с исполнителями, минуя некоторые уровни и иерархии [4, с. 98-103].
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении. Антикризисная стратегия дает возможность вовремя распознать кризис и, учитывая его особенность, снизить его остроту. Список использованной литературы:
1. Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. - 4-е изд. / Б.Е. Бродский, Е.П. Жаровская. - М.: Омега-Л, 2007. - 368 с.
2. Богданова Т.А. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Т.А. Богданова, А.П. Градов. -СПб.: "Специальная литература", 2006. - 511с.
3. Виханский О С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 1998.
4. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник / Э.М. Коротков. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 620 с.
© Андреев Е.Е., 2016
УДК 338.45
Антоненко А. В.
Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчь, РФ
Алексахина Л. В. канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчь, РФ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация
Инновационная деятельность промышленного предприятия определяется его инновационной активностью и зависит от доминирующего технологического уклада, наличия и характеристик инновационного потенциала, организационной структуры, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность. Инновационный потенциал предприятия является одной из основных его характеристик, которая совмещает в себе совокупность определяющих свойств инновационной деятельности и способность предприятия выгодно для себя использовать влияние динамической внешней среды и возможности, которые существуют в его внутренней среде. Это позволяет использовать инновационный потенциал как мощный инструмент принятия управленческих решений в процессе осуществления инновационной деятельности предприятия.
Ключевые слова
Промышленное предприятие, инновации, инновационный потенциал, хозяйственная деятельность, прибыль,
рентабельность, интеллектуальные ресурсы.
По международным стандартам инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация в экономической литературе может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. [1, с. 216]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
Под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. Способность предприятия наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. К таким возможностям можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности: интеллектуальные; материальные; финансовые; кадровые; инфраструктурные; дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности.
Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационного потенциала материальных ресурсов и интеллектуального потенциала. Каждая составляющая инновационного потенциала имеет свою специфику использования для развития, испытывает влияние различных факторов, формирует сильные и слабые стороны предприятия. [2, с. 103]
Основную видимую часть инновационного потенциала составляют материальные ресурсы, которые подразделяют на оборотные активы и основные средства. К основным средствам относятся: машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, библиотечные фонды. Здесь важно учесть, что объект основных средств признается активом, если существует вероятность получения предприятием экономической выгоды от его использования. Оборотные активы в большей своей части представлены финансовыми ресурсами и отгруженной продукцией, которые вместе составляют финансовые возможности для последующих инвестиций и реализации проектов.
Совсем по другому обстоит дело с интеллектуальным потенциалом. Данный потенциал представляют невещественные активы, действие которых приводит к высокому показателю эффективности. Основной особенностью данного потенциала является то, что он может качественно преобразовывать деятельность предприятия, влияя на все его сферы от производства до управления.
Учитывая неоднородность интеллектуального потенциала, среди его ресурсов следует различать: нематериальные активы, маркетинговые ресурсы, управленческо-инфраструктурные ресурсы и трудовые ресурсы. В соответствии с действующим законодательством нематериальные активы - это не овеществлённые активы, то есть немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированные и содержаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года для производства, торговли, в административных целях или предоставленный в аренду другим лицам. [3, с. 86]
Наличие и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяют как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития. Так, если у предприятия имеются все необходимые ресурсы, то оно может пойти по пути стратегии лидера, разрабатывая и внедряя принципиально новые, или базисные, инновации. Если инновационные возможности ограничены, то целесообразно их наращивать и избирать стратегию последователя, т.е. реализовывать улучшающие технологии. Такой подход к трактовке инновационного потенциала можно считать классическим.
Любое предприятие, существующее во внешней среде, взаимодействует с ней и адаптируется к ее переменчивым условиям. Наиболее значимыми по уровню влияния на современном этапе развития экономики являются изменения макроэкономического характера. Одним из основных факторов, который определяет конкурентоспособность промышленного предприятия в условиях динамической внешней среды, является его высокий инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия - это способность субъекта хозяйствования производить новую, наукоемкую продукцию, соответствующую требованиям рынка. Снижение уровня инновационного потенциала приводит к ухудшению рыночных позиций, снижению объемов реализации и потери возможностей последующего развития предприятия. Формирование инновационного потенциала зависит от того, насколько производственная система предприятия готова воспринять ту или иную инновацию. Именно поэтому на современных предприятиях достаточным условием активизации инновационной деятельности предприятия является наличие высокого уровня их инновационной восприимчивости. [4, с. 46]
Существование и развитие промышленного предприятия как открытой системы зависит от характера взаимосвязей с системой, в которой функционирует предприятие: его внешней и внутренней среды. Находясь в тесном взаимодействии с внешней средой, внутренняя среда предприятия чувствует влияние многочисленных факторов - как прямых, так и непрямых.
Под инновационной восприимчивостью промышленного предприятия нами понимается степень его готовности, заинтересованности и возможности постоянно обновлять факторы внутренней среды путем выявления
инноваций и оценки необходимости их внедрения для повышения конкурентоспособности.
По мнению ведущих российских ученых, занимающихся проблемами формирования инновационного потенциала промышленного предприятия эти мероприятия должны включать следующие составляющие[1, с. 242]:
1. Активное внедрение инноваций, реализуемое путем: значительного сокращения периода времени между научными разработками и внедрением их в производство; ежегодного увеличения количества внедряемых инновационных разработок и количества проданных лицензий на объекты интеллектуальной собственности; увеличения производства и использования инновационного продукта, стимулирования внедрения новых технологий; поиска новых технологий не только в производственном, но и в организационно-управленческом направлении; внедрения в производство высокотехнологической продукции.
2. Стимулирование реализации инноваций путем: стимулирования выхода на новые рынки и использования собственных технологических, организационных и экономических инноваций; создания информационной базы данных инноваций; развития информационной инфраструктуры и инновационного менеджмента.
3. Предоставление инвестициям инновационного характера с привлечением фондов ЕС: импорта и копирования технологий в странах ЕС; экспорта технологий;
4. Качественное обновление человеческого капитала за счет: повышения чувствительности к восприятию новых научных разработок; развития интеллекта и индивидуальных способностей к генерированию новых технологических идей и рациональной организации производства в соответствии с конкретными условиями ведения хозяйства; организации самого процесса производства знаний, который создает условия для долгосрочного развития предприятия на современном этапе; больше адекватной системы оплаты труда ученых в зависимости от качества полученного ими научного результата; внедрения стимулов к индивидуальным инвестициям в человеческий капитал.
Сегодня при выборе той или иной стратегии разработки и внедрении новых технологий недостаточно ограничиваться оценкой и учетом факторов только инновационной сферы. Поэтому при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций.
Список использованной литературы:
1. Инновационный менеджмент/ Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. - М.: Дело, 2013. - 528 с.
2. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 214 с.
3. Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент. - М.: ТОО "Ступень", 2012. - 336 с.
4. Шеремет А. Методика анализа деятельности коммерческих организаций. М.: Инфра-М. - 2012.- 237 с.
© Антоненко А. В., Алексахина Л.В., 2016
УДК 338.2
Арефьева С. Г. магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»
г. Керчь, Российская Федерация Демчук О.В., д.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»
г. Керчь, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных средств. Как