УДК 726.04
Р.Ю. Волоснов, г. Барнаул
Храмовые элементы в архитектуре и интерьере сельских церковных школ Алтая конца XIX — начала XX в.
Аннотация
Статья посвящена особенностям зданий сельских православных церковных школ Алтая конца XIX — начала XX в., которые архитектурно и функционально восходят к храмовому строительству. В рассматриваемый период существовало два вида таких образовательных учреждений: церкви-школы и школы ведомства братства Димитрия Ростовского («братские»). Первые в функциональном и архитектурном отношении объединяли признаки обоих учреждений. В архитектурном отношении они развивались как по индивидуальным, так и типовым проектам. Оформление фасадов и интерьеров церквей-школ производилось с соблюдением традиций православной архитектуры. «Братские» школы открывались преимущественно в селениях с преобладанием старообрядцев. Школы братства Димитрия Ростовского внешне и функционально занимали промежуточное место между церковно-приходскими школами и молитвенными домами. Делается вывод, что в конце XIX — начале XX в. сельские церковные школы Алтая обоих видов, несмотря на принадлежность к категории общественных построек, совмещали в себе образовательные и культовые функции. Их архитектура имела определенные особенности в оформлении фасадов и интерьеров, выполненных с учетом традиций православной церковной архитектуры.
Ключевые слова: православная храмовая архитектура, интерьер, церковная школа, «братская» школа, Алтай, конец XIX — начало XX в.
Сельские деревянные школьные здания по своей архитектуре и функциональности всегда более тяготели к светскому зодчеству. В свою очередь, церковные школы, сохраняя эту общую композиционную привязку, всегда имели особенные архитектурные элементы, заимствованные из культовых сооружений. Одной из главных причин данных особенностей являлась ведомственная принадлежность духовных школ, а также их направленность на привнесение в учебный процесс практических культовых действий. Часто церковные школы проектировали и возводили те же специалисты что и храмы, несмотря на то, что композиционно и планировочно означенные виды сооружений заметно отличались. К примеру, епархиальные архитекторы были активно заняты в проектировке школ, в том числе и светских, а региональные мастерские подрядчиков церквей принимались за устройство школ. Например, план и смету на постройку Верх-Ануйской второклассной церковной школы составлял известный архитектор Ф.Ф. Гут, а подряд на возведение производил известный в Бий-ском уезде зодчий храмов А.А. Борзенков [3].
Большинство дореволюционных сельских церковных школ Томской губернии, особенно на начальном этапе формирования сети в 80-е гг. XIX в., располагались либо в неспециализированных и неприспособленных зданиях (церковные сторожки, сборни, причтовые дома, арендованные дома крестьян и др.), либо имели собственные здания, мало чем отличавшиеся по внешнему виду от других общественных или жилых построек. Но в то же время немалое количество зданий церковных школ с собственными помещениями имели архитектурные элементы, традиционно присущие храмам, и занимали в архитектурном плане срединное положение между собственно церквями и школами.
В данном отношении среди сельских церковных школ Алтая конца XIX — начала XX в. можно выделить следующие категории школьных зданий: традиционные храмы-школы и «братские»:
1) Церкви-школы. В населенных пунктах Алтая, где не существовало храмов, часто устраивались многофункциональные здания — церкви-школы, которые архитектурно и планировочно сооружались для одновременного выполнения образовательных и богослужебных функций. Типичными строениями являлись наиболее простые в архитектурном плане церкви-школы, которые представляли собой продолговатое здание, ориентированное с востока на запад; в восточной половине отделялось место под алтарь, в западной части помещалась школа. В целом некоторые церкви-школы в архитектурном плане отличались минимизацией и простотой, и составлением проекта могли заниматься местные жители, не обладающие особыми архитектурными навыками. Показателен пример сельского общества деревни НовоТроицкое Покровской волости Змейногорского уезда (ныне с. Новотроенка Усть-Калманского района Алтайского края), которое составило собственный план церкви-школы и отправило его в соответствующие инстанции. Согласно чертежу, длина церкви-школы без алтаря должна была составлять 20 аршин, ширина 10 аршин. Высота сруба здания предполагалась 7 аршин. Внутренние деление постройки предполагало устройство собственно помещения для школы, которое занимало бы 1/3 от общего объема сооружения, с западной стороны. Неизвестным автором чертежа планировалось, что в школьной части здания будет устроено пять окон (два с выходом на прицерковную площадь, одно на север и два на южную сторону); в собственно церковном помещении — четыре окна (по два на каждую из сторон), и одно окно в алтарной части с выходом на юг [3] (рис. 1). Помимо типовых зданий церквей-школ на Алтае под школьные нужды устраивались и более сложные двухэтажные здания. К примеру, в деревне Нижняя Каменка (ныне село Нижнекаменка современного Алтайского района Алтайского края) почетный гражданин В.С. Воронцов (по происхождению из духовного звания) летом 1888 г. пожертвовал для школы новый двухэтажный дом,
стоимостью в 600 руб. На средства попечительства здание было перевезено и поставлено в деревне. Собственно школьное помещение расположилось на нижнем этаже, а верхний этаж здания был приспособлен для отправления богослужений [4, с. 13—15].
