правового обеспечения деятельности сотрудников психологических служб в исправительных учреждениях ФСИН России, в связи с чем предлагаются два направления подготовки кадрового резерва руководителей психологических лабораторий и служб территориальных органов УИС: управленческая деятельность и повышение квалификации в области практической психологии.
Литература
1. Дебольский М.Г. Разработка профессиограм-мы психолога и ее использование при отборе специалистов. — М., 1996.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.
3. О результатах психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в учреждениях УИС по итогам 2009 года: обзор ФСИН России от 27 февр. 2010 г. № 10/15-181.
4. Прикладная юридическая психология. — М., 2001.
5. Рабочая книга пенитенциарного психолога. — М., 1997.
6. Ушатиков А.И., Лузгин СА, Суровцев В.А. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы: учеб. пособие. — Рязань, 2001.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
М. С. Тарасиков
Аннотация: в статье дается сущностная характеристика профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, профессиональная деятельность, уголовно-исполнительная система.
The summary: the article deals with essential characteristic of professional and valuable attitude towards functional activity of penal staff.
Keywords: value, value attitude, professional activity, penal system.
Исследование проблемы формирования профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельно-
сти сотрудника уголовно-исполнительной системы на уровне внутренних потребностей предполагает определение и обоснование его основных категорий: ценность, отношение, ценностное отношение, профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, профессионально-ценностное отношение к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Осмысление природы ценностей неоднозначно. Многочисленные аксиологические концепции философских школ и направлений в целом можно отнести либо к идеалистическому, либо к материалистическому их пониманию.
Понятие ценностных категорий многозначно, поскольку они проявляются в
различных областях знаний и сферах человеческой деятельности, но единого подхода к их трактовке и изучению нет. Понятие «ценность» — это многоуровневое и многоплановое понятие, имеющее различные определения. Однако выработать общее, удовлетворяющее всех исследователей определение ценности невозможно — столь широк спектр использования термина в обычной жизни, науке и искусстве [5].
В толковом словаре русского языка под редакцией Б.М. Волина и Д.Н. Ушакова понятие «ценности» определяется как «явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-либо отношении. Духовные ценности. Культурные ценности» [14, с. 1214]. Это определение является очень широким и безотносительным к жизнедеятельности человека как основе его бытия в мире. Более широкое толкование данного понятия можно обнаружить в Советском энциклопедическом словаре: «ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности» [11, с. 1481].
В философии система ценностей представлена как область объективной истинности и отношения к ней человека. Ценность определяется как то, что
чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, почтением [15, с. 507]. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Выделяются предметные и субъектные ценности. Предметные ценности «лишь внешне выражают деятельную потребность человека». Субъектные — выступают в виде «регулятивов и оценок», которые позволяют выбирать и занимать позицию, действовать в сложной социальной действительности.
Понятию ценности в психологии соответствуют психологические явления, обозначаемые как «значимость» (Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн), «значение и личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «жизненная позиция» (Л.И. Бо-жович), «мотив» (Г.И. Додонов), «установка» (Д.Н. Узнадзе). В психологическом аспекте понятие «ценность» применяется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного, а также как элементы структуры личности.
По определению В.А. Межерикова, социальные ценности — это «более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, то есть разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности социальные — важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающей общую стратегическую регуляцию поведения людей [6, с. 476].
Подобную точку зрения высказывает и М. Рокич, определяя ценность как «стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состояния» [18]. Однако данная трактовка ценности, удовлетворяющая потребности конкретных социологических исследований, в полной мере не отражает своеобразие ценностного отношения, выражающегося в поведении людей.
В социологической науке понятие ценности определяется как «особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений» [12, с. 403].
В отдельных случаях норма рассматривается как вид ценности. Между тем норма является чисто рациональным и формализованным регулятором поведения людей, который они получают извне. Люди должны подчиняться ей, если даже они не понимают ее смысла и целесообразности. Ценность — это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, поэтому она воспринимается им как его собственная духовная интенция [4, с. 205].
Из анализа представленных определений следует, что «объектом окружающего мира» может выступать явление или предмет, ценимый не столько отдельной личностью, сколько обществом в целом. В таком случае конкретная цен-
ность, признанная в обществе как значимая, может стать регулятором социальных отношений в нем, в том числе профессиональных. Иными словами, в каждой профессии в соответствии с ее спецификой и соответствующими особенностями выделяются свои профессиональные ценности.
В.Г. Выжжлецов и В.Н. Козлов считают, что категория ценности представляет наиболее общий тип межсубъектных отношений. Л.М. Архангельский, Г.И. По-лушин, Л.П. Фомина рассматривают ценность с позиций субъектно-объектных отношений, где объект выступает значимым для субъекта. «Ценность находится в пределах ценностного отношения, под которым понимают связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта одухотворяет осознанную потребность субъекта, человека, потребность, сформированную в виде интереса и цели» [9, с. 6]. Следовательно, ценности можно рассматривать как свойства объекта, имеющие значимость для субъекта за счет способности отвечать его потребностям и интересам, поставленной цели.
Преобладание различных ценностей в каждом обществе детерминирует их иерархию. Несмотря на наличие общностей ценностей в социуме, каждому человеку присуща индивидуальная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и личным бытием. Ю.А. Шерковин подчеркивает, что ценности могут быть непостоянны, «они изменяются во времени в результате исторической деятельности людей, как изменяются и сами люди» [17, с. 143].
С позиции пенитенциарной системы смысловое понятие «ценность», выступая как регулятор социальных отношений в обществе, является регулятором профессиональных отношений в ней: между персоналом учреждений и осужденными, между осужденными, отдельной личностью и группой осужденных.
В специфических условиях уголовно-исполнительной системы профессиональная ценность выступает в качестве многомерной полифункциональной способности сотрудника соответствовать его профессиональным функциональным обязанностям на личностном и должностном уровне, учитывать и обеспечивать при этом потребности и интересы правонарушителя в рамках законности, правильно ставить педагогические цели в работе с осужденными, руководствуясь принципом гуманизации отношений «человек-человек» (умение правильно чувствовать человека, попавшего в беду, и соответственно сопереживать ему, уважение собственной личности (чувство чести и достоинства) и уважение личности другого человека), знать психолого-педагогические особенности контингента правонарушителей и соответствующие особенности работы с ними; уметь выстраивать отношения со всеми субъектами окружающего пространства в практической профессиональной деятельности [13, с. 19].
Категория «отношение» в философии характеризуется как взаимозависимость элементов определенной системы [16, с. 470].
В Социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова понятие «отношение» определяется как «взаимная связь различных величин, предметов, действий; эмо-
ционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. выражение ее позиции» [12, с. 88].
В обоих определениях данной категории явно не достает ее возможного ценностного выражения, поскольку в этом же словаре представлено понятие ценности как особого общественного отношения, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства [12, с. 403]. Иными словами, «эмоционально-волевая установка личности на что-либо», выражая по сути отношение предполагаемого взаимодействия либо с предметом, либо с человеком или группой людей, всегда имеет ценностный аспект.
На необходимость подхода к ценности с позиции отношения указывал немецкий философ И. Хайде, утверждавший, что ценность есть отношение между объектами и обслуживающими их субъектами.
Разделяя данную точку зрения, М.С. Каган пишет: «Ценность предстанет перед нами именно как отношение, причем специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, т. е. носителем социальных и культурных качеств, которые и определяют сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности» [4, с. 67].
Таким образом, ценностное отношение представляется как некая системная целостность, имеющая свое содержание и форму: его содержание — мировоззренческо-смысловое, детерминированное общим социокультурным контекстом, а его форма — психологиче-
ский процесс, в котором ценность «схватывается» сознанием. Ценностное отношение связано с познанием, оценкой и практикой. Оцениваемые качества объективны и независимы от воли и желания человека, но оценка и выбор зависят от оценивающего субъекта.
Этой же мысли придерживаются и другие ученые [1, с. 195; 8, с. 311], которые рассматривают ценности не как объекты и качества, а определяют их через понятие «отношение». Однако это особое отношение — отношение значимости свойств одного объекта для функционирования другого, то есть субъектно-объектное отношение, связывающее человека с объектами и явлениями действительности. Ценностное от-ношение—это результат оценочной деятельности личности, которая рассматривается как один из видов ее психологических отношений. И.С. Нарский отмечал, что «нет ценностей как особых сущностей», но функцию ценностей исполняют передовые социальные отношения [7, с. 241].
Сущность процесса формирования ценностного отношения состоит в переходе общественной ценности в личностную через оценку человеком объекта по какому-то критерию с точки зрения его интересов, целей или потребностей. Именно отношения, рассматриваемые как ценностная общественно обусловленная система индивидуальных сознательных избирательных связей личности с объективной действительностью, структурированная по степени обобщенности, составляют личность человека.
Необходимость ценностного подхода в развитии личности для образовательного процесса подтверждается рассмотрением воспитания как формирова-
ния ценностного отношения в духовном мире личности. Так как ценностные отношения не являются врожденными, а приобретаются прижизненно, то их источником являются ценности той социальной общности, к которой принадлежит индивид и к которой она стремится его приобщить.
Наличие определенной системы ценностей и ценностного отношения к предметам и явлениям окружающего мира проявляется у человека в качествах его личности. В связи с этим различают как природные психофизиологические качества индивида, так и формирующиеся на их основе ценностные отношения, способные изменяться с течением жизни.
Профессиональная деятельность человека является сложнейшим комплексом поступков, операций, эпизодов общения, направленных на достижение профессионально важных результатов в структуре организации.
Профессия — род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.
В психологии термин «профессия» обычно используется для обозначения любого занятия, которое требует высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения определенной социальной роли [2, с. 559].
В значительной мере дополняет данное понятие термин «профессия», приведенный в Советском энциклопедическом словаре (лат. professio, от profite-or — объявляю своим делом), обозначаемый как род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и
являющийся обычно (что немаловажно в настоящее время) источником существования [11, с. 1002].
Понятие «профессиональная деятельность» мы определяем как специфическую форму отношения человека к окружающему миру, направленную на его целесообразное изменение и преобразование в интересах общества, требующее от него высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения данной социальной роли [13, с. 30].
