Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2009. Вып. 1 (12). С. 33-40
Православная культура как фундаментальная основа
ДЛЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Л. И. Мумрикова
В статье прослеживается исторический путь возникновения и развития отечественной учебной литературы, основанной на православии. Многие столетия, по словам профессора МГУ А. В. Павловской, «чтение книг было по сути эквивалентно образованию: книга была и первым учебником, и способом самоусовершенствования, и образовате-лем ума, и воспитателем сердца. Она одна воплощала в себе всю суть первоначального представления об образовании». Чтение книг являлось не только способом получения образования, но и средством духовного развития. Так продолжалось вплоть до 1917 г., когда централизованное обучение детей православию было запрещено. После изменений, произошедших в нашей жизни в 80—90-е гг. ХХ в., состоялось вполне закономерное возвращение к духовным истокам. Тогда появляются учебные пособия, основанные на православной культуре. И такие учебники сегодня используются не только в православных гимназиях, но и в ряде светских общеобразовательных школ, подчеркивает автор статьи.
После принятия православия на жизнь Древней Руси оказали мощное влияние византийское богословие, философия, литература, политическая мысль, естественно-научные воззрения. Русской Православной Церкви потребовались многие богослужебные и просветительские книги, переводившиеся с греческого языка или поступавшие из Болгарии. Православие дало стимул развитию собственной письменности и образования на Руси. С того же самого времени книга стала являться главным источником знаний, способом просвещения и распространения образования. «Литература, пришедшая на Русь... была теснейшим образом связана с Церковью. Она была подчинена задачам дидактики, поучения, воспитания граждан в духе покорности Церкви и государству», — пишет академик Д. С. Лихачев1 [123, 130].
Многие столетия, по словам доктора исторических наук, профессора МГУ А. В. Павловской, «чтение книг было по сути эквивалентно образованию: книга была и первым учебником, и способом самоусовершенствования, и образовате-лем ума, и воспитателем сердца. Она одна воплощала в себе всю суть первоначального представления об образовании». Чтение книг являлось не только спо-
1 Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. М.; Л., 1952. С.130.
33
собом получения образования, но и духовного развития. Кроме того, это был путь передачи культурных ценностей из поколения в поколение2.
Во время татаро-монгольского нашествия книги оставались той незыблемой ценностью, которая поддерживала дух народа. Историк С. М. Соловьев пишет о том, что во время Тохтамышевой осады в Москву со всех сторон снесено было множество книг. Книги духовного содержания усердно переписывались иноками, переводились с греческого, составлялись сборники3. А при обучении грамоте использовались такие богослужебные книги, как Псалтырь, Минеи, Триодь, служебники, требники и др., указывает академик Д. С. Лихачев4. Как пишет исследователь И. Е. Забелин, отец Петра I, царь Алексей Михайлович, после Азбуки на седьмом году от рождения начал учить Часослов, через пять месяцев — Псалтырь5.
Первое свидетельство об употреблении Псалтыри в учебных целях встречается у архиепископа Новгородского Геннадия. Есть упоминание о Псалтыри как книге для обучения и у митрополита Макария (начало XVI в.). В его рукописном Требнике встречается молитва «На учение грамот детям», в которой испрашивается у Бога помощь понять книжное учение и Давидовы псалмы (а это и есть Псалтырь)6. Митрополит Тобольский Игнатий в своем послании писал: «по сей же книге издахуся псалтыри в полдесть нарицаемое учебныя, учахуся бо дети по таковым книгам Божественных Писаний чтению»7.
Псалтырь, как книгу богослужебную, учили читать не столько для того, чтобы освоить чтение, сколько для того, чтобы выучить наизусть как книгу самую нужную. Человек, выучившийся читать по Псалтыри, считался грамотным человеком, книжником. Иногда к этому прилагалось еще обучение чтению Деяний Апостолов и Евангелия.
Была предназначена для чтения и такая богослужебная книга, как Четьи Минеи. Она состояла из житий святых, похвальных слов им, повествований о церковных праздниках, проповедей, наставлений и др. Книга определяла кругозор тех умственных вопросов и интересов, которые не должен был преступать благочестивый русский человек.
Митрополит Макарий, создатель Миней, мыслил собрать воедино все душеполезное чтение, имеющееся на Руси. В состав Миней вошли все виды книг, существовавших в монастырских библиотеках: книги Священного Писания, патристика, житийная и церковно-полемическая литература, церковные уставы, даже литература полусветского характера. Эти тексты могли служить и для богослужения, и для чтения вслух, и для индивидуального чтения.
Широко распространенным чтением была и житийная литература. Жи-
2 Павловская А. В. Образование в России: история и традиции: Монография. М., 2003. С. 119.
3 Соловьев С. М. Сочинения: В 3 т. Т. 2. Ростов-н/Д, 1997. С. 604.
