Научная статья на тему 'Инновационный учебный центр сохранения летной годности воздушных судов'

Инновационный учебный центр сохранения летной годности воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
524
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЕ СУДА / ЛЕТНАЯ ГОДНОСТЬ / АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / AIRCRAFT / AIRWORTHINESS / AERONAUTICAL PERSONNEL / TRAINING CENTRE / PROFESSIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Чинючин Юрий Михайлович

Рассмотрены рекомендации по формированию профессиональных программ обучения авиационного персонала по проблеме сохранения летной годности воздушных судов на базе учебного центра гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Чинючин Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TRAINING CENTRE FOR AIRCRAFT AIRWORTHINESS KEEPING

Recommendations for professional educational programs compilation for an aeronautical personnel training in a direction of aircraft airworthiness keeping problem are observed.

Текст научной работы на тему «Инновационный учебный центр сохранения летной годности воздушных судов»

УДК 629.735.017.83

ИННОВАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Ю.М. ЧИНЮЧИН

Рассмотрены рекомендации по формированию профессиональных программ обучения авиационного персонала по проблеме сохранения летной годности воздушных судов на базе учебного центра гражданской авиации.

Ключевые слова: воздушные суда, летная годность, авиационный персонал, учебный центр, профессиональные программы.

Общие положения

В настоящее время исключительно актуальным стал вопрос о дальнейшем развитии отечественной правовой, нормативно-технической и методической базы в гражданской авиации России в части сохранения летной годности ВС как эксплуатируемых, так и вновь создаваемых. При решении данной проблемы требуются новые подходы, привлечение к работе подготовленных специалистов ряда организаций и предприятий. При этом необходимо более глубокое изучение, с целью возможного использования, основных положений, принципов и правил обеспечения и сохранения летной годности ВС, содержащихся в документах ИКАО, а также в документах Федеральной авиационной администрации США и объединенной администрации Европейских государств (БАБА).

Проблема сохранения летной годности ВС, играющая огромную роль в обеспечении безопасности полетов, имеет комплексный, разносторонний характер. Она требует объединения усилий авиационных властей, промышленности, науки, эксплуатантов и служб обеспечения эксплуатации ВС.

Специалистам, занятым этой проблемой, необходимо знать: основные сведения о нормировании летной годности ВС; общие требования к летной годности ВС в ожидаемых условиях эксплуатации; основные факторы сохранения летной годности ВС; принципы и основные положения системы сохранения летной годности; правила и процедуры государственного регулирования и контроля за сохранением летной годности ВС.

Необходимо также владеть умениями: применять современные методы обоснования эксплуатационно-технических требований к новым образцам авиационной техники; анализировать и оценивать конструктивно-эксплуатационные свойства ВС; оценивать эффективность применяемых программ и режимов ТОиР.

Проблема дополнительного обучения кадров для авиапредприятий в области сохранения летной годности ВС на сегодняшний день является весьма актуальной и требует решения следующих задач:

- разработки профессиональных программ, направленных на освоение модифицированных методов и средств поддержания летной годности ВС;

- внедрения образовательных профессиональных программ в систему повышения квалификации на основе организации системы дополнительного обучения кадров для авиапредприятий.

Главными целями разработки профессиональных программ и преподавания дисциплин по проблемам сохранения летной годности ВС являются:

1) получение специалистами необходимых знаний о содержании и путях решения основных задач сохранения летной годности гражданских ВС;

2) приобретение практических навыков и умений при решении научно-практических задач, связанных с нормированием летной годности ВС и совершенствованием системы сохранения их летной годности в процессе длительной эксплуатации.

Основными задачами изучения дисциплин является приобретение необходимого комплекса знаний и умений, а именно:

1) иметь представление об ИКАО, задачах и структуре ведомства - Гражданской авиации, задачах и структуре инженерного и инспекционного отделов ГА, порядке сертификации типа ВС, экземпляра ВС, Эксплуатанта и Организации по ТОиР ВС;

2) знать основные сведения о нормировании летной годности ВС; содержание основных положений норм летной годности; общие требования к летной годности ВС в ожидаемых условиях эксплуатации; основные факторы сохранения летной годности ВС; эксплуатационные факторы ожидаемых условий эксплуатации; принципы и основные положения системы сохранения летной годности; правила и процедуры государственного регулирования и контроля за сохранением летной годности ВС;

3) уметь анализировать эффективность процессов технической эксплуатации и эксплуатационную надежность ВС; анализировать и оценивать конструктивно-эксплуатационные свойства ВС; рассчитывать показатели летной годности ВС; разрабатывать предложения по корректировке программ ТОиР ВС; вести рекламационно-претензионную работу по авиационной технике; разрабатывать планы-графики отхода ВС на техническое обслуживание, в ремонт, на доработки; применять действующую руководящую, типовую и пономерную документацию;

4) иметь навыки по обобщению опыта ведения работ по сохранению летной годности ВС; обобщению конструктивно-производственных и эксплуатационных недостатков ВС и разработке соответствующих мероприятий; ведению рекламационно-претензионной работы; разработке планов-графиков отхода ВС на ТО, в ремонт и на доработки; ведению текущей производственно-технической документации.

