ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: в статье содержатся вопросы эффективности деятельности, касающиеся сотрудников психологической службы в исправительных учреждениях ФСИН России. Главная задача—не просто подготовить профессиональных специалистов, а сделать все необходимое, чтобы они обладали высокими гражданскими качествами, были интеллектуально, нравственно и физически развиты, при этом самое главное, чтобы они закрепились в системе и могли во время службы в полной мере использовать полученные знания.
Ключевые слова: психолог-практик, психологическая деятельность, основные требования, предъявляемые к личности психолога, эффективность деятельности психолога-практика.
The summary: this article includes the questions of the activity efficiency concerning the psychological service staff in correctional facility of the Russian Federal Service for Punishments Executives. The main object is not only to train skilled specialists, but also to do everything that is possible to make them individuals with high civic qualities, intellectually, morally and physically developed. And the most important thing is to make them take root in the system and during the service use all the knowledge they got to the full extent.
Keywords: psychologist practitioner, psychological activity, basic demands made of the psychologist personality, activity efficiency of the psychologist practitioner.
М. Б. Юсова
Материалы Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, нормативные документы Минюста и ФСИН России требуют повышения уровня профессиональной подготовки психологов-практиков, как через образовательные учреждения ФСИН России (очное обучение), так и через переподготовку после получения образования в гражданских вузах.
Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации, которые должны разбираться и регулироваться психологом-практиком.
Необходимо:
- создать справедливую и эффективную систему стимулов к законопослушному поведению для осужденных, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим;
- разработать меры дисциплинар-
ного воздействия за незначительные правонарушения (запрет на занятия спортом и участие в культурных мероприятиях, пользование телевизором и прессой, литературой развлекательного характера и т. п.) и новые меры поощрения, применяемые к осужденным, а также подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах;
- усилить воспитательную работу в отношении осужденных, способных к ресоциализации,с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию;
- развивать социальную, психологическую и воспитательную работу с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоение ими основных социальных функций как необходимое условие исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;
- повысить роль высших образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний и межрегиональных психологических лабораторий территориальных органов уголовно-исполнительной системы в разработке и проведении научно-прикладных исследований, внедрении диагностических программ и инновационных технологий, психологической работе с осужденными, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы [2].
Анализом профессиональной психологической деятельности (в частности, ее концепции, технологии, сферы межличностного приложения) занимается профессиография, цель которой состоит в выявлении особенностей взаимодействия специалиста в про-
цессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность. В последнее время уделяется пристальное внимание одному из направлений профессио-графии — акмеографии, охватывающей профессиональные позиции, индивидуальные особенности деятельности и акмеологические инварианты. На основе профессиограммы формулируются наиболее важные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к профессионалам психологам или кандидатам, избирающим данную специальность.
Ответственная и многоплановая деятельность практического психолога предъявляет определенные требования к его профессиональным качествам и умениям. Это прежде всего широта и основательность знаний в своей области; высокий уровень владения самыми разнообразными психологическими методами обследования; достаточно высокое интеллектуальное и личностное развитие; широта и глубина, а также правильность психологических заключений; способность к успешному взаимодействию с различными людьми.
Психолог должен уметь:
1) видеть в каждой проблеме сферу собственной профессиональной компетенции, рассматривать вопросы и принимать решения строго в ее границах;
2) обладать навыками индивидуальной и групповой диагностики;
3) свободно оперировать разнообразными диагностическими приемами и методами, применение и интерпретация которых направлены на целенаправленное воздействие;
4) устанавливать доверительные, доброжелательные отношения со всеми, кто к нему обращается, так как без предварительного установления личных взаимоотношений невозможно вести свою профессиональную деятельность.
Психолог всегда должен осознавать ситуацию взаимодействия, контролировать свое поведение, быть терпеливым, коммуникабельным и находчивым. В этом случае он сумеет реализовать себя как профессионал.
