Профессионально-педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы в организации нравственноэстетического воспитания осужденных, лишенных судом свободы
Э. В. Зауторова
Ключевые слова: профессиональная компетентность сотрудников воспитательной работы, профессиональная компетентность сотрудников уголовноисполнительной системы.
Аннотация: в статье освещаются вопросы, связанные с диагностикой профессионально-педагогической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе организации нравственно-эстетического воспитания осужденных, лишенных свободы.
Являясь неотъемлемой частью процесса исправления и перевоспитания осужденных, нравственно-эстетическое воспитание тесно связано с другими направлениями воспитательной работы в местах лишения свободы. Его основная цель - формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым моральным нормам и способности понимать, ценить и строить жизнь по законам красоты, то есть воспитывать активное отношение личности к красоте в действительности, гуманистические качества, интерес и любовь к жизни во всех ее проявлениях.
Успешность данного направления воспитательной работы будет возможна только при позитивном отношении самих сотрудников уголовно-исполнительной системы к данному процессу, личной готовности к его осуществлению,
профессиональной компетентности в данной области.
Профессиональная деятельность в системе исполнения наказаний предъявляет достаточно серьезные требования не только к знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказаний»^]. Реально сложившаяся кадровая ситуация в пенитенциарной системе нередко вынуждает принимать на службу кандидатов с недостаточным уровнем сформированности необходимых профессиональных и личностных качеств. В связи с этим первоочередной задачей уголовно-исполнительной системы является проведение мероприятий по повышению профессиональной компетентности сотрудников, осуществляющих свою деятельность в пенитенциарных учреждениях.
Общим проблемам профессионализма, профессионального развития личности посвящены труды Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова и др., в которых определяется понятие «профессия», рассматриваются процесс выбора профессии и сущность профессионального самоопределения. В исследованиях Е. Н. Богданова, А. К. Марковой, В. Г. Михайловского, И. Н. Семенова и др. раз-
работаны модели профессионального образования и развития человека.
Исследования А. В. Дулова, В. Л. Васильева, А. Д. Глоточкина, В. Ф. Пирожкова посвящены профессиональным качествам сотрудников правоохранительных органов, в том числе и уголовноисполнительной системы. Ученые рассматривают профессионально-важные качества сотрудников и различные стороны деятельности правоохранительных органов, а также психологические особенности их деятельности как профессии.
Вместе с тем необходимо отметить, что в современной научной литературе нет единства в отношении содержания понятия компетентности. Отдельные авторы включают в содержание компетентности уровень базового и специального образования, стаж работы, умение аккумулировать широкий опыт в области руководства и т. д. [3]. В. М. Бочаров в содержании профессиональной компетентности выделяет следующие характерологические особенности: когнитивная (отражает наличие необходимых профессиональных знаний), регулятивная (позволяет использовать профессиональные знания для решения профессиональных задач), рефлексивно-статусная (дает право действовать определенным образом), нормативная (отражает круг полномочий, сферу профессионального ведения), коммуникативная (процессы общения и взаимодействия в практической деятельности) [1].
Наиболее широко используется определение компетентности как досконального знания своего дела, существа выполнения работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных спо-
собов и средств достижения намеченных целей. Компетентность - (от лат. copetens - соответствующий, способный) - психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, которое дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением [4].
Применительно к нашему исследованию под профессиональной компетентностью сотрудников уголовно-исполнительной системы понимается система интегративных качеств, свойств, знаний, умений, способностей и опыта, а также мотивация и личностные особенности, определяющие успешность выполнения профессиональной деятельности по нравственно-эстетическому развитию осужденных. Мы рассматриваем три сферы профессиональной компетентности: когнитивную, эмоциональную и практическо-творческую.
Когнитивная сфера отражается в: уровне развития познавательной потребности сотрудника в получении новых знаний о воспитательных ценностях; осознании общественной значимости профессиональной воспитательной деятельности как целостного явления; знании и понимании цели своей работы, путей и средств ее достижения; степени информированности об объекте воспитания, понимании психологии различных категорий осужденных; осознании своих реальных возможностей влияния на объект воспитания; уровне сформи-рованности ценностного отношения к искусству; осознании необходимости целенаправленного формирования у осужденных нравственно-эстетической культуры и применения с этой це-
лью средств искусства; знании факторов, влияющих на формирование эстетической культуры; широте общего и профессионального кругозора; знании критериев, показателей, уровней и методов диагностики сформированности у осужденных художественно-эстетических потребностей.
