Р.Ю. Волоснов Алтайский государственный университет, Барнаул ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ В СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ АЛТАЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.
На основе сибирских дореволюционных периодических изданий показа роль церковных школ в развитии сельской общественной жизни Алтая. Духовные школы проводили и осуществляли множество внеучеб-ных, просветительских и публичных мероприятий и наряду с храмами являлись главными культурными центрами сел Алтая XIX - начала XX в. Их общественная деятельность проявлялась в различных сферах крестьянской жизни и быта: образовательной, религиозной, досуговой, политической, экономической и культурной. Православные церковные школы в сельской местности Алтая часто дублировали или выполняли функции других общественных учреждений: церквей, музеев, научных лабораторий, магазинов, зданий для собраний и т.д. Также в общественных мероприятиях, проводимых в православных школах, принимало участие и неправославное сельское население (старообрядцы и сектанты), посредством публичных полемических бесед с членами причта и миссионерами. Эффективность, количественная посещаемость, разноплановость и психологическая атмосфера церковно-школьных общественных мероприятий, по отзывам организаторов, зачастую превосходили аналогичные процессы в храмах и в других заведениях.
Ключевые слова: православие, церковные школы, село, общественная жизнь, Алтай, конецXIX- начало XXв.
Духовные школы ведомства православного вероисповедания, несмотря на критику со стороны либерально-настроенной части интеллигенции, помимо внедрения начального образования и элементарной грамотности, оказали и существенное влияние на развитие всей общественной жизни дореволюционного села. Церковно-школьные заведения, будучи, как правило, довольно вместительными зданиями, часто являлись местами проведения различных культурно-массовых и организационных мероприятий, а преподаватели школ (члены причта и учителя) считались передовой и образованной частью сельских обществ и оставили заметный след в общественном развитии.
До конца XIX в. духовное образование практиковалось преимущественно в крупных административных центрах (Русское духовное училище при Томском Алексеевском монастыре) и в ведении Алтайской духовной миссии, а в сельских приходах количество церковных школ было незначительным. Ситуация кардинально изменилась после издания правил о церковно-приходских школах 1884 г. Однако
в Томской губернии данный процесс на начальном этапе затормозился на несколько лет из-за пассивности в этом вопросе причта, а также из-за первоначального скептического отношения самих сельчан к такого рода нововведениям. По мере развития сети начальных сельских духовных школ они стали выполнять не только прямую образовательную функцию (духовно-нравственное воспитание и грамота), но и явились одними из главных общественных центров сельской жизни.
Степень влияния духовных школ на сельскую общественную жизнь Алтая можно охарактеризовать посредством следующих основных видов внеучебной деятельности и различных мероприятий, проводившихся в них:
1. Православные школы как места проведения церковных служб и обрядов. В селах, где не существовало храмов в полном архитектурном виде, духовные школы часто выполняли их культовые функции. Речь идет, прежде всего, о молитвенных домах-школах и так называемых братских школах, находившихся в ведении миссионерского братства имени Димитрия Ростовского, которые архитектурно и пла-нировочно сооружались для одновременного выполнения образовательных и богослужебных функций. К примеру, в 1890 г. при устройстве школы братством было постановлено позаботиться о приобретении в деревне Солоновке (современного Смоленского района Алтайского края) собственного дома, «...который бы мог быть и школой, и квартирой учителя, и даже местом собрания православных в праздничные дни для молитвы и для собеседований.» (Отчет Братства., 1891, с. 3).
