значимости знаний и интеллектуального капитала. Так, современное программное обеспечение порождает новую парадигму инновационного процесса в виде самообучающейся системы. В рамках второй стратегии можно формировать и развивать внутрикорпоративные информационные системы, осуществлять их наполнение данными о технологических и маркетинговых возможностях, а также о передовом опыте осуществления тех или иных функций. Формирование прогрессивной оргструктуры, ориентированной на интенсивный обмен знаниями внутри организации, - одно из направлений реализации второй стратегии. В качестве примера можно рассмотреть формирование сетевых организаций, которые часто приобретают черты так называемых оболочечных корпораций.
Третья стратегия, основанная на формировании и использовании знаний в рамках потребительского капитала. К элементам потребительского капитала относятся: связи с клиентами, поставщиками, конкурентами, местным сообществом, а также торговые марки и имидж организации. Целью стратегии является построение эффективных внешних связей организации, увеличивающих ее конкурентоспособность. Можно вы делить три аспекта стратегии: формирование положительного имиджа; управление торговой маркой, которое должно способствовать укреплению конкурентоспособности организации; управление взаимодействием отдельных элементов внешней среды.
Четвертая стратегия, основанная на обмене знаниями между человеческим и потребительским капиталом, призвана решить проблему, как сотрудники повышают компетенцию потребителей, поставщиков и других контрагентов и как внешние контрагенты, в свою очередь, повышают компетенцию персонала. То есть она нацелена на формирование совместного знания организации и ее внешних партнеров. Это происходит прежде всего посредством прямых контактов с потребителями, а также с помощью маркетинговых и социологических исследований, поэтому во многих компаниях увеличивают количество сотрудников, напрямую контактирующих с клиентами.
Для любой организации, желающей обеспечить конкурентоспособность в сегодняшней глобальной информационной экономике, необходима интеллектуальная, исчерпывающая и простая в использовании система для управления запасами знаний, а также система доступа к знаниям и система приобретения новых знаний. Основной проблемой является выбор оптимальной организации управления знаний на предприятии. При эффективном управлении знаниями инновационная способность организации возрастает.
Список Использованной Литературы:
1. Багов В. П. Управление интеллектуальным капиталом: учебное пособие / В. П. Багов, Е. Н. Селезнёв, В. С. Ступаков. - М.: ИД «Камерон», 2012. - 248 с.
2. Бурганова Л. А. Теория управления. - М.: ИНФРА - М., 2011. - 270 с.
3. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе / Б. Б.Леонтьев. - М.: «Акционер», 2012. - 200 с.
4. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: учебное пособие / Л.И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2009. - 551 с.
© Дордус К. В., 2016
УДК 658.51
Драчева О. А.
Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» Г. Керчь, Российская Федерация
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В рамках классической концепции потенциал предприятия может рассматриваться, как способность
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
хозяйственной системы осваивать, переделывать ресурсы для удовлетворения общественных потребностей и создания определенного результата. Оценка его величины в этом случае заключается в определении максимального количества благ, которые предприятие способное произвести при условиях данного количества, качества и структуры ресурсов.
Ключевые слова
Предприятие, экономическое положение, ресурсы, ресурсный потенциал, эффективность.
Совокупность ресурсов, которыми обладает предприятие, принято называть ресурсным потенциалом. Следует различать два понятия ресурсный потенциал и производственный потенциал. Производственный потенциал - это объем продукции, который может быть получен при имеющихся ресурсах, то есть оценка объективных возможностей производства продукции. Ресурсный потенциал - это совокупность земельных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов, которыми обладает сельскохозяйственная предприятие.
Ресурсы, как правило, ограничены, и чтобы обеспечить, эффективность их использования необходимо [4, с 27]:
- иметь оптимальное их количество;
- обеспечить сбалансированность между ними;
- организовать рациональное, эффективное использование каждого из них.
Ресурсный потенциал, целесообразно рассматривать на разных уровнях. Если речь идет об уровне национальной экономики или определенного региона, то в экономической литературе чаще используют термин «природно-ресурсный потенциал». Под ним понимают совокупность всех возможностей, средств, источников, которые есть и могут быть мобилизованы и использованы для достижения определенной цели. Если же исследуется уровень предприятия, то целесообразнее говорить о категории «ресурсный потенциал», поскольку во многих производствах природные ресурсы в их первоначальном виде или не используются вообще, или занимают мизерную долю в общем количестве используемых ресурсов. Ресурсный потенциал, от которого зависит развитие и экономической и социальной сфер жизни человеческого общества, складывается на основе сочетания природных условий определенной территории, а также органически связанных с нею трудовых и материально-технических ресурсов, образующих в своем единстве благоприятные или малоблагоприятные условия сферы обитания.
