УДК:796 DOI:10.14526/08_2014_14
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),
Пермь, Россия
EDUCATION OF THE HUMANE RELATIONS BETWEEN STUDENTS ON OCCUPATIONS
OF PHYSICAL CULTURE
A.A. Opletin - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), Perm, Russia E-mail: opletin.a@yandex.ru
Аннотация. К основным направлениям модернизации образования по физической культуре относятся процессы гуманизации. Гуманизация предполагает поворот от традиционных дисциплинарных и объективных отношений преподавателя и студента к их субъективной самореализации, признания ценности каждой личности, её права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизация образовательных учреждений требует внедрения новых педагогических технологий, психологических знаний в практику повседневной работы со студентами как в учебном заведении, так и в обществе в целом, внедрение технологий, которые будут направлены на саморазвитие личности.
Материал. В статье раскрываются педагогические возможности физической культуры в решении одной из задач современной системы образования - в воспитании гуманных отношений в учебном процессе вуза, направленном на саморазвитии личности студентов.
Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, психологический тренинг, эксперимент.
Результат. Эффективность воспитания гуманных отношений у студентов на занятиях физической культурой во многом зависит от того, насколько данная воспитательная программа вписывается в образовательную систему на методологическом и технологических уровнях. На методическом уровне закладываются определенные условия и предпосылки для воспитания гуманных отношений между студентами на занятиях физической культурой, что способствует саморазвитию личности. Однако в наибольшей степени формы, методы, средства и приемы воспитания гуманных отношений студентов раскрываются на технологическом (прикладном) уровне.
Структура занятий физической культурой такова, что в нее вписываются элементы гуманистически ориентированной воспитательной системы: опора на игровую деятельность студентов; деятельностная и социальная реабилитация студентов, возможность вводить в учебный процесс различные системы игр и упражнений; использование системы оценок для закрепления положительно окрашенного опыта студента; создание эмоционально привлекательной атмосферы, основанной на взаимопомощи и доверительных отношениях между преподавателем и студентом; использование разнообразных технологий личностно-ориентированного образования.
Заключение. Педагогические возможности физической культуры ввоспитании гуманных отношений личности являются одним из условий ее развития, саморазвития, совершенствования и необходимы для сохранения здоровой личности, формирования человека культуры. Гуманнистическая направленность физической культуры активизирует механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, выживания в изменяющемся обществе.
Ключевые слова: педагогические возможности, физическая культура, гуманизм, учебный процесс, саморазвитие, личность.
Annotation. The processes of humanization belong to the main directions of education modernization in physical culture. Humanization means not traditional disciplinary and objective relations of a teacher and a student, but their subjective self-realization, the value of each personality, its right to free development and skills revelation. Humanization of educational establishments demands new pedagogical technologies introduction, psychological knowledge use in practice of everyday work with students at a higher educational establishment and in society in general, technologies introduction which will be directed at personality self-development.
Materials. The article reveals pedagogical opportunities of physical culture in the solution of one of the problems of modern educational system in humane relations upbringing in the educational process of a University, directed at self-development of students' personality.
Research methods: psychological-pedagogical literature analysis and summarizing, psychological training, experiment.
Results. The effectiveness of humane relations upbringing among students at physical culture lessons mainly depends on how this upbringing program interacts at a methodological and a technological level with the educational system. At amethodical level definite conditions for humane relations upbringing among students at physical culture lessons are formed and it provides a personality self-development. However, mainly the forms, methods, means and techniques of students' humane relations are revealed at a technological (action-oriented) level.
The structure ofphysical culture lessons can combine the elements of humanistic oriented upbringing system: the main stress on games; activity and social rehabilitation of students, an ability to introduce different systems of games and exercises into educational process; the use of evaluation system in order to fix a student's positive experience, the creation of emotionally attractive atmosphere, based on mutual help and trust between a teacher and a student, the use of different technologies of personality-oriented education.
Conclusion. Pedagogical opportunities of physical culture in humane relations upbringing are one of the conditions for its development, self-development, perfection and are necessary for a healthy personality and a person of culture formation. A humanistic orientation of physical culture activates the mechanisms of self-realization, self-development, adaptation, self-regulation, survival in a changing society.
