Научная статья на тему 'ХИМИЯ И МУЗЫКА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ХИМИЯ И МУЗЫКА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХИМИЯ И МУЗЫКА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

инженерных проектов. Философия позволяет входить в круг вопросов, связанных с неопределённостью начальных условий новой культурной стадии, переносимых во все другие сферы жизни. Она помогает переосмыслить взаимосвязь рынка, науки, искусства, технологии, виртуальности. На их пересечении и появляются новые объекты реальности: фуллерены, бионические органы, генетически измененные клетки и вирусы, сенсоры и биосенсоры, нейронные сети и пр. Но не только. Алгоритмы BigData формируют мир открытых данных, считывая их с детекторов различного уровня. Он, уже сегодня, в количественном смысле управляемых компонентов, поля данных является ограниченно доступен для человека, объективно не определён.

Тема новой реальности в рамках культуры сталкивается не только с изменением этики (трансгуманизм, идея improving human performance и др.), конвергенцией природы, социума, экономики, искусства и пр. сфер. Как отмечает, В.И. Аршинов, «машины» Р. Декарта исчезают, на их место приходят «машины Деррида-Делеза», - странное сращивание природы и культуры [3, с. 47]. Одними из них становится сам человек, его телесность, его сознание, изменяемые под действием клеточного, органического манипулирования; вторжения виртуальности; социального принуждения и пр.

Таким образом, можно резюмировать, что философия позволяет выйти за границы дисциплинарных полей в определении объектов технонауки к смыслу, сущности, месту их в актуальном мире. Её метакогнитивный уровень удовлетворяет потребности включения множества сфер и диапазонов реальности, определяющих природу таких объектов. Она нацелена на закрепление технонаучного объекта в символическом, этическом поле культуры. Фокусирует внимание на статусе неопределённости, вероятности объектов технонаучной реальности, что позволяет методологически и предметно очерчивать границы ожидания, риски. Именно философия делает попытку переосмыслить роль конструктивизма, конвергирующих технологий, которые становятся ведущими методологическими инструментами современной эпохи.

Литература

1. Аршинов В.И., Асеева И.А., Буданов В.Г., Гребенщикова Е.Г., Гримов О.А., Каменский Е.Г., Майнцер К., Москалев И.Е., Пирожкова С.В., Сущин М.А., Чеклецов В.В. Философскиенауки. 2016; № 10, 148-157.

2. MarconiaM., FavibC. JournalofCleanerProduction. 2020; 242, UNSP 118424.

3. Аршинов В.И. Сложность. Разум. Постнеклассика. 2015; №3, 42-54.

ХИМИЯ И МУЗЫКА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В.В.Сорокин1, В.В.Орлов2

1 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия 2Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, Саратов, Россия

DOI:

В настоящее время наши знания об устройстве мира и функционировании сознания обогащаются особенно активно, но современная цивилизация стоит перед острой необходимостью гуманизации всех областей деятельности. Музыка традиционно является наиболее мощным инструментом гуманизации и достижения иных духовно важных целей, поэтому её роль сегодня высока как никогда, а тема связи музыки с различными направлениями деятельности человека приобретает особую актуальность. Мы коснёмся вопроса, которому до настоящего времени не уделялось достаточного внимания. Оказывается, химия и музыка имеют много общего в своей истории. Не удивительно, что искусства и науки имеют некоторую синхронность в своём развитии, ведь мы живём на одной планете во всеобщей взаимосвязи. Однако особенная синхронность характерна для развития именно музыки и химии. Для простоты мы условимся называть «химией» не только саму науку, которая довольна молода, но всё то, что развилось в неё, поэтому захватим период от древних времён.

Античность - древнейшая эпоха - характеризовалась мифологичностью человеческого мышления. Музыки как таковой не существовало, она жила в синкретичном единстве с танцем и театром. Не существовало и наук: были отдельные ремёсла, а позже возникла натурфилософия, пропитанная мифами и представлениями о божественной природе сущего. В искусстве и ремёслах постепенно накапливался эмпирический опыт.

В эпоху Средневековья в центре Вселенной находился Бог. Музыка постепенно превращается в самостоятельный вид искусства, появляются первые композиторы. В связи с изобретением бумаги развивается не только письменность, но вообще способы фиксирования различной информации: создаются принципы нотной записи, условные обозначения в алхимии. Резко возрастает количество трактатов на разных языках в музыке и алхимии.

В Эпоху Возрождения центром Вселенной снова становится человек. Как следствие: в музыке появляется светское направление, а на место алхимии приходит ятрохимия с идей исцеления человека.

В Новое время наступило окончательное понимание составляющей, важной для развития искусства (эмоция) или науки (измерение и расчёт). Возникают законы гомофонно-гармонического письма, происходит закат алхимии, рождается химия как наука. Активное изучение веществ и материалов способствует появлению новых инструментов и совершенствованию существующих. Страдивари как раз жил в эту эпоху, секреты его скрипок отчасти связаны с химией.

Новейшее время с XX века подарило широчайшее новаторство во всех областях. Не поддаётся традиционным правилам ни новая музыка, ни квантовая механика. Появляются новейшие нотации в музыке и неканонические (резонансные) структуры в химии. Создаётся спектральная музыка, в химии внедряются спектральные методы исследования, ведь музыку и химию роднят колебания: звуковые или на атомно-молекулярном уровне. В наше время нарастает всеобщая тенденция к объединению: в науках, в искусствах, а также между науками и искусствами.

Особая синхронность в развитии музыки и химии обусловлена техническими и гуманитарными аспектами. Очевидно, что технический прогресс и накопление химических знаний явным образом влияют на развитие музыки и культуры вообще. С другой стороны, у химии (а тем более - алхимии) долгое время сохранялась существенная родственность с искусствами, культурой и гуманитарными областями. Поскольку не было стройной теории строения и бесспорного доказательства существования атомов и молекул, то интерпретация наблюдаемых явлений сильно зависела от «фантазии» исследователя или даже от мифологии и религии - как раз от того, что оказывало влияние и на музыку.

Затронутая тема требует дискутирования и дальнейшего осмысления, в том числе с точки зрения философии и онтологии, что важно для развития как искусства, так и науки.

АНСАМБЛЬ «ТЕАТР НОВОЙ МУЗЫКИ» В КОНТЕКСТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

В.В. Орлов, Я.С. Отекина, А.А. Шафигуллина

Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, Саратов, Россия

DOI:

Ансамбль «Театр новой музыки» Саратовской консерватории предлагает новую форму презентации академической музыки - концерт-спектакль, в котором персонажи либо спорят о музыке, либо в доступной театральной форме рассказывают о ней. В итоге, театр служит вспомогательным средством для музыки, а не наоборот.

Проекты ансамбля нередко направлены на синтез искусств. Вопросы синтеза искусств в последнее время становятся все более актуальными в исследовательской среде. Интерес к этому явлению ученые и художники стали проявлять ещё в середине XIX века (Р. Вагнер). В настоящее время к проблеме синтеза искусств обращаются в своих работах Е.Н. Потапова, Т.С. Хрущева, Е.А. Петренко, Ю.В. Погребняк и другие исследователи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.