Содержание профессиональной программы

Вводная часть. Основные понятия, термины и определения. Содержание дисциплины, связь с другими учебными дисциплинами. Сохранение летной годности - составная часть технической эксплуатации ВС. Место и роль летной годности ВС в проблеме обеспечения безопасности полетов. Социальная роль авиационного специалиста по ТЭ ВС в решении задач обеспечения безопасности полетов.

Раздел 1. Общие требования к летной годности ВС в ожидаемых условиях эксплуатации. Основные принципы и правила обеспечения и сохранения летной годности ВС. Характеристика общих требований к летной годности ВС. Основные принципы и правила обеспечения и сохранения летной годности ВС. Основные мероприятия по сохранению летной годности. Механизм управления процессами сохранения летной годности ВС. Требования к нравственному и патриотическому воспитанию персонала ИАС ГА.

Требования к конструкции планера, силовых установок и функциональных систем ВС. Требования к эксплуатационной прочности конструкции ВС. Требования к силовой установке. Требования к конструкции планера и функциональным системам ВС.

Ожидаемые условия эксплуатации ВС. Параметры состояния и воздействия на ВС внешней среды. Эксплуатационные факторы ожидаемых условий эксплуатации. Виды обеспечения полетов ВС, влияющих на уровень безопасности полетов.

Основные сведения о нормировании летной годности ВС. Развитие нормирования летной годности ВС. Структура норм летной годности (авиационных правил). Содержание основных положений норм летной годности ВС. Основные положения и типовые правила ИКАО.

Раздел 2. Факторы сохранения летной годности ВС. Сохранение целостности конструкции по условиям прочности. Понятие целостности конструкции. Основные мероприятия по сохра-

нению целостности конструкции планера по условиям прочности. Контроль и оценка коррозионного состояния конструкции. Контроль технического состояния критических мест и опасных зон конструкции планера. Фотодокументирование информации о техническом состоянии конструкции, порядок выполнения доработок по бюллетеням промышленности.

Эксплуатационная живучесть конструкции. Принципы обеспечения безопасности эксплуатации ВС по условиям прочности. Схемы нагружения конструкции при разных принципах проектирования. Классификация элементов конструкции. Интервалы проверок элементов конструкции планера. Регламентированные повреждения элементов конструкции.

Ресурсы и сроки службы ВС, порядок их продления. Нормативные требования к ресурсам и срокам службы АТ. Состояние нормативной базы и особенности терминологии. Задачи обеспечения ресурсов и сроков службы АТ. Анализ возрастного состава и ресурсного состояния парка ВС. Процедуры индивидуального продления ресурсов и сроков службы ВС. Организация продления ресурсов и сроков службы двигателей. Порядок продления ресурсов и сроков службы комплектующих изделий АТ.

Человеческий фактор при техническом обслуживании ВС. Современные проблемы технического обслуживания авиационной техники и требования к авиационному персоналу, занятому техническим обслуживанием ВС. Модели, применяемые в ИКАО для изучения проблем, связанных с человеческим фактором. Ошибки человека при ТО ВС. Информационный обмен и связь. Подготовка технического персонала для обслуживания ВС. Пути предотвращения ошибок персонала. Аспекты воспитательной деятельности современного инженера в системе ТЭ ВС.

Система качества в организациях по ТОиР как фактор сохранения летной годности ВС. Основные положения и принципы системы качества. Политика в области качества. Руководство по качеству ТОиР. Структура и функции системы качества. Виды контроля качества. Процедуры системы контроля качества. Документация системы качества в Организациях по ТОиР. Основные требования воспитательного характера, предъявляемые к авиационному специалисту в рамках системы качества.

Система управления безопасностью полетов при техническом обслуживании ВС.

Общие положения безопасности при ТО ВС. Управление безопасностью при ТО ВС. Корпоративный подход к обеспечению безопасности. Организация работы с документацией и архивами. Распределение ресурсов при управлении безопасностью при ТО ВС. Культура безопасности. Основные средства управления безопасностью при ТО ВС. Контроль за обеспечением безопасности и оценка программ. Борьба с несоблюдением процедур при ТО ВС. Пособие для принятия решений по недопущению ошибок при техническом обслуживании.

Раздел 3. Система сохранения летной годности ВС. Структура системы сохранения летной годности ВС и характеристика ее компонентов. Основные положения системы сохранения летной годности ВС. Структура и функции системы сохранения летной годности ВС. Характеристика основных компонентов системы.

