Научная статья на тему 'Хореографическое наследие балетмейстеров Казахстана и его роль в становлении казахского танцевального искусства'

Хореографическое наследие балетмейстеров Казахстана и его роль в становлении казахского танцевального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4237
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хореографическое наследие балетмейстеров Казахстана и его роль в становлении казахского танцевального искусства»

фана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде [Текст] / Г.И. Вздорнов. - М.: Искусство, 1976. - С. 234).

19. Филатов, В. В. К истории техники стенной живописи в России [Текст] / В.В. Филатов // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова : сб. ст. - С. 78.

А.К. Кульбекова

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ КАЗАХСТАНА И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ КАЗАХСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Интенсивное развитие казахское танцевальное искусство получило в советский период. В годы советской власти с развитием материальной и духовной культуры казахов, созданием театров, учебных заведений, концертных организаций (Казахкон-церт, филармонии и другие) стало возможным развитие танцевального искусства уже на современной профессиональной основе.

Комплексный анализ культурных, экономических, политических проблем, характерных для современного общества, позволяет определить наиболее значимые направления в культурной жизни государства, выявить оптимальные условия эффективного формирования эстетической и духовной культуры общества.

В традиционном искусстве казахов, как известно, переплетались почерки разных эпох, времен и поколений. На всевозможных изделиях из войлока, шерсти, кожи, дерева, кости, металла угадываются знакомые нам по древним памятникам мотивы, ибо характер ремесла во все времена определялся накопленным опытом, установившимися традициями, строгим соответствием с условиями жизни, быта, эстетическими идеалами общества. В современных условиях, когда историческое сознание выдвигается на первый план в борьбе против беспамятства, возникла необходимость возрождения традиционного искусства. Этим и объясняется активное функционирование в республике многочисленных профильных музеев, историко-культурных и краеведческих центров, фольклорно-этног-рафических коллективов, призванных способствовать приобщению населения к традиционной культуре, формированию национального самосознания в обществе.

Лучшие умы разных эпох, понимая истинное значение традиционной культуры народа, всегда стремились к изучению и постижению её. Изучение казахского танца и, самое главное, преподавание его в учебных заведениях требуют определенной на-

правленности, конкретизации в содержании курса «Теория и методика преподавания казахского танца». Ключевым аспектом содержания дисциплины является народность танца, определяющаяся глубиной традиций, образов, идей народа различных исторических эпох. Национальное танцевальное искусство любого народа имеет богатейшие традиции, отразившие мысли, чувства, мироощущение множества поколений. Преемственность традиций - одна из основных граней народности. Без практического овладения богатыми художественными традициями танцевального народного искусства невозможно дальнейшее поступательное развитие духовной культуры в область профессионального обучения и подготовки высококвалифицированных кадров.

Танцевальные традиции казахов неразрывно связаны со всеми сферами культуры общественного развития и отвечают общему мировоззрению общества. Глубокий анализ традиций танцевального творчества дает основание утверждать о высоком и художественно значимом уровне культуры казахского общества и ее влиянии на весь процесс становления и развития национального танцевального искусства в республике.

Танцевальные традиции народа тесно связаны со всеми формами художественного творчества. Наш предок, подавленный трудностями существования и борьбой с окружающим его неведомым миром, наловчился сопровождать трудовые процессы эмоциональным возбуждением, утверждая себя хозяином Вселенной. Именно тогда в атмосфере труда под воздействием воображения и фантазии из рабочих, привычных движений зарождаются пластико-эмо-циональные основы танца, объединяющие в себе духовную и физическую культуру народа, несущую уже элементы специфического искусства танца.