Keywords: pedagogical opportunities, physical culture, humanism, educational process, self-development, personality.
Введение. Сложные современные социально-экономические условия жизни, с одной стороны, и востребованность общества в духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом развитии личности, с другой, выдвигают перед образовательной системой России трудные задачи. Интенсивные социально-экономические преобразования последних лет обнажили ряд проблем в системе образования и отчетливо показали, что наиболее эффективный путь их решения - это развитие и укрепление демократии и гуманизма в стране. К основным направлениям модернизации образования по физической культуре относятся процессы гуманизации. Гуманизация (ст лат.-«человеческий, человечный») предполагает поворот от традиционных дисциплинарных и объективных отношений преподавателя и студента к их субъективной самореализации, признание ценности каждой личности, её права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Как видим, гуманизация образовательных учреждений - это непростой процесс. Он требует внедрения новых педагогических технологий, психологических знаний в практику повседневной работы со студентами как в учебном заведении, так и в обществе в целом, внедрение технологий, которые будут направлены на саморазвитие личности [ 9].
Решая главные задачи по обучению и воспитанию студентов, преподаватель всегда имеет дело с человеческой
индивидуальностью. Чтобы содействовать гармоничному развитию каждого
занимающего, необходимо, с точки зрения теории интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин, 1986), целенаправленно воздействовать на различные его индивидуальные свойства (физиологические, психодинамические, личностные, социально-психологические) с учетом их взаимной связи. Это значит, что все педагогические воздействия по отношению к конкретному студенту должны быть строго
определенными и адресоваться различным уровням его индивидуальных свойств, быть направленными на их гармонизацию.
В свете вышеизложенного по-новому раскрывается роль преподавателя физической культуры в формировании
самореализующейся личности,
индивидуальности, в воспитании гуманных отношений между студентами.
Проанализируем данные уровни на предмет того, действительно ли физическая культура обладает тем педагогическим потенциалом, который, реализуясь на всех трех уровнях образовательной системы, создает благоприятные предпосылки для процесса целенаправленного воспитания гуманных отношений у студентов и способствует саморазвитию личности.
Методологический уровень - под ним понимается совокупность исходных философских идей, лежащих в основе исследования природных или общественных явлений.В настоящее время основу процесса воспитания составляет гармоничное единство двух направлений. С одной стороны, процесс воспитания ориентирован на те источники развития человека как личности, которые находятся вне его. Это стимулирует поиски активизирующих социальных факторов, особенно в области организационного восприятия.С другой стороны, не менее важным для педагогики является положение о том, что личность - не пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Наоборот, ей принадлежит определяющая роль в собственном развитии, формировании и саморазвитии. И это, в свою очередь, также побуждает ученых к поиску способов стимулирования этой позитивной активности личности в процессе самовоспитания и саморазвития (В.И. Андреев, М.Я. Виленский, И.В. Манжелей, А.А. Оплетин и др) [1].Занятия физической культурой позволяют найти оптимальное равновесие в реализации обоих подходов. Об этом писал еще П. Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную активность как фактор развития человека: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, нераздельную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушит гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека»[7]. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим
соединить социальное и биологическое в развитии человека [2]. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке[3] . Н.И. Пономарев в своей работе «Социальные функции физической культуры и спорта» (1984) представляет широкий спектр видов физической культуры влияющих на формирование личности, определяющих единство физического (телесного) и духовного (социального). Само понятие физической культуры означает часть общей культуры человека, которая характеризует достижения общества в области физического, психического и социального, то есть представляет собой процесс усвоения общественного опыта, идущего извне. Известно, что идеалы личности являются и критерием оценок как самого себя, так и других людей: Они помогают осознанию недостатков собственного поведения, способствуют стремлению преодолеть отрицательные качества, вызывают потребность в саморазвитии. Принцип гуманизма в физическом воспитании и спортивной деятельности (подростков, юношей) на современном этапе является ведущим, так как способствует обогащению духовного потенциала личности, ориентирует на реализацию общественных ценностей, таких как сопричастность, милосердие, уважение соперника; формирует умение вести здоровый образ жизни, развивает культуру поведения, бережное отношение человека к своему здоровью, способствует саморазвитию [3-6]. Следовательно, возможность и необходимость воспитания гуманных отношений стремления к саморазвитию у студентов средствами физической культуры заложена уже на методологическом уровне.
