- изображать точку по координате на координатной прямой;
- находить координаты точки на координатной прямой;
- изображать точку по координатам на координатной плоскости;
- находить координаты точки на координатной плоскости;
- находить значение функции, заданной графиком;
- находить значение аргумента функции, заданной графиком;
- строить графики элементарных функций;
- изображать графики элементарных функций по набору свойств;
- по графику элементарной функции определять ее свойства;
- выполнять линейные преобразования графиков функций;
- по графику функции определять знаки коэффициентов в формуле, задающей функцию;
- составлять аналитическую запись функции по графику;
- выяснять, является ли графиком изображенная линия;
- читать графики реальных зависимостей.
Функционально-графическая образованность включает
в себя элементарную функционально-графическую осведомленность и функционально-графическую грамотность, а так же предполагает способность восстанавливать недостающие графические знания и умения самостоятельно.
Функционально-графическая компетентность предполагает уровень осознанного применения графических знаний, умений, навыков и способов графической деятельности, в том числе в нестандартной ситуации, опирающихся на знания функциональных особенностей объектов.
Функционально-графическая культура, как элемент общей культуры ученика, характеризуется высоким уровнем знаний, умений и навыков в области визуализации, пониманием меха-
Библиографический список
низмов эффективного использования графических отображений функциональных зависимостей для решения задач, умением интерпретировать и оперативно отображать результаты на приемлемом эстетическом уровне.
Переход с одного этапа формирования функционально-графической культуры на другой не подразумевает отрицание первого, а происходит в результате насыщения новой учебной графической информацией. Так, элементарные знания, преобладающие на ранних этапах, переосмысливаются в процессе последующей графической деятельности, тем самым происходит переход на качественно новый уровень функционально-графической культуры. При помощи графической деятельности приобретаемые знания, умения и навыки помогают формированию новых способностей, содействующих этому переходу. В дальнейшем синтез практических умений и углубившихся теоретических знаний приводит к усовершенствованию вновь приобретенных способов деятельности и преобразованию их в качественно более совершенные структуры сознания, являющиеся основой творческого и систематического применения их на практике. Это подтверждается и данными психолого-педагогических исследований (П.Я. Гальперин, И.А. Ройтман, Л.С. Фридман и др.), в которых определяется, что процесс формирования графической культуры школьников тесно связан с развитием у учащихся особых способов восприятия информации: пространственного и наглядно-образного мышления, пространственного представления, пространственного воображения [5].
Мы исследуем подробно второй этап формирования функционально-графической культуры, а именно, определяем функционально-графическую грамотность, составляющие ее функционально-графические умения, а также выделяем средства повышения функционально-графической грамотности обучающихся основной школы.
1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2009 г.) [Э/р]. - Р/д: http://www.centeroko.ru/pisa09/ pisa09_res.htm
2. Батчаева, П.Ю. Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся 5-9 классов: дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2010.
3. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1991.
4. Лагунова, М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических заведений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Нижний Новгород, 2002.
5. Чугунова, И.В. Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников. [Э/р]. - Р/д: http:// www.uni-altai.ru/engine/download.php?id=622
Bibliography
1. Mezhdunarodnaya programma po ocenke obrazovateljnihkh dostizheniyj uchathikhsya (2009 g.) [Eh/r]. - R/d: http://www.centeroko.ru/pisa09/ pisa09_res.htm
2. Batchaeva, P.Yu. Ustnihe uprazhneniya kak odno iz sredstv formirovaniya matematicheskoyj kuljturih uchathikhsya 5-9 klassov: dis. ... kand. ped. nauk. - Karachaevsk, 2010.
3. Lomov, B.F. Voprosih obtheyj, pedagogicheskoyj i inzhenernoyj psikhologii. - M., 1991.
4. Lagunova, M.V. Teoriya i praktika formirovaniya graficheskoyj kuljturih studentov vihsshikh tekhnicheskikh zavedeniyj: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2002.
