Научная статья на тему 'Архитектурно-строительная деятельность А. А. Борзенкова в селах Алтая конца XIX - начала XX веков'

Архитектурно-строительная деятельность А. А. Борзенкова в селах Алтая конца XIX - начала XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / А.А. БОРЗЕНКОВ / БИЙСКИЙ УЕЗД / АЛТАЙ / КОНЕЦ XIX / НАЧАЛО XX ВЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волоснов Роман Юрьевич

В статье рассмотрены малоизвестные и неизученные эпизоды архитектурно-строительной деятельности А.А. Борзенкова по устройству объектов храмовой инфраструктуры (церквей и духовных школ) в селах Бийского уезда Алтая: Карабинка, Тоурак, Верх-Ануйское, Елбанка и др. Обозначены финансовые аспекты его строительных работ, а также формы исполнения архитекторских обязанностей: составление планов и чертежей, осуществление надзора за постройками, освидетельствование состояния церковных зданий и др. Описана общественная деятельность Борзенкова в различных церковных организациях региона (членство в церковном братстве, служение в должности церковного старосты и церковно-школьного попечителя). Выявленная деятельность А.А. Борзенкова в Бийском уезде показывает его авторитетное влияние и большую известность на церковно-строительном поприще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Волоснов Роман Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with little-known and unexplored episodes of the architectural and engineering activity of A.A. Borzenkov on arrangement of objects of the temple infrastructure (churches and theological schools) in the villages of Biysk district of Altai: Karabinka, Tourak, Verkh-Anuyskoye, Elbanka and others. The financial aspects of his construction work, as well as the forms of execution of architectural duties are determined: creating of the plans and architectural drawings, the observation of the buildings, the examination of the state of church buildings etc. The article describes A.A. Borzenkov’s public activities in various church organizations of the region (membership in church brotherhood, work as a churchwarden and a curator of church schools). The revealed activity of A.A. Borzenkov in the Biysk district shows his authoritative influence and great prominence in the church-building field.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-строительная деятельность А. А. Борзенкова в селах Алтая конца XIX - начала XX веков»

УДК: 72.007

Р.Ю. Волоснов

Алтайский государственный университет (г. Барнаул)

volosnov-barnaul@mail.ru

Архитектурно-строительная деятельность А.А. Борзенкова в селах Алтая конца XIX — начала XX века

Аннотация

В статье рассмотрены малоизвестные и неизученные эпизоды архитектурно-строительной деятельности А.А. Борзенкова по устройству объектов храмовой инфраструктуры (церквей и духовных школ) в селах Бийского уезда Алтая: Карабинка, Тоурак, Верх-Ануйское, Елбанка и др. Обозначены финансовые аспекты его строительных работ, а также формы исполнения архитекторских обязанностей: составление планов и чертежей, осуществление надзора за постройками, освидетельствование состояния церковных зданий и др. Описана общественная деятельность Борзенкова в различных церковных организациях региона (членство в церковном братстве, служение в должности церковного старосты и церковно-школьного попечителя). Выявленная деятельность А.А. Борзенкова в Бийском уезде показывает его авторитетное влияние и большую известность на церковно-строительном поприще.

Ключевые слова: церковное строительство, А.А. Борзенков, Бийский уезд, Алтай, конец XIX — начало XX века

Архип Александрович Борзенков, уроженец Сро-стинской волости Бийского уезда, основавший в г. Бийске в 1885 г. творческую мастерскую иконописи, резьбы иконостасов и домовой резьбы, являлся также известным строителем церквей. Он участвовал в возведении и обустройстве таких храмов Алтая, как Казанская церковь в селе Коробейниково Усть-Пристанского района, Успенского собора в Бийске, Богоявленской церкви в Камне и др. Творческое наследие А.А. Борзенкова и его мастерской является объектом изучения многих исследователей (Т.М. Сте-панская, Ю.А. Крейдун, С.А. Соловьева и др.), однако участие самого Архипа Александровича в общественной жизни Алтая, строительная и иконописная деятельность работников его мастерской в селах уезда в научной литературе освящены недостаточно.