2. Православные школы как места проведения внебогослу-жебных религиозных мероприятий (чтений, бесед, катехизических собеседований, публичных полемических бесед православных миссионеров со старообрядцами и т.д.) Важную общественную функцию духовные школы выполняли путем проведения различных внебого-службных религиозных мероприятий. С конца XIX в. особое внимание с целью повышения духовно-нравственной составляющей общества духовные власти стали уделять проведению в сельской местности так называемых внебогослужебных чтений и собеседований, а также воскресных катехизических поучений. Большая вместительность и наличие такого элемента интерьера, как парты в школах, способствовали длительному и сосредоточенному участию сельской аудитории в интеллектуально-лекционных мероприятиях. Причем полезность данных мероприятий вне стен храмов, а в школах часто была более эффективной. Дореволюционные периодические издания
по этому поводу писали следующее: «.. .по отзыву священников часто бывает неудобно вести в церкви внебогослужебные собеседования. Сами прихожане, привыкшие слушать только богослужение, стесняются здесь говорить запросто со священником о своих различных недоумениях. Священники, ведущие собеседования, указывают и на другие неудобства... вести их в храм противоположного с прежним свойства. Случается, что крестьянин наш, облекая свои понятия в обыденную форму разговорной речи, выражается иногда довольно неблаговидно, отчего в слушателях возбуждается чувство, несоответствующее благоговению и святости храма» (Волоснов Р.Ю., 2014, с. 51). Кроме этого, в селах со значительным населением старообрядцев церковные школы служили «ареной» догматических дискуссий и дебатов между старообрядческими начетниками и православными миссионерами и пользовались большой популярностью в среде всех жителей села, именно в школьных зданиях, нежели в церквях, более охотно и не стесняясь инославные жители (старообрядцы и сектанты) посещали разного рода общественные мероприятия. Представители духовных властей и миссионеры обозначали это следующим образом: «Раскольники и сектанты неохотно идут в храм на собеседования, в школу же заходят часто и с большим интересом слушают. Здесь они не стесняются обращаться с просьбою о разъяснении тех недоумений относительно веры и обрядов; равным образом и православные чувствуют себя в школе более свободными и чаще здесь обращаются к своему священнику за разъяснением разного рода недоумений в жизни религиозной, общественной, семейной, частной» (Новиков И., 1903, с. 44).
О преимуществе проведения данных мероприятий показательны следующие примеры. По отзыву священника с. Николаевка Змеи-ногорского уезда (ныне - Поспелихинский район Алтайского края): «На чтения в школу прихожане идут охотнее и несравненно в большем количестве, чем в молитвенный дом. В школе во время чтений, прихожане сидят на ученических скамьях и вообще чувствуют себя здесь свободнее.» (Религиозно-нравственныя чтения., 1899, с. 3940). Диакон с. Павловского (современный райцентр Павловск Алтайского края) Михаил Овсянников (1896, с. 18) будущее предназначение строящейся школы охарактеризовал следующим образом: «.здание это будет служить прекрасным помещением для внебогослужебных собеседований, которые до сего времени производили в церкви. Неудобность такого ведения бесед, очевидна. Святость места возбраняет свободно держать себя, чтения выслушиваются стоя, что крайне уто-
мительно и убивает в слушателях интерес к назиданию. Поэтому беседы наши надлежащего успеха не имели и привлекали незначительное число слушателей...»
3. Православные школы как места проведения светских общественных мероприятий (лекций, заседаний обществ, кружков по интересам, спектаклей и т.д.). Помимо собраний религиозно-нравственного содержания помещения школ использовались и в светских общественно-просветительских целях для различных возрастных категорий. Наиболее частыми и востребованными были следующие мероприятия: заседания приходских обществ трезвости, общественных концертов и детских новогодних елок. К примеру, в церковной школе с. Хлопуново (современный Шипуновский район Алтайского края) в продолжение зимы 1914 г. в воскресные и праздничные дни велись общественные чтения с «туманными картинами». Программа чтений была из четырех отделов: религиозно-нравственного, противоалкогольного, исторического и бытового. Лекторами на чтениях были причт, учителя церковной школы и дети-ученики, которые выступали с декламацией стихотворений противоалкогольного содержания. Чтения всегда сопровождались пением церковных песнопений и кантат из «Лепты» (Шевелков А., 1914, с. 195). Также в духовных школах Алтая, особенно в начале XX в., часто проводились концерты и спектакли. Предновогодние дни 1914 г. в деревне Куртуковой Кузнецкого уезда (современный Новокузнецкий район Кемеровской области) «...были днями разумного развлечения крестьян дер. Куртуковой. В первый из указанных дней была устроена елка для учеников церковно-приходской школы. Елка прошла оживленно: пели русские народные песни, декламировали стихотворения и басни - удачно прошли два номера: «Дядюшка Иаков» и «Два мужика». Сильное впечатление на крестьян произвели живые картины. По окончании детям розданы подарки: по фунту конфеток и карандашу. Хорошее впечатление осталось у обывателей от елки, но 30-е сулило более лучшее... Любителям драматического искусства г. Кузнецка в этот день дан бесплатный спектакль в помещении школы. Ставили «Денщик подвел» в 1 д. и «Тетка-трещотка» в 1 д. .последняя пьеса привела в восторг мужиков.» (Дер. Куртукова..., 1914, с. 12-13). Также, к примеру, 1 января 1914 г. в церковно-приходской школе с. Новошипуново Покровской волости (ныне Краснощековский район Алтайского края) состоялся любительский спектакль под управлением учителя А.Ф. Шубина. «.Шла пьеса «Две силы» сочинения Флоринского из «Народной газеты». Плата за вход была по 10 коп. Сбор предназначался на
обзаведение библиотеки. Зрителей набралось так много, что невозможно было всех впустить. Игра любителей всем понравилась. По окончании спектакля под управлением В.Я. Шаркова хором было исполнено несколько малороссийских песен» (Карачельский С.С., 1914а, с. 16).
