2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 197
УДК 347.471.33
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ
Ю.М. ЧИНЮЧИН, В.П. БЕРЛЕВ, Д.К. ГОРБУНОВА
Анализируются основные международные требования к системе подготовки авиационных специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов с учетом развития мировой гражданской авиации.
Ключевые слова: авиаспециалисты, система обучения, международные требования, национальные стандарты, гармонизация требований.
Согласно статистике Международной ассоциации воздушного транспорта (1АТА), каждый год наблюдается прирост пассажиропотока и перевозок грузов авиационным коммерческим транспортом. Так, в период с марта 2012 г. по март 2013 г. мировой прирост объема авиаперевозок, выраженный в пассажиро-километрах, составил 5,9 % [1]. Наблюдающееся активное развитие мировой гражданской авиации требует наличия высококвалифицированных профессиональных кадров, вовлечённых во все процессы конструирования, производства и эксплуатации воздушных судов, в том числе, их технического обслуживания.
Основой высокого уровня профессионализма, необходимого для осуществления авиационной деятельности в современных условиях, является качественная первоначальная подготовка специалистов, учитывающая быстроизменяющиеся тенденции развития гражданской авиации. Рассмотрим соответствующие международные требования, действующие в настоящее время.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО), созданная в 1944 г. и объединяющая сегодня 191 страну, включая Россию, разрабатывает и утверждает основополагающие требования в области гражданской авиации, которым страны-члены ИКАО обязаны следовать при разработке национальных стандартов. Однако стоит отметить, что государственные органы при этом не должны строго ограничиваться требованиями ИКАО, а должны учитывать все сопутствующие факторы, включая те, которые характерны для той или иной страны.
Данный факт подчеркивается в «Руководстве по обучению. Часть D-1. Техническое обслуживание воздушных судов (техник/инженер/механик)», где говорится о том, что в нем «...изложены требования к обучению, которые, однако не являются всеохватывающими, и представляют собой рекомендуемые минимальные требования, используемые при подготовке персонала к техническому обслуживанию воздушных судов» [2]. Данный документ представляет собой базис, следуя которому каждая страна, являющаяся действующим членом ИКАО, обязана разработать и принять правила подготовки инженерно-технического персонала, а после этого строго следовать им.
Рассмотрим основные положения, принятые ИКАО в отношении подготовки специалистов, осуществляющих техническое обслуживание (ТО) воздушных судов (ВС).
Исходя из сложности и объёма задач, решаемых авиационными техническими специалистами, процесс их подготовки рекомендуется разбить на 3 этапа:
Этап 1. Знания. Данный этап включает базовую подготовку, после прохождения которой слушатель должен иметь необходимые исходные знания для перехода ко второму этапу подготовки.
Этап 2. Умения. Данный этап включает общую практическую подготовку по процедурам ТО, необходимым для освоения основных навыков до начала работ на действующем парке ВС.
Этап 3. Опыт. Данный этап включает практическую подготовку по выполнению работ непосредственно на рабочих местах, на конкретных типах авиационной техники и видах оборудования.
В свою очередь, теоретическую подготовку подразделяют на составляющие элементы, которые можно объединить в 4 группы (рис. 1): изучение авиационного законодательства; изучение конструкции и технического обслуживания воздушных судов; изучение естественных наук; анализ возможностей человека.
Рис. 1. Компоненты Программы теоретической подготовки специалистов по ТО ВС
В зависимости от рода деятельности (например, оперативное ТО) и специализации базовые дисциплины изучаются будущими техниками и инженерами в разном объёме. Для градации глубины изучения предмета приняты коды с 1 по 3 (табл. 1) по мере возрастания объёма изучаемых дисциплин.
Любопытно отметить, что разделение на три уровня глубины изучения предметов пересекается с теорией инженерного творчества, разработанной в начале XX века российским учёным П.К. Энгельмейером (1855-1942). Ученый выделил три этапа, или три акта, сопутствующих любому процессу изобретения: появление замысла; выработка плана реализации замысла; практическое воплощение изобретения согласно намеченному плану.
Будучи по профессии инженером, П.К. Энгельмейер рассматривает, в первую очередь, инженерное творчество, при этом механизм такого вида творчества представляет собой, во-первых, появление замысла - выработку основного принципа работы будущего изобретения или открытия, во-вторых, выработку плана-схемы или чертежа осуществления данного замысла, в-третьих, конструктивное исполнение изобретения. Данная теория, созданная, в первую очередь, в качестве базиса для патентоведения, получила широкое распространение и в других областях науки и техники, в том числе её с успехом можно перенести и на образовательную сферу.
92
Ю.М. Чинючин, В.П. Берлев, Д.К. Горбунова
Таблица 1
Коды, обозначающие глубину изучения дисциплин
Код (этап) Уровень способностей/требований
1 Означает базовое понимание предмета. От слушателей ожидается понимание предмета на начальном уровне, но не способность применять его на практике
2 Означает понимание предмета и способность (если это применимо) применять его на практике с помощью справочного материала и инструкций
3 Означает хорошее понимание предмета и способность применять его с той оперативностью, точностью и осмотрительностью, которых требуют конкретные обстоятельства
Выделив три этапа творческого процесса, проведём аналогию по отношению к содержанию учебных программ. Действительно, в зависимости от необходимых в практической деятельности знаний, можно каждый технический учебный предмет или его составляющую разделить на три уровня и преподавать их в зависимости от специальности и рода деятельности.