5. Chugunova, I.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya graficheskoyj kuljturih starsheklassnikov. [Eh/r]. - R/d: http://www.uni-altai.ru/engine/download.php?id=622
Статья поступила в редакцию 14.11.12
УДК 37
Petrenko N. V. FORMATION OF SKILLS OF SOCIAL COMPETENCE IN CHILDREN ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, THROUGH PROJECT-UP. The article offers guidelines educators and teachers in further education students oversee the project teams in the implementation of the program «Building skills of social competence in children orphans and children left without parental care, through project activities». Key words: social competence, children, deprived of parental care, the project activity.
Н.В. Петренко, соискатель НОУ ВПО «Сибирский независимый институт», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье предлагаются методические рекомендации воспитателям и педагогам дополнительного образования при курировании проектных групп воспитанников в процессе реализации программы «Формирование навыков социальной компетентности у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через проектную деятельность».
Ключевые слова: социальная компетентность, дети, оставшиеся без попечения родителей, проектная деятельность.
В педагогическом процессе существуют различные формы воспитательно-образовательной работы, но именно проектная деятельность была взята за основу реализации программы «Формирование навыков социальной компетентности у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через проектную деятельность». Основная цель данной программы - разработать и реализовать системную программу социальных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня успешности социально-психологической адаптации и интеграции в общество воспитанников Барышевского детского дома.
Основной механизм достижения цели программы - создание условий для разработки и внедрения самими воспитанниками детского дома внешних социальных проектов, направленных на внешнее взаимодействие.
Программа «Формирование навыков социальной компетентности у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через проектную деятельность» включает в себя последовательно сменяющие друг друга интенсивные и экстенсивные периоды. В интенсивные периоды воспитанники получают необходимые знания и умения и апробируют их. В экстенсивный период воспитанники имеют возможность закреплять и развивать полученный опыт благодаря разработке и внедрению социальных проектов. Тематика социальных проектов исходила из юбилейных дат, которые были определены после объявления 2012 года «Годом Российской истории»:
- 1150-летие Российской государственности,
- 400-летие преодоления Смуты на Руси,
- 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года,
- 75-летие Новосибирской области.
Учитывая психофизиологические и социальные особенности воспитанников детского дома, программа «Формирование навыков социальной компетентности у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через проектную деятельность» представляет собой непрерывный психолого-педагогический процесс, построенный на смене видов деятельности: тренинговые, образовательные занятия, игровые блоки, спортивные, релаксационные, досуговые мероприятия, по необходимости индивидуальная работа.
В данной статье мы предлагаем некоторые способы профилактики и преодоления трудностей, которые могут возникнуть между участниками проекта, которые помогут воспитателям и работникам дополнительного образования профессионально оказывать психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в процессе реализации программы «Формирование навыков социальной компетентности у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через проектную деятельность».
При достижении цели перед педагогами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия: групповая динамика, мотивация, единая цель проектной группы.
2. Выявить возможные проявления сложностей в команде, коллективе.
3. Выработать способы преодоления трудностей в работе команды.
Результатом решения поставленных задач является чёткое представление о роли воспитателя и педагогов дополнительного образования в программе сопровождения воспитанников -участников проекта. Для воспитателя и педагога дополнительного образования проект имеет три фазы:
I. Создание идеи.
II. Организация проектной группы (сбор воспитанников).
III. Взаимодействие:
- Дети внутри проектной группы.
- Педагоги и административное звено.
- Педагоги и воспитанники.
Общая цель для группы - стремление к результату, где цель есть осознанный, запланированный результат деятельности. Мотивация рассматривается в следующих проявлениях:
- потенциальная мотивация - система мотивов определённого воспитанника;
- актуальная мотивация - мотивация в данный момент, стремление к участию в проекте и его конкретных процедурах, вовлечённость.
