Научная статья на тему 'Особенности формирования себестоимости транспортных услуг и отражения их в учете организации в сфере транспорта'

Особенности формирования себестоимости транспортных услуг и отражения их в учете организации в сфере транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2650
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ЗАТРАТЫ / ТРАНСПОРТ / КАЛЬКУЛЯЦИЯ / ПРОВОДКА / РЕГИСТРА / ДОКУМЕНТ / COST / COSTS / TRANSPORT / COSTING / CABLING / REGISTER / DOCUMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гелюта И. В.

Организация учета себестоимости услуг является важным управленческим аспектом оптимизации затрат. Затраты автотранспортных предприятий обладают спецификой отражения в учете, поскольку требуют особенного подхода в виду сложности и многообразия хозяйственных операций, участвующих при формировании себестоимости транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of formation of cost of transport services and their reflection in account of organization in transport sphere

The organization of accounting for the cost of services is an important management aspect of cost optimization. The costs of road transport enterprises have a specific reflection in accounting, since they require a special approach in view of the complexity and variety of economic transactions involved in the formation of the cost of transport services.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования себестоимости транспортных услуг и отражения их в учете организации в сфере транспорта»

Экономические науки

УДК 338.47

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ И ОТРАЖЕНИЯ ИХ В УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

И.В. Гелюта, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) (Москва, Россия), e-mail: [email protected]

Аннотация. Организация учета себестоимости услуг является важным управленческим аспектом оптимизации затрат. Затраты автотранспортных предприятий обладают спецификой отражения в учете, поскольку требуют особенного подхода в виду сложности и многообразия хозяйственных операций, участвующих при формировании себестоимости транспортных услуг.

Ключевые слова: себестоимость, затраты, транспорт, калькуляция, проводка, регистра, документ.

PECULIARITIES OF FORMATION OF COST OF TRANSPORT SERVICES AND THEIR REFLECTION IN ACCOUNT OF ORGANIZATION IN TRANSPORT SPHERE

Abstract. The organization of accounting for the cost of services is an important management aspect of cost optimization. The costs of road transport enterprises have a specific reflection in accounting, since they require a special approach in view of the complexity and variety of economic transactions involved in the formation of the cost of transport services.

Keywords: cost, costs, transport, costing, cabling, register, document.

Транспортные организации, которые самостоятельно устанавливают тарифы на свои услуги, используют для этого плановую себестоимость и определенный процент прибыли. По факту данные показатели могут отличаться - как в большую, так и в меньшую сторону, и задача бухгалтера - оптимизировать их. Для этого требуется информация о плановых и фактических показателях. От того, насколько объективно оценена себестоимость, во многом зависят расходная составляющая бюджета транспортного предприятия, эффективность использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. Если они используются неэкономно, то себестоимость увеличивается и, как следствие, уменьшается прибыль (в худшем случае она может даже превратиться в убыток).

На финансовый результат влияют не только расходы по обычным видам деятельности, но и прочие расходы. Проконтролировать и те и другие, когда они учитываются в совокупности, проблематично, поэтому затраты обычно делятся по объектам калькулирования. Это позволяет акцентировать внимание на наиболее важных отклонениях плановых значений от фактических и своевременно принимать решения, не допуская ухудшения положения предприятия (в том числе банкротства) в условиях финансовой нестабильности [7].

Перечислим затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств (рисунок 1):

Рисунок 1. Затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств.

В соответствии с инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на транспорте в составе материальных расходов учитываются затраты на топливо для автотранспортных средств в пределах норм, утвержденных Минтрансом. Сверхнормативные же расходы топлива, превышающие рассчитанные в соответствии с нормами значения, включаются в состав прочих расходов, не формирующих себестоимость оказываемых предприятием услуг

Эти нормы справедливы для предприятий с основными видами деятельности перевозки грузов (пассажиров).

Перерасход вызван техническими неисправностями автотранспорта, особыми условиями работы транспортных механизмов, использованием транспортных средств не по назначению. Перерасход топлива, произошедший по причине технической неисправности транспортных средств или в результате их работы в сложных дорожных и [4] климатических условиях, как вынужденные потери предусматривается в нормах расхода ГСМ либо относится на прочие затраты (сверх норм).

Если перерасход не обоснован и вызван использованием транспортных средств в личных целях, то такой перерасход относится на расчеты с работником, который компенсирует недостачу. [4]

При этом важно помнить, что расчеты по ГСМ могут проводиться как в наличном порядке (через подотчетное лицо), так и в безналичном порядке (оплата через банк). На оценку ГСМ и порядок списания выбор способа осуществления расчетов влияния не оказывает.

