вузе и такого отбора содержания образования, которые
Центр православной педагогической культуры
обеспечат студентам реальную возможность свободного выбора своего пути и определения смысла и цели жизни. Важным фактором решения этой проблемы, как считают учёные (философы, педагоги, психологи): В.Ю.Троицкий, З.В. Видякова, Н.В.Маслов, В.В. Рубцов, М.Я. Дворецкая, В.А. Сластё-нин, И.А. Соловцова и др., - является обращение к основам русской педагогики в вопросах о сущности человека, его воспитании и смысле жизни.
Отечественная традиция задаёт иной, отличный от светского образования, вектор воспитания человека -воспитание для вечности. Такое воспитание, пишет В.А. Сластёнин, имеет двухуровневую структуру: первый уровень - рациональный, второй - духовный (мистический). Рациональный уровень охватывает сферу определяе-
мого словами, сферу того, чему можно научить, что можно передать, того, что поддаётся анализу, прогнозированию, организации. Это моральные нормы, такие как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Наряду с миром рационального существует сфера, которую нельзя препарировать научными методами, ибо она относится к сакральным ценностям, включающим, например, чувство благоговения перед святынями. Особенность почитания святынь заключается в его духовном происхождении, чем оно отличается от уважения, которое может быть вызвано и рациональными причинами [3, с. 55]. Поэтому очевидна необходимость такой общекультурной и профессионально-педагогической подготовки учителя, которая бы стала основой его готовности к целенаправленному систематическому духовно-нравственному воспитанию молодежи в истинном смысле этого понятия.
Православная педагогическая культура изначально была представлена в трудах ученых-богословов. Духовная сущность человека, возвышающая его над биологическим миром, его высокое предназначение и достоинство, смысл существования, забота о воспитании и взращивании собственной души, предупреждение дурных поступков, образование и подготовка к достойному вступлению в общественную жизнь -эти вопросы всегда были предметом их рассмотрения. Так, в духовно-литературном наследии святителя Феофана Вышенского основное внимание уделялось вопросам христианской антропологии, духовного мира человека, устроения его души и заботы о ней, вопросам совершенствования духовной жизни в процессе жизненного пути [4]. Выделение духовного начала и нравственности человека как предметов особенной заботы в воспитании не умаляло в суждениях православных педагогов значи-
мости физического, эстетического и трудового воспитания. Темы воспитания человеческой души, чувств патриотизма и национального достоинства, значимости и роли отечественной культуры в воспитании гражданина России, необходимости взаимосвязи светской и православной педагогической культуры в деле образования раскрываются в трудах выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского. В его педагогических сочинениях поставлена фундаментальная проблема необходимости изучения личности во всей ее целостности - проблема антропологических знаний, «в которых изучается телесная и душевная природа человека». Ушинский поясняет, что в основе нравственного развития ребенка должно лежать воспитание в нем «чувствований», которые составляют «строй души» человека [5].
Известный философ, психолог и педагог В.В. Зеньковский вслед за К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым, И.А. Ильиным считает духовное «устроение» человека одной из важнейших задач воспитания. В его работе «Психология детства» и других трудах представлена динамика духовного и психофизического развития ребенка, его душевной жизни и духовного созревания, что обязательно должно стать предметом и областью особой заботы воспитателя. Ученый обращает внимание на необходимость для светской педагогической культуры проникнуться тем пониманием личности, какое дает христианство: «речь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами и построениями современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство» [6, с. 33].
Сегодня особую остроту приобрела проблема формирования у будущих
учителей умения правильно ориентироваться в идеологических основах педагогических процессов в образовательных учреждениях различных типов (вальдорфская школа, христианская гимназия адвентистов седьмого дня, православная гимназия, классы государственной общеобразовательной школы, где изучают «Основы православной культуры» и др.).
Всё вышесказанное обусловило необходимость создания при кафедре педагогики Рязанского государственного университета Центра православной педагогической культуры (ЦППК), в котором сотрудничество ученых вуза и ученых-богословов позволило бы выстроить образовательный процесс на твердом мировоззренческом основании - духовных и нравственных ценностях русской культуры. Такой центр был создан в 1995 г., его учредителями стали Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Рязанский институт развития образования, Свято-Иоанно-Богослов-ский монастырь, Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского.
