УДК 131.101© О.Ю. Воронков
О.Ю. Воронков
ГУМАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ КАК ПУТЬ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Экономическая эффективность производственной деятельности во многом зависит от себестоимости предоставляемых услуг. Снижение себестоимости транспортных услуг можно достичь за счет снижения затрат на составляющие элементы себестоимости путем обеспечения условий труда водительского состава организаций. Одним из путей улучшения условий труда и повышения экономической эффективности производства предлагается проведение гуманизации условий труда водительского состава организаций.
Ключевые слова: себестоимость, экономическая эффективность, безопасность, водительский состав, условия труда, вредные факторы.
Автомобильный транспорт является отраслью экономики, объединяющей организации и граждан, осуществляющих с использованием автотранспортных средств, соответствующего оборудования и инфраструктуры автотранспортную деятельность, а также органы, упол-
номоченные осуществлять управление авто
транспортной деятельностью.
Автомобильный транспорт играет важную роль в процессе общественного производства, так как обязательным элементом его является перевозка пассажиров, сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Главная цель деятельности любого автотранспортного предприятия - оказание услуг установленного объема и качества в определенные сроки. Объемы производимых услуг, масштабы производства, а соответственно и прибыль автотранспортных предприятий зависят не только от потребительского спроса на данный вид услуг, но и от уровня экономической эффективности производственной деятельности.
Экономическая эффективность характеризуется такой экономической категорией, как прибыль (П), образуемой за счет разницы между ценой услуги (Ц) и себестоимостью выполненных работ (С).
П = Ц - С
Экономическая эффективность использования автотранспортных средств находится в прямой зависимости от себестоимости выполненных работ.
В процессе хозяйственной деятельности предприятий различные издержки принимают форму себестоимости, т. е. денежных затрат, которые необходимы для возмещения износа основных средств, потребленных оборотных средств и расходов на оплату труда трудовому персоналу, выплату компенсаций работникам за причиненный ущерб здоровью, для организации и управления производством, процессом реализации продукции и т. д.
Себестоимость является стоимостной категорией, которая в денежной форме выражает издержки на производство и реализацию продукции, что составляет часть стоимости продукции.
Себестоимость складывается из затрат, в состав которых, в частности, включаются:
- затраты труда, средств и предметов труда (на подготовку и освоение производства; производство продукции; изобретательство и рационализацию; обеспечение безопасных и комфортных условий труда; подготовку и переподготовку кадров; управление производством и т. д.);
- затраты, связанные со сбытом, упаковкой, хранением, транспортировкой, погрузкой, разгрузкой;
- непроизводственные расходы, не связанные с производством и реализацией продукции, но их возмещение путем включения в себестоимость продукции необходимо в интересах обеспечения простого воспроизводства для отдельных предприятий;
- потери от брака, простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, пособия в результате потери трудоспособности из-за производственных травм и т. п.
Что касается себестоимости автотранспортных перевозок, то она представляет собой экономический показатель, отражающий все затраты предприятия, связанные с процессом перевозки. Себестоимость продукции включает в себя затраты материальных и трудовых ресурсов, основных фондов и другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием автотранспортного производства.
Себестоимость перевозок как показатель имеет большое значение при оценке автотранспортной деятельности, так как оказывает влияние на финансовое состояние перевозчика. По различным составляющим себестоимости можно судить об эффективности использования ресурсов и качестве организации труда персонала на предприятии. Управляя уровнем себестоимости перевозочных услуг, можно влиять на количество денежных средств, получаемых в качестве прибыли предприятием.
Все затраты, образующие себестоимость (С) перевозок автомобильным транспортом, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим статьям калькуляции:
1) затраты на оплату труда (Сот);
2) отчисления на социальные нужды (Ссн);
3) материальные затраты (Смз);
4) амортизация основных фондов (Са);
5) прочие затраты (Сш).
С = С +С +С +С +С
с Сот 1 Ссн 1 Смз 1 Са 1 Спз
Очевидно, что общее суммарное значение себестоимости услуг автотранспорта должно стремиться к минимуму с целью повышения экономической эффективности производства.
Для достижения данной цели есть смысл обозначить возможные направления деятельности руководства и персонала организаций.
Определение данных направлений требует более конкретного рассмотрения составляющих элементов калькуляционных статей.
Элемент «затраты на оплату труда» составляют:
- все виды заработной платы водителей, надбавки и доплаты за работу в сверхурочное время, за совмещение профессий и т.д., премии, дополнительная заработная плата и выплаты, установленные в зависимости от значения районного коэффициента и пр.;
- выплаты стимулирующего характера: премии за достигнутые результаты в труде, в том числе вознаграждения по итогам работы за определенный период, надбавки к тарифным ставкам и окладам, выплаты, установленные в зависимости от значения районного коэффициента и т.д.;
- выплаты компенсирующего характера, зависящие от режимов работы и условий труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, работу в тяжелых и вредных условиях труда и т.п.;
- выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, за неотработанное время (оплата очередных, дополнительных и учебных отпусков, вознаграждения за выслугу лет, оплата вынужденных прогулов и др. случаев, предусмотренных законодательством).
