Новейшее время с XX века подарило широчайшее новаторство во всех областях. Не поддаётся традиционным правилам ни новая музыка, ни квантовая механика. Появляются новейшие нотации в музыке и неканонические (резонансные) структуры в химии. Создаётся спектральная музыка, в химии внедряются спектральные методы исследования, ведь музыку и химию роднят колебания: звуковые или на атомно-молекулярном уровне. В наше время нарастает всеобщая тенденция к объединению: в науках, в искусствах, а также между науками и искусствами.
Особая синхронность в развитии музыки и химии обусловлена техническими и гуманитарными аспектами. Очевидно, что технический прогресс и накопление химических знаний явным образом влияют на развитие музыки и культуры вообще. С другой стороны, у химии (а тем более - алхимии) долгое время сохранялась существенная родственность с искусствами, культурой и гуманитарными областями. Поскольку не было стройной теории строения и бесспорного доказательства существования атомов и молекул, то интерпретация наблюдаемых явлений сильно зависела от «фантазии» исследователя или даже от мифологии и религии - как раз от того, что оказывало влияние и на музыку.
Затронутая тема требует дискутирования и дальнейшего осмысления, в том числе с точки зрения философии и онтологии, что важно для развития как искусства, так и науки.
АНСАМБЛЬ «ТЕАТР НОВОЙ МУЗЫКИ» В КОНТЕКСТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ
В.В. Орлов, Я.С. Отекина, А.А. Шафигуллина
Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, Саратов, Россия
DOI:
Ансамбль «Театр новой музыки» Саратовской консерватории предлагает новую форму презентации академической музыки - концерт-спектакль, в котором персонажи либо спорят о музыке, либо в доступной театральной форме рассказывают о ней. В итоге, театр служит вспомогательным средством для музыки, а не наоборот.
Проекты ансамбля нередко направлены на синтез искусств. Вопросы синтеза искусств в последнее время становятся все более актуальными в исследовательской среде. Интерес к этому явлению ученые и художники стали проявлять ещё в середине XIX века (Р. Вагнер). В настоящее время к проблеме синтеза искусств обращаются в своих работах Е.Н. Потапова, Т.С. Хрущева, Е.А. Петренко, Ю.В. Погребняк и другие исследователи.
Практическим примером продолжения синтеза искусств сегодня являются концерты-спектакли Театра новой музыки.
Театр новой музыки - коллектив музыкантов Саратовской консерватории, которые исполняют современную музыку и ищут различные формы её презентации. В репертуаре коллектива произведения современных композиторов. Мероприятия Театра новой музыки проводятся в разных форматах в зависимости от площадки выступления.
Так, в Доме работников искусств, в музеях г. Саратова проходят классические лекции-концерты, на которые приходит публика, чтобы послушать современную музыку и узнать интересную информацию о ней и современных композиторах. Здесь, конечно, есть традиционный ведущий - лектор-музыковед, который предваряет каждое музыкальное произведение небольшим вступительным словом.
В творческой студии «16 стульев» концерты проходят либо в полной темноте, либо с элементами синтеза искусств, когда зрители рисуют под музыку. При этом никто из слушателей не знает заранее о том, какая музыка звучит. Названия произведений и их авторы объявляются после концерта. В этом есть элемент иммерсивного театра, ведь исполнители располагаются среди зрителей. И никто не знает, в какой момент рядом сидящий слушатель превратится в музыканта.
В Саратовской консерватории атмосфера и возможности Театрального зала позволяют устраивать концерты-спектакли с персонажами. Иногда они спорят о музыке, попутно сообщая зрителям интересную информацию о музыкальных произведениях. Иногда они не спорят, но в этом случае на сцене разворачивается интересный сюжет, который концептуально вписывается в звучащую музыку.
Основные персонажи, которые спорят о музыке, профессор Влориди (Владимир Орлов) и маэстро Вигансо (Василий Игонин).
Профессор Влориди потратил весь XX век на изобретение Музея времени, где собрана музыка всех эпох и расположена по вековым станциям, из-за чего отстал от развития искусства на 100 лет. Отсюда и его ретроградская сущность. Он не признаёт никакие новации в музыке, ему чужд практически весь XX век. Всё, что ценит профессор Влориди, прекрасная мелодия, вне которой он музыку не мыслит.
Маэстро Вигансо является антиподом профессора. Он известен во всех ведущих мировых галактиках, лично знаком со всеми композиторами. Главным в музыке для него является всё самое новое.
Концерты-спектакли проходят на сцене Театрального зала консерватории с 2012 года: «Путешествия во времени», «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и
пламень», «Человек в наушниках», «Птичий концерт», «Ультрапарадоксальный концерт» и др.
Режиссёром-постановщиком всех спектаклей является Сергей Литовченко. В составе ансамбля играют выпускники Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова и Российской академии музыки имени Гнесиных: Василий Игонин, Татьяна Левашова (фортепиано), Мария Харковенко, Анастасия Токмачева, Ульяна Дмитриева (флейта), Александра Орлова, Мария-Элен Половкина (скрипка), Дмитрий Толочков (контрабас), Эрика Саркисова (сопрано), Анна Полякова (меццо-сопрано), Мария Максимова (домра).
ЯЗЫК КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ И СОТВОРЧЕСТВА С ПРИРОДОЙ
О.В. Шимельфениг
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия Б01:
Исследуется роль языка в описании картины мира и сознания её обладателя в диапазоне между претензией на «объективность» представления содержания предмета с возможностью трансляции его любому образованному субъекту и пониманием языка как индивидуализированного орудия трансформации человека и окружающей его среды. К первой крайней позиции склоняется большая часть научного сообщества. Иной подход к роли языка дают тексты духовных традиций, где, например, ключевая формула Упанишад «Ты есть То» не может быть непосредственно воспринята каждым как руководство к самоотождествлению себя с Творцом с полной сменой привычной картины мира и поведения.
Некая компромиссная стратегия в осмыслении роли языка предлагается психотерапевтами на основе нейролингвистики. В основе этого подхода лежит гипотеза о том, что «у каждого из нас есть собственная картина мира, основанная на внутренних "картах мира", которые формируются с помощью языка и сенсорных репрезентативных систем как результат нашего повседневного опыта. Именно эти "нейролингвистические" карты в большей степени, чем сама действительность, определяют то, как мы интерпретируем и реагируем на окружающий мир, какой смысл придаем нашему поведению и опыту. Как говорил шекспировский Гамлет, "Нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает всё таковым"» [1, С. 8]