ЦППК назвали именем подвижника образования в Рязанской губернии протоиерея Афанасия Арбекова, биографические сведения о котором были собраны игуменом Виталием (Уткиным). Афанасий Степанович Арбеков, сын священника, родился в 1829 г. в селе Подлипки Рязанского уезда, окончил Рязанское духовное училище, затем Рязанскую духовную семинарию. По окончании курса семинарии в 1852 г. женился на девице Анне Виноградовой, дочери умершего священника Аграфениной Пустыни о. Тимофея Виногра-
дова, и был рукоположен в сан священника. О. Афанасий все силы направил на нравственное воспитание своих прихожан. Главное внимание батюшка уделял детям. В самом начале священнического служения он открыл в своём доме школу и содержал её на свои скудные средства. Занятия велись почти каждый день в течение 22 лет с девяти часов утра до трех пополудни. 14 марта 1874 г. благодаря хлопотам о. Афанасия в Аграфениной пустыни открылось двухклассное училище Министерства народного просвещения, где священник в течение 20 лет был законоучителем и заведующим. За эти годы школу закончили 350 человек.
Со временем министерская школа уже не могла вместить всех желающих учиться, и опять стараниями батюшки в Аграфениной пустыни в 1889 г. от-
крывается земская школа. Надо отметить, что практически все жители села были грамотными людьми.
Трудами и заботами о. Афанасия Арбекова в селе был построен храм с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Закрытый и подвергшийся разорению в советское время, сегодня храм восстановлен и действует, чему способствовала кропотливая исследовательская работа священников, преподавателей и студентов в ЦППК.
Цель образовательного процесса в Центре православной педагогической культуры имени священника Афанасия Арбекова - привить студентам ценности отечественной культуры, подготовить будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе теории и практики светской и православной педагогической культуры России. Методологической основой образовательного процесса, ориентированного на духовно-нравственное воспитание и развитие личности учителя, служат концептуальные положения светской и православной педагогики в их органической взаимосвязи относительно высших ценностей бытия и формирования духовной и нравственной личности.
Программа на учебный год определяется в сентябре на установочном семинаре. Работа осуществляется по следующим направлениям деятельности: исследовательское, миссионерское, православное краеведение, связь с учебными заведениями Рязани и других регионов, организация работы пресс-центра, методическое, художественное участие в городском общественном движении «За восстановление и сохранение Лазаревского кладбища», клубная работа, связь с библиотеками и архивами города [7].
Особое внимание уделяется научной работе. Подготовлено более ста выпускных квалификационных работ,
защищены одна докторская («Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры») и шесть кандидатских диссертаций по проблемам духовно-нравственного воспитания. Изданы монографии: «Духовно-нравственное воспитание личности в школе и вузе», «Проблема духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях», «Основы православного вероучения», а также программа и сборник методических материалов факультативного курса «Святыни Русской земли» и др.
Студенты выполняют работы по изучению педагогического наследия просветителей российской школы, по исследованию теоретических основ православной педагогики, деятельности современных православных педагогов Рязанской области и др. Результаты исследований представляются на научно-практических конференциях РГУ им. С.А. Есенина и других рязанских вузов, на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, на Покровских образовательных чтениях в Рязани и Санкт-Петербурге, на Всероссийской Бурденковской научной студенческой конференции в Воронеже, Вологде и в других городах России.
С каждым годом крепнет сотрудничество ЦППК с Рязанской епархией, с молодежными объединениями православной направленности, с Рязанской Православной Духовной Семинарией, Академией ФСИН, Рязанским высшим военным командным десантным училищем им. генерала В.Ф. Маргелова, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Воронежской государственной медицинской академией им. Н.Н. Бурденко.
Студенты и преподаватели сотрудничают с образовательными и культур-
ными учреждениями города и области, организуют круглые столы по проблемам духовно-нравственного воспитания молодёжи. Преподаватели кафедры педагогики проводят занятия по педагогическим дисциплинам на основе сопоставления традиционной отечественной и современной концепций воспитания и образования, ведут на разных факультетах университета курсы по выбору, освещающие вопросы русской православной культуры.