4 Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. М.; Л., 1952. С. 132—133.
5 Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч. 1—2. М., 1906—1912. С. 340.
6 Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа // Православный собеседник. 1857. Кн. 4. С. 817.
7 Там же.
тия — это определенный литературный жанр: биографии, жизнеописания святых людей, прославившихся в православии своими подвигами и благочестивой жизнью. Писалась такая биография с целью создания примера для подражания. И в этом важнейшая воспитательная функция жития. С XI по XVIII в. они пользовались на Руси огромной популярностью.
Но особенно любимым чтением они становятся с XVI в. «Со всею впечатлительностью детского возраста дети, получавшие первоначальное образование и в монастыре, и в семье, вчитывались в «жития» святых, которые были настолько распространены между всеми грамотными людьми тогдашнего русского общества, что были, так сказать, настольными книгами», — писал исследователь Д. Н. Дубакин8 [75, 143].
Любимым чтением житийная литература оставалась для людей даже в первой трети XVIII в. Примером может служить семейство Долгоруких. Оказавшись в ссылке, княгиня просит своих сестер прислать для чтения Четьи минеи и календари. Они передают им в ссылку Четьи минеи, Псалтырь и Азбуку, т. к. вместе с родителями в изгнании находятся и дети. Именно для их обучения отправляется эта литература.
С середины XVI в. в России появляется первая государственная типография, во главе которой стоял выдающийся просветитель и педагог своего времени первопечатник Иван Федоров (Москвитин) (ок.1510—1583). Его Апостол (1564) стал первой русской печатной книгой и открыл эру книгопечатания в России, что привело к постоянно увеличивающемуся числу книг и круга читателей.
В это же время появляется и первая печатная книга для обучения чтению — «Азбука» (1574), вышедшая в типографии И. Федорова. Надо заметить, что учебники по обучению чтению ранее были рукописными. По мнению исследователя Б. А. Успенского, именно за ними сохранилось название «Азбука». И только с 1657 г., после никоновских реформ, книги для первоначального обучения стали называться «Букварями»9. С момента их появления в России сосуществуют и азбуки, и буквари. Между ними была разница. Азбука, в основном, включала в себя две основные части: перечень букв по алфавиту и материал для упражнения в письме и чтении. Обычно в них давались образцы написания заглавных и строчных букв различными почерками — от устава до скорописи. Материал для упражнений располагался в алфавитном порядке. Как правило, это был азбучный акростих. Иногда вместо изречений на каждую букву алфавита давалось только несколько слов. А ряд азбук содержали в себе небольшой занимательный рассказ.
Некоторые учебники включали в себя элементы обучения письму. Так, в них после акростиха приводится царский титул, образцы написания деловых бумаг (купчих, кабал, челобитных), а также образцы частных писем.
8Дубакин Д. Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя». СПб., 1880. С. 143.
9 Успенский Б. А. Доломоносовские грамматики русского языка (итоги и перспективы) // Доломоносовский период русского литературного языка (Материалы конференции на Фаге-руде, 20-25 мая 1989 г.). Slavica Succana, vol. 1. Stockholm, 1992. С. 56.
В хрестоматийную часть азбук входили также молитвы, назидания, изречения, поговорки, вопросы и ответы знаменитых личностей10.
Встречались азбуки и с элементами математики — объяснениями числовых значений букв, действиями арифметики и даже задачами.
Такое направление материала в азбуках привело исследователей к выводу, что они использовались для обучения письму, а буквари — прежде всего чтению. Именно поэтому они сосуществовали вплоть до второй половины XVIII столетия.
Таким образом, как считает исследователь И. Р. Розен, жанровый и тематический состав текстов в азбуках мог быть шире, чем в букварях. В сравнении с букварем азбука была более демократичным жанром учебной книги. Если букварь составляли столпы официальной книжности (Василий Бурцев, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Карион Истомин и др.), санкционировал патриарх, выверяли справщики Государева Печатного двора, то рукописная азбука — это, в основном, индивидуальный труд11. Но и буквари, и азбуки, являясь первыми книгами ребенка для обучения чтению, в основе своей строились на традициях православной культуры. В них можно встретить тексты с духовнонравственным содержанием для упражнения в чтении, тексты из Священного Писания, выдержки из книги притчей Соломона и апостольских посланий, которые являются советами для учеников, родителей и учителей. Особое внимание составители первых для обучения чтению книг уделяли добродетелям, указывая на хорошо знакомую на слух детям с детства молитву, а также пост и милостыню. Кроме того, в некоторых учебниках присутствовали обращения к детям и родителям, в которых наиболее полно выражаются пути духовно-нравственного воспитания человека. Таким образом, учебные книги по обучению грамоте отражали естественные глубинные связи обучения и воспитания, в том числе и духовно-нравственного.
