УДК 131.101, ББК 65.9(4Рос)29 © О.Ю. Воронков
О.Ю. Воронков
К ВОПРОСУ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ
НА ГУМАНИЗАЦИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Трудовая деятельность водительского состава организаций Северного региона России проходит в экстремальных климатических условиях, под влиянием вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Одним из путей улучшения условий труда и повышения экономической эффективности производства является гуманизация условий труда. Следует заметить, что достижение желаемого уровня гуманизации условий труда будет зависеть от финансовых возможностей организации, качества проведенного анализа условий труда и правильности выбора направлений деятельности предприятия в этой области. Целью исследования является разработка методических основ оптимального распределения финансовых ресурсов на реализацию мероприятий по гуманизации труда. При проведении исследования использовались следующие методы: метод системного, комплексного и ситуационного подходов, методы сравнения и обобщения, социологический и др. Задача оптимального распределения денежных средств на обеспечение мероприятий по повышению уровня гуманизации условий труда водителей является сложной, но важной в управлении процессом обеспечения безопасных и комфортных условий труда.
Денежные средства предприятий ограничены, поэтому их нужно перераспределять между такими мероприятиями, которые дают наибольший эффект от уменьшения риска: аварий и инцидентов; снижения работоспособности; возникновения травм и развития профессиональных заболеваний, а также других видов повреждений физического и психического здоровья работников; нанесения материального ущерба. Целью вложений является необходимость доведения их уровня гуманизации до достаточных для нормальной безопасной и комфортной трудовой деятельности, значений. Но при этом возникает проблема получения конкретных и точных прогнозных результатов по социально-экономической эффективности планируемых мероприятий, направленных на повышение уровня гуманизации условий труда. В силу невозможности получения таких результатов предлагается использовать определенный алгоритм распределения денежных средств, выделяемых на мероприятия по повышению уровня гуманизации. Результаты работы могут быть применены для практического использования в организациях, с целью оптимального распределения финансовых средств на повышение уровня гуманизации условий труда водительского состава.
Ключевые слова: затраты, ущерб, оптимальное распределение, безопасность, водительский состав, условия труда, вредные факторы.
Раздел I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Транспортная отрасль является одним из лидеров по количеству персонала, работающего во вредных условиях труда. В настоящее время во многих автотранспортных предприятиях и подразделениях, количество работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, достигает 70-80%.
В условиях Крайнего Севера этот уровень достигает 90%, а порой и 100% отметки. Это факт подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в Ямало-Ненецком (ЯНАО) и Ханты-Мансийском автономных округах (ХМАО) научно-исследовательской лабораторией «Промышленная безопасность и экология» ОмГТУ [2, с. 341].
На основании исследований условий труда водительского состава предприятий ХМАО и ЯНАО, проводимых мною в должности научного сотрудника Аккредитованной научно-исследовательской
лаборатории «Промышленная безопасность и экология» Омского государственного технического университета, стало возможным выделение некоторых аспектов неблагоприятных условий труда водителей транспортных средств, возникающих под
влиянием психофизиологических опасных и вредных производственных факторов [3, с. 275]. Было исследовано более 3000 рабочих мест водителей автотранспортных средств, работающих в районах Арктической зоны Северного региона России. В результате исследований было определено, что 88 % водителей работают в напряженных условиях труда, а 81 % - в тяжелых условиях труда.
Психофизиологические факторы оказывают не менее вредное воздействие на организм водителей, чем физические и химические, и вызывают общие, профессиональные и профессионально-
обусловленные заболевания, а также рост травматизма, вследствие увеличения числа дорожно-транспортных происшествий, и уменьшение производительности труда.
Исследованиям также подлежали такие вредные и опасные факторы, как постоянно воздействующие на водителя в процессе управления транспортным средством производственные шум, вибрация и влияние химических аэрозолей.
По проведенному в 150 организациях ХМАО и ЯНАО анализу результатов аттестации рабочих мест по условиям труда водительского состава, в условиях
шума и вибрации с уровнями, превышающими предельно допустимые значения, работает от 87 до 96% работников от общего количества водителей и машинистов транспортных средств.
Особое внимание в процессе проведения исследований лабораториями обеих организаций было уделено вопросам соблюдения требования законодательства в области назначения гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда. В частности, обнаружены нарушения при: установлении неполного или сокращенного рабочего времени, назначении дополнительных отпусков, льготного пенсионного обеспечения, периодических медицинских осмотров, молока, лечебно-профилактического питания и рассмотрении возможности применения труда женщин и подростков.
