Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. № 2. С.
25-37
Раздел. Аналитический обзор УДК: 37.02:796
Белоуско Дмитрий Викторович, к.п.н., доцент кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия
E-mail: beloyskod@rambler.ru
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В аналитическом обзоре выделяются наиболее важные стороны гуманизации образовательного процесса как одного из ключевых направлений совершенствования физкультурного воспитания молодежи: глубинное осмысление и поиск способов практического воплощения гуманистических идей, разработка вопросов улучшения педагогического взаимодействия педагога и обучающегося, углубление представлений о взаимосвязи физкультурного воспитания и личностного развития, поиск решения задач культивирования самостоятельности обучающегося, стимулирование процессов его саморазвития, развитие теории и практики адаптивной физической культуры. Ключевые слова: физкультурное воспитание, физическая культура личности, гуманизация, образовательный процесс, молодежь.
Проблема формирования физической культуры личности была и остается приоритетной при построении образовательного процесса по дисциплине физическая культура. Данная проблема, имея статус одновременно самой важной и самой сложной в рассматриваемой сфере, неизменно порождает множество различных направлений педагогического поиска. Гуманизацию различных сторон образовательного процесса можно обозначить как основной вектор совершенствования физкультурного воспитания и, следовательно, формирования физической культуры личности.
В аналитическом обзоре в первую очередь использовались материалы известного в сфере физической культуры и спорта периодического издания «Теория и практика физической культуры», охватывающие последний временной период существования гуманистической парадигмы, а также других источников по заявленной проблематике исследования.
Согласно современным представлениям физкультурное воспитание представляет последовательный, целенаправленный, целостный педагогический процесс формирования физической культуры человека (физической культуры личности) [1, 2].
Под физической культурой личности мы понимаем сложное, динамическое, многоаспектное образование, охватывающее и гармонизирующее
биологическое и социальное, физическое и духовное в человеке, характеризующееся наличием у обучающегося стойкой мотивации, высокого уровня знаний, твердых убеждений, разностороннего опыта применения физических упражнений, оптимального физического развития и физической подготовленности, готовности к творческой самореализации как в двигательной области, так и в других областях культурного пространства, развивающееся и проявляющееся в рационально организованной физкультурно-спортивной деятельности [3].
Для адекватного рассмотрения поставленной проблемы крайне важно понимать, что основная точка приложений педагогических усилий при осуществлении физкультурного воспитания - формирование мотивационно-ценностного отношения обучающегося к собственной физкультурно-спортивной деятельности [3]. Таким образом, физкультурное воспитание может трактоваться как педагогический процесс формирования физической культуры личности, в основе которого лежат развитие мотивационно-ценностного отношения обучающегося к собственной физкультурной деятельности и стимулирование его личностного развития [4].
Гуманизм рассматривается как исторически меняющаяся в соответствии с развитием общества и его культуры система воззрений, признающая ценность каждого отдельного человека и направленная на признание обществом этой ценности [5]. Положения гуманистической педагогики утверждают обучающегося в роли активного, свободного субъекта учебного процесса, предполагают направленность образования на всемерное развитие личности, ее самоактуализацию, максимальную самореализацию, преобладание отношений, основанных на диалогизме, возможности выбора, непременном учете индивидуальных интересов.
Можно предположить, что поиск путей решения проблемы гуманизации образовательного процесса по предмету физическая культура наиболее активно осуществляется по следующим основным направлениям:
- глубинное осмысление и разработка способов практического воплощения гуманистических идей, развиваемых, как правило, в рамках личностных подходов, наиболее разработанными и технологически оформленными из которых считаются личностно-ориентированый и личностно-деятельностный;
- разработка вопросов педагогических отношений преподавателя и студента, построение эффективных моделей педагогического взаимодействия;
- углубление представлений о взаимосвязи физкультурного воспитания и личностного развития студентов;
- поиск решения задач культивирования самостоятельности обучающегося, стимулирование процессов его саморазвития, самостоятельного построения физкультурно-спортивной деятельности;
- развитие теории и практики адаптивной физической культуры.
1. Глубинное осмысление и разработка способов практического воплощения гуманистических идей, развиваемых, как правило, в рамках личностных подходов личностно-ориентированного, личностно-деятельностного.