4. Православные школы как места проведения властно-административных собраний (волостных сходов, собраний кредитных товариществ и др.). В селах, где школы духовного ведомства являлись единственными вместительными публичными сооружениями, проводились общественно-политические мероприятия и собрания светской власти при непосредственном участии священнослужителей. Речь идет в первую очередь об общественно значимых собраниях сельской интеллигенции (заседания правлений волости, села, кредитных товариществ и т.д.). В частности, 11 февраля 1914 г. в с. Зеркалы (современный Шипуновский район Алтайского края) в здании цер-ковно-приходской школы по распоряжению крестьянского начальника Шавелина был собран волостной сход, где обсуждались насущные хозяйственные проблемы (Чащихин М.В., 1914, с. 17). Также 23 февраля 1914 г. по случаю несостоявшегося общего собрания членов Но-во-Шипуновского кредитного товарищества (ныне Краснощековский район Алтайского края) инспекцией было назначено второе общее собрание, и по случаю «малопоместительности товарищеского дома, собрание было назначено в церковно-приходской школе.» (Карачельский С.С., 1914б, с. 15).
5. Православные школы как места проведения научных исследований и наблюдений (музеи, метеорологические наблюдения). Школы с наиболее развитой инфраструктурой и инициативными священниками-заведующими производили элементы научно-исследовательской деятельности. Примером могут служить метеорологические наблюдения в Тоуракской и Казандинской церковных школах (ныне на территории Алтайского района Алтайского края), для которых необходимое оборудование было выслано из Николаевской главной физической обсерватории и Алтайского Главного управления. Наблюдения производились над температурой воздуха, атмосферными осадками, облачностью, грозой, снежным покровом и временем замерзания и вскрытия рек. Все наблюдения велись под руководством священника, а результаты исследований сообщались в Николаевскую обсерваторию и статистическое Отделение при Алтайском Главном управлении (Покров-ское приходское попечительство., 1900, с. 24). Также при Тоуракской школе находился музей, где формировались естественно-исторические коллекции (Покровское приходское попечительство., 1900, с. 24).
6. Православные школы как хозяйственные центры (пасеки, ремесленные и книжные мастерские). По распоряжению Святейшего Синода с начала 1890/91 учебного года при главнейших цер-ковно-приходских школах были открыты специальные ремесленные классы, причем на первое время в этих классах ученики обучались производству различных изделий из дерева, а впоследствии другим ремеслам (к примеру, книжные переплетные мастерские) (Известия и заметки, 1890, с. 25). К тому же в течение всей истории сельских духовных школ Алтая во многих из них культивировалось пчеловодство посредством школьных экспериментальных пасек. В частности, при Елбанской школе (современный Усть-Пристанский район Алтайского края) весной 1892 г. в школьном саду диаконом Василием Пав-ским положено начало обучению пчеловодству (О двухклассных цер-ковно-приходских школах., 1893, с. 28).
7. Православные школы как места получения медицинской помощи. Во многих селах Алтая конца XIX в. храмы и церковные школы посредством наличия аптечек являлись, по сути, единственными центрами оказания медицинской помощи. В 1899 г. в здании новой Тоуракской школы находилось приходское попечительство в одной комнате с библиотекой, где находилась аптечка. В попечительском отчете пользование аптечкой описывается следующим образом: «.прихожане обращаются очень часто. Не проходит дня, чтобы кто-нибудь не спросил себе какого-нибудь лекарства. В аптечке имеются запасы необходимых медикаментов, приобретающихся на средства Попечительства и на специальные пожертвования на этот предмет прихожан. Этим делом заведует священник» (Покровское приходское попечительство., 1900, с. 22).
8. Православные школы как места продажи различных товаров. В некоторых сельских церковных учебных заведениях Алтая приходскими попечительствами была организована продажа различных необходимых товаров. В с. Тоурак при школе производилась продажа дешевых народных изданий как религиозно-нравственного, так и общего содержания, которых «разошлось» среди прихожан на сумму около 10 руб. Там же продавались крестьянам некоторые предметы сельскохозяйственного обихода: литовки, серпы, наковальни, молотки, бруски и пр. Продано было за лето на 74 руб. 30 коп., из этой суммы в пользу школы поступило 9 руб. 67 коп. (Покровское приходское попечительство., 1900, с. 22-23).