Состав расходов транспортной организации, регламентируемый 25 главой НК РФ приведен на рисунке 2.

Рисунок 2. Расходы на реализацию транспортных услуг [5].

Описанный подход (не по сущности, а по результатам) отвечает так называемому компонентному учету, предусмотренному международными методологами, когда из объекта выделяются компоненты.

В сфере эксплуатации автомобильного транспорта есть два вида страхования, один из которых предполагает страхование ответственности за причинение вреда владельцем ТС, а другой - страхование самого объекта повышенной опасности как имущества. В обоих случаях затраты на страхование являются текущими расходами. При этом, возникает вопрос, нужно их распределять на срок действия договора страхования или списать сразу. На этот вопрос нет однозначного ответа, есть аргументы в пользу обоих вариантов. Возможно применять счет учета расчетов (60 или 76) и постепенно списывать с него затраты на страхование в соответствующие текущие расходы (прямые или косвенные - счет 20 или 26).

Кроме того, к расходам по эксплуатации автотранспорта относятся расходы по оплате труда, транспортный налог, плата за загрязнение окружающей среды, и другие аналогичные расходы.

Принятый порядок списания расходов на страхование автотранспорта и ответственности автовладельца, а также порядок списания других затрат, в отношении которых есть варианты учета (например, на проведение капремонта), закрепляются в учетной политике организации.

Важно закрепить наиболее эффективный для транспортной организации метод отражения затрат в учете и списания их в уменьшение финансовых результатов, поскольку от этого зависит налоговая нагрузка и чистая прибыль компании. При этом часть предприятий организуют учет транспортных расходов в полном объеме, используя исключительно 20

счет «Основное производство», выделив к нему соответствующую систему субсчетов (расходы на грузовые перевозки, расходы на пассажирские перевозки и т.п.), а часть - используют фактические все предлагаемые планом счетов калькуляционные счета учета затрат. Выбор метода зависит от количества автомобилей в организации, их разнообразия, объема осуществляемых перевозок. Естественно, что более эффективной является максимально аналитичная система учета затрат, однако для этого требуется использование соответствующего программного обеспечения. В условиях малых предприятий это не всегда является целесообразным.

Таким образом, учет затрат по эксплуатации автотранспорта довольно сложный и трудоемкий процесс, требующий от бухгалтера знания нормативно-правовых актов в области бухгалтерского и налогового учета. Для более глубокого понимания особенностей отражения расходов в транспортной организации, целесообразным представляется исследование практического примера, который представим на примере ООО «Транссевер», расположенного в г. Ханты-Мансийск.

Синтетический учет расходов по эксплуатации пассажирского автотранспорта в ООО «Транссервис» организован на счете 20 «Основное производство».

По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства.

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи».

Величина расходов, связанных с реализацией по маршрутным пассажирским перевозкам и прочей деятельности, калькулируемая на отдельных субсчетах счета 20 «Основное производство»:

20-1 - «Коммерческие перевозки»;

20-2 - «Диагностика автомобилей»;

20-3 - «Заказные перевозки»;

20-4 - «Аренда для стоянки автомобилей».

При формировании расходов по видам деятельности обеспечена группировка следующих элементов: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие расходы.

Расходы, непосредственно связанные с реализацией услуг, отражающие на отдельных субсчетах счета 20 «Основное производство» в последующем списываются на отдельные субсчета счета 90 «Продажи»:

90-1 - «Коммерческие перевозки»;

90-2 - «Диагностика»;

90-3 - «Заказные перевозки»;

90-4 - «Аренда».

Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

На основании Главной книги ООО «Транссервис» рассмотрим корреспонденцию счетов по счету 20-1 «Коммерческие перевозки», оказание транспортных услуг на Восточно-Таркосалинском, Ханчейском, Стереховом и Добровольском месторождениях за 2016 г. (Таблица 1).

Таблица 1

Корреспонденция счетов по счету 20-1 «Коммерческие перевозки», оказание транспортных услуг на Восточно-Таркосалинском, Ханчейском, Стереховом и Добро_вольском месторождениях, за 2016 г._

Дт Кт Содержание Сумма, руб.