В технологическом плане вся разнообразная практика работающих психологов должна быть сведена к двум основным формам услуг: экспертного обслуживания осужденных и коррекци-онного вмешательства с целью улучшения функционирования индивидов и групп.
В коммуникативном плане профессия психолога — пример социальных специальностей, требующих интерперсональных способностей, то есть таких качеств личности, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий. В соответствии с этим успешность деятельности психолога будет определяться:
• уровнем сформированности у него интерперсональных (коммуникативных) умений;
• уровнем сформированности проектных умений или силой воздействия на поведение других людей;
• степенью сформированности антропоцентрической направленности — интегральной чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности.
В этом процессе, по мнению ряда авторов, можно выделить два основных вида деятельности:
- деятельность психолога как эксперта по распознаванию отклонений при минимизации влияний человека;
- деятельность психолога как эксперта по коррекции отклонений в функционировании человека при максимизации влияния на поведение объекта.
Эффективность деятельности психолога может быть определена скоростью распознавания изменений в поведении человека и способностью коррекции.
Следует иметь в виду предрасположенность психолога (как профессионала) к развитию синдрома «эмоционального сгорания», понимаемого как бессилие или уход от решения проблем осужденного, или как пресыщение общением, проявляющееся в постоянной усталости, подавленности, немотивированной агрессии, недовольстве собой и окружающими. Этот показатель часто является основанием для вывода о профессиональной деформации или усталости от психологической деятельности.
Некоторые авторы в структуре способностей психолога выделяют пять главных составляющих таланта общения:
1) умение полно и правильно воспринимать человека (проявление наблюдательности, быстрая ориентация в ситуации и т. п.);
2) умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция);
3) умение к сопереживанию (эмпа-тия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь);
4) умение анализировать свое поведение как рефлексия;
5) умение управлять самим собой и процессом общения как самоконтроль.
Можно утверждать, что способность психолога-практика выполнять свои функции зависит от его определенных качеств, которые во взаимосвязи характеризуются общим понятием — профессиональная компетентность или профессионализм.
Профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволит судить об уровне подготовленности психолога и его способности выполнять должностные функции [6].
В пенитенциарной психологии существуют разные точки зрения применительно к деятельности пенитенциарного психолога [1, 4].
Выделяют основные требования к личности психолога, обусловленные спецификой уголовно-исполнительной системы и его должностными обязанностями:
• к профессиональной направленности — профессиональная и жизненная активность, в основе которой лежат потребности, жизненные цели, ценностные ориентации и нравственные качества; мотивы поступления на службу, уровень целеустремленности, мобилизованности (напряженности), совестливости, чувство долга, уважительное отношение к людям, а также отсутствие корыстных потребностей, жадности к деньгам. Доминирующими мотивами труда должны быть интерес к работе с людьми, стремление к успеху, потребность в аффиля-ции;
2) к эмоционально-волевой сфере — уверенность в себе, смелость, ре-
шительность, мужество, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, самообладание в экстремальных ситуациях;
3) к коммуникативным способностям — потребность в общении, возможность выдержать обширные и длительные контакты, раскрепощенность, эмпатия, сензитивность, дипломатичность, умение вызывать к себе доверие, понимать людей по невербальным реакциям, сглаживать острые углы и не провоцировать конфликты;
4) к интеллектуальному потенциалу — предпочтение не абстрактного, а практического, социального мышления, умение реалистически оценивать профессиональную ситуацию;
5) к основным профессиональным умениям—их стержень составляют профессиональные обязанности.
В свою очередь, профессиональные обязанности могут быть рассмотрены по трем основаниям: по функциям, объекту воздействия и содержанию решаемых задач.