2) Школы противораскольнического братства во имя Святителя Димитрия Ростовского («братские»); «Братские» школы открывались преимущественно в селениях с преобладанием старообрядцев, и инициатива их открытия всецело исходила от самих членов братства, которыми могли быть как духовенство, так и миряне. Учебная программа, функциональность и внешний вид зданий школ значительно отличались от рядовых духовных школ, находившихся в подчинении епархиального училищного совета Томской епархии [1, с. 3693]. Практико-ориентированная составляющая «братских» школ Алтая проявлялась в своеобразных архитектурно-строительных особенностях по сравнению с обычными церковными школами: в них устраивались колокольни и срединная молитвенная часть, интерьеры были наполнены предметами православного культа, а элементов учебного интерьера было значительно меньше. Школы братства Димитрия Ростовского внешне и функционально занимали промежуточное место между церковно-приходскими школами и молитвенными домами.
В детальном плане наличие храмовых элементов в церковно-школьных зданиях можно систематизировать следующим образом:
— наличие внешних храмовых элементов (простейших колоколен, крестов и др.). Одним из главных внешних храмовых элементов церковных школ являлось наличие простых и примитивных колоколен («на столбах»), звон в которых использовался как для богослужебной деятельности, так и для созыва учащихся. Наличие колоколов в «братских» школах на начальном этапе их функционирования давало им явные преимущества в созыве верующих и в архитектурном плане, так как в конце XIX в. православные духовные власти категорически воспрещали устраивать старообрядцам на своих молитвенных домах колокольные конструкции «...дабы для сего строения не был придаваем внешний вид право-славнаго храма, и чтобы в нем не имелось наружных колоколов.» [5]. Также храмовым элементом, подчеркивающим православную принадлежность школ, являлось устройство крестов над кровлей, которое могло иметь множество различных конструкций и вариантов. В частности, в селе Хлопуново (современный Шипуновский район Алтайского края) над зданием школы был устроен парапет, на котором поставлен крест и икона Первоучителей Славянских Кирилла и Мефодия [6].
— наличие храмовых элементов интерьера (молельня, алтарь, божница). Внутренняя структура сельских церквей-школ Алтая наиболее ярко представлена в типовом проекте архитектора Никонова. Главная особенность проекта заключалась в равенстве ширины собственно церкви и трапезной. Разделялись они обычно бревенчатой перегородкой с широким проемом. Данная перегородка отделяла алтарь, амвон и клироса, которые обычно занавешивались в том случае, если в остальной части здания проводились школьные занятия. С восточной сторо-
ны к постройке примыкал прямоугольный алтарь, а с западной — одноярусная колокольня [1, с. 3693]. Другие внутренние храмовые элементы и составляющие в церковных школах (в первую очередь в «братских») могли также иметь функции походных принадлежностей. К примеру, особенно много молящихся в школе села Нижнекаменка (современный Алтайский район Алтайского края) бывало в дни, когда совершалась литургия на походном школьном антиминсе, для которого также устанавливается походный полотняный иконостас [3].
— наличие храмовых элементов в убранстве (икон, антиминсов, церковной утвари). Важными эстетическими и функциональными атрибутами церковных школ, относящимися к элементам храмов, являлись иконы и святые образа, располагавшиеся, как правило, по углам. Выбор иконографии того или иного образа был связан с посвящением названия приходской церкви или с покровительством императорской семьи. В частности, в переднем углу Елбан-ской школы помещалась икона «.в память чудесного спасения жизни Государя Императора с августейшим семейством 17 октября 1887 года, на цинке, под стеклом и в киоте, пред иконою висела лампадка» [6]. В 1898 г. «.по почину заведующаго Ординской второклассной церковно-приходской школой священника Евфимия Азбукина и бывшаго волостнаго писаря Д.Е. Таскаева в Ординскую школу, в память спасения Государя Императора и всей Августейшей семьи 17 октября 1888 года, приобретен образ «Спасителя», стоимостью в 65 руб. Образ размером 1 арш. 12 верш. на цинке, фон живописный, борты золоченные, под чекан с цветной эмалью. Спаситель изображен в рост призирающим на землю и благо-славляющим обеими руками [2].
Таким образом, сельские церковные школы Алтая конца XIX — начала XX в., несмотря на принадлежность к категории общественных построек, имели определенные храмовые архитектурные элементы, предназначенные для использования в культовой деятельности и для символической идентификации с православной церковью.
Список использованных источников
1. Волоснов Р.Ю. Архитектурно-строительные особенности школ противораскольнического братства святителя Димитрия Ростовского на Алтае // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20—24 октября, 2015. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015.
— С. 3692—3696.
2. Волоснов Р.Ю. Интерьер и внутреннее убранство сельских церковных школ Алтая в конце XIX — начала XX в. // Культурное наследие Сибири. — 2015.
— Вып. 17. — С. 27—35.
3. Волоснов Р.Ю. Преемственность традиций сельского храмового и церковно-школьного строительства на Алтае в конце XIX — начале XX веков // Ба-ландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2015. — Т. Х. —
4. 1. — С. 107—110.
4. Овсянников М. Деревня Нижняя Каменка (Бийска-го округа). Отдел неофициальный // Томские епар-
хиальные ведомости. — 1893. — № 1. (1 янв.). — С. 9—17.
5. О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб. Высочайшие утвержденное мнение Государственнаго совета // Томские епархиальные ведомости. — 1883. — № 16 (15 авг.). — С. 467.
6. Село Хлопуновское (Змеиногорскаго уезда). Часть неоффициальная. II. Отдел общецерковный // Томские епархиальные ведомости. — 1910. — № 1 (1 янв.). — С. 27—28.
Н—1-Ь-Ь-г
-1—1-
-)—I-
Рис. 1. Чертеж планируемого здания церкви-школы в селе Новотроицкое Покровской волости Змейногорского уезда. 1897 г. Источник: ЦХАФ АК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2389. Л. 33—34