От состояния условий, в которых осуществляют свою деятельность водители, в значительной степени зависит вероятность возникновения аварийных ситуаций и других несчастных случаев с участием транспортных средств.
В настоящее время в России, как и во всём мире, наблюдается проявление интереса к Арктическим территориям. На данный момент уже принята большая часть стратегических решений и определены основные направления деятельности. Основными проблемами освоения данного региона являются местные экстремальные климатические условия, отсутствие инфраструктуры, удаленность от населенной местности и прочие усугубляющие негативное воздействие среды, факторы.
В связи с этим необходимо отметить, что для предотвращения социально-экономического ущерба от неблагоприятных условий труда и повышения социально-экономической эффективности, проблемы оптимальной организации трудового процесса в условиях воздействия на водителей комплекса неблагоприятных факторов, приобретают особую актуальность.
Одним из путей решения данных проблем может стать гуманизация условий труда. Гуманизация условий труда водительского состава - это комплекс мероприятий организационно-технического характера, проводимых с целью повышения качества трудовой жизни и обеспечения безопасности труда [4, с.35]. Данная процедура подразумевает осуществление комплексного подхода к решению социально-трудовых проблем обеспечения безопасных условий труда водителей транспортных средств. Это даст возможность организовать трудовую деятельность таким образом, что при этом будут снижены уровни физических и психических нагрузок, повысится безопасность труда.
Следует заметить, что достижение желаемого уровня гуманизации условий труда будет зависеть от финансовых возможностей организации, качества проведенного анализа условий труда и правильности
выбора направлений деятельности предприятия в этой области.
Задача оптимального распределения денежных средств на обеспечение мероприятий по повышению уровня гуманизации условий труда является сложной, но важной задачей в управлении процессом обеспечения безопасных и комфортных условий труда.
Денежные средства предприятий ограничены, поэтому их нужно перераспределять между такими мероприятиями, которые дают наибольший эффект от уменьшения риска:
- аварий и инцидентов;
- снижения работоспособности;
- возникновения травм и развития профессиональных заболеваний, а также других видов повреждений физического и психического здоровья работников;
- нанесения материального ущерба.
При этом, затраченная на превентивные и компенсационные мероприятия, сумма затрат должна быть минимальной из всех предполагаемых вариантов. Для решения данной задачи возникает необходимость в ведении оценочных показателей состояния условий труда водителей транспортных средств Арктической зоны и других территорий Северного региона России. В качестве показателей предлагается использовать определенный набор «индикаторов гуманизации условий труда» (ИГУТ), подобранных с учетом специфики работы водителей транспортных средств предприятий регионов, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации [5, с. 51].
С целью осуществления классификации, ИГУТ разделены на группы, сформированные в зависимости от социально-трудовых проблем, влияющих на условия труда водителей и специфики региона.
Первая группа ИГУТ характеризует социально-трудовые проблемы, влияющие на планирование и реализацию профилактических мероприятий по гуманизации условий труда водителей. Таких как, предоставление молока или других равноценных пищевых продуктов, обеспечение лечебно-профилактическим питанием, проведение медицинских осмотров и др.
Вторая группа ИГУТ характеризует социально-трудовые проблемы, влияющие на комплексную оценку состояния условий труда водителей транспортных средств. Различные виды оценок состояний условий труда, организации работ по охране труда, состояния травматизма, оценки профессионального риска и др. играют значительную роль в сохранении здоровья и жизни работников.
Третья группа ИГУТ характеризует социально-трудовые проблемы водителей, влияющих на назначение гарантий, и компенсаций за вредные (опасные) условия труда. Исследования показали, что вопросы назначения работникам гарантий и компенсаций, обусловленных работой во вредных
условиях труда, являются одними из проблемных в силу своей финансовой основы.
Четвертая группа ИГУТ характеризует социально-трудовые проблемы водителей, от которых зависит уровень компетентности работника в области обеспечения безопасности труда. Причинами многих ДТП является отсутствие знаний ПДД или их не соблюдение, а также отсутствие навыков безопасного вождения. Эти причины являются следствиями формальных подходов к проведению инструктажей по ОТ, БДД, ПБ, а также не качественно проведенных стажировок, обучений приёмам безопасного вождения.
Пятая группа ИГУТ характеризует социально-трудовые проблемы водительского состава, влияющие на оценку, устранение или снижение уровня воздействия вредных и опасных факторов производства. Влияние факторов производственной среды на водителя является неотъемлемой частью трудового процесса. Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ, задача сохранения физического и психического здоровья работника является приоритетной. Соответственно политика организации должна быть направлена на ликвидацию и снижение влияния на человека описанных выше факторов, путем применения различных способов и средств.