Отчисления на социальные нужды - это отчисления предприятий в государственные социальные внебюджетные фонды Российской Федерации ( пенсионный фонд , фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования).
Обязательные отчисления в данных случаях производятся по установленным законодательно нормативам отчислений в процентах от затрат на оплату труда.
Амортизация основных фондов - это перенесение стоимости снашиваемых при эксплуатации основных средств на осуществляемые автотранспортным предприятием услуги в виде амортизационных отчислений, с целью образования специального амортизационного фонда денежных средств для последующего полного восстановления основных фондов.
Элемент сметы затрат «материальные затраты» отражает стоимость следующих составляющих:
- покупных материалов, используемых при производстве услуг, а также запасных частей для ремонта оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, комплектующих изделий и других средств труда;
- работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и хозяйствами данного предприятия;
- покупной энергии всех видов (электрической, тепловой и др.), расходуемой на нужды предприятия.
По элементу «прочие затраты» сметы затрат на производство услуг отражают:
- налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды, выплата процентов по полученным кредитам и другие обязательные отчисления;
- платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
- оплата услуг сторонних организаций, арендная плата;
- затраты на обучение и профессиональную переподготовку сотрудников в специализированных организациях, на гарантийный ремонт и обслуживание;
- другие затраты, не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Одним из путей снижения себестоимости можно назвать гуманизацию условий труда водительского состава организаций [2].
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника [1].
От условий труда зависят производительность труда, уровень качества трудовой жизни работника, его здоровье и продолжительность жизни.
Условия труда характеризуют следующие факторы:
- социально-производственные (организация труда и технологий);
- социально-экономические (продолжительность рабочей смены, размер заработной платы, гарантии и компенсации);
- социокультурные (культура труда, способы восстановления работоспособности, методы воспроизводства рабочей силы);
- социально-гигиенические (производственный быт, обеспечение безопасности работ, комфортность труда, уровень нервно-психического и физического напряжения);
- социально-психологические (межличностные отношения, психологический микроклимат в трудовом коллективе).
Воздействуя на данные факторы, можно влиять на составляющие элементы себестоимости, а в конеч-
ном итоге на общую себестоимость транспортных услуг.
Гуманизация условий труда водительского состава представляет собой комплекс мероприятий технического и организационного характеров, направленных на повышение качества трудовой жизни и обеспечение безопасности трудового процесса. Данная процедура подразумевает осуществление комплексного подхода к решению социально-трудовых проблем обеспечения безопасных условий труда водителей транспортных средств. Обозначив условия труда водителей, как некую систему, состоящую из факторов (физических, химических, биологических, психофизиологических, социальных и др.) внешней среды окружающей работника, подразумевается, что при проведении исследований будет осуществлён всесторонний охват этой системы с тщательным исследованием всех её элементов. Что даст возможность организовать труд водителей особым образом, снизив при этом напряженность физических и психических процессов организма человека, повысив уровень безопасности его труда. Посредством проведения тщательного исследования условий труда и реализации, разработанных по результатам исследования мероприятий, гуманизация позволит облегчить труд работников, сняв излишнюю нагрузку на организм и тем самым сохранив резервы организма для повышения производительности и достижения максимальных результатов трудовой деятельности. Что, в свою очередь, позволит в значительной степени снизить такие составляющие элементы себестоимости, как затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
Данное утверждение подтверждается рядом объективных и неоспоримых данных.
Например, путем устранения или снижения влияния вредных производственных факторов (шума, вибрации, химических веществ и т. п.) обеспечивается снижение риска возникновения профессиональных заболеваний, а следовательно, и уменьшение объема: доплат за работу во вредных условиях труда, страховых выплат при доказательстве связи заболевания с профессиональной деятельностью (единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат) застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случаи его смерти; пособий по временной нетрудоспособности, а также дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного.
Обеспечение соответствующей теоретической и практической подготовки водителей позволит максимально снизить опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине некомпетентного неопытного экипажа транспортного средства. В данном случае экономия финансовых средств произойдет за счет снижения объема затрат на возмещение морального и материального ущерба пострадавшим.
Примером мероприятия технического характера может служить адаптация автомобилей и спецтехники к условиям Арктики. Принципиальные отличия техники «арктического исполнения» должны заключаться в обеспечении высоких показателей, как систем жизнеобеспечения автомобиля, так и систем жизнеобеспечения водительского состава и пассажиров. Модернизация оборудования автомобилей и машин специального назначения заключается в доосна-щении их путем установки необходимых агрегатов, компонентов, систем на серийно выпускаемые модели. Таковыми системами могут являться подогреватели различных конструкций, предназначенные для подогрева охлаждающей жидкости, топливного фильтра, картера ДВС, аккумуляторной батареи и т.п.. Данное нововведение позволит сэкономить время и обеспечит гарантированный запуск двигателя, предотвратит аварийные ситуации, связанные с эксплуатацией техники при экстремально низких температурах на неосвоенных территориях. Снижение себестоимости в данном случае произойдет за счет экономии финансовых средств, которые могли быть направлены на покрытие издержек, связанных с потенциально возможными аварийными ситуациями.