Интерес специалистов [6, 7, 8, 9, 10, 11 и др.] к данной проблематике возрастает по мере развития физкультурного знания. Данное положение вещей закономерно, так как именно гуманизация различных сторон образовательного процесса в области физической культуры позволяет интегрировать социальную и биологическую, физическую и духовную стороны в воспроизводстве человека и решать другие, не менее важные задачи.
Гуманизация выступает как объективная необходимость и закономерная тенденция в развитии неспециального физкультурного образования. Она обусловлена как потребностью в гуманизации физкультурного статуса общества, его демократизацией и возрастанием в этой связи требований к духовной, нравственной и физической культуре личности будущего специалиста, так и внутренним развитием самой системы физкультурного образования, его переходом от экстенсивного к интенсивному, качественно новому принципу развития личностного начала в обучении и воспитании в сфере физической культуры [12].
Известно, что гуманизация в первую очередь предполагает отказ от авторитарных методов и обращение к личности студента, смещает акценты с педагогического управления и руководства на взаимодействие, соуправление, связывается с отказом от жесткой нормативности, обязательности. Данная позиции отражена в технологической модели, получившей в 80-е гг. прошлого века название педагогики сотрудничества. Она имеет характер «проникающей» технологии, обуславливающей особенности любого педагогического процесса гуманистической направленности [11].
По мнению В.Г. Шилько, решение проблемы разработки и реализации личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов возможно лишь при построении интегративной модели физического воспитания, охватывающей весь контингент занимающихся. Учебный процесс по физическому воспитанию в вузе - это единая система, и решать проблему ее модернизации необходимо, используя комплексный подход, не дифференцируя систему на отдельные элементы, при активном внедрении обучающих технологий инновационной направленности. Автор выстраивает технологическую цепочку построения личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности, уделяя особое внимание целевой направленности, задачам, средствам и методам, мотивационному обеспечению [11].
В.Н. Пешкова в своем диссертационном исследовании выделяет следующие педагогические условия реализации личностно-развивающего подхода в процессе физического воспитания: 1) перевод студента из позиции объекта воспитания и обучения в субъект самоуправления; 2) применение дифференцированного подхода на основе результатов первичной диагностики уровней личностного развития в сфере физической культуры (учитывающей особенности мотивационной сферы личности, когнитивного развития, сформированность умений и навыков в физкультурно-спортивной деятельности, физическую подготовленность и др.); 3) создание личностно-развивающих ситуаций на занятиях; 4) деятельностное освоение ценностного потенциала физической культуры; 5) применение средств и методов формирования и развития мотивации учения; 6) актуализация развития рефлексии студентов; 7) применение проблемных методов обучения; 8) готовность преподавателя физической культуры к реализации личностно развивающего подхода [7].
По словам М.Я. Виленского, личностно-деятельный подход позволяет преодолевать массово-репродуктивный характер образования в сфере физической культуры, выводит его на личностный уровень, обеспечивает выявление и формирование у студентов творческой индивидуальности. Им определяется необходимость активного включения студентов в деятельность по освоению ценностей физической культуры. В образовательном процессе субъективность деятельности осознается как целенаправленная и целесообразная активность субъекта, как способ взаимодействия педагога и студента, которых одновременно характеризует распредмечивание объекта и опредмечивание субъекта [13].
2. Разработка вопросов педагогических отношений преподавателя и студента. Построение эффективных моделей педагогического взаимодействия.
Построение эффективных педагогических взаимоотношений можно обозначить как технологическую основу гуманистической педагогики. Продуктивное педагогическое взаимодействие выражает суть собственно гуманной составляющей учебно-воспитательного процесса, представляется мощным рычагом, способным существенно улучшить процесс физкультурного воспитания. Этим объясняется выраженный интерес исследователей [14, 15, 16 и др.] к данной проблематике.
Вскрыть сущность воспитательных явлений, понять их движущие силы, динамику развития - значит, прежде всего, изучить педагогические отношения. Данные отношения возникают как результат взаимодействия педагогов и студентов, как следствие педагогической ситуации, в которой можно выделить педагогическое воздействие и реакцию на него воспитуемых. Педагогическая ситуация — это своеобразная «клетка» педагогического процесса. Она обнаруживается в любых педагогических проявлениях, при решении любых
задач, обладает существенными признаками, характерными для целостного воспитательного процесса [15].
По мнению М.Я. Виленского, в работах, посвященных проблемам воспитания студенчества средствами физической культуры и спорта, как правило, доминирующее внимание уделяется педагогическим воздействиям преподавателя и другим институтам воспитания. Это приводит к недостаточно глубокому проникновению в сущностные характеристики педагогического процесса, упрощенчеству, снижает эффективность научных решений проблем воспитания [15].