Эмоциональная сфера проявляется в: выраженной гуманистической направленности при решении профессиональных задач; интересе к воспитательной деятельности; способности сотрудника эффективно взаимодействовать с осужденными в системе межличностных отношений; чувстве удовлетворенности от взаимодействия, несмотря на трудности; умении ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
Практическо-творческая сфера отражается в: стремлении личности реализовать личностные потребности, руководствуясь воспитательными ценностями; умении пользоваться новыми технологиями воспитания; владении методами исследования по выявлению уровня развития нравственно-эстетической культуры осужденных, планированию и проведению работы по ее повышению; умении применять средства искусства в воспитательной работе с целью более эффективной организации процесса исправления; умении видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения; стремлении к творчеству; умении профессионально грамотно анализировать свой опыт и опыт своих коллег; установке на посто-
янное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание.
Диагностические исследования уровня профессиональной компетентности сотрудников в художественноэстетической области проводились на базе факультета повышения квалификации Вологодского института права и экономики ФСИН России в рамках курсов переподготовки и повышения квалификации начальников отрядов исправительных учреждений и воспитателей, начальников отрядов воспитательных колоний, а также в пенитенциарных учреждениях Вологодской, Архангельской областях, Республики Мордовия. Всего в исследовании приняли участие 780 сотрудников пенитенциарной системы.
Исследование показало, что большинство сотрудников не готовы к реальной педагогической деятельности по нравственно-эстетическому развитию осужденных, имеют недостаточный уровень профессиональной компетентности в данной области. Обработка и анализ полученных результатов позволили выделить несколько уровней профессиональной компетентности сотрудников в когнитивной, эмоциональной и деятельностно-творческой сферах: высокий (11% сотрудников) - доминантные характеристики педагогических действий оптимальны, эффективны, систематичны; средний (32%) - эпизодическая реализация соответствующих задач; низкий (68 %) - частичное или полное отсутствие педагогических действий в нравственно-эстетическом направлении воспитательной работы с осужденными.
Данные, полученные при обработке, показывают, что на вопросы анкет
сотрудники исправительных и воспитательных колоний разных регионов страны (стаж работы в должности начальников отрядов, старших воспитателей от года до 6 лет) дали приблизительно одинаковые ответы. Это указывает на общее состояние данного направления в пенитенциарных учреждениях и об одинаковом уровне профессиональной компетентности сотрудников в области нравственно-эстетического воспитания осужденных.
Вопросы анкет (и беседы) выявили мнение сотрудников уголовно-исполнительной системы относительно модернизации воспитательного процесса пенитенциарных учреждений. Особое внимание уделялось содержанию нравственно-эстетического направления, его научно-методическому оснащению и возможностям его использования в процессе исправления осужденных.
Зафиксирован незначительный интерес сотрудников к культуре и искусству, и при беседе с сотрудниками в категорию «ценителей искусства» никто себя не зачислил, считая, что это человек, который «знает модные течения в искусстве», является «эстетом» и просто тот, «кто этим увлечен». В то же время, многочисленные специальные исследования показали, что те сотрудники, которые отличаются более высокой творческой работоспособностью, обычно являются и более развитыми людьми, и сравнительно хорошими знатоками и любителями искусства. То есть «установлена тесная взаимосвязь между творческим характером работы, творческими способностями и объемом художественных интересов и деятельности» [5].
Однако не этот аргумент является главным при обосновании важности
общегуманитарной, общекультурной и собственно художественно-эстетической подготовки. Главное то, что современному обществу необходим широко образованный, духовно богатый и потому способный к внутренней самостоятельности сотрудник, обладающий подлинными возможностями роста и развития, продуктивного самостоятельного мышления и глубокого переживания.
В связи с этим важно отметить, что половина опрошенных ощущают на себе воздействие произведений искусства и осознают собственные изменения под его влиянием. Отвечая на вопрос о виде художественного творчества, которым в свободное время предпочитают заниматься испытуемые, 47% из них назвали рисование и кино, сохранили интерес к творческой деятельности в сфере музыки и литературы 25% сотрудников.
Таким образом, воспитатели и начальники отрядов пенитенциарных учреждений не обнаруживают большого разнообразия в эстетических интересах, свободное время оказывается пока слабым фактором формирования их художественного вкуса. Неизбежно мало уделяя внимания данной сфере, не проявляя стремления к самосовершенствованию, они сужают тем самым свой опыт, что отрицательно сказывается на уровне развития их общей культуры и эффективности воспитательной работы с осужденными.
Сотрудников характеризует отсутствие социального оптимизма, они не верят в возможность перевоспитания лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении. К тому же, большинство сотрудников (85%) утверждают, что приобщение осужденных к прекрасному не будет способствовать процессу ис-
правления, и в связи с этим не считают необходимым проводить целенаправленную работу в данном направлении.
Затруднение у сотрудников вызвали вопросы об особенностях процесса формирования общей и эстетической культуры осужденных, а также о методах и приемах, используемых в работе по приобщению осужденных к искусству, и по критериям, оценивающих их творческую деятельность. Воспитатели и начальники отрядов недостаточно хорошо представляют процесс нравственно-эстетического развития личности средствами искусства, затрудняются в выборе методов и приемов для более активного включения осужденных в данную деятельность, тем самым не проявляют достаточной профессиональной подготовки в этом вопросе.