Казахский танец является вечно живым

процессом созидания духовных богатств народа, его танцевальной культуры, преемственно опирающимся на глубокие корни своих национальных традиций, присутствующих в естественном органическом процессе развития народного творчества, осуществляемого в жизни путем преемственности поколений. Только в личных контактах передавались традиционная выразительность движений народного танца. Это положение ярко подтверждают становление первого казахского хореографа А. Исмаи-лова, исполнительское мастерство Ш. Жи-енкуловой, Г. Талпаковой, Т. Изим, с детства воспринимавших уроки традиционного творчества старших. Рождение новых движений, рисунков построения происходило на глазах всего народа, тут же перенимавшего художественные достижения талантливых исполнителей. Такой живой процесс творчества, с одной стороны, практически приобщал весь народ к национальным пластическим и нравственным идеалам, обеспечивал естественное и беспрерывное развитие танцевального фольклора - неиссякаемого источника всего профессионального искусства, с другой стороны, оказывал огромное влияние на процесс формирования казахской самобытной пластики.

Тематика мотивов казахского орнамента многообразна и имеет глубокий философский смысл. Так, например, «круг» нес в себе смысл неразрывной связи человека с Вселенной. Сплошная линия круга как бы отгоняла злые силы и не впускала их вовнутрь. Также в орнаментах отражается эстетическое отношение к окружающей действительности, природе и труду. В орнаментальных узорах имеются космогонические, зооморфные, растительные и геометрические мотивы. Например, положение рук «бота мойын» (шея верблюжонка) точно передает плавность изгиба линии шеи и гордое положение головы животного, или положение «бес саусак»(пятерня)передает мотивы древнего знака созидания и согласия. Лексика казахского танца носит художественно-образный характер, специфически оригинальную и красочно-яркую выразительность. Художественное мышление народа переплетается с его этическими представлениями, облекая этические воззрения людей в конкретно-чувственные образы, слитые воедино с такими идеалами, как честь, доблесть, благородство и доброта. В нем находят свое выражение нюансы человеческих чувств, переживаний, формирование национального самосозна-

ния.

Обрядовые формы - значительное звено в созидании народной культуры, отражающей развитие духовной жизни народа, непосредственно и опосредованно связанной с материальной сферой деятельности и социальной структурой общества. О существовании в Казахстане обрядовой хореографии говорят наскальные рисунки ущелья Тамгалы и Чулакских гор. Однако в процессе стадионального развития общества многие обрядовые действа, по-видимому, переосмысливались обществом в действа игровые и, в частности, обрядовые плясовые. Игра - весьма древний и важный элемент народной культуры, имеющий большое воспитательное значение.

Традиционная танцевальная культура казахов, сформировавшаяся в условиях общей духовной культуры народа, оказала влияние на развитие профессионального искусства в целом. Среди первых профессиональных исполнителей казахских танцев следует назвать народную артистку Шару Жиенкулову, обладавшую талантом пения и танцевального мастерства, исполнявшую танцы разных народностей. В ее репертуаре было более 40 танцев, некоторые из которых до сих пор входят в репертуар профессиональных и самодеятельных ансамблей Казахстана. Свое творчество Ш. Жиенкулова (1912-1991) посвятила исполнительской, постановочной и педагогической деятельности. Её усилиями было организовано и открыто хореографическое училище в Казахстане (Алма-Ата, 1937).

В 30-е годы в Казахстане танцевальное искусство занимало важное место и в народном быту. Именно тогда вошло в норму «приглашение в круг» на народных праздниках и семейных торжествах. Смотры художественной самодеятельности также проходили как большие народные праздники.

Немало талантливых исполнителей народных танцев выявил Всеказахстанский слетработников искусств в Алма-Ате в 1931 году. Определенный вклад в становление современной школы казахского танца внесли знаменитые народные танцоры, творчество которых носило многогранный характер. Они владели мастерством игры на различных музыкальных инструментах, виртуозно исполняли цирковые трюки, были комическими актерами, обладали техникой танцевальной пластики.

Для современного казахского танца характерны глубина образов, идейное содержание, разнообразная лексика танцеваль-

ной пластики, казахский танец приобрел свое неповторимое лицо. Формируясь на протяжении долгого исторического времени, казахская национальная хореография выявила целую плеяду выдающихся деятелей-хореографов, исполнителей(от самоучек-универсалов до профессиональных исполнителей), знатоков казахского танцевального искусства.