Таким образом, школы духовного ведомства Алтая в конце XIX -начале XX в. в сельской местности, помимо своих непосредственных
функций (обучение), выполняли и важные общественные задачи. Проводя различные мероприятия, они наряду с храмами являлись, по сути, единственными центрами культурной жизни алтайского села.
R.U. Volosnov
THE ORTHODOX SCHOOLS IN RURAL PUBLIC LIFE OF ALTAI OF THE END OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES
In article on the basis of the Siberian pre-revolutionary periodicals of display a role of church schools in development of rural public life of Altai. Spiritual schools on means of the spaciousness carried out, carried out a set out of training, educational and public events, and along with temples were the main cultural centers of the villages of Altai XIX - the beginnings of the XX centuries. Their public work was shown in various spheres of country life and life: educational, religious, leisure, political, economic and cultural. Orthodox church schools in rural areas of Altai often duplicated or carried out functions of other public institutions: churches, the museums, scientific laboratories, shops, buildings for meetings and another. Also not the orthodox country people (Old Believers and sectarians), by means of public polemic conversations with members of a pricht and missionaries also took part in the public events held at orthodox schools. Efficiency, quantitative attendance, diversity and the psychological atmosphere of church and school public actions for responses of organizers often surpassed similar processes in temples and in other institutions.
Key words: Orthodoxy, church schools, the village, public life, Altai, the end of XIX - the beginning of the XX centuries.
Библиографический список
Волоснов Р.Ю. Церковные сторожки в ансамбле сельских храмовых комплексов Алтая конца XIX - начала XX в. // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2014. Вып. 16. С. 46-54.
Дер. Куртукова Кузнецкаго уезда // Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). 1914. №6. С. 12-13.
Известия и заметки // Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1890. №16. С. 25.
Карачельский С.С. Ново-Шипуновское Покровской волости // Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). 1914а. №4. С. 16.
Карачельский С.С. Ново-Шипуновское, Покровской волости // Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). 1914б. №11. С. 15-16.
Новиков И. Томская епархия в 1902 г. (продолжение) // Томские епархиальные ведомости. Неофициальный отдел. 1903. №21. С. 32-48.
Овсянников М.С. Павловское Барнаульскаго округа // Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1896. №3. С. 18-23.
О двухклассных церковно-приходских школах и о занятиях в них ремеслами и ручным трудом: отчет Томскаго Епархиальнаго училищнаго Сове-
та за 1891/92 г. // Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1893. №15. С. 12-32.
Отчет Братства Томской епархии во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго за 1889/90 г. // Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1891. №2. С. 1-29.
Покровское приходское попечительство в 1899 г. (продолжение) // Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1900. №10. С. 20-25.
Религиозно-нравственныя чтения в с. Николаевском, Змейногорскаго округа, благочиния №26-го // Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. Известия и заметки. 1899. №8. С. 39-40.
Чащихин М.В. С. Зеркальское той же волости // Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). №8. 1914. С. 17-18.
Шевелков А. Отчет Общества трезвости при Трехсвятительской церкви села Хлопуновскаго благочиния 36-го округа, Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. II. Отдел общецерковный. 1914. №3. С. 195-198.
П.К. Дашковский, Н.П. Зиберт Алтайский государственный университет, Барнаул ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СЕРЕДИНЕ 1950-х - НАЧАЛЕ 1980-х гг.*
Изучены особенности регистрации религиозных общин на территории Алтайского края в контексте государственно-конфессиональной политики СССР в середине 1950 - начале 1980-х гг. На основе анализа архивных источников и правовых документов показана сложность государственной регистрации религиозных объединений, открытия культовых зданий. Отдельным аспектом рассматриваются причины отказа в государственной регистрации, которые часто в регионе носили необоснованный характер. Кроме того, представлена роль уполномоченных Совета по делам религий, которые во многом определяли государственно-конфессиональную политику в регионах, в том числе в Сибири. Отдельное внимание уделено изучению отношения верующих к конфессиональной политике государства и непосредственно к процедуре регистрации религиозных общин.
Ключевые слова: свобода совести в СССР, государственно-конфессиональная политика, Алтайский край, регистрация религиозных объединений.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ-МинОКН Монголии (проект №13-21-03001аЮ, тема «Этнокультурные и политические процессы как факторы исторической динамики религиозной ситуации в трансграничном пространстве юга Западной Сибири и Западной Монголии»).