Данная концепция, как отмечалось ранее, лежит в основе законодательства ИКАО.
Идентичный подход применяется и в Европейском авиационном законодательстве по подготовке инженерно-технического персонала, изложенном в приложении 3 (Part-66) к Решению Европейской комиссии 2042/2003 от 20 ноября 2003 г.
Законодательство Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), изложенное в Part-66, в частности включает в себя требования по базовому образованию, которое состоит из 17 дисциплин (модулей), изучаемых в зависимости от специализации и рода деятельности. При этом каждая дисциплина делится, в свою очередь, на подразделы. Содержание каждого подраздела распределено на три уровня, а именно: уровень 1 - общее знакомство с принципиальными основами изучаемого предмета; уровень 2 - общее знание теоретических и практических аспектов; уровень 3 - детальное знание теоретической и практической части предмета (п. 1 приложения I к требованиям Part-66) [4].
Набор предметов предопределён упомянутыми выше рекомендациями ИКАО и состоит из: авиационного законодательства (модуль 10); предметов по конструированию и техническому обслуживанию ВС (авиационные материалы - модуль 6, стандартные операции по ТО - модуль 7 и т.д.); естественных наук (математика - модуль 1, физика - модуль 2, основы электричества -модуль 3 и т.д.); возможностей человека (аспекты человеческого фактора - модуль 9).
В приложении к требованиям Part-66 приведены данные, отображающие необходимый уровень подготовки авиационного техника/инженера по каждому предмету и его подразделам в зависимости от специализации и типа ВС (самолеты/вертолёты с различными типами двигателей). Например, дисциплина «Цифровая техника/Электронные приборные системы» (модуль 5), а именно её первый подраздел - «5.1. Электронные приборные системы» представляется в виде табл. 2.
Таблица 2
Пример распределения глубины изучения предметов по EASA - Part-66 (Module 5. Digital Techniques/Electronic Instrument Systems)
MODULE 5 LEVEL
A B1-1 B1-3 B1-2 B1-4 B2 B3
5.1. Electronic Instrument Systems Typical systems arrangements and cockpit layout of electronic instrument systems 1 2 2 3 1
Как видно из приведенной таблицы, инженеры категории «B2», работающие на авиационном и радиоэлектронном оборудовании, изучают данный подраздел по самому глубокому 3-му уровню, в то же время инженеры категории «B1», специализирующиеся на техническом обслуживании планера и двигателей - по 2-му уровню, наконец, техники категории «А», осуществляющие простое оперативное техническое обслуживание - по 1-му уровню, представляющему из себя общее знакомство с предметом.
Выводы
Таким образом, Европейское законодательство коррелирует с теми рекомендациями, которые разработаны и приняты Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
В нашей стране программы базовой подготовки авиационных специалистов разрабатываются на основе национальных образовательных стандартов и отраслевых требований, в свою очередь, учитывающих рекомендации ИКАО. Стоит отметить, что в последнее время наблюдается тенденция по гармонизации российских авиационных правил с Европейским законодательством, в основном, в связи с использованием авиакомпаниями России ВС иностранного производства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Http://www.iata.org.
2. Международная организация гражданской авиации. Doc. 7192, Руководство по обучению. - Ч. D-1. Техническое обслуживание воздушных судов (техник/инженер/механик). - 2-е изд. - 2003.
3. Энгельмейер П.К. Теория творчества / с предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. - изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
4. Commission Regulation (EC) No 2042/2003 of 20 November 2003 on the continuing airworthiness of aircraft and aeronautical products, parts and appliances, and on the approval of organisations and personnel involved in these tasks. - Brussels, 2003.
INTERNATIONAL MAINTENANCE PERSONNEL TRAINING REQUIREMENTS CHARACTERISTICS FOR RUSSIAN AIRLINES AIRCRAFT OPERATING
Chinyuchin Y.M., Berlev V. P., Gorbunova D.K.
The international maintenance personal training requirements are considered and analyzed with regards to continuous civil aviation worldwide growth.
Keywords: aircraft maintenance personnel, training system, international requirements, national standards, harmonization of requirements.
Сведения об авторах
Чинючин Юрий Михайлович, 1941 г.р., окончил КуАИ им. академика С.П. Королева (1965), профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 350 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности воздушных судов, анализ и синтез конструктивно-эксплуатационных свойств авиационной техники.
Берлев Владислав Павлович, 1983 г.р., окончил МГТУ ГА (2005), соискатель МГТУ ГА, автор 11 научных работ, область научных интересов - подготовка авиационных специалистов, философия науки и техники.
Горбунова Дарья Константиновна, окончила МГТУ ГА (2011), аспирантка МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация ЛА.