Взаимодействуя с духовными властями по роду своей профессиональной деятельности, Архип Бор-зенков часто занимал официальные должности (церковный староста, попечитель церковно-приход-ской школы), а также был членом различных церковных организаций. С конца XIX в. он участвовал в деятельности противораскольнического братства святителя Димитрия Ростовского, занимавшегося миссионерством, борьбой с «расколом» и организацией начальных школ. Главной формой участия А.А. Борзенкова в данной структуре являлось жертвование средств на нужды братства. Также с конца XIX в. Архип Борзенков являлся церковным старостой бийской Александро-Невской церкви. При выполнении данных обязанностей Борзенков немало тратил собственных средств на обустройство храма. С массовым открытием начальных церковных школ в Бийском уезде духовные власти стали активно привлекать к школьному попечительству местное купечество, промышленников, военных, интеллигенцию и т.д. Принял участие в этом процессе и Архип Бор-зенков, который являлся попечителем церковной школы грамоты в деревне Верх-Сетовке Бийского уезда (ныне село Половинка Советского района Алтайского края). Свои обязанности в должности попечителя, в первую очередь финансирование, Архип

Александрович исполнял с должным усердием, так что в 1901 г. ему как попечителю было преподано архипастырское благословение за пожертвование на постройку школы [Волоснов, 2015, с. 115].

Своей храмостроительной и иконописной работой А.А. Борзенков был известен по всей Томской губернии, однако его строительная деятельность ограничивалась преимущественно Бийским округом, позже уездом, что объяснялось его местом проживания. Большая доля его строительных работ приходилась на возведение объектов Алтайской духовной миссии, и часто Архип Александрович использовал при возведении церковных зданий образцовые и типовые проекты. К примеру, в 1906 г. в селе Карабинка (ныне Солтонский район Алтайского края) он строил деревянную церковь «совершенно по тому же плану, по которому предложено строить новую же церковь в Онгудайском стане миссии» [Поездка Начальника..., 1906, с. 23]. В связи с этим показателен пример различной стоимости его строительных услуг в сельском поселении и в миссионерском селении (7 и 9,5 тысяч рублей при строительстве аналогичных церковных зданий). Объяснение большей разницы в ценовой категории при строительстве церкви в онгудайском стане на страницах «Томских епархиальных ведомостей» трактуется следующим, весьма пространным образом: «...Последняя возвышенная сумма мотивируется подрядчиком, конечно, главным образом дороговизною съестных припасов на Алтае.» [Там же, с. 24].

Строительная деятельность Борзенкова в Бий-ском уезде сводилась не только к возведению храмов. Он также осуществлял подряды и на строительство духовных школ в сельской местности. При организации строительства Верх-Ануйской второклассной церковной школы (ныне с. Верх-Ануйское Быстроистокского района Алтайского края) на общественном собрании большинство жителей и представителей местных властей (как духовных, так и гражданских), вопреки рекомендации епархиального училищного совета о постройке «хозяйственным способом», решили осуществлять возведение зда-

ния через «подрядный способ, опасаясь, что при таком способе постройка школы может обойтись дороже, чем подрядном». В итоговом постановлении говорилось следующее: «...Подряд берет на себя за 14 тысяч рублей подрядчик Борзенков, человек честный, известный в своем уезде как хороший смотритель, устроивший много церквей каменных и деревянных. Члены строительнаго Комитета наиболее склонны отдать подряд на постройку второ-класной школы именно Борзенкову, как человеку в строительном деле опытному и наиболее других благонадежному, чем вести дело постройки хозяйственным образом.» [Обозрение., 1904, с. 10—11]. Данный факт может свидетельствовать о высокой популярности мастерской Борзенкова на Алтае, его авторитете и высокой квалификации.

Мастерская Архипа Борзенкова сооружала также в конце XIX в. Покровскую церковь в селе Тоурак Бийского уезда (ныне Алтайский район Алтайского края). К осени 1898 г. был окончен кладкой фундамент церкви, а с 5 февраля 1899 г. начались плотничные работы, которые к 1 апреля того же года были закончены, и церковь вчерне была готова. Расход по сооружению храма с 1895 по 1899 г. выразился в следующих цифрах:

1) изготовление планов и составление сметы на лес — 43 руб.,

2) половинная стоимость контракта по сдаче подряда — 32 руб. 12 к.,

3) заготовка и доставка леса — 371 руб. 84 к.,

4) добавочные лесорубные билеты — 21 руб. 5 к.,

5) доставка камня и песку — 25 руб.,

6) приобретено известки — 207 руб. 55 к.,

7) приобретено конопля — 13 руб. 80 к.,

8) приобретено смолы — 6 руб. 60 к.,

9) приобретено моху — 38 руб.,

10) оцинкованного железа на главы — 47 руб. 49 к.,

11) устройство колодца для снабжения стройки водою — 26 руб.,

12) другие мелочные расходы — 13 руб. 4 к.,

13) уплачено строителю Борзенкову — 2139 руб. 89 коп.

Итого — 2985 руб. 38 коп.