В.А. Стрельцов полагает, что преобразование существующего репродуктивного типа организации учебной деятельности студентов в курсе освоения физической культуры предполагает изменение способа традиционного взаимодействия преподавателя и учащегося по многим аспектам, например, через замену оценочных суждений преподавателя последовательной психологической поддержкой студента на каждом шагу освоения физической культуры, через сопровождение не самого становящегося движения, а рефлексии учащимся его становления, через последовательное использование возможностей совместной продуктивной деятельности и др [17].
В.Л. Кондаков обращает внимание на наличие двух стратегий: стратегии формирования и стратегии развития. Стратегия формирования - это вмешательство в процесс развития личности, насилие извне. Стратегия развития состоит в стимулировании внутренних источников развития личности [18].
В современной специальной литературе [14, 16] довольно распространено построение различных моделей педагогического взаимодействия.
Р.К. Бикмухаметов выделяет три способа взаимодействия Учителя и Ученика и анализирует их с точки зрения интеграции духовного компонента в процесс физического воспитания. Первый способ. Взаимоотношения «несотрудничества», при которых основная нагрузка ложится на самого педагога и носит нетворческий характер, когда обучаемый пассивно воспринимает и усваивает знания, преподносимые в готовом виде, превращаясь в «интеллектуального тунеядца». Личность обучаемого оказывается задействованной в минимальной степени. Усилия педагога направляются на то, чтобы приблизить реального обучаемого к эталону, т.е. Учитель выполняет функцию транслятора норм и правил поведения. Второй способ. Учитель устанавливает контакт с Учеником на уровне его внутренних потребностей, возможностей и способностей. При этом Учитель стремится помочь Ученику осознать, что именно важно для него в данный момент, что с ним происходит, каковы его потребности и способности, каковы оптимальные способы их удовлетворения и реализации. Духовное воспитание происходит благодаря новому личностному опыту, путем выращивания изнутри, а не как усвоение готовых «правильных» рецептов. Третий способ заключается в том, что Учитель не транслирует культуру, не
просто поддерживает Ученика при взаимодействии с ней. Он организует сам процесс встречи обучаемых с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими Ученику, личностно значимыми для него, имеющими смысл и ценность [14].
Основой продуктивных педагогических отношений выступает отношение к обучающемуся не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту своей жизни и собственного развития.
Понятие «субъект» характеризует способность личности к самоорганизации и саморегуляции, осуществлению себя как субъекта деятельности, проявлению в ней активности. Это инициатор, деятель, способный не только присваивать мир предметов, действий, идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые. Обладая развитым сознанием и самосознанием, он способен к саморазвитию, самореализации, самопостижению, самоопределению соответственно своим замыслам и намерениям. Интериоризация им ценностей физической культуры в ее избранных видах и формах создает условия для объективирования себя на более высоком качественном уровне. Вместе с тем как субъект он творец собственной жизни, ее духовных и физических сил, способный превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, оценивать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы [13].
Таким образом, использование целенаправленных педагогических воздействий и организация самовоздействий личности, невозможно без понимания сущности студента, раскрытия системы его внутренних потенциальных сил, механизмов и закономерностей их функционирования и развития, К сожалению, студент как субъект образовательно-воспитательного процесса для большинства педагогов физической культуры остается пока нераспредмеченным - сущностью в себе [13].
Одним из факторов повышения качества процесса физического воспитания является интериориоризация целей занятий, выдвигаемых педагогом, т. е. принятие их студентами, превращение во внутренние стимулы самообучения, самовоспитания. Такое согласование целей важно, поскольку студенты выступают как субъекты учебной деятельности, имеющие собственную позицию относительно ценностей физического образования в учебно-воспитательном процессе вуза [15].
В ходе освоения ценностей физической культуры создается особая «духовная субстанция» - образ педагогической ситуации по решению специфических задач, где и происходит взаимодействие педагога с обучающимися, их межличностные отношения в совместной коллективной деятельности, которая должна характеризоваться самостоятельностью, оригинальностью, индивидуальностью [19].