Перед современным поколением педагогов, исполнителей и балетмейстеров, осуществляющих свою деятельность в области казахского танцевального искусства, перед всеми, кто несет ответственность за воспитание и формирование специалистов, открыты большие перспективы по созданию новых образов, преподаванию, совершенствованию методики обучения. Исследование генезиса казахского танца позволяет обобщить богатейший материал по становлению и формированию современной школы казахского танца с древнейших времен до современного периода.

В 1926 году в Кзыл-Орде открылся драматический театр, где впервые на профессиональной сцене исполнялись казахские танцы. Затем в 1931 году на Всеказахстан-ском слете народных талантов демонстрировали свое мастерство Жапакбас Оразга-лиев, Галым Аркенов, Искак Бижибаев и др. Высокую оценку своего мастерства казахские танцоры получили на I Всесоюзном фестивале народных танцев в Москве.

В 1933 году в Казахстане был организован Музыкальный театр (ныне ГАТОБ им. Абая), на счету которого постановки таких национальных балетов, как В. Великанова «Калкаман и Мамыр» (1938), И. Надирова «Коктем» (1940), В. Великанова «Камбар и Назым» (1950). В 1934 году было основано балетное отделение при музыкальной школе, преобразованное в 1937 году в хореографическое училище, которое сейчас носит имя А.А. Селезнева - замечательного педагога, воспитавшего не одно поколение артистов балета.

Большое влияние на развитие национальной хореографии оказала педагогическая и балетмейстерская деятельность народного артиста Д.Т. Абирова (1923-2001). Его балеты «Коктем», «Дорогой дружбы» и «Камбар и Назым» пользовались в свое время большим успехом. Своеобразными композициями, раскрывающими богатство казахской национальной пластики, являются танцы «Алтынай» (муз. Е. Брусилов-ского), «Балбраун» (муз. Курмангазы), «Утыс би» (муз. М. Тулебаева), «Кара-жор-га» (муз. нар.) и другие, вошедшие в репер-

туар профессиональных и самодеятельных коллективов республики.

Огромный вклад в развитие казахского танца как профессионального искусства внес выдающийся балетмейстер З.М. Рай-баев. На сцене Государственного Академического театра оперы и балета им. Абая (Алматы) им осуществлены постановки классического жанра, это балеты: М. Равеля «Болеро», Ф. Шопена «Шопениана», Г. Жубановой «Легенда о белой птице», К. Кужамьярова «Чии-Тамур» и др. Особую лирику в движениях, темперамент мужского танца, богатство казахской танцевальной пластики Райбаев передал в танцах: М. Тулебаева «Праздничный танец» из оперы «Биржан-Сара», Н. Тлендиева «Девичий лирический танец», С. Еркембе-кова «Шолпы» и многих других.

Неповторимый колорит казахской танцевальной пластики несут в себе танцы «Ак-ку», «Ынгайток», «Шернияз», «Га-сырлар» в постановках выдающихся балетмейстеров Б.Г. Аюханова, М.Ж. Тлеубае-ва, Ж.К. Байдаралина. Творчество народной артистки Казахстана Г. Талпаковой оставило яркие впечатления в сердцах зрителей и молодых исполнителей.

Своим неповторимым хореографическим языком балетмейстер О.В. Всеволодс-кая-Голушкевич (Москва) создала более двадцати танцевальных композиций и внесла огромный вклад в процесс сохранения танцевальной культуры Казахстана. Именно ей принадлежит заслуга в возрождении древних традиций танцевальной пластики на профессиональной сцене в 80-е годы ХХ столетия. Для творчества О.В. Всеволодс-кой-Голушкевич характерны глубина образов, богатое идейное содержание танцев. В своих балетмейстерских работах она воссоздает картины древнего быта, плясок казахов, придавая своим танцам особый национальный колорит и истинную народность.

Очень интересны и содержательны ее постановки «Кшз-басу», «Орнек би», «Шалкыма», ритуально-обрядовые «Баксы ойыны», «Айкосак», «Жезтырнак», «Буын би», «Жар-жар» и др.