Методический уровень. Методика, или частная дидактика, представляет собой теорию обучения определенному учебному предмету. В этом смысле методический уровень является адаптационным между методологическим (общей теорией образования) и технологическим
(непосредственным осуществлением научных теорий в учебно-воспитательной практике).
Принцип оздоровительной
направленности (П.А. Виноградов, З.М. Кузнецова, Т.В. Попова, Д.К. Эндрюс и др.). Преподаватель несет ответственность за жизнь и здоровье каждого студента; он обязан обеспечить рациональный общий и двигательный режим в образовательном
учреждении. При введении тех или иных мероприятий или педагогических новшеств следует руководствоваться правилом «не навреди здоровью».
Принцип гуманизации и демократизации. (В.И. Столяров). Вся физкультурная работа строится на основе комфортности: студенту нужны положительные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений (чувство «мышечной радости»), от победы над своим неумением; понимание того, что он может сам совершенствовать свое здоровье; переживание успеха;
Принцип индивидуализации (Н.Н. Визитей). Планируя свою деятельность, преподаватель должен учитывать
индивидуальные особенности каждого студента. Коллективные работы по физической культуре целесообразны лишь тогда, когда они интересны для всех студентов, обеспечивают каждому
оптимальную нагрузку.
Принцип разностороннего развития личности (В.К. Бальсевич, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Лубышева и др.). При решении специфических физкультурных задач решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Принципы любой системы реализуются через определенные механизмы. Основными механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная
деятельность, система отношений,
формирующаяся в процессе этой деятельности, и возникающее в результате межличностное общение. Благодаря физической нагрузке крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма к заболеваниям, повышается уровень морально-психологической устойчивости, развиваются такие качества, как упорство, трудолюбие, самодисциплина, настойчивость и т. п.
В «Программах высших учебных заведений» подчеркивается, что студентов отличает большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность, поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений преподавателя, должны сочетаться с предоставлением студентам определенной свободы и самостоятельности действий, с заданиями, стимулирующими творчество и инициативу
формирование компетенции в области физической культуры.
В процессе воспитания гуманных отношений занятие физической культурой обладает особым потенциалом по сравнению с занятиями по общеобразовательным дисциплинам. Эта особенность заключается в создании на каждом занятии таких учебных условий, которые воспитывают у студентов взаимную регуляцию поведения (при построении и в подвижных играх), умение видеть сверстника (при поточных и посменных упражнениях), согласовывать свои действия с действиями остальных студентов, чувствовать зависимость результата общей деятельности от совместных действий и т.д. Таким образом, на физкультурных занятиях, как нигде больше, студенты приобретают
интерактивные умения, формируют в себе готовность к взаимодействию, к выработке стратегии общих действий, готовности студентов к творчеству [7]. Согласно исследованиям современных психологов, физиологов, педагогов, именно данные умения составляют большую часть процесса гуманизации среды и образования. ( Ю.П. Денисенко, Ю.В. Высочин, И.Г. Гибадуллин.).
Программа занятий по физической культуре в высшем специальном учебном заведении также предусматривает
разнообразие, усложнение видов физических упражнений с соблюдением преемственности в их освоении.
Такая подвижность методики, ее внутренний динамизм не только способствуют усилению воспитательной направленности данных занятий, но и предоставляют студенту возможность проявить себя в одном или нескольких спортивных видах, что позволяет ему пережить успех, развить положительную мотивацию к занятиям физической культурой, способствовать саморазвитию личности. Таким образом, анализируя методический уровень уроков физической культуры, можно сделать вывод о том, что эти занятия обладают скрытыми возможностями, оптимальными для процесса воспитания гуманных отношении между студентами, потенциальной базой для физического и социально-нравственного саморазвития личности [8]. Однако, как показывает анализ психологической и педагогической литературы, степень разработанности данной проблемы явно недостаточна (Б.Г. Ананьев, О.С. Газман,
И.С. Кои, В. Крылова, С.В. Кульневич, А.С. Новоселова, А.Г. Спиркин, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).