Примерами организационных мероприятий также могут служить:
- разработка режимов труда и отдыха, обеспечивающих минимизацию физических и психологических нагрузок с учетом: преобладающих метеорологических условий; степени фотопериодизма (в отношении реакции организма человека на смену полярных дней и ночей); степени солнечной активности и напряжения геомагнитного поля планеты (в различное время суток, года в отношении влияния на организм человека); продолжительности рабочей смены, наличия разрывного графика работы, работы в ночную смену и т. п.;
- выбор оптимального маршрута с учетом таких факторов, как: тип и состояние дорожного покрытия; пересеченность, рельеф местности; монотонность ландшафта; преобладание условий видимо -сти при управлении транспортным средством; ценность, точность соблюдения сроков доставки и степень опасности грузов, совмещения обязанностей и др.;
- установка промежуточных пунктов обогрева и технического обслуживания, эвакуаторов с учетом расстояний до предполагаемых мест аварий;
- обеспечение бесперебойной, высоконадёжной и постоянной беспроводной связи на протяжении всего маршрута;
- решение вопросов оперативной доставки медицинского персонала на место аварии для оказания экстренной медицинской помощи и вопросов транспортировки пострадавших в лечебные учреждения в случаях необходимости и др.
Данные мероприятия позволят сэкономить время доставки грузов и пассажиров, снизить риск дол-
говременного простоя вследствие аварийной остановки техники, даст возможность вовремя среагировать и не допустить обморожений и гибели личного состава организации в холодный период. Следовательно, будут снижены потенциальные затраты, связанные с компенсацией за простой техники и утратой здоровья пострадавших.
Гуманизация условий труда затрагивает не только вопросы, связанные с устранением воздействия вредностей (опасностей) на работника во время осуществления им трудовой деятельности, но и вопросы, связанные с профилактикой и ликвидацией последствий негативного воздействия окружающей
среды (производственной, природной, социальной и др.).
Гуманизация условий труда в данном случае выступает как фактор, способный оказывать влияние на решение социально-трудовых проблем путем разработки и реализации мероприятий по снижению воздействия физических и психологических нагрузок на организм человека, обеспечению безопасности труда, направленных на сохранение внутреннего потенциала человека (физического, творческого, интеллектуального и др.) и последующее использование данного потенциала в целях снижения себестоимости транспортных услуг и достижения необходимого социально-экономического эффекта деятельности организации [3].
Библиографический список
1. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, ст. 209 // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Воронков, О.Ю. Гуманизация условий труда как путь решения социально-трудовых проблем водительского состава предприятий северных регионов России [Текст] / О.Ю. Воронков // Социально-экономические и правовые системы: современные видение: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 2 марта 2016 г.) / СИБИТ; Северо-Казахстан. гос. ун-т им. М. Козыбаева; - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. - С. 273-277.
3. Воронков О.Ю. Социально-трудовые проблемы водителей транспортных средств предприятий Северного региона [Текст] / О.Ю. Воронков // Россия молодая: передовые технологии - в промышленность: материалы VI всеросс. науч. техн. конф. с междунар. участием. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. - № 3. - С. 124-126.
References
1.Voronkov . O.Y. The humanization of working conditions as a way to solve the social and labor problems of drivers enterprises northern regions Russia [Socio-economic and legal systems: Contemporary Vision: Materials Intern. scientific-practical. Conf. (Omsk, 2 March 2016.) / Cbits; North-Kazakhstan. state. Univ them. M. Kozybaev] Omsk: Publishing House of the Omsk State Technical University, 2016, p. 273-277.
2. Labour Code of the Russian Federation from 30.12.2001g. №197-FZ, art. 209 // Legal reference and information system "Garant".
3. Voronkov O.Y. Social and labor issues for drivers of vehicles enterprises Northern Region [Young Russia: advanced technology - in the industry: the VI All-Russia. scientific. tehn. Conf. with int. participation.] Omsk: Publishing House of the Omsk State Technical University, 2015, № 3, p.124-126.
MORE HUMANE CONDITIONS OF DRIVERS' AS A WAY TO REDUCE THE COST TRANSPORT SERVICES
Oleg. Y. Voronkov,
Associate Professor, Omsk State Technical University
Abstract. The economic efficiency of production depends on the cost of services provided. Reducing the cost of transport services can be achieved by reducing the cost of components of the cost of the elements by providing the working conditions of the drivers of organizations. One of the ways to improve working conditions and enhance the economic efficiency of proposed holding the humanization of working conditions of the drivers of organizations.
Keywords: costs, cost-effectiveness, safety, driving the composition, working conditions and hazards.
Сведения об авторе:
Воронков Олег Юрьевич - доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Омского государственного технического университета (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 29.08.2016.