При поведении, в дальнейшем, оценки уровня гуманизации условий труда по всем перечисленным группам ИГУТ, можно определить какие из групп требуют проведения определенных мероприятий и соответствующего вложения финансовых вложений. Целью вложений является необходимость доведения их уровня гуманизации до достаточных для нормальной безопасной и комфортной трудовой деятельности, значений. Но при этом возникает проблема получения конкретных и точных прогнозных результатов по социально-экономической эффективности планируемых мероприятий, направленных на повышение уровня гуманизации условий труда. В силу невозможности получения таких результатов, предлагается использовать определенный алгоритм распределения денежных средств, выделяемых на мероприятия по повышению уровня гуманизации, состоящий из следующих этапов:
I этап. Денежные средства выделяются по статьям расходов обеспечивающих выполнение мероприятий по повышению уровня гуманизации условий труда, предусмотренных графиками краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования производства и требованиями законодательства РФ.
На II этапе, распределим оставшиеся денежные средства, выделенные на обеспечение гуманизации условий труда. Для этого, найдем средний ожидаемый ущерб (экономический, социальный), который может быть получен при невыполнении рекомендованных мероприятий по достижению необходимого уровня гуманизации условий труда. Предполагаемый ущерб и каждого ИГУТ должен
будет определяться с учетом данных статистики или сведений из иных достоверных официальных источников, а также расчетными и другими доступными методами.
Проранжируем все ИГУТ по ожидаемому ущербу по убыванию. Сначала выделим денежные средства на те ИГУТ, на которых ожидаемый ущерб максимальный. Если ожидаемый ущерб на рассматриваемом ИГУТ становится меньше ущерба следующего по порядку ИГУТ, то переходим к нему. С помощью этой процедуры достигается пропорциональность ожидаемых ущербов всех ИГУТ.
Для осуществления дальнейших действий по нахождению оптимального решения задачи распределения денежных средств возникает необходимость во введении показателя удельного эффекта Эуд, характеризующего эффект от вводимых мероприятий.
где и - ожидаемый ущерб без применения мероприятия по достижению заданного уровня гуманизации условий труда.
и2 - ожидаемые ущербы с применением мероприятия по достижению заданного уровня гуманизации условий труда.
Ъ - затраты на реализацию мероприятия по достижению заданного уровня гуманизации условий труда.
К рассмотрению принимаются только те мероприятия, которые имеют положительный удельный эффект (Эуд). Нахождение оптимального решения сводится к упорядочению альтернатив по величине удельного эффекта и последовательному включению их в рассмотрение, пока не будет достигнут заданный объем денежных ресурсов, выделенных на обеспечение гуманизации условий труда, или пока выделение дополнительных средств на обеспечение гуманизации условий труда перестанет быть эффективным.
Задача оптимального распределения ограниченных по объему средств на обеспечение мероприятий по повышению уровня гуманизации условий труда может быть решена при условии, что будут известны величины ожидаемого ущерба, возникшего вследствие невыполнения мероприятий по повышению уровня гуманизации условий труда водителей (далее - Мероприятий), которыми можно будет руководствоваться в последствии, при определении приоритетности выполнения этих мероприятий.
Механизм оценки ожидаемого ущерба, без применения мероприятия по достижению заданного уровня гуманизации условий труда и включает:
- разработку сценариев возможных последствий при условии невыполнения Мероприятий;
- расчет количественных характеристик ожидаемого ущерба (т.е. частоты и размера потерь при возникновении нежелательного события).
Для оценки количественных характеристик ожидаемого ущерба исходными являются:
- статистические данные о фактических результатах количественных оценок на подобных предприятиях случаях заболеваемости, несчастных случаях различных степеней тяжести, травматизме, дней нетрудоспособности, количестве рабочих мест с вредными условиями труда, и др. видах экономических и социальных «потерь»;
- результаты экспертных оценок (при отсутствии репрезентативной статистики).
Результат оценки ожидаемого ущерба - это прогнозная величина ожидаемых внеплановых потерь.
При определении ожидаемого ущерба могут выполняться расчеты количественных показателей ИГУТ, которыми являются виды и уровни опасных и вредных факторов, их вероятная частота появления и др.
Оценки составляющих возможного ущерба в результате не выполнения Мероприятий, каждой группы ИГУТ и каждого ИГУТ в отдельности будут производиться с учетом различных специфических для данной группы показателей.