В целях пропаганды традиционного национального искусства в республике были организованы в 1955 году ансамбль песни и танца «Салтанат» (ныне Государственный ансамбль танца «Салтанат»), в 1969 году -эстрадно-танцевальный ансамбль «Гул-дер», в 1985 году - Государственный ансамбль народного танца «Алтынай», а также различные региональные и областные

коллективы. Кроме того, в республике начинает функционировать сеть учебных заведений, где казахский танец изучается как самостоятельный курс. Ведущие специалисты, балетмейстеры активно занимаются пропагандой казахского танцевального искусства, выезжают в области для осуществления постановочной деятельности в профессиональных и самодеятельных коллективах республики.

90-е годы ХХ века становятся более плодотворным периодом для развития и совершенствования казахского танца в республике. Именно с 90-х годов XX века казахский танец получил широкое распространение в обществе и начинает интенсивно развиваться и совершенствоваться.

В 1992 году Комитетом культуры Республики Казахстан был организован и проведен I Республиканский конкурс казахского танца, посвященный памяти Шары Жиенкуловой. Конкурс выявил ряд талантливых исполнителей, педагогов и балетмейстеров, дал мощный импульс для дальнейшего развития национального танца в Казахстане, показал огромный потенциал возрождения танцевальных традиций казахов, определил мотивы самобытной пластики.

Особо следует отметить деятельность на современном этапе балетмейстеров и педагогов Г. Орумбаевой, А. Калеловой -авторов учебно-методического пособия по казахскому танцу; Государственного ансамбля народного танца «Алтынай», в репертуаре которого постановки выдающихся балетмейстеров Казахстана: Ш. Жиен-куловой, Д. Абирова, О. Всеволодской-Го-лушкевич, М. Тлеубаева, Ж. Байдаралина; исполнителей Т. Изим, У. Макана, А. Тати, Г. Пшенбаевой, Т. Клышбаева, Д. Мурза-бековой, Г. Абдиевой и других, внесших огромный вклад в возрождение национальных традиций танцевальной культуры в республике.

Исполнительская деятельность заслуженной артистки Республики Казахстан Т. Изим и заслуженного деятеля культуры Республики Казахстан У. Макана положила начало возрождению на профессиональной сцене фольклорных танцев. Казахский танец в лице Т. Изим и У. Макана приобрел живой характер, появился танцевальный диалог, их творчество несло в себе эстетическое восприятие характеров, нравов, обычаев казахов. Их творческая и педагогическая деятельность оказала определенное влияние на формирование и воспитание многих профессиональных исполнителей -

ныне ведущих хореографов и специалистов в области национальной хореографии.

Яркие дуэты заслуженных артистов Республики Казахстан А. Тати и Г. Пшен-баевой, Г. Абдиевой, Д. Мурзабековой поражали легкостью, яркостью и чистотой исполнения, национальным колоритом в танцах «Жайляуда» (пост. Г. Орумбаевой), «Айжан кыз» (пост. Ш. Жиенкуловой), мужские танцы в исполнении Т. Клышбае-ва вызывали гордость и радость у зрителя.

С 1990-х годов танцевальное искусство в республике становится объектом более глубокого научного исследования со стороны специалистов-хореографов. Если раньше знатоки казахской хореографии отстаивали свою научную позицию о древнем существовании танца у казахов, то исследователей современности уже волнуют проблемы развития казахского танца в социальном, этнохудожественном, педагогическом аспектах. Эти факторы являются основополагающими для дальнейшего совершенствования казахского танца, глубокого изучения традиционной национальной хореографии на более высоком профессиональном уровне и научного анализа.

Творчество ансамбля «Наз» (ныне Театр народного танца «Наз»), руководителями которого являются супруги Еркебу-лан и Хадиша Агимбаевы, - яркий пример интенсивного развития казахского танца на профессиональной сцене. Ими создан уникальный коллектив, в котором успешно решены задачи сохранения национальных танцевальных традиций и, одновременно, казахский танец представлен в динамике высокой профессиональной техники и культуры. Интересные спектакли, отдельные композиции несут в себе глубокую содержательную и этническую основу, историю казахов, высокую эстетическую культуру, воспитательную функцию. Деятельность коллектива направлена на формирование национального самосознания современного общества. В составе театра лучшие выпускники учебных заведений из различных регионов Казахстана.

Особое место в истории казахского танцевального искусства занимает творчество Государственного ансамбля народного танца «Алтынай» (Талды-Корган, рук. Т. Клышбаев) и Государственного ансамбля танца «Салтанат» (Алматы, рук. Г. Орум-баева). Сегодня в республике имеется большое количество различных коллективов, пропагандирующих казахский танец.

Начало нового тысячелетия в области национальной хореографии Казахстана

связано с возрождением конкурса казахского танца им. Шары Жиенкуловой. Анализ конкурсных программ участников на протяжении нескольких конкурсов (1992, 2001, 2006 гг.) выявил рост профессионального мастерства постановщиков, исполнительской техники, большое разнообразие тематики танцевальных композиций.

Традиционное танцевальное искусство все больше и больше проявляет себя в единстве разнонационального. Причем единство выступает в нем как единотипичность, не как копирование одних национальных культур другими, а как единство при многообразии, неповторимом слиянии самобытных национальных форм, ритмов и красок. Конечной и основной целью развития национальных танцевальных искусств является не унификация их, не стирание различий между ними, не взаимное растворение их друг в друге, а взаимное обогащение при их самостоятельности и самобытности.

«Национальные черты нельзя преувеличивать и делать исключительными. Национальные особенности - это некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы - это не окруженные стенами сообщества, а согласованные между собой ассоциации» [2, с. 26].

Традиционное танцевальное искусство казахов представляет собой важнейшую и объемную часть национальной культуры и

Примечания

является важнейшим фактором формирования национального самосознания общества. Примечательно, что наряду со всем массивом включенных в состав культуры объектов традиционная танцевальная культура имеет свое назначение в развитии как народного творчества, так и профессионального искусства в целом.

Для создания фундаментальной базы национального танца необходимыми условиями являются разработка методики его обучения, выстроенная на глубоком анализе авторских программ. Главными задачами для современных исполнителей и специалистов являются сохранение и глубокое изучение танцевального наследия, которое передано выдающимися балетмейстерами, сохранение его для будущего поколения, создание новых образов и приумножение сокровищницы национальной культуры.

Известный музыковед, исследователь казахского музыкального фольклора Б.Г. Ерзакович писал: «Почти каждый выдающийся деятель народного музыкального и поэтического искусства с большим уважением называл имя своего учителя ... занятия в условиях кочевого быта ... могли проводиться только путем устной передачи знаний учителей ученикам. Это обучение мастерству обеспечивало преемственность в сохранении и развитии региональных особенностей народного вокального и инструментального искусства. » [1, с. 24]. Высказывания выдающегося музыковеда актуальны и для современного казахского танцевального искусства.

1. Ерзакович, Б.Г. У истоков казахского музыкознания [Текст] / Б.Г. Ерзакович. - Алма-Ата, 1987.

2. Лихачев, Д.С. Заметки о русском [Текст] / Д.С. Лихачев. - М, 1981.

3. Нурланов, К. Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа [Текст] / К.Ш. Нурланов; АН Каз.ССР; Институт философии и права. - Алма-Ата: Наука, 1987.

4. Портнова, Т. В. Балет в ряду пластических искусств = Проблема синтеза и формы взаимодействия [Текст] / Т.В. Портнова; Рос. гос. академия хореографии. - М., 1996.

5. Раимбергенов, А. Куй кайнары [Текст] / А. Раимбергенов, С. Аманова. - Алма-Ата, 1990.

6. Сарынова, Л. П. Балетное искусство Казахстана [Текст] / Л.П. Сарынова. - Алма-Ата, 1976.

Хосе Хуан Эрнандес

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРА РАСКАТОВА

Музыкальный стиль русского композитора конца ХХ - начала XXI века Александра Раскатова ярко индивидуален. Его произведения невозможно поместить в рамки

определенной композиторской школы, но они, несомненно, являются продолжением великой русской музыкальной традиции. Александр Раскатов - один из представи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.