В последующие эпохи, как считает А. В. Павловская, книга продолжала оставаться «духовным наставником»12. Типичное для своего времени образование получил царь Алексей Михайлович, родившийся в 1629 г. Согласно традициям того времени, с шести лет его стали учить читать по букварю. «Через год перешли от азбуки к чтению часовника, месяцев через пять к псалтырю, еще через три принялись изучать Деяния апостолов, через полгода стали учить писать», — писал историк В. О. Ключевский13. К 12 годам у него уже сложилась своя небольшая библиотека, состоящая из книг преимущественно духовного содержания. В это время по-прежнему преобладали книги церковные: по ним учились читать, к ним обращались за «вразумлением», в них искали утешения и помощи. «Слово книжное много веков было для русского человека словом Божиим. Знание, чтение и духовность тесно переплетаются в неразрывную нить образования»14.
10 Качалов Н. В. Азбуки-прописи // Архив историко-юридических сведений. Кн.3. 1861. Отдел 3. С. 15.
11 Розен И. Р. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI—XVII веков: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. С. 90—91.
12 Павловская А. В. Указ. соч. С. 121.
13 Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. 3. М., 1998. С. 301.
14 Павловская А. В. Указ. соч. С. 122.
В XVII в. продолжалось развитие книгопечатания и распространения печатных изданий. Поскольку обычная программа первоначального обучения состояла из усвоения букваря, Часослова и Псалтыри, эти учебные книги печатались чаще всего. По словам кандидата исторических наук Л. Н. Беленчук, за вторую половину XVII в. Московский печатный двор издал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтырей и Часословов15. Последние, 1643 г., издания содержали методическое пояснение «Наказание ко учителям, како им учити детей грамоте и како детям учитися».
В этом же веке в Российском государстве появились и первые оригинальные русские учебники. Часть из них, следуя традиции, повторяла дидактические тексты душеполезных сборников Средневековья, другие излагали основы научных знаний по отдельным предметам, отдаленно напоминая современные учебники. К первым можно отнести сборники «Пролог», «Маргерит» (заново отредактированный древнерусский сборник, 1641 и 1698), включающие фрагменты творений отцов и учителей Церкви, жития святых, чтения на праздники и т. п. К последним относятся «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648), буквари В. Бурцева (1634) и К. Истомина (1694), а также практическое руководство по арифметике «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий зело удобно изыскати может число всякие вещи»16.
Начиная с петровской эпохи, через книги проникает в общество все то, что было близко сердцу царя-преобразователя: науки и искусства, теория военного и морского дела, сведения о других странах и народах. Книги становятся проводниками светского образования. В значительном количестве стали издаваться различные учебники, буквари и т. д. На протяжении всего XVIII в. в русскую жизнь все активнее и настойчивее проникает светская книга, сначала в виде практических пособий и руководств, а затем и произведения художественной литературы.
В этот же период появляются российские учебные пособия по отдельным научным дисциплинам — среди наиболее известных можно назвать «Арифметику» Л. Ф. Смотрицкого (1703), в которой широко были использованы наглядные средства обучения. Этот учебник содержал сведения по арифметике, математике, геометрии и тригонометрии, а также военной инженерии и был одним из лучших пособий своего времени. В Новгороде Федором Максимовым была составлена новая славянская грамматика, а в Чернигове появилось оригинальное учебное пособие по риторике. Но, по мнению А. В. Павловской, в широком смысле они не вытесняют книги церковные: для большинства они по-прежнему остаются главным чтением, и именно отношение к ним в значительной мере определяет отношение к книге вообще. Для некоторых слоев населения — например, крестьянства, купечества, определенной части провинциального дворянства — духовная книга так и сохранит свою главенствующую роль17.
В XIX в. детская учебная книга, живущая в традиции православия, продолжала являться источником образования и самообразования, распространяясь в
15 Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики: Учеб. пособие. М., 2005. С. 45.
16 Там же.
17 Павловская А. В. Указ. соч. С. 122.
различных слоях общества. Несмотря на то, что буквари и азбуки стали включать в себя как церковный, так и гражданский шрифты, в них продолжает укрепляться тенденция духовно-нравственного воспитания, что раскрывается в богатом материале для чтения. Таким примером могут служить азбуки К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. И. Водовозова, а также «Букварь» Д. И. Тихомирова. Данные учебники включают в себя первые элементарные сведения о православии (рассказы о двунадесятых праздниках, тексты молитв, отдел славянского чтения), материал для духовно-нравственного воспитания, состоящий из текстов для чтения, пословиц и поговорок.
На пороге XX в. становятся распространенными буквари, предназначенные для приходских школ. Таким образом, вплоть до начала 1917 г. учащиеся параллельно с обучением чтению приобретают не только знания, отвечающие государственным потребностям, но и очень серьезное духовно-нравственное воспитание.
Вполне очевидно, что хотя и в советский период детская учебная литература по-прежнему не утратила своего значения, являясь учителем, наставником и воспитателем, ее роль намеренно усиливается государственной политикой, она становится проводником официальной атеистической идеологии18. Централизованное обучение детей религии было запрещено и в отдельных случаях квалифицировалось как преступление, поэтому говорить о православной культуре как о фундаменте любой учебной детской литературы после 1917 г. не представляется возможным.
После изменений, произошедших в общественной жизни 80-90-х гг. ХХ в., состоялось вполне понятное и закономерное возвращение к духовным истокам. Начинают появляться учебные пособия, основанные на православной культуре. Это «Православный букварь» Н. В. Давыдовой19, «Азбука для обучения детей в школе и семье», подготовленная издательством Свято-Троицкого монастыря20, книга для чтения с детьми в школе и дома «Введение во храм слова» С. Ф. Ивановой21, «Церковнославянский язык» для 5-го класса И. Г. Архиповой22, прописи по церковнославянскому языку Е. В. Макаровой23 и др. В каждом из них уделено большое внимание не только обучающему и развивающему материалу, но и вопросам духовно-нравственного воспитания. И такие учебники на сегодняшний день используются не только в православных гимназиях, но и в ряде светских общеобразовательных школ.
18 Павловская А. В. Указ. соч. С. 153.
19 Давыдова Н. В. Православный букварь: Книга для семейного чтения. Сергиев Посад,
1997.
20 Азбука для обучения детей в школе и семье. Казань, 1992.
21 Иванова С. Ф. Введение во храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Отчий дом, 2004.
22Архипова И. Г. Церковнославянский язык: Учеб. пособие для 5-го класса. М., 2004.
23 Макарова Е. В. Прописи по церковнославянскому языку. 2-е изд. М., 2002.
Литература
1. Азбука для обучения детей в школе и семье. Казань: Лиана, 1992.
2. Архипова И. Г. Церковнославянский язык: Учеб. пособие для 5-го класса. М.,
2004.
3. Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики: Учеб. пособие.М.: ПСТГУ,
2005.
4. Давыдова Н. В. Православный букварь: Книга для семейного чтения. Сергиев Посад: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997.
5. Дубакин Д. Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя». СПб., 1880.
6. Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч. 1-2. М., 1906— 1912. Ч. 1. 679 с. Ч. 2.
7. Иванова С.Ф. Введение во храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Отчий дом, 2004.
8. Качалов Н. В. Азбуки-прописи//Архив историко-юридических сведений. Кн. 3. 1861. Отдел 3. С. 3-18.
9. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 3. М.: Мысль, 1998.
10. Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. М.; Л.: Академия наук СССР, 1952.
11. Макарова Е. В. Прописи по церковнославянскому языку. 2-е изд. М.: Православная педагогика, 2002.
12. Павловская А. В. Образование в России: история и традиции: Монография. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
13. Розен И. Р Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI—XVII веков: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
14. Соловьев С. М. Сочинения: В 3 т. Т. 2. Ростов-н/Д, 1997. 540 с.: илл.
15. Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа // Православный собеседник. 1857. Кн. 4. С. 814—856.
16. Успенский Б. А. Доломоносовские грамматики русского языка (итоги и перспективы) // Доломоносовский период русского литературного языка (Материалы конференции на Фагеруде, 20—25 мая 1989 г.). Slavica Succana, vol. 1. Stockholm, 1992. С. 41—65.
Ключевые слова: православная культура, духовно-нравственное воспитание, духовная литература, богослужебные книги, житийная литература, книга как духовный наставник, детская учебная книга.
З9
Orthodox Culture as Basis of Creating Educational Literature in History of Russian Statehood
L. I. Mumrikova
The author traces the history of developing national educational literature, based on Orthodoxy. For many centuries, as ProfessorA.V. Paviovskay of Moscow State University said, “ reading books was virtually the equivalent of education: the book was everything — THE fiRST textbook, THE WAY TO SELF-IMPROVEMENT, THE MINDAND HEART EDUCA-torThe essense of the initialidea of educa-tion was concentrated in it.” Reading books was not only the way to getting educated, butaiso the way to spiritual deveiopm ENT up to 1917, when the centralised orthodox education of children was prohibited. After the changes in our life in 80—90s of XXth century, there was a quite iogicalreturn to the spiritual sources and there appeared schoolbooks based on orthdox culture. Those are used today both in orthodox upper secondary schools and in a number of secuiar secondary schools, as stresses the author of the article.
Keywords: orthodox culture, moral and spiritual education, spiritual literature, li-turgic books, hagiographic literature, book as spiritual guide, children’s schoolbook.