Нормативно-техническая и методическая документация по сохранению летной годности ВС. Общая характеристика действующей документации. Основные документы ИКАО в сфере сохранения летной годности ВС. Основные положения Воздушного кодекса РФ, касающиеся сохранения летной годности ВС. Документы ГА по сохранению летной годности ВС.

Материально-техническое обеспечение и проверка аутентичности компонентов ВС. Характеристика системы материально-технического обеспечения Организаций по ТОиР. Требования к материально-техническому обеспечению. Определение потребности в запасных частях и обеспечение своевременных заказов и поставок. Требования к Организациям-поставщикам. Показатели аутентичности компонентов ВС. Утвержденные и неутвержденные компоненты. Нормативно-технические документы в области проверки аутентичности компонентов ВС. Проверка аутентичности компонентов ВС.

Информационное обеспечение сохранения летной годности ВС. Классификация информации о летной годности ВС. Нормативная база информационного обеспечения сохранения лет-

ной годности ВС. Информационные технологии и информационно-управляющие системы. Организация сбора и обработки информации о надежности. Организация работ по сбору, обработке и анализу полетной информации. Перспективные информационные технологии.

Раздел 4. Государственное регулирование и контроль за сохранением летной годности ВС. Государственная политика в области обеспечения и сохранения летной годности с учетом требований стандартов ИКАО. Основные задачи госрегулирования и контроля. Задачи и функции полномочных Органов (Авиационных администраций) по государственному регулированию и контролю за летной годностью ВС.

Сертификация Эксплуатантов и Организаций по ТОиР АТ. Требования нормативных документов, порядок и процедуры сертификации Эксплуатантов. Требования, порядок и процедуры сертификации Организаций по ТОиР.

Сертификация экземпляра ВС. Требования, порядок и процедуры сертификации экземпляра ВС. Порядок выдачи и продления Сертификата летной годности экземпляра ВС.

Рекомендуемые электронные учебные материалы

1. \\uni022\avia-media - Министерство транспорта России. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Бюллетень Центральной нормативно- методической библиотеки по поддержанию летной годности воздушных судов на базе компьютерных технологий:

- серия «Эталон» - электронная база данных фонда эксплуатационной и нормативной документации по поддержанию летной годности ВС;

- серия «Норма» - электронная база данных нормативно-методических документов по поддержанию летной годности ВС;

- серия «Стандарты» - электронная база данных стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА, и нормативно-методических документов по стандартизации;

- серия «Аэропорты» - электронная база данных основных нормативно-методических документов по аэропортовой деятельности в гражданской авиации;

- серия «ГСМ» - электронная база данных основных нормативно-методических документов по организации работ топливно-заправочных комплексов ГА;

- серия «Пилот» - электронная база данных нормативно-методических документов по летной деятельности эксплуатантов ВС.

2. http://www.mintrans.ru/ - Министерство транспорта РФ.

3. http://www.avia.ru/ - Российский авиационно-космический портал.

4. http://www.mak.ru/ - Межгосударственный авиационный комитет.

5. http://www.icao.com./ - Международная организация гражданской авиации.

Заключение

1. Рассмотрены вопросы по обоснованию и разработке рекомендаций по организации дополнительного обучения авиаспециалистов в области поддержания летной годности воздушных судов на базе Инновационного центра ГА - «Сохранение летной годности воздушных судов».

2. Рассмотрены вопросы по обоснованию и разработке профессиональной программы обучения авиаспециалистов в области поддержания летной годности гражданских воздушных судов отечественного и иностранного производства, эксплуатируемых в России и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М., Тарасов С.П. Сохранение летной годности воздушных судов: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2004.

2. Поддержание летной годности - основа безопасной эксплуатации ВС / под ред. М.С. Громова, Г.Я. Полтаранина, В.С. Шапкина. - М.: ГосНИИ ГА, 2002.

3. Чинючин Ю.М., Смирнов Н.Н. Сертификация и лицензирование в ГА. Сертификация объектов технической эксплуатации воздушных судов: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2009.

4. ЧинючинЮ.М., Тарасов С.П. Нормативная база технической эксплуатации и сохранения летной годности воздушных судов: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2003.

5. Ицкович А.А., Чинючин Ю.М., Смирнов Н.Н., Файнбург И.А. Управление качеством процессов технической эксплуатации авиационной техники: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2011.

INNOVATIVE TRAINING CENTRE FOR AIRCRAFT AIRWORTHINESS KEEPING

Chinyuchin Yu. M.

Recommendations for professional educational programs compilation for an aeronautical personnel training in a direction of aircraft airworthiness keeping problem are observed.

Key words: aircraft, airworthiness, aeronautical personnel, training centre, professional programs.

Сведения об авторе

Чинючин Юрий Михайлович, 1941 г.р., окончил КуАИ (1965), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 300 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности воздушных судов, повышение эксплуатационно-технических свойств авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.