Неопределенность представлений о роли искусства в жизнедеятельности человека, формировании его личности оборачивается тем, что нередко пенитенциарная практика рассматривает искусство лишь как форму содержательного проведения досуга, культурного отдыха, рекреации (восстановления сил), как способ отвлечь осужденного от различных ненужных занятий. Эта функция искусства в условиях исправительного учреждения, конечно, очень важна, но она не должна отодвигать на второй план его более глубинные возможности в удовлетворении и формировании духовных потребностей личности, обогащения ее социальной деятельности. Подобные возможности нравственноэстетического воспитания хоть и не отрицаются, но практически не реализуются, так как остается неясным, каковы конкретно эти возможности, их существо и масштабы.
Среди основных трудностей организации нравственно-эстетического направления воспитательной работы с лицами, лишенных свободы, сотрудниками были названы: недостаточность разработки данного направления (диагностика, технологии, методические рекомендации и т.д.) в воспитании осужденных и проблемы во взаимодействии с осужденными (в основном начальники отрядов, стаж которых до 3 лет), низкая оценка собственной коммуникативной компетентности. Сотрудники пенитенциарных учреждений испытывают некоторые затруднения при установлении контактов с осужденными, сохранении доброжелательности и спокойствия в конфликтных ситуациях, в нахождении нужных слов и аргументов.
Соответственно, можно сделать вывод, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы необходимо совершенствовать профессиональную компетентность, повышать ее уровень в отношении тех профессиональных вопросов, которые им приходится решать в своей работе.
Среди участников опроса 90% указывают на отсутствие обучения за время прохождения службы. Все респонденты отметили недостаточный объем знаний, требующийся в профессиональной деятельности (100% - отмечают необходимость повышения квалификации и хотели бы получить дополнительные знания). Вместе с тем, преимущественно отмечается желание, заинтересованность, потребность в знаниях в области юридических и психологических наук. Гораздо меньший интерес вызывают дополнительные знания в области социальных и педагогических наук. Отсутствие необходимого объема знаний, по мнению самих
сотрудников уголовно-исполнительной системы, является одной из причин низкой эффективности их деятельности.
Все сотрудники, принявшие участие в исследовании, считают необходимым развивать свою профессиональную компетентность. На вопрос: «В какой форме предпочли бы повышать свой профессиональный уровень» 94% респондентов отметили участие в курсах повышения квалификации и переподготовки, использование в практической деятельности учебно-методических пособий - 60%, 50% - поучаствовали бы в работе научных и научно-методических семинаров, конференций, 27,7% - выразили желание пройти стажировку в других подразделениях.
Таким образом, отмечено, что значительное количество сотрудников пенитенциарных учреждений в нравственно-эстетическом направлении воспитательной работы с осужденными ориентированы и заинтересованы в использовании для этого средств искусства. Вместе с тем, они не видят взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания, поэтому используют средства искусства эпизодически, от случая к случаю, только для организации полезного досуга осужденных, не задумываясь о выстраивании системы нравственно-эстетического развития осужденных с целью их исправления.
Проведенное исследование выявило, что, с одной стороны, большинство сотрудников уголовно-исполнительной системы испытывают потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации воспитательного процесса, проявляют за-
интересованность в результативности своей работы; с другой - они сами отмечают отсутствие необходимой подготовки и недостаток в научно-методическом обеспечении данного направления. Таким образом, полученные результаты еще раз подтвердили актуальность проводимого исследования и необходимость разработки педагогического инструментария по исправлению осужденных в процессе нравственно-эстетического развития.
Таким образом, эффективность исправительного процесса пенитенциарных учреждений определяющим образом зависит от уровня профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы в художественно-творческой области, культурно-эстетического развития самих организаторов воспитательного процесса, глубоко сознающих значение искусства в воспитательной работе с осужденными.
Литература
1. Бочаров В. М. Система формирования социальной компетенции специалиста органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки: Автореф...дисс. доктора пед. наук. - Ставрополь, 2005. С. 20.
2. Даниличева Т. П. Психологическое сопровождение сотрудников УИС: Автореф.дисс. канд. псих. наук. Шуя, 2005. С. 3.
3. Коновалова Т. Ю., Дергачев В. Ф. Социальнопсихологическая компетентность руководителя органов внутренних дел: Лекция. Домодедово: ВИПК МВД России, 2002.
4. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Торсинг, 2004.
5. Эстетическое воспитание в вузе: Межвузовский сборник / Под ред. Г. П. Выжлецова. Л.: ЛГУ, 1990. С. 39.