М.Я. Виленский замечает, что не только педагог воспитывает студентов, но и они воспитывают его, оказывают влияние на его поведение, на характер их отношений. Кроме того, студенты воздействуют друг на друга. Наконец, они воспитывают сами себя, по-разному реагируя при этом на процесс воспитания. Иногда, например, физическое самовоспитание возникает как результат правильно и эффективно организованного процесса физического воспитания, иногда вопреки ему, иногда эти процессы протекают независимо друг от друга
[15].
И.В Манжелей считает, что управляющее воздействие непосредственно на личность не всегда оказывается продуктивным, а реакцией на довольно распространенные в физкультурно-педагогической деятельности директивные методы управления может быть как ожидаемое образцовое, так и нежелательное девиантное поведение молодых людей. Автор развивает идеи средоориентированного водхода как одного из вариантов продуктивного взаимодействия [20].
В.А. Стрельцов включает в картину педагогического взаимодействия социальное окружение. Студенческая группа должна рассматриваться как целостная культурная общность с присущими ей внутренними законами становления и развития. Если смысловое ударение в словосочетании физическая культура делать на слово культура, то культурные способы взаимодействия с группой в целом и с каждой личностью в отдельности при освоении физической культуры являются неизбежными [17].
При правильных педагогических отношениях меняется и роль преподавателя. Содержание учебной дисциплины «физическая культура» становится общим объектом познавательной активности со стороны как обучающего, так и обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их совместно со студентами, проводит дискуссии и планирование деятельности, а студенты решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные результаты. Такое взаимодействие представляется субъект-объект-субъектным общением, так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание (объект), относительно которого оно осуществляется [14].
3. Углубление представлений о взаимосвязи физкультурного воспитания и личностного развития студентов.
Воспитание и личностное развитие являются основополагающими кореллятами педагогической деятельности. Физкультурное воспитание здесь ни в коей мере не является исключением. Подобные идеи занимали умы ученых древности (Сократ, Платон, Аристотель, Панацей и др.), активно разрабатывались основоположником физкультурного воспитания и физкультурного образования П.Ф. Лесгафтом. В работах большинства авторов [21, 22, 13, 23, 19, 17, 24 и др.], посвященных различным аспектам
физкультурного воспитания, так или иначе поднимаются вопросы личностного развития обучающихся.
В разработке данной проблематики наблюдается несколько линий осмысления. Представителей одной из них занимает в первую очередь проблема развития личности в процессе физкультурного воспитания [25, 26, 17 и др.]. Вторую группу больше интересует использование феномена личностного развития в целях поиска путей более эффективного осуществления физкультурного воспитания. Третья группа стремится выявить сущностные закономерности и многообразие практических воплощений исследуемой взаимосвязи [26, 27 и др.].
Физическая культура, рассматриваемая как базовая часть общечеловеческой культуры, обладает огромным потенциалом в формировании всесторонне развитой личности. Однако для этого не следует ограничивать потенциал физической культуры только спортом или иными формами двигательной активности, а, напротив, расширить его до формата «антропологической эстетики», формирования имиджа современного человека, постижения игрового характера современной культуры вообще [17].
Человек физической культуры - это человек свободный, способный к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этой характеристики личности состоят в воспитании у обучающихся таких качеств, как высокий уровень самосознания; чувство собственного достоинства; самоуважение; самостоятельность; самодисциплина; независимость суждений, сочетающаяся с уважением мнения других людей; способность к ориентировке в мире духовных и материальных ценностей физической культуры; умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Соответственно педагогический процесс должен быть ориентирован на механизмы воспитания свободной личности, такие как всемерное поощрение и развитие практики включения учащихся в ситуации выбора, принятия самостоятельного решения, вариативное обучение и другие формы демократизации образовательной системы [24].
Известно, что вузовская дидактика длительное время была излишне технократичной, безличностной, оторванной от духовно-деятельностной культуры человека. Задачи развития формально-логического интеллекта, операционно-технических способностей решались намного эффективнее, чем развитие духовного потенциала личности. Когнитивная парадигма обучающих технологий, построенная на принципах биоцентризма, охватывала лишь отдельные потребности и способности человека, но не его уникальную социокультурную сущность. Традиционная педагогика, считающая своей главной задачей стимулирование и контролирование поведения и сознания, превращала человека в объект усвоения и воспроизведения определенного объема знаний, умений и навыков. Вместе с тем современные исследования педагогов,
психологов, специалистов в области физической культуры позволяют построить антропные образовательные технологии, центрированные на личности как социально-духовной сущности человека-деятеля, на основе принципов деятельностного, социокультурного подходов. Здесь целью образования становится индивидуальное развитие личности, готовой к профессиональной деятельности в условиях развивающегося социально-исторического пространства [23].
