ростом объема производства путем всемерного увеличения коэффициентов интенсивности и экстенсивности на основе сведения к минимуму внутрисменных простоев, ликвидации "узких мест" в пропускной способности технологически взаимосвязанных групп оборудования, удлинения и оптимизации сезона переработки, преодоления сезонности, исключения целодневных простоев, увеличения сменности работы.
Кроме того, любой комплекс мероприятий по улучшению использования производственных мощностей и основных фондов, разрабатываемый во всех звеньях управления предприятия, предусматривает обеспечение роста объемов производства продукции, прежде всего, за счет более полного и эффективного использования внутрихозяйственных резервов и путем более полного использования машин и оборудования, повышения коэффициента сменности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения вновь вводимых в действие мощностей, дальнейшей интенсификации производственных процессов.
Список использованной литературы:
1. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2012. - 208 с.
2. Демчук О. В., Сушко Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАЙПИ, 2013. - 311 с.
3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд. - Минск: ООО «Новое знание», 2011. - 688 с.
4. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 520 с.
© Дзюбанчук А. А., 2016
УДК 658.51
Дордус К. В.
Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» Г. Керчь, Российская Федерация
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ
КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В современных условиях хозяйствования инновационная деятельность, формирующая интеллектуальный капитал предприятий, приобретает все большее значение, как для успешной финансовой деятельности отдельных экономических субъектов, так и для экономического развития страны в целом, являясь одним из базовых элементов эффективной стратегии и важным инструментом приобретения и сохранения конкурентных преимуществ. При этом качественные изменения среды бизнеса порождают необходимость непрерывных и принципиальных инноваций в текущей деятельности, поддерживаемых соответствующими средствами управления, включая планирование, контроль и анализ.
Ключевые слова
Интеллектуальный капитал, управление, экономическая эффективность, хозяйственная деятельность,
субъект хозяйствования.
Термин «интеллектуальный капитал» одним из первых употребил Т. Стюарт, который в книге
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
«Интеллектуальный капитал» определил его как сумму знаний всех работников компании, обеспечивающую ему конкурентоспособность. Однако понятия «знания» и «интеллектуальный капитал» не равнозначны, так как знаний еще не достаточно для повышения прибыльности, также необходимы: соответствующая организация труда, инфраструктурная поддержка (системы передачи и хранения информации) и наличие спроса на имеющиеся у компании знания, то есть клиенты [2, с 45].
В интеллектуальный капитал включают все знания и навыки, явные и неявные, принадлежащие как организации в целом, так и отдельным лицам, а также структурные и культурные элементы. Термин «интеллектуальный актив» закрепляется исключительно за теми видами интеллектуальных ресурсов, которые организации удалось определить, описать, занести в реестр. Интеллектуальный актив - это всегда явное и зафиксированное знание, право собственности, на которое принадлежит организации. К интеллектуальной собственности относятся полностью юридически оформленные интеллектуальные активы - патенты, торговые марки и т.д [3, с 112].
Сложность и противоречивость процесса интеллектуализации хозяйственных отношений, а также специфика решения задач интеллектуального внутрикорпоративного воспроизводства обусловливает необходимость уточнения и детализации субъектно-объектной целостности управления интеллектуальным капиталом предприятия. Данная целостность объективно предопределяется «сущностным единством» самого интеллектуального капитала, под которым понимается система актуализированных созидательно-инновационных знаний, используемых предприятием для воспроизводства жизненных ценностей.[1, с 98].
Постоянное формирование и развитие интеллектуального знания и, следовательно, востребованный процесс сознательного воздействия на динамику создания и использования актуальных корпоративных знаний, начиная с этапа их возникновения, и завершая этапами их капитализации и последующей коммерциализации, требует от специалистов разработки современного инструментария управления интеллектуальным капиталом и инновациями предприятий.
Основной целью управления интеллектуальным капиталом и инновациями промышленных предприятий является обеспечение максимально возможной высокой эффективности интеллектуального корпоративного капитала, а также сохранении его качества, актуальности и работоспособности. [4, с 58].
Исследование комплексной системы управления интеллектуальным капиталом и инновациями промышленных предприятий представляется весьма актуальным, поскольку позволяет расширить сложившийся в условиях отечественной экономики в течение последних десятилетий подход.