Рассматривая требования к личности практического психолога пенитенциарных учреждений, представляется целесообразным учитывать следующие аспекты:
- во-первых, уровень требований, которые предъявляются к личности практического психолога;
- во-вторых, структуру требований и их содержание, обусловленные уровнем, на котором они рассматриваются, а также профессиональной специализацией практического психолога;
- в-третьих, процедуры и методы определения личностных особенностей кандидатов на должность, а также их соответствие требованиям, которые предъявляет деятельность. Эти требова-
ния должны носить «сквозной» характер и соответствовать определенному уровню, среди них:
1) требования, предъявляемые к личности кандидатов на учебу для получения профессии практического психолога;
2) требования, предъявляемые к выпускникам учебных заведений, готовящих специалистов психологов-практиков для уголовно-исполнительной системы;
3) требования, предъявляемые к специалистам психологам, прошедшим период адаптации к профессиональной деятельности;
4) требования, предъявляемые к практическому психологу как профессионалу.
Последний уровень требований можно рассматривать как требования к уровню профессиональной квалификации психолога.
В зависимости отуровня требований определяется структура и содержание, которые могут быть обусловлены специализацией практического психолога, например, психолог — эксперт по диагностике, психолог—эксперт по воздействию и т. п. [5].
От структуры и содержания требований зависит выбор и разработка методов и процедур определения соответствия кандидатов на должность психолога. Существующая практика отбора должна учитывать в процессе диагностирования особенности личности, которые должны быть присущи будущим практическим психологам. Так, в Академии ФСИН России кандидатов, поступающих на психологический факультет, изучают с помощью тех же методик, что и поступающих на юридиче-
ский и экономический факультеты.
В определенной степени это обусловлено неразработанностью требований к поступающим на учебу на психологический факультет, а в связи с этим и отсутствием методик, позволяющих диагностировать соответствие личностных особенностей требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью психолога-практика.
Профессия психолога обязывает при отборе кандидатов основное внимание обращать на психологические особенности личности, обеспечивающие понимание людей, установление контактов, успешное взаимодействие и т. п. К ним можно отнести: терпеливость и эмоциональную стабильность; эмпа-тию и рефлексию; проницательность и чуткость; готовность помочь; сочувствие, доброту и уважение к человеку. Следует обращать внимание также на склад мышления, самостоятельность суждений.
В процессе диагностирования кандидатов на учебу необходимо выявлять такие качества, в которых проявляются умения коммуникативного воздействия (способность снимать психологические барьеры, создавать атмосферу доброжелательности, доверия к собеседникам; готовность к контактам, умение их поддерживать, открытость, чувствительность к изменению ситуации общения и т. д.). Особое внимание при этом должно уделяться психологическим качествам, являющимся противопоказаниями к профессиональной деятельности практического психолога: категоричность, приверженность к стереотипам, амбициозность, бесчувственность, озлобленность, неуважение к другим людям и мнениям и др.
Профессиональная подготовка специалистов включает в себя как теоретический, так и практический аспекты. На психологических факультетах образовательных учреждений ФСИН России обучение проводится в ходе практических занятий по учебным дисциплинам и практики в правоохранительных органах. За период учебы курсанты, обучающиеся по специальности 020400 — Психология, проходят четыре вида практик: учебно-ознакомительную, психолого-педагогическую, производственную и научно-исследовательскую.
Для каждого вида практики разработаны программы в соответствии с требованиями нормативных документов федерального, ведомственного и вузовского уровней. Они включают в себя: цели и задачи, организацию и примерный план проведения, содержание и отчетную документацию, критерии оценки результатов выполненных заданий и список рекомендуемой литературы.
На 1-2-х курсах проводится учебно-ознакомительная практика, целями которой являются:
- общее знакомство с деятельностью учреждений УИС и учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин «Введение в профессию», «Общая психология» и «Общий психологический практикум»;
- воспитание позитивного отношения к специальности психолога, формирование профессиональной направленности.
На 3-м курсе проводится психолого-педагогическая практика, которая осу-
ществляется в два этапа: 1) в общеобразовательной школе; 2) в исправительном учреждении.