20-1 70 Путевой лист автобуса. Начислена заработная плата водителям автобуса. 9 928 526,72

20-1 69-1 Разработочная таблица. Начислены отчисления в фонды социального страхования и обеспечения 2 998 415,07

20-1 02 Ведомость начисления амортизации. Начислена амортизация по транспортным средствам. 1 894 291,98

20-1 10-5 Расшифровка по счету 10- 5 «Запасные части». Списаны запасные части. 1 244 147,34

20-1 10-3 Карточка учета ГСМ. Списание ГСМ. 5 989 084,23

20-1 97 Расшифровка по счету 10-5 «Автошины». Списаны автошины. 128 553,05

20-1 60 Акт о выполненных работах. Списана сумма по ремонту сторонними организациями. 554 119,36

20-1 26 Бухгалтерская справка. Списаны общехозяйственные расходы. 3 642 804,97

90-1 20-1 Списана фактическая себестоимость на финансовые результаты. 26 379 942,72

Приведем пример расчета некоторых статей:

1) Расчет потребности в основных материальных ресурсах

На основе расчета производственной программы по эксплуатации подвижного состава определяют потребность и затраты на топливо, смазочные материалы и шины. Общий годовой пробег автомобилей _общ=343 553,62 км в зимнее время _общ.з,км 1общ.з= 1обш/12 * Нз

где № -число месяцев эксплуатации в зимнее время. _общ.з=(343 553,62/12 ) *4 =114 517,87 км в летнее время _общ.л 1-общ.л= 1-общ- 1-общ.з

_общ.л=343 553,63 - 114 517,87=229 035,75 км

Средние нормы расхода топлива литров на 100 км пробега:

в летнее время НТл=37 л на 100км

в зимнее время НТз= НТл+ (Кз /100) * НТл = 42,55 л на 100 км

где Кз -коэффициент надбавки для зимних условий, %

Отоп.з= 48 727,35 л

Расходы топлива в летнее время

Qтоп.л=84 743,23 л

Расход топлива автомобиля на линии Qтоп., л: Отоп = Отоп.з+ Отоп.л Qтоп =133 470,58 л

Внутригаражный расход топлива Q топ.гар.л 0топ.гар=0,5% * Отоп

где 0,5% -норма расхода топлива на внутригаражные и технические нужды. Qтоп.гар = 667,35 л

Общая потребность в топливе Qтоп.общ. = 134 137,93 л Общие затраты на топливо Ст, руб. Ст = 33*134 137,93 = 4 426 551,69 руб. Расход моторного масла Qмм, л/100км Qмм= Qтоп/100 * Нмм,

где Нмм норма расхода моторного масла, л/100км. Qмм=1 341,38 * 2,9=3 890 л Затраты на моторное масло Смм, руб. Смм =210* 3 890=816 900 руб.

Трансмиссионное масло, консистентная смазка, керосин, обтирочные материалы, прочие материалы составляет 745 632,54

Всего затрат на смазочные и эксплуатационные материалы 5 989 084,23 руб.

2). Определение годового фонда заработной платы водителей

Фонд основной заработной платы водителей определяется с учетом систем и форм оплаты труда, устанавливаемых самостоятельно. Для водителей, работающих на повременной оплате, устанавливается доплата за классность до 15%.

Начисление заработной платы производиться исходя отработанного времени, квалификационного разряда, часовой тарифной ставки первого разряда, в качестве которой принимается размер прожиточного минимума, действующий в регионе.

Исходными данными для расчета фонда повременной заработной платы водителей Фпов зп являются автомобиле-часы в наряде Ач и часовые тарифные ставки водителей Сч (3-го класса).

Рассмотрим порядок расчета повременной оплаты труда, водителей 3 класса, с часовой тарифной ставкой 176,79 руб., исходя из того что время в наряде составляет 10 400 ч. Фповрзп = 10 400 * 176,79 руб. = 1 838 616 руб. Надбавка за классность водителям N^1., руб.: Nкл. = 1 838 616 * 15% = 275 792,4 руб.

Премии водителям Пр начисляются в процентах от повременной заработной платы, в среднем 20 %:

Пр=1 838 616 * 20% =367 723,2 руб.

А V • V V у-ч V I V V

Фонд основной заработной платы водителей 3 класса, с часовой тарифной ставкой 176,79 руб. с учетом доплат и надбавок составляет 2 482 131,6 руб.

Общий фонд заработной платы водителей, с учетом заработной платы за неотработанное оплачиваемое время, руб. Фобщ. = 9 928 526,72руб.

3) Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения производятся исходя из следующих ставок:

- Пенсионный фонд РФ - 22% - 2 184 275,88 руб.

- Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) - 2,9% - 287 927, 27 руб.

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 5,1% -506 354,86 руб.;

- Страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (класс 1) - 0,2% - 19 857, 05 руб.

Общая сумма = 2 998 415,07 руб.

4) Амортизация подвижного состава, срок полезного использования 7 лет, норма амортизационных отчислений на год 14,28%.

Ао = 13 265 350*14,28% = 1 894 291,98

При определении себестоимости 1 часа эксплуатации транспорта общую сумму затрат делят на выполненный объем работ, средняя себестоимость эксплуатации 1 часа автобуса на данном направлении составляет 711,82 руб.

Таким образом, после определения себестоимости одного часа транспортных работ -производится определение полной себестоимости выполненных работ и закрытие производственных и операционных счетов.

Каждый закрытый счет в дальнейших расчетах не используется, и на него не относят суммы калькуляционных разниц.

По данным отчетных калькуляций выявляют и списывают калькуляционные разницы по работам транспорта, после чего определяют финансовый результат транспортной компании.

Таким образом, организация учета себестоимости транспортных компаний достаточно специфична и требует не только определённых знаний бухгалтера, но и специализированного программного обеспечения. По итогам сформированной системы учета целесообразно определить эффективность применения закреплённых в учетной политике методов отражения затрат, что будет являться основанием для принятия решений по совершенствованию системы учета и выбора наиболее выгодных методов формирования себестоимости транспортных услуг и отражения их в учете организации.

Основными методами совершенствования организации учета в ООО «Транссевер» являются:

- создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей;

- выбор оптимального метода списания ТЗР;

- сближение методов бухгалтерского и налогового учета в списании фактической себестоимости материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Бухгалтерский управленческий учет в организациях транспорта : учеб.пособие / А. П. Михалкевич : [и др.]; и под ред. А. П. Михалкевича. Минск : БГЭУ, 2013. 177 с.

2. Дубовик И.И. Эксплуатация ТС // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. №6. С. 33-35.

3. Лебедева Н.В. Расходы на ремонт автомобиля // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. №3. С. 31-39.

4. Мальцева Т.А. Современные системы учета затрат и калькулирования себестоимости (на примере транспортных услуг) // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организации Материалы V международной научно-практической конференции. Тамбов: Тамбовский государственный универистет им. Г.Р. Державина. 2016. С. 111-119.

5. Налоговый кодекс РФ

6. Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от18 апреля 2013 г. № НА-37-р О введении в действие методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

7. Калинина Т.Б. Учет затрат и калькулирование себестоимости на автотранспортных предприятиях // Экономические науки. 2013. № 4 (101). С. 141-144.

References:

1. Buhgalterskij upravlencheskij uchet v organizacijah traporta : ucheb.posobie / A. P. Mihalkevich : [i dr.]; i pod red. A. P. Mihalkevicha. Minsk : BGJeU, 2013. 177 s.

2. Dubovik I.I. Jekspluatacija TS // Transportnye uslugi: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie. 2014. №6. S. 33-35.

3. Lebedeva N.V. Rashody na remont avtomobilja // Predprijatija obshhestvennogo pi-tanija: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie. 2013. №3. S. 31-39.

4. Mal'ceva T.A. Sovremennye sistemy ucheta zatrat i kal'kulirovanija sebestoi-mosti (na primere transportnyh uslug) // Aktual'nye voprosy sovershenstvovanija buhgalterskogo ucheta, statistiki i nalogooblozhenija organizacii Materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tambov: Tambovskij gosudarstvennyj univeristet im. G.R. Derzhavina. 2016. S. 111119.

5. Nalogovyj kodeks RF

6. Rasporjazhenie Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii ot18 aprelja 2013 g. № NA-37-r O vvedenii v dejstvie metodicheskih rekomendacij po raschetu jekonomicheski obosnovannoj stoimosti perevozki passazhirov i bagazha v gorodskom i prigorodnom soobshhenii avtomobil'nym i gorodskim nazemnym jelektricheskim transportom obshhego pol'zovanija.

7. Kalinina T.B. Uchet zatrat i kal'kulirovanie sebestoimosti na avtotransportnyh predprijatijah

// Jekonomicheskie nauki. 2013. № 4 (101). S. 141-144.

— • —

Сведения об авторе

Ирина Валерьевна Гелюта, кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) (Москва, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.