При этом стоит отметить, что «в отличие от законов природы, законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт» [10, с. 263].
В таком случае понятие «профессиональная деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы», на наш взгляд, это специфическая форма отношения среди сотрудников УИС, между персоналом пенитенциарных учреждений и объектом уголовно-исполнительного воздействия, направленная на решение задач по исполнению уголовного наказания, возлагаемых на сотрудников нормативными документами, и требующая от них высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения данной социальной роли [13, с. 31].
Общепризнанно, что результативность функционирования пенитенциарных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. На основании этого в пенитенциар-
ной науке (как отечественной, так и зарубежной) уделяется существенное внимание обоснованию профессиональных и нравственных требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы.
В числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных.
Условия работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы очень тяжелые, и, мягко говоря, эта служба не всегда привлекательна [3]. Деятельность сотрудников протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия создают большие сложности в решении ими оперативно-служебных задач, сказываются на успешности их действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения адекватно действовать при любых экстремальных условиях.
В связи с этим каждый сотрудник должен обладать определенными ценностными ориентирами к предмету своей профессиональной деятельности — воспитательной работе с осужденными, проводимой с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.
Наряду с требованиями нормативных документов результативность осуществляемой профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, на наш взгляд, во многом будет зависеть от правильных
личностных отношений между всеми ее субъектами.
Как показывает практика, профессиональными специалистами, умеющими искать пути и творчески решать поставленные задачи, оказывая при этом необходимое воспитательное влияние на человека в особых условиях уголовно-исполнительной системы, могут быть те люди, у которых явно выражены ценностные отношения к своей профессиональной деятельности и личности другого человека.
Решая проблему профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы, следует рассматривать профессию сотрудника УИС как ценность общественного и личного бытия, несущую позитивное значение социуму и отдельной личности.
Ценностное отношение к профессии, где профессиональный труд становится ведущей нравственной ценностью и мотивирующей силой личностного саморазвития, формируется в ходе усвоения личностью определенных форм поведения и деятельности. Однако эти усваиваемые формы поведения закрепляются и приобретают устойчивость только тогда, когда они становятся для человека средством реализации определенных мотивов, стремлений, потребностей. Воспитание устойчивости психологических качеств личности требует определенной организации и ее мотивационной сферы, и поведения. Устойчивость качества возникает, когда человек испытывает потребность в таком поведении, которое составляет основу данного качества, когда это поведение выступает для него как образец, как идеал, к которому он стремит-
ся. Таким образом, ценностное отношение к профессиональной деятельности относится к смысловой сфере личности, сфере личностной направленности, которая проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, интерес к профессиональной деятельности и отношение к окружающему миру.
В основе ценностных отношений личности к профессиональной деятельности находятся: осознание достоинств профессии и профессионального долга специалиста пенитенциарного учреждения; чувство личностного долга и достоинства во взаимодействии с человеком, совершившим преступление против закона и призванного к исправлению средствами пенитенциарной системы.
Таким образом, рассмотренные категории имеют свое смысловое выражение, определяемое спецификой функциональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы.
Анализ рассмотренных характеристик позволяет установить нам, что сущность профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника пенитенциарной системы есть системообразующее понятие, в котором интегрируются смысловое выражение ценностных представлений о профессии (в обществе и пенитенциарной системе; семье и на личностном уровне); эмоционально-волевое состояние личности (устойчивость в ценностных ориентациях на функциональную деятельность даже в непредсказуемых ситуациях); готовность оперативно действовать в решении задач профессиональной деятельности (знания, умения и способности адекватно осмысливать ситуацию, ставить и решать соответствующие задачи).
Литература
1. Багаева ИД. Формирование у будущего учителя ценностного отношения к педагогической теории: дис. ... канд. пед. наук. — Л., 1976.
2. Большой толковый психологический словарь / сост. А. Ребер: пер. с англ. — М.: Вече, АСТ, 2000. — Т. 2.
3. Из выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании президиума Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», г. Вологда, 11 февраля 2009 г.
4. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 1997.
5. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. — 1996. — № 11. — С. 15-25.
6. Межериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Феникс, 1988.
7. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. — М.: Наука, 1969.
8. Основы вузовской педагогики / под ред. Н.В. Кузьминой. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972.
9. Полушин Г.И. Моральная ценность научных знаний. — М.: Знание, 1984.
10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая рос. эн-цикл., 1993. — Т. 1.
11. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. — 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1983.
12. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-коорд. Г.В. Осипов. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
13. Тарасиков М.С. Формирование у старшеклассников ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук. — Рязань, 2006.
14. Толковый словарь русского языка / под ред. Б.М. Волина и Д.Н. Ушакова. — М.: Наука, 1983.
15. Философский энциклопедический словарь — М.: ИНФРА-М, 1997.
16. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. — М.: Сов. энцикл., 1983.
17. Шерковин Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. — 1982. — № 5.
18. Rokeach M. Beliefs, attitude and values. — San Francisco: Jossey-Bass Inc. Publishers, 1969. — 214 p.