В.А. Стрельцов представляет динамику персонификации этапов личностного развития в процессе многолетнего физкультурного воспитания в виде восхождения от общей социальной установки «делать нечто как все» к индивидуально своеобразной цели «делать нечто для себя». В этом контексте допустимо, что средняя школа призвана культивировать нечто инвариантное, сущностно-родовое, дающее лишь самый общий импульс к индивидуальному саморазвитию, тогда как в высшей школе становящейся личности важно получить опыт индивидуального саморазвития [17].
4. Поиск решения задач культивирования самостоятельности обучающегося, стимулирование процессов его саморазвития, самостоятельного построения физкультурной деятельности.
Актуальность процессов самовоспитания саморазвития при овладении ценностями физической культуры [21, 28, 19, 26, 27 и др.], а также идеи самостоятельного построения физкультурной деятельности [17] неоднократно подчеркивалась различными авторами.
Так, А.А. Оплетин призывает как можно шире использовать творческий потенциал физической культуры в области саморазвития и самосовершенствования личности, подчеркивает особое значение активности человека в этом процессе [27].
По словам В.С. Быкова, продуктивное использование приемов организации самовоспитания обучающегося позволяет обеспечить переход от внешней детерминации его деятельности и поведения в области физической культуры к внутренней. Его концепция актуализации физического самовоспитания обучающегося включает: а) педагогические технологии актуализации физического самовоспитания в системе физического воспитания с точки зрения функций, которые оно выполняет; б) обоснования психолого-педагогических условий формирования готовности обучающегося к физическому самовоспитанию; в) модели актуализации физического самовоспитания обучающихся; г) критерии степени проявления физического самовоспитания и уровни его сформированности. Базовыми принципами, положенными в основу теории и практики актуализации физического самовоспитания, избираются: а) принцип развития как доминирующий принцип актуализации физического самовоспитания; б) принцип целостности как принцип взаимосвязи, взаимообусловленности и синтеза всех процессов,
включенных в процесс физического образования; в) принцип субъектности, предполагающий диалектику процессов педагогического воздействия и педагогического взаимодействия; г) принцип самоэффективности как принцип развития индивидуального своеобразия субъекта физического самовоспитания [21].
5. Развитие теории и практики адаптивной физической культуры.
Бурное развитие адаптивной физической культуры, наблюдаемое в последние десятилетия, логично вытекает из общей направленности становления гуманистической парадигмы, стремления расширить распространение ценностей физической культуры на каждого человека, обеспечить равные возможности для всех обучающихся. Именно это выступает методологической основой ряда современных исследований по указанной проблематике [29, 30, 31].
Таким образом, гуманистическая парадигма прочно вошла в процесс физкультурного воспитания. Различные ее положения выступают как методологической, так и технологической основой формирования физической культуры личности. В настоящее время можно выделить такие основные направления гуманизации физкультурного воспитания молодежи, как глубинное осмысление и разработка способов практического воплощения гуманистических идей; разработка вопросов педагогических отношений преподавателя и студента, построение эффективных моделей педагогического взаимодействия; углубление представлений о взаимосвязи физкультурного воспитания и личностного развития студентов; поиск решения задач культивирования самостоятельности обучающегося, стимулирование процессов его саморазвития, самостоятельного построения физкультурной деятельности; развитие теории и практики адаптивной физической культуры.
Библиографический список
1. Астафьев В.С. Теоретические аспекты формирования физической культуры личности [Текст] / В.С. Астафьев // Теория и практика физической культуры. -2009. - №8. - С. 21- 23.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7. - С. 10-15.
3. Белоуско Д.В. Ключевые особенности физкультурного воспитания [Текст] / Д.В. Белоуско // Наука и образование в 21 веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть III. - М.: Ар-Консалт, 2015. - С. 100-101.
4. Белоуско Д.В. Уровни индивидуализации физкультурного воспитания [Текст] / Д.В. Белоуско // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №1. - С. 19-23.
5. Попов Е.В. Основные направления современной гуманистической педагогики / Е.В. Попов // Вестник ОГУ. - 1999. - №3. - С.63-71.
6. Барбашов С.В. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников: автореф. дис. ... док. пед. наук [Текст] / С.В. Барбашов. - Омск, 2000. - 48 с.
7. Пешкова Н.В. Педагогические условия реализации личностно-развивающего подхода в физическом воспитании студентов [Текст] / Н.В. Пешкова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №4. - С.13-15.
8. Повзун В.Д. Гуманитарная среда вуза как условие ценностного самоопределения студентов [Текст] / В.Д. Повзун, В.В. Апокин, А.А. Повзун // Теория и практика физической культуры. - 2014. - №4. - С. 92-93.
9. Романова Е.В. Гармоничное воспитание личности в аксиологической теории ранних евразийцев [Текст] / Е.В. Романова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №1. - С.4-8.
10. Теплухин Е.И. Реализация личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.И. Теплухин. - Барнаул, 2004. - 23 с.
11. Шилько В.Г. Методология построения личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов [Текст] / В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №9. - С.45-49.
12. Лотоненко А.В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи [Текст] / А.В Лотоненко, Е.А. Стеблецов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №5. - С.26 -41.
13. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры [Текст] / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №10. - С.2-5.
14. Бикмухаметов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования [Текст] / Р.К. Бикмухаметов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №7. - С. 45-50.
15. Виленский М.Я. Педагогические отношения в теории и практике физического воспитания студентов [Текст] / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1988. - №8. - С. 11-14.
16. Дылкина Т.В. Педагогическое взаимодействие как фактор повышения здоровьесберегающей составляющей процесса физического воспитания [Текст] / Т.В. Дылкина / Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей редакцией П.Я. Дугниста, П.Г. Воронцова, Е.В. Романовой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 75-79.
17. Стрельцов В.А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов [Текст] / В.А. Стрельцов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №4. - С.16-19.
18. Кондаков В.Л. Управление формированием направленности личности студента на занятиях физической культурой [Текст] / В.Л. Кондаков, С.В. Гончарук, И.В. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№9. - С.15-18.
19. Николаев Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение [Текст] / Николаев Ю.М. // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №7. - С. 2-7
20. Манжелей И.В. Средоорентированный подход в физическом воспитании [Текст] / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№8. - С.7-11.
21. Быков В.С. Педагогическая технология самовоспитания учащейся молодежи [Текст] / Быков В.С., Михайлова С.В., С.А. Никифорова // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №8. - С.13-16.
22. Виленский М.Я. Современные подходы к проектированию гуманитарно-педагогического образования по физической культуре в вузе [Текст] / М.Я. Виленский, В.В. Черняев // Педагогическое образование и наука. - 2003. - № 3. - С. 4-10.
23. Дмитриев С.В. Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры [Текст] / С.В. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №12. - С. 3-9.
24. Якимович В.С. Цель физкультурного воспитания-человек культуры [Текст] / В.С. Якимович, А.А. Кондрашов // Теория и практика физической культуры. -2003. - №2. - С.6-9.
25. Кошелев В.Ф. Формирование личности выпускника высшей профессиональной школы средствами физической культуры и спорта [Текст] / В.Ф. Кошелев, Г.Л. Миронова, А.Г. Хохлов, Д.С. Яковлев //Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в вузе. Материалы международной научно-практической конференции 15-17 сентября 2004 года. -Волгоград: ВолгИзд, 2004. - С. 192-194.
26. Оплетин А.А. Готовность личности к саморазвитию на занятиях по физической культуре [Текст] / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - №10. - С.30-33.
27. Оплетин А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности [Текст] / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №5. - С.25-30.
28. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры [Текст] / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №4. - С.16-23.
29. Новичихина Е.В. Анализ состояния здоровья студентов, поступивших в основные высшие учебные заведения Алтайского края в 2014-2015 учебном году [Текст] / Е.В. Новичихина, Н.А. Ульянова // Материалы Международной
научной конференции «Problems of quality education», ТУРЦИЯ (Анталия) 20-27 августа 2015 // "European Journal Of Natural History". - 2015. - №4. - С.53-54.
30. Новичихина Е.В. Методика игровой деятельности в адаптивной рекреации неслышащих детей 8-12 лет [Текст] / Е.В. Новичихина: дис. ... канд. пед. наук.
- Хабаровск, 2005. - 251 с.
31. Ульянова Н.А. Анализ показателей заболеваемости студентов Алтайского государственного университета [Текст] / Н.А. Ульянова, Е.В. Новичихина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей редакцией П.Я. Дугниста, П.Г. Воронцова, Е.В. Романовой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015.
- С. 168-171.