Основными целями данного вида практики являются:
• закрепление и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплин «Общая психология», «Педагогика», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика» и обучение навыкам их практического применения;
• приобретение и осознание курсантами опыта практической деятельности психолога в учреждениях различного типа (общеобразовательная школа и исправительное учреждение);
• развитие у курсантов интереса к избранной специальности.
Содержание первого и второго этапов практики включает в себя:
- изучение основных направлений, форм и методов работы практических психологов (школьного и пенитенциарного);
- развитие умений диагностики личности (школьника и осужденного) с помощью психолого-педагогических методов исследования и составления ее психолого-педагогической характеристики;
- формирование умений планирования, проведения и анализа учебных занятий по психолого-педагогической тематике с учащимися и осужденными;
- развитие умения рефлексии психолого-педагогической деятельности.
На 4-м курсе проводится производственная практика в базовых территориальных органах в составе группы. Непосредственное руководство производственной практикой осуществляют начальники исправительных учрежде-
ний, их заместители по месту ее проведения. Приказом начальника учреждения за курсантом или слушателем на весь период практики (6 недель) закрепляется наиболее опытный психолог. Он обеспечивает организацию и помощь курсанту в успешном выполнении практических заданий.
Разработанная программа практики предлагает альтернативные задания, предусматривающие в качестве объекта изучения как осужденных, так и сотрудников. Их выполнение курсантами (слушателями) способствует углублению и закреплению теоретических знаний, приобретению и совершенствованию профессиональных умений и навыков, приобщению обучаемых к практической деятельности в органах УИС и других правоохранительных органах.
В процессе данного вида практики приобретается и осознается опыт деятельности практического психолога, развивается интерес к избранной специальности, обеспечивается скорейшая адаптация будущих специалистов к условиям деятельности практических органов.
Значимой является и система повышения квалификации пенитенциарных психологов. Это обусловлено как новыми требованиями к специалистам (например, необходимостью оказывать психологическую помощь осужденным), так и высокими темпами развития современных психотехнологий.
Повышение квалификации осуществляется на федеральном и региональном уровнях. По заявкам из территориальных органов УИС ежегодно составляется план повышения квалификации сотрудников всех служб, в том числе психологов. Ежегодно на федеральном
уровне повышают квалификацию более 100 сотрудников психологической службы в образовательных заведениях ФСИН России.
Традиционная концепция, которая лежит в основе повышения квалификации специалистов УИС, — это многофункциональный подход, стремление рассмотреть актуальные проблемы деятельности сотрудника по всем выполняемым функциям.
Важную роль в повышении квалификации специалистов выполняют межрегиональные психологические лаборатории. На их базе регулярно проводятся обучающие семинары, научно-практические конференции по темам, которые закреплены за межрегиональными психологическими лабораториями (МПЛ).
Необходимо остановиться и на такой форме повышения квалификации, как стажировки в территориальных органах, где накоплен положительный опыт работы.
В большинстве территориальных органов имеются договоры о научно-практическом сотрудничестве с местными образовательными заведениями. В рамках этого сотрудничества пенитенциарные психологи повышают квалификацию в престижных учебных заведениях. Такое сотрудничество развивается не только на региональном, но и на федеральном уровнях.
При организации работы психологической службы УИС по повышению квалификации психологов учитывается и зарубежный опыт, с которым часть психологов имели возможность ознакомиться не только по книгам, но и непосредственно. В частности, заслуживает внимания опыт США по созданию
в тюрьмах специализированных групп работы с осужденными, имеющими психические аномалии. В их составе психологи, социальные работники, психотерапевты, психиатры. Весьма перспективным является опыт ФРГ по созданию тюрем-распределителей (с углубленным изучением личности) и психотерапевтических тюрем (в их штате, помимо службы безопасности, работают в основном психологи и психотерапевты). Значительных успехов добились пенитенциарные психологи Польши, создав в каждом воеводстве базовые тюрьмы, имеющие центры психодиагностики и терапевтические отделения (психотерапевтические * участки) по работе с осужденными, имеющими зависимость от алкоголя и наркотиков.