Ежегодно в октябре Центр проводит Покровские образовательные чтения. В 2007 г. VI Покровские образовательные чтения стали международными (в их работе приняли участие учёные из Беларуси, Украины, Литвы, Эстонии).
В 2001 г. благодаря совместным усилиям епархии (её тогда возглавлял митрополит Симон) и руководства РГУ им. С.А. Есенина в вузе было открыто отделение теологии. В 2002 г. при университете был построен Покрово-Татиа-нинский храм, идея его создания также зародилась в ЦППК.
Среди новых направлений работы ЦППК -оказание методической помощи студентам теологического отделения в миссионерской работе в детских домах и образовательных учреждениях г. Рязани, а также подготовка материалов, обеспечивающих реализацию программы обучения основам православного вероучения лиц, находящихся в местах лишения свободы. Для преподавателей и студентов, участвующих
в деятельности ЦППК, организуются паломнические путешествия по святым местам, посещение музеев, выставок, исторических памятников.
Современный учитель и преподаватель вуза испытывают потребность в знаниях, которые позволяли бы решать актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи, взращивать у подрастающего поколения духовные и нравственные ценности отечественной культуры, ценностные ориентиры бытия человека в мире природы и общества. Работа в Центре помогает преподавателям и студентам воспитывать себя «к самостоятельному бытию и мышлению», обретать ясные и чёткие ориентиры своего духовного пути - даёт представление о христианских ценностях и служит ступенью к личному духовному опыту, содействует профессиональному творческому становлению педагогов и таким образом «делает их способными взрастить национальный духовный характер в наших детях» [8, с. 222].
Литература
1. Вульфсон Б.А. Кризис воспитания // Педагогика. 2006. № 6. С. 3-10.
2. Шутенко А., Шутенко Е. Высшее образо-
вание как зеркало растворённой культуры // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. № 11. С. 9-12.
3. Сластёнин В.А. // Глинские чтения. 2005.
№ 3, 4. С. 53-55.
4. О нашем спасении: собрание творений свя-
тителя Феофана, затворника Вышенско-го. М.: Трифонов Печенегский монастырь: «Ковчег», 2003.
5. Ушинский К.Д. и русская школа / Под ред.
Е.П. Белозерцева. М.: Роман-газета, 1994.
6. Прот. В. Зеньковский. Проблемы воспи-
тания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
7. См.: Центр православной педагогической
культуры: учебно-методические материалы. Рязань: РГУ, 2005.
8. Ильин И.А. О грядущей России: избран-
ные статьи. М.: Воениздат, 1993.
Н.А. ЖОКИНА, доцент, начальник Управления учебно-воспитательной работы
Сегодня вуз принимает в свои стены молодых людей, которые, казалось бы, сделали свой выбор. Однако, как показывают исследования, более половины первокурсников мотивированы на изучение лишь определённого круга предметов и имеют весьма приблизительные представления о будущей профессии, а то и вовсе заявляют о нежелании в будущем работать по специальности. Это обстоятельство ставит вопрос о необходимости профессионального воспитания как целенаправленного процесса управления развитием личности, приобщения к профессиональным ценностям. Эта идея реализована в Концепции воспитательной деятельности нашего университета, призванной обеспечить качество профессионального образования, мерилом которого станет не только и не столько уровень полученных знаний, сколько компетентность в профессиональной деятельности, личностная зрелость.
Два года назад руководство вуза приняло решение о создании управления учебно-воспитательной работой, призванного координировать и интегрировать деятельность различных подразделений университета в решении проблем профессионального воспитания. В состав управления входят сле-
Профессиональное воспитание студентов
дующие подразделения: отдел технологий воспитательной работы, отдел внеучебной работы, а также структуры, занятые в сфере внеучебной деятельности (редакция газеты «Рязанский университет», четыре музея, студенческий народный театр «Переход», театр-студия «Балет XXI век», центр творчества и досуга студентов).