В отличие от природных условий, природные ресурсы определяются как естественные продукты природы, которые вовлечены или могут быть использованы в непосредственном процессе хозяйственной деятельности общества для удовлетворения его материальных и культурных потребностей.
Разграничение между понятиями «природные условия» и «природные ресурсы» достаточно условно, поскольку природные ресурсы составляют важнейшую для общества часть природных условий. Очевидно, что вполне благоприятные природные условия не всегда могут быть трансформированы в активное состояние востребованных и эффективно используемых производственных ресурсов [2, с 67].
Оценка ресурсного потенциала является одной из важнейших стратегических задач управления на любом уровне. Для научного управления потенциалом, для правильной оценки и разработки основных направлений совершенствования управления потенциалом, прогнозирования и расчета его величины и уровня использования необходимо установление его экономической сущности. Если в середине ХХ в. понятие потенциала в научной литературе употреблялось в основном для олицетворения экономической мощи страны, и полагалось, что в состав потенциала входят элементы общественного производства прошлого и текущего периода, то по мере развития экономической науки понятие потенциала расширилось, появились такие категории как «экономический потенциала» и «производственный потенциал» [1, с 94].
В экономической литературе нет четкого разграничения понятий «экономический потенциал» и «ресурсный потенциал», а также «производственный потенциал» и «ресурсный потенциал» часто можно встретить объединение некоторых составляющих этих терминов.
По степени использования возможностей хозяйствующего звена ресурсный потенциал подразделяется на фактический (достигнутый в настоящий момент) и перспективный. Такая дифференциация позволяет оценивать степень использования ресурсного потенциала через сравнение
перспективного уровня ресурсного потенциала с его фактическим значением [3, с 139].
Ресурсный потенциал - это синтетический показатель. Совокупность всех частных потенциалов индивидуальных видов ресурсов в рамках определенной организационной и территориальной ограниченности формируют ресурсный потенциал отрасли, субъекта хозяйствования или территории. Все компоненты ресурсного потенциала взаимосвязаны между собой. Для достижения любой цели субъекта хозяйствования ресурсный потенциал должен представлять собой систему взаимоувязанных оптимальных количественных и качественных ресурсных пропорций. Поэтому для формирования такого ресурсного потенциала необходимо эффективно управлять процессом его формирования, обновления, развития и использования.
Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности каждое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности. Все виды такого имущества в совокупности называются активами или ресурсами предприятия. Вообще в составе предприятия выделяют следующие подсистемы: материальные ресурсы; технологические ресурсы; кадровые ресурсы; пространственные ресурсы; ресурсы системы управления; информационные ресурсы; финансовые ресурсы.
Все виды ресурсов представляют собой в совокупности возможность достижения целей системы. Это означает, что имея в своем распоряжении те или иные средства производства (станки, вспомогательное оборудование, сырье и материалы, инструменты и инвентарь), кадры (рабочие соответствующих разрядов, соответствующей квалификации, научные работники), производственные помещения с определенными характеристиками, дороги, сооружения и прочие ресурсы, производственная система способна в той или иной степени удовлетворять изменяющиеся нужды, потребности и запросы потенциальных покупателей [5, с 49].
Таким образом, своевременная, полная и достоверная оценка ресурсного потенциала предпринимательской структуры позволяет оптимизировать и реализовать устойчивую основу для развития предприятия в любых, даже самых сложных экономических условиях. Список использованной литературы:
1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента.: - М, ЮНИТИ, 2012. - 236 с.
2. Друкер П. Инновации в бизнесе / Друкер П.: - М. : Альпина Бизнес Букс, 2011. - 190 с.
3. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 560 с.
4. Романов А. П. Управление экономическим потенциалом организации: учебное пособие/А. П. Романов, Г. Г. Серебренников, В. М. Безуглая, О. В. Кириллина, М. К. Чарыкова.: - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 288 с.
5. Савруков Н. Т., Егоров А.И. Экономическая стратегия фирмы: - СПб.: Политехника, 2012. - 260 с.
© Драчева О. А., 2016
УДК 33
Егорова Наталья Евгеньевна
д.э.н., профессор ЦЕМИ РАН, г.Москва, РФ, E-mail: [email protected] Гордеева Елена Александровна нач. управления международных связей КГТУ, г.Калининград, РФ, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЯ НАХОЖДЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЕ
ССУДНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-02-00326 «Государственно-частное партнерство: организационно-экономические механизмы и методы согласования экономических
интересов»