«Возможность работать в команде даёт каждому человеку огромную личную поддержку и перспективы роста. Команда -это группа специалистов, заинтересованных в достижении общего результата. Она ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного её члена. Наоборот, каждый в команде занимает своё место, соответствующее его способностям и возможностям, каждый ощущает себя значимым и незаменимым,
а это, как известно, является важнейшим условием удовлетворённости профессиональной деятельности» [3].
Но совместная работа группы воспитанников, вовлечённых в проект, предполагает и возможные проявления проблем, которые проявляются в следующем: члены проекта не могут с легкостью назвать или договориться о единой цели; атмосфера во время работы команды проекта формальная и напряжённая; много действий - мало результатов; есть разговоры, нет эффективной коммуникации; члены проекта выражают недовольство не публично во время совместной деятельности проектной группы, а в частном порядке; формальный лидер принимает все решения; между членами проектной группы есть неопределённость или несогласие относительно распределения ролей и обязанностей; ключевые люди в команде не взаимодействуют друг с другом вне проекта; команда не измеряет своё продвижение, не практикует регулярную оценку результатов.
Для разрешения вышеуказанных проблем воспитателям и педагогам дополнительного образования предлагаются некоторые способы профилактики и преодоления трудностей в проектной группе:
1. Принцип коллективного исполнения работы - каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила проектная группа, ту, которая в данный момент необходима для достижения общего результата, а не ту, что ему привычно исполнять в повседневной жизни.
2. Принцип коллективной ответственности - вся проектная группа теряет в доверии, в признании, если задание не выполнено по вине любого из членов команды. Ответственность делится поровну на всех.
3. Принцип единой для проектной группы формы стимулирования, вознаграждения за конечный результат, распределение внутри команды - это внутригрупповой вопрос.
4. Принцип адекватного стимулирования проектной группы за конечный результат.
5. Принцип автономного самоуправления проектной группы - управление деятельностью членов команды осуществляется её внутренним представителем, а не воспитателем или педагогом дополнительного образования.
6. Принцип повышенной исполнительской дисциплины и ответственности, добровольно принимаемый каждым членом команды.
7. Принцип добровольности вхождения в проектную группу. Это ключевой принцип формирования проектной группы: в состав её может быть включён только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому.
При сопровождении воспитателем и педагогом дополнительного образования проектной группы нужно придерживаться следующих правил общения с воспитанниками:
- Позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Чтобы ваше взаимодействие с ребёнком было более эффективным, нужно потратить время на собственный настрой, задать себе вопросы: «Что я чувствую?», «Каково моё отношение к ребёнку?». Если в этом отношении превалирует негатив, то вам вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Переключение на позитивные стороны в поведении ребёнка поможет вам приблизиться к взаимопониманию между вами и воспитанником.
- Доверительное взаимодействие. Необходимо потратить немало времени и сил для установления доверительного контакта с ребёнком. Это первоочередная задача, которая стоит перед воспитателем и педагогом дополнительного образования. Её решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности ребёнка, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей. Для установления доверительных отношений с детьми, имеющих девиантное поведение, помимо позитивного поддерживающего отношения к ним, нужно освоить приёмы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: агрессию, замкнутость, ложь.
- Субъективность взаимодействия. Помочь воспитаннику можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Поэтому главное - это сделать ребёнка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
- Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение - это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не является сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьёмся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.
- Последовательность во взаимоотношениях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Но последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своём» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.
- Позитивность взаимодействия. Позитивность взаимодействия предполагает следующее: постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности воспитанника; опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.
- Поощрение положительных изменений. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения. Путь на вершину складывается из малых шагов. Вряд ли воспитанник может быстро стать кардинально другим.
- Привлекательная альтернативность. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы воспитанник не просто осознал негативность девиантного поступка, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребёнка, и позволяет достичь значимых целей.
- Разумный компромисс. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте воспитанника из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой - любые изменения должны создавать, а не разрушать ребёнка.
- Гибкость. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Правила гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
- Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность т неповторимость ребёнка. Индивидуальный подход означает выявление в каждом конкретном случае психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем, выбор соответствующих данному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции воспитанника на те или иные воздействия.
Виды поддержки, которые предложены воспитателям и педагогам дополнительного образования опираются на опыт членов проекта социальных инициатив «Расправь крылья!». Данная таблица видов поддержки стала эффективна при подготовки воспитателей и педагогов дополнительного образования к сопровождению воспитанников проектных групп (таблица 1).
Воспитателям и педагогам дополнительного образования предлагались следующие техники поддержки:
- Информирование. Расширение (изменение, корректировка) информационности воспитанника, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счёт примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.
- Метафора (метод аналогий). Суть метода заключается в использовании аналогий - образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок - для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора оказывает косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения ребёнка, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижается субъективная значимость проблемы, исчезает ложное ощущение её уникальности.
- Установление логической взаимосвязи. Воспитатель или педагог дополнительного образования вместе с ребёнком устанавливают последовательность событий, выявляют влияние внутренних (субъективных) факторов на происходящее и их взаимосвязь. Данный способ помогает расширить и уточнить понимание проблемы.
- Самораскрытие. Воспитатель или педагог дополнительного образования косвенно побуждает воспитанника «стать самим собой». Он делится собственным личным опытом, выражает терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам ребёнка.
- Конкретное пожелание. Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Такие пожелания не должны снижать ответственность воспитанника. Он сам принимает решения, оценивает приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.
- Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния. Убеждение можно применять при наличии у воспитанника развитого образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Воспитатель или педагог дополнительного образования, используя понятные ребёнку аргументы, позволяет ему убедиться (утвердиться) в правильности определённых приёмов, мыслей и т.п.
- Эмоциональное заражение. При установлении доверительных отношений воспитатель или педагог дополнительного образования становится образцом для эмоциональной идентификации. За счёт этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние воспитанника, заражая его собственным эмоциональным настроем.
- Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций. Применение данного способа актуально при острых эмоциональных состояний. Отреагирование может выражаться в форме смеха, слёз, выговаривания, активного действия. Отреагирова-ние позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. Воспитатель или педагог дополнительного образования внимательно наблюдает, сочувствует, понимает, но не присоединяется к чувствам воспитанникам.
- Переоценка. Переоценка негативных чувств и мыслей позволяет выработать новый взгляд на ситуацию - «сменить рамку». Переоценка включает выявление негативных переживаний, мыслей, образов, их фиксацию, поиск положительного
Таблица 1
Виды поддержки
Виды поддержки Язык Психологический механизм Возможные ошибки
Признание объективной сложности ситуаций. - Да, это сложно. - Как мне тебя жалко. Снятие ответственности. Драматизация ситуации.
Уверенность в положительном исходе. - Это пройдёт. - Это надо пережить. «Свет в конце тоннеля». Снижение значимости проблемы; поспешные обобщения.
Присоединение. - Я тебя хорошо понимаю. - Я тоже через это прошёл. Защищённость; уменьшение чувства вины. «Перетягивание одеяла на себя».
Признание сильных сторон личности. - Я вижу в тебе... - Я знаю тебя. -Ты сможешь, так как. Повышение уверенности, самооценки. Расширение взгляда на собственную личность. Лесть; комплимент (разговор о незначимых для данной ситуации качествах).
Безусловное принятие (любовь). - Несмотря ни на что. - Я всё равно тебя люблю, ценю. Защита. Признание своей ценности. Неискренность.
Забота. - Может быть, могу помочь? Может быть, для тебя что-то сделать? Опора. Лишение инициативы (- Отойди, я всё сделаю сам).
Указание на сильные стороны ситуации. - Зато ты теперь. Признание роста, расширение взглядов. Снижение значимости ситуации.
Таблица 2
Динамика изменения личностных качеств воспитанника
Критерии На начало проекта (%) Середина проекта (%) На конец проекта (%)
Самооценка 45 45 70
Эмоционально-волевая сфера 50 40 60
Познавательная мотивация 45 50 60
Любознательность 60 70 70
Кругозор 30 50 60
Инициатива 50 30 80
Активность включения в работу 45 30 75
Устойчивость интересов 45 30 70
Вовлечение других детей 60 60 80
Удовлетворенность конечным результатом 50 30 90
Дисциплина 45 30 60
Общение 60 60 70
Мотивация 50 40 70
(трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.
- Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий. Этот способ предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых
Библиографический список
действий. Такая работа имеет большое значение для воспитанника, которому жизнь кажется скучной, все занятия - неинтересными.
Результаты методической поддержки воспитателей и педагогов дополнительного образования, которые были назначены для сопровождения проектных групп воспитанников, прослеживаются в таблице 2.
Особое внимание в таблице «Динамика изменения личностных качеств воспитанников» нужно уделить среднему столбику, который содержит результат серединного периода проектной деятельности. Данные результаты констатируют факт того, что многие показатели критериев изменения личностных качеств воспитанников имеют процент ниже, чем в начальном периоде работы проектной группы. Данный факт подтверждает наличие возникших проблем и трудностей, которые были описаны воспитателям и педагогам дополнительного образования в методических рекомендациях. Следует отметить, что воспитатели и педагоги дополнительного образования, воспользовавшись методическими рекомендациями, смогли оказать психолого-педагогическую поддержку участникам проектных групп, о чём свидетельствует относительно высокая процентная положительная результативность периода окончания проектной деятельности.
При курировании проектной группы детей взрослые должны помнить о том, что каждый человек, независимо от возраста нуждается в поддержке близких ему людей. Как отмечает Р.Уо-терман: «Люди добиваются успеха, когда кто-то, кого они уважают, считает, что они «могут».
1. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом / Н.В. Горбунова Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. -2000. - № 4.
2. Девяткина, Г.В. Проектирование учебно-технологических игр // Школьные технологии. - 1998. - № 4.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Технология создания команды / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко. - СПб., 2002.
4. Штейнберг, В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов // Школьные технологии. - 2000. - № 2.
Bibliography
1. Gorbunova, N.V. Metodika organizacii rabotih nad proektom / N.V. Gorbunova L.V. Kochkina // Obrazovanie v sovremennoyj shkole. - 2000. - № 4.
2. Devyatkina, G.V. Proektirovanie uchebno-tekhnologicheskikh igr // Shkoljnihe tekhnologii. - 1998. - № 4.
3. Zinkevich-Evstigneeva, T. Tekhnologiya sozdaniya komandih / T. Zinkevich-Evstigneeva, D. Frolov, T. Grabenko. - SPb., 2002.
4. Shteyjnberg, V.Eh. Tekhnologiya proektirovaniya obrazovateljnihkh sistem i processov // Shkoljnihe tekhnologii. - 2000. - № 2.
Статья поступила в редакцию 14.11.12
УДК 378.22
Petrov V.N. INNOVATION PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS A CONDITION FOR INCREASING EFFECTIVENESS OF BACHELORS' PROFESSIONAL TRAINING IN THE SYSTEM OF EDUCATION BY CORRESPONDENCE. The article reviews pedagogical technologies as a leading condition in the system of organizational and pedagogical conditions of providing effective professional training of bachelors in the system of education by correspondence. The productivity of use of technologies in education in their complex, in a certain correlation is grounded.
Key words: pedagogical technologies, organizational and pedagogical conditions, bachelors' professional training, distance education, education by correspondence.
В.Н. Петров, соискатель Новгородского гос. университета им. Ярослава Мудрого,
г. Великий Новгород, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СИСТЕМЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются педагогические технологии как ведущее условие в системе организационно-педагогических условий обеспечения эффективности профессиональной подготовки бакалавров в системе заочного обучения. Обосновывается продуктивность использования технологий обучения в их комплексе, в определённой взаимосвязи.
Ключевые слова: педагогические технологии, организационно-педагогические условия, профессиональная подготовка бакалавров, дистанционное образование, заочное обучение.