В настоящее время применяется несколько основных типов стратегий управления интеллектуальным капиталом, которые позволяют сформировать его и использовать в целях повышения конкурентоспособности организации. Они направлены на создание новой стоимости, реализованной в продуктах, людях и процессах с помощью рационального формирования и использования знаний в организации.
Выделяют четыре комбинаций существующих стратегий. Три из них состоят в том, чтобы эффективно формировать и использовать знания в рамках одного из трех видов интеллектуального капитала, еще одна стратегия предполагает достижение позитивного эффекта от взаимодействия двух различный видов интеллектуального капитала (человеческого и структурного, человеческого и потребительского, структурного и потребительского) [4, с 162].
Первая стратегия, основанная на формировании и использовании знаний в рамках человеческого капитала отвечает на вопрос: каким образом происходит обмен знаниями между работниками капитала? Как повышается их компетенция? Как она используется в целях повышения конкурентоспособности организации? Данная стратегия направлена на развитие индивидуальной компетенции работников путем их обучения, проведения тренингов, формирования соответствующей корпоративной культуры.
Вторая стратегия, основанная на формировании и использовании знаний в рамках структурного капитала, отвечает на вопрос: каким образом используется обмен знаниями между отдельными элементами структурного капитала организации с целью повышения ее конкурентоспособности. К элементам структурного капитала относятся информационные системы, базы данных, организационные структуры, авторские права, патенты, лицензии. Новые технические средства придают новый импульс росту
значимости знаний и интеллектуального капитала. Так, современное программное обеспечение порождает новую парадигму инновационного процесса в виде самообучающейся системы. В рамках второй стратегии можно формировать и развивать внутрикорпоративные информационные системы, осуществлять их наполнение данными о технологических и маркетинговых возможностях, а также о передовом опыте осуществления тех или иных функций. Формирование прогрессивной оргструктуры, ориентированной на интенсивный обмен знаниями внутри организации, - одно из направлений реализации второй стратегии. В качестве примера можно рассмотреть формирование сетевых организаций, которые часто приобретают черты так называемых оболочечных корпораций.
Третья стратегия, основанная на формировании и использовании знаний в рамках потребительского капитала. К элементам потребительского капитала относятся: связи с клиентами, поставщиками, конкурентами, местным сообществом, а также торговые марки и имидж организации. Целью стратегии является построение эффективных внешних связей организации, увеличивающих ее конкурентоспособность. Можно вы делить три аспекта стратегии: формирование положительного имиджа; управление торговой маркой, которое должно способствовать укреплению конкурентоспособности организации; управление взаимодействием отдельных элементов внешней среды.
Четвертая стратегия, основанная на обмене знаниями между человеческим и потребительским капиталом, призвана решить проблему, как сотрудники повышают компетенцию потребителей, поставщиков и других контрагентов и как внешние контрагенты, в свою очередь, повышают компетенцию персонала. То есть она нацелена на формирование совместного знания организации и ее внешних партнеров. Это происходит прежде всего посредством прямых контактов с потребителями, а также с помощью маркетинговых и социологических исследований, поэтому во многих компаниях увеличивают количество сотрудников, напрямую контактирующих с клиентами.
Для любой организации, желающей обеспечить конкурентоспособность в сегодняшней глобальной информационной экономике, необходима интеллектуальная, исчерпывающая и простая в использовании система для управления запасами знаний, а также система доступа к знаниям и система приобретения новых знаний. Основной проблемой является выбор оптимальной организации управления знаний на предприятии. При эффективном управлении знаниями инновационная способность организации возрастает.
Список Использованной Литературы:
1. Багов В. П. Управление интеллектуальным капиталом: учебное пособие / В. П. Багов, Е. Н. Селезнёв, В. С. Ступаков. - М.: ИД «Камерон», 2012. - 248 с.
2. Бурганова Л. А. Теория управления. - М.: ИНФРА - М., 2011. - 270 с.
3. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе / Б. Б.Леонтьев. - М.: «Акционер», 2012. - 200 с.
4. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: учебное пособие / Л.И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2009. - 551 с.
© Дордус К. В., 2016
УДК 658.51
Драчева О. А.
Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» Г. Керчь, Российская Федерация
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В рамках классической концепции потенциал предприятия может рассматриваться, как способность