Однако в означенную сумму не вошла стоимость значительной части строительных материалов — леса и камней, бесплатно доставленных общественниками села Тоуракского [Покровское..., 1900, с. 34]. Борзенков при осуществлении подрядов на строительство храмов, понимая бедность большинства сельских обществ, «шел им навстречу» используя при расчете систему рассрочки платежей за проделанную работу. Хотя к началу апреля церковь «вчерне» была готова, в мае церковно-приходскому попечительству оставалось еще уплатить Борзенкову 1680 руб. 11 к. [Покровское., 1900, с. 34].

Архип Борзенков, помимо своей строительно-подрядной деятельности, выполнял и проектировочные работы. В частности, в 1908 г. по заказу купца А. Винокурова им была спроектирована церковь для села Березовского [Степанская, 2016, с. 26—27]. Также в 1915 г. Борзенковым разработан проект реконструкции Богоявленской церкви в селе Камень Барнаульского уезда (ныне г. Камень-на-Оби Алтайского края). Проект переустройства храма

Богоявления включал план и южный фасад здания. Также предусматривалось расширение церкви за счет пристройки к трапезной северного и южного приделов и дополнительных алтарей на восточном фасаде. Исследователь Т.М. Степанская по этому поводу поясняет, что автор данного проекта, выполняя чертеж, применил акварельную мягкую подцветку, что указывает на понимание роли цвета в создании эмоционального образа [Степанская и др., 2015, с. 23]. Также Борзенков осуществлял функции архитектурного надзора и освидетельствования состояния культовых зданий. Борзенков, являясь одним из самых известных церковных зодчих того периода и региона, постоянно призывался в разные селения для консультаций и наблюдений по устройству или перестройке храмовых зданий. В частности, прихожане села Елбанского Бийского уезда (ныне село Елбанка современного Усть-Пристанского района Алтайского края) решили расширить приходскую церковь и для оценки возможности реализации задуманного был приглашен Архип Александрович, который осмотрев храм, признал возможность его расширения. Однако впоследствии прихожане, несмотря на заверение Борзенкова, все же решили выстроить новую церковь на другом месте [Село Елбанское., 1912, с. 1270].

Таким образом, творческое наследие и общественная жизнь Архипа Александровича Борзенкова и его мастерской оставили заметный след в развитие духовной культуры Алтая и заслуживают более углубленного изучения, особенно в части работ для сельской местности.

Список литературы

1. Волоснов Р.Ю. Некоторые фрагменты общественной и творческой деятельности А.А. Борзенкова на Алтае в конце XIX — начале ХХ в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Десятые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: материалы конф. / под ред. В.А. Скубневского, К.А. Пожарской. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. — С. 115—117.

2. Обозрение епархии Его Преосвященством, Преос-вященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским в летние месяцы 1903 г. (Продолжение) // Томские епархиальные ведомости. Неофициальный отдел. — 1904. — 15 янв. (№ 2). — С. 7—24.

3. Поездка Начальника Алтайской миссии по обозрению станов миссионерских, расположенных в Кузнецкой тайге // Томские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. — 1906. — 1 окт. (№ 19). — С. 23—38.

4. Покровское приходское Попечительство в 1899 г. // Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. — 1900. — 1 мая (№ 9). — С. 28—41.

5. Село Елбанское, Бийскаго уезда Томской губернии // Томские епархиальные ведомости. Отдел общецерковный. Часть неофициальная. Происхождение старообрядчества). — 1912. — № 22 (15 нояб.). — С. 1269—1272.

6. Степанская Т.М., Волоснов Р.Ю., Гречнева Н.В. Образ храма в культурном ландшафте Алтая. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. — 156 с.

7. Степанская Т.М. Архитектура городов Алтая — наследие России. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016. — 140 с.

Ba^aHAMHCKue HTeHHA. — 2017 — T. XII

R.Yu. Volosnov Altai State University (Barnaul)

Architectural and Engineering Activity of A.A. Borzenkov in the Villages of Altai of the End of the 19th — the Beginning of the 20th Century

Abstract. The article deals with little-known and unexplored episodes of the architectural and engineering activity of A.A. Borzenkov on arrangement of objects of the temple infrastructure (churches and theological schools) in the villages of Biysk district of Altai: Karabinka, Tourak, Verkh-Anuyskoye, Elbanka and others. The financial aspects of his construction work, as well as the forms of execution of architectural duties are determined: creating of the plans and architectural drawings, the observation of the buildings, the examination of the state of church buildings etc. The article describes A.A. Borzenkov's public activities in various church organizations of the region (membership in church brotherhood, work as a churchwarden and a curator of church schools). The revealed activity of A.A. Borzenkov in the Biysk district shows his authoritative influence and great prominence in the church-building field.

Key words: church construction, A.A. Borzenkov, Biysk region, Altai, the end of the 19th — the beginning of the 20th centuries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.