Обратимся к специфике занятий физической культурой, которая при наличии четко определенной педагогической цели характеризуется большей свободой в выборе путей ее достижения. Это проявляется в объективно обусловленных индивидуальном и дифференцированном подходах к развитию студентов: преподаватель не ставит перед физически ослабленным студентом задачу в максимально короткие сроки достичь необходимого для его возраста уровня двигательных умений и навыков, но выделяет в этой задаче относительно самостоятельные и небольшие действия, темп освоения которых зависит от индивидуальных особенностей студента (Т.В. Попова) [9]. Следовательно, правильно организованные занятия физической культурой в учебном заведении выполняют функцию адаптации студентов к новым условиям обучения. Спортивные игры, в которые студенты играют на уроках физкультуры, выполняют одновременно несколько функций:
1. Игра как развлечение, наслаждение: ориентация на собственно игровой процесс, а не получение конечного результата.
2. Игра как компенсация: позволяет разрядить избыток нервной энергии, сил, сбросить эмоциональное и интеллектуальное напряжение, возникшее у студента на предыдущих занятиях.
3. Игра как «восстановитель» сил: предполагает востребованность ранее не задействованных личностных качеств, что приводит к восстановлению у студентов внутреннего равновесия; таким образом, именно игра становится своеобразным «допингом» для накопления новых жизненных сил.
4. Игра как способ познания окружающего мира и самопознания через актуализацию внутреннего состояния человека: в условной игровой ситуации моделируются различные типы поведенческих реакций, отрабатываются умения, навыки, качества, которые понадобятся личности в схожей реальной ситуации (ловкость, глазомер, настойчивость и т. д.).
5. Игра как особая форма коммуникации (вербальной и невербальной), преодолевающая пространственные и временные барьеры; как канал передачи общественного опыта, выполняющего воспитательную функцию.
Между тем игра на занятиях физической культурой приобретает особое значение для воспитания гуманных отношений между студентами. Один из главных постулатов этой работы - тезис «начни с себя», который является основой психокоррекционных тренингов. Процесс воспитания гуманных отношений имеет прямую связь с данными тренингами, поскольку, с одной стороны, затрагивает внутренний мир студента, опирается на его актуальные психические состояния, а с другой - вносит позитивные коррективы в поведенческие реакции на окружающий его мир и людей. Поэтому использование игры - методической опоры занятия физической культурой - создает еще одну предпосылку для гуманизации учебно-воспитательного процесса студентов через элементы психокорекционных методик, что составляет содержательную основу занятий физической культурой.
В рамках экспериментальной работы по воспитанию гуманных отношений у студентов занятия физической культурой удовлетворяют большинству основных принципов психотренинговых групп: гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности; оптимизации развития участников (постоянное
стимулирование саморазвития студентов); постоянной обратной связи (формирование способностей к анализу и самоанализу с целью определения своего рабочего места в группе); постоянного состава группы (единый студенческий коллектив); свободного пространства (возможность свободно перемещаться, перестраиваться, создавать группы и микрогруппы).
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация технологического уровня урока физической культуры также создает благоприятные условия для организации воспитательной работы по гуманизации отношений между студентами и способствует саморазвитию личности. Подводя итоги, отметим следующее. Эффективность воспитания гуманных отношений у студентов на занятиях физической культурой во многом зависит от того, насколько данная воспитательная программа вписывается в образовательную систему на
методологическом и технологических уровнях. С точки зрения методологии педагогической науки, формирование гуманных отношений через физическое воспитание является сравнительно новым направлением поиска преодоления основных
противоречий в системе воспитания и саморазвития личности. Методологический уровень минимизирует глобальные задачи методологии применительно к частной дидактике (методики преподавания физической культуры в учебном заведении), уточняя цели обучения в соответствии с активно разрабатываемым гуманистическим направлением в педагогике:
- педагогический процесс как условие развития и самореализации личности;
- студент как активный субъект педагогического процесса;
- физическая культура как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование и саморазвитие личности;
- ориентация системы оздоровительных мероприятий на активную позицию студента в учебно-воспитательном процессе;
- введение в систему методических принципов обучения на занятиях физической культурой принципов гуманизации и демократизации, предполагающих актуализацию положительных чувств студентов в ситуациях преодоления трудностей, взаимопомощи, взаимоподдержки;
- реализация личностно-ориентированного, индивидуального и дифференцированного подходов на занятиях физической культурой;
- направленность каждого занятия физической культурой на формирование гуманно ориентированных качеств личности;
- организация оптимального общения студентов со сверстниками и педагогами (развитие способности взаимодействовать с другими, работать в группе, осознавать свою роль в общем деле, сопереживать и т.д.).