Общим для всех останется подход к определению прогнозируемых величин. В силу невозможности определения четких значений ожидаемого ущерба, следует руководствоваться принципом определения наиболее вероятного значения ожидаемого ущерба и1(верошн), скорректированного поправочным коэффициентом Яср.
Величина поправочного коэффициента Яср должна отражать наиболее вероятный сценарий развития ситуации, вследствие невыполнения Мероприятий и устанавливаться с учетом данных официальной статистики, экспериментальных исследований с учетом местных условий и специфики производства, проведения допустимых аналогий и логических умозаключений.
Определение поправочного коэффициента является важной задачей при определении значений
Величина прогнозируемого экономического ущерба от аварий (несчастных случаев) травматизма и профзаболеваний, определяется с помощью приведенных ниже, математических выражений.
Экономический ущерб от травматизма и профзаболеваний и определяется потерей предприятием прибыли (Рпр) в результате аварии (несчастного случая) или профзаболеваний.
где Бд з. - дополнительные затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий аварий (несчастных случаев) или профзаболеваний, руб.; Ц - цена единоразового оказания транспортных услуг в руб., Бн.п. - недополученный объем услуг в натуральном выражении в результате простоя, или исключения определенного количества рабочих из технологического процесса.
Объем недополученных транспортных услуг Бн.п. определяется продолжительностью периода простоя Тп.р. и среднесуточным объемом производства до инцидента дсут, а также 20 % снижением производительности труда водителей вследствие отрицательного психологического воздействия несчастного случая в течение периода То.в., составляющего 4-5 дней.
Дополнительные затраты (Одз), связанные с предотвращением или ликвидацией последствий аварий (несчастных случаев) или профзаболеваний, складываются из прямых Зп.р. и косвенных Зкос затрат.
В прямые затраты включается стоимость ремонта и наладки оборудования Зр, руб.; стоимость услуг спасательных служб Зс.с., включающие затраты по оказанию первой медицинской помощи.
Косвенные затраты Зкос составляет сумма затрат, связанных с компенсацией пострадавшим последствий аварии (несчастного случая) и профзаболеваний Зк.проф.; затрат на обязательное страхование за причинения вреда при эксплуатации опасного производственного объекта Зо.ст.; затрат на финансирование мероприятий по улучшению условий труда Зм.ох.тр..
Затраты, связанные с компенсацией пострадавшим последствий аварии (несчастного случая) и профзаболеваний Зк.проф., определяется разностью между величиной отчислений в фонд обязательного социального страхования и прогнозной величиной выплат пострадавшим от аварий (несчастных случаев) или профзаболеваний из этого фонда Зф.в. [1, с.4]
Затраты на обязательное страхование за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта:
Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий труда Зм.ох.тр. устанавливаются как разность между планируемыми затратами Зм.ох.тр.ф и минимально необходимыми затратами, которые
прогнозируемого ущерба.
Для групп ИГУТ значение Яср предлагается определить исходя из полученных, при проведении аттестации рабочих мест, результатов. Согласно этим исследованиям, число работающих во вредных условиях с риском развития профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, составляет 87% рабочих мест водителей из 2000 обследованных. Следовательно, Яср(а)= 0,87.
Превышения по уровню шума были зафиксированы на 73% рабочих мест (К-ср(ш)~ 0,73), по уровню вибрации на 92% (Яср(в)= 0,92), 88 % водителей работают в напряженных условиях труда, а 81 % - в тяжелых условиях труда (Яср(н)= 0,88; Яср(т)= 0,81).
Аналогичным же образом определяются поправочные коэффициенты Яср. по всем группам ИГУТ:
Библиографический список
1. Приложение к Медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 194 // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Воронков, О.Ю. Повышение безопасности труда водителей регионов Крайнего Севера [Текст] / О.Ю.Воронков // Россия молодая: передовые технологии - в промышленность: материалы IV всеросс. науч. техн. конф. с междунар. участием. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - Кн. 2. - С.339-344.
3. Воронков, О.Ю. Гуманизация условий труда как путь решения социально-трудовых проблем водительского состава предприятий северных регионов России [Текст] / О.Ю.Воронков // Социально-экономические и правовые системы: современные видение: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 2 марта 2016 г.) / СИБИТ; Северо-Казахстан. гос. ун-т им. М. Козыбаева; - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. - С. 273-277.
4. Воронков, О.Ю. Гуманизация условий труда как путь снижения себестоимости транспортных услуг [Текст] / О.Ю. Воронков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. -№ 3 (19). - С. 32-35.
5. Воронков, О.Ю. Использование индикаторов условий труда при оценке уровня гуманизации условий труда водительского состава предприятия как составляющей процесса гуманизации экономики [Текст] / О.Ю. Воронков // Основные результаты научных исследований научно-педагогических работников Сибирского института бизнеса и информационных технологий: сб. науч. тр. / НОУ ВПО СИБИТ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. - С. 50-59.
References
1. Prilozhenie kMedicinskim kriterijam opredelenija stepeni tjazhesti vreda, prichinennogo zdorov'ju cheloveka, utverzhdennym Prikazom Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 24 aprelja 2008 g. N194 [Application to medical criteria determine the severity of damage caused to human health, approved by Order of the Russian Federation of Health and Social Development Ministry on April 24, 2008 N 194] // Pravovaja spravochno-informacionnaja sistema «Garant».
2. Voronkov, O.Ju. Povyshenie bezopasnosti truda voditelej regionov Krajnego Severa [Tekst] [Improving safety of drivers Far North regions] / O.Ju.Voronkov // Rossija molodaja: peredovye tehnologii - v promyshlennost': materialy IV vseross. nauch. tehn. konf. s mezhdunar. uchastiem. - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2011. - Kn. 2. - S.339-344.
3. Voronkov, O.Ju. Gumanizacija uslovij truda kak put' reshenija social'no-trudovyh problem voditel'skogo sostava predprijatij severnyh regionov Rossii [Tekst] [OJ The humanization of working conditions as a way to solve the social and labor problems of drivers enterprises northern regions of Russia] / O.Ju.Voronkov // Social'no-jekonomicheskie i pravovye sistemy: sovremennye videnie: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Omsk, 2 marta 2016g.) / SIBIT; Severo-Kazahstan. gos. un-t im. M.Kozybaeva; - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2016. - S. 273-277;
4. Voronkov O.Ju. Gumanizacija uslovij truda kak put' snizhenija sebestoimosti transportnyh uslug [Tekst] [The humanization of working conditions as a way to reduce the cost of transport services] / O.Ju.Voronkov // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. - 2016. - № 3 (19). - S.32-35.
5. Voronkov O.Ju. Ispol'zovanie indikatorov uslovij truda pri ocenke urovnja gumanizacii uslovij truda voditel'skogo sostava predprijatija kak sostavljajushhej processa gumanizacii jekonomiki [Tekst] [The use of indicators
of working conditions in the assessment of the level of humanization of working conditions of drivers of the enterprise as part of the process of humanization of the economy] / O.Ju.Voronkov // Osnovnye rezul'taty nauchnyh issledovanij nauchno-pedagogicheskih rabotnikov Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij: sb. nauch. tr. / NOU VPO SIBIT. - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2016- S.50-59
MORE HUMANE CONDITIONS OF DRIVERS' AS A WAY TO REDUCE THE COST TRANSPORT SERVICES
Oleg Y. Voronkov,
Associate Professor, Omsk State Technical University
Abstract. Work Experience Drivers Russian Northern region organizations takes place in extreme climatic conditions, under the influence of harmful and dangerous factors of production environment and labor process. One of the ways to improve working conditions and enhance the economic efficiency of production is the humanization of working conditions. It should be noted that the achievement of the desired level of humanization of working conditions will depend on the financial capacity of the organization, the quality of the analysis of working conditions and the right choice of activities of the company in this area.
The problem of optimal distribution of funds to ensure activities to enhance the humanization of working conditions of drivers is a difficult but important task to manage the process to ensure a safe and comfortable working conditions.
Cash businesses are limited, so they must be redistributed between such activities that have the greatest effect on reducing the risk: accidents and incidents; reduced performance; of injury and the development of occupational diseases, as well as other kinds of damage to physical and mental health of workers; material damage.
The aim of investments is the need to bring them up to the level of humanization sufficient for normal safe and comfortable work, values.
But this raises the problem of obtaining specific and accurate predictive results of socio-economic efficiency of the planned measures aimed at increasing the level of humanization of working conditions. Due to the impossibility of obtaining such results, it is suggested to use a specific algorithm for the distribution of funds allocated for measures to improve the level of humanization.
Keywords: costs, damages, optimal distribution, security, driving the composition, working conditions and hazards.
Сведения об авторе:
Воронков Олег Юрьевич - доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, ул. Пр. Мира, д. 11), e-mail: voronkov_omsk@rambler. ru.
Статья поступила в редакцию 30.01.2017.