Деятельность практического психолога относится к группе профессий, предметом которых является другой человек, поэтому она носит гуманистический и творческий характер.
Творческий потенциал личности психолога проявляется в применении оригинальных решений, новаторских форм и методов, новых подходов в процессе деятельности. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-
* Термин «психотерапия» не должен смущать психологов, так как имеются клинически ориентированные психотерапевты с медицинским образованием и психотерапевты психологической ориентации с базовым психологическим образованием. И в Германии, и в Польше в тюрьмах в качестве психотерапевтов работают психологи. Их главная цель не лечение, а психологическая реабилитация, то есть изменение взглядов, социальных установок осужденных, осознание своих личных проблем, оказание помощи в саморазвитии и адекватном поведении в социальной среде. Чтобы избежать лишних дискуссий, предпочтительнее использовать не термин «психотерапия», а понятие «психологическая коррекция».
деловых качеств, характеризующих ее креативность (оригинальность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность).
Продолжает повышаться роль практических психологов в УИС, заинтересованность в их деятельности и доверие к ним растет как со стороны руководства и сотрудников учреждений, так и со стороны осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Сегодня уже трудно представить себе эффективную систему исполнения наказаний без психологической службы.
На современном этапе в качестве ключевой задачи психологической службы выступает создание инновационной предпосылки для организации эффективного комплексного исправительного воздействия. В связи с этим основная задача межрегиональных психологических лабораторий — создание базовых (обязательных) психологических программ для различных категорий лиц, содержащихся под стражей, либо отбывающих уголовное наказание в различных типах учреждений (осужденные за преступления сексуального характера, экстремизм и террористическую деятельность, больные социально значимыми заболеваниями, и др.)
Таким образом, по-прежнему центральное место в деятельности психологической службы отводится изучению личности осужденных, так как данная информация используется при разработке планов индивидуально-воспитательной и психологической работы, а также для сопровождения лиц, нуждающихся в повышенном контроле [3].
Сформулированные выводы и практические предложения направлены на совершенствование организационно-
правового обеспечения деятельности сотрудников психологических служб в исправительных учреждениях ФСИН России, в связи с чем предлагаются два направления подготовки кадрового резерва руководителей психологических лабораторий и служб территориальных органов УИС: управленческая деятельность и повышение квалификации в области практической психологии.
Литература
1. Дебольский М.Г. Разработка профессиограм-мы психолога и ее использование при отборе специалистов. — М., 1996.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.
3. О результатах психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в учреждениях УИС по итогам 2009 года: обзор ФСИН России от 27 февр. 2010 г. № 10/15-181.
4. Прикладная юридическая психология. — М., 2001.
5. Рабочая книга пенитенциарного психолога. — М., 1997.
6. Ушатиков А.И., Лузгин СА, Суровцев В.А. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы: учеб. пособие. — Рязань, 2001.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
М. С. Тарасиков
Аннотация: в статье дается сущностная характеристика профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, профессиональная деятельность, уголовно-исполнительная система.
The summary: the article deals with essential characteristic of professional and valuable attitude towards functional activity of penal staff.
Keywords: value, value attitude, professional activity, penal system.
Исследование проблемы формирования профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельно-
сти сотрудника уголовно-исполнительной системы на уровне внутренних потребностей предполагает определение и обоснование его основных категорий: ценность, отношение, ценностное отношение, профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, профессионально-ценностное отношение к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Осмысление природы ценностей неоднозначно. Многочисленные аксиологические концепции философских школ и направлений в целом можно отнести либо к идеалистическому, либо к материалистическому их пониманию.
Понятие ценностных категорий многозначно, поскольку они проявляются в