Таким образом, на методическом уровне закладываются определенные условия и
Литература
Андреев, В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера / В.И.Андреев. - Казань,1992. - 207 с. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и
каждого / В. К. Бальсевич. - М., 1988. - С. 120. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности /
Н.Н.Визитей. - Кишинёв, 1989. - 110 с. Иванов, Ю.М. Йога и психотренинг: Путь к физич.совершенству и космич. сознанию / Ю.М. Иванов. - М. : СПб. : Лесинвест, 1990. -286 с.
Красавин, А.Я. Практика биолокации: Целительные возможности маятника и рамки / А.Я. Красавин. - М. :Фаир, 2001. - 256 с.
предпосылки для воспитания гуманных отношений между студентами на занятиях физической культурой, что, несомненно, способствует саморазвитию личности. Однако в наибольшей степени формы, методы, средства и приемы воспитания гуманных отношений студентов
раскрываются на технологическом (прикладном) уровне.
Структура занятий физической культурой такова, что в нее самым благоприятным образом вписываются элементы
гуманистически ориентированной
воспитательной системы: опора на игровую деятельность студентов (функции
компенсации, адаптации, антиципации); деятельностная и социальная реабилитация студентов, возможность вводить в учебный процесс различные системы игр и упражнений (от хатха-йоги до современных психотренинговых комплексов);
использование системы оценок для закрепления положительно окрашенного опыта студента, создание эмоционально привлекательной атмосферы, основанной на взаимопомощи и доверительных отношениях между преподавателем и студентом, использование разнообразных технологий личностно-ориентированного образования. Таким образом, педагогические возможности физической культуры в воспитании гуманных отношений личности являются одним из условий ее развития, саморазвития, совершенствования и необходимы для сохранения здоровой личности,
формирования человека культуры. Гуманистическая направленность физической культуры активизирует механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, выживания в изменяющем обществе.
Bibliography
Andreev, V.I. Self-development of a creative competitiveness of a manager's personality / V.I. Andreev. - Kazan, 1992. - 207 p. Bal'sevich, V.K. Physical culture for all and everyone
/ V.K. Bal'sevich. - Moscow, 1988. - P. 120. Vizitey, N.N. Physical culture of a personality / N.N.
Vizitey. - Kishinev, 1989. - 110 p. Ivanov, Y.M. Yoga and psychotraining: A way to a physical ideal and cosmic consciousness / Y.M. Ivanov. - Moscow: Lesinvest, 1990. - 286 p. Krasavin, A.Y. Practice of a biolocation: Health-improving opportunities of a pendulum and a frame / A.Y. Krasavin. - Moscow: Fair, 2001. -256 p.
Кульневич, С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания / С.В Кульневич. -Воронеж, 1997. - 235 с.
Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения : в 2 Т. / П.Ф. Лесгафт. - Л. : Издательство АПН РСФСР, 1951. - Т. 1.
Марченко, Е.Д. Наноход, даракод, лучевые координаты / Е.Д. Марченко. - СПб. : РАДАТС, 2010. - 286 с.
Оплетин, А. А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития
личности студента (на материале физического воспитания) / А.А. Оплетин. - Пермь, 2008. -224 с.
Статья поступила в редакцию: 09.09.2014 г.
Kulnevich, S.V. Pedagogics of self-organization: phenomenon of content / S.V. Kulnevich. -Voronezh, 1997. - 235 p.
Lesgaft, P.F. Selected works on pedagogics: in 2 volumes / P.F. Lesgaft. - APN RSFSR publishing house, 1951. - the 1st volume.
Marchenko, E.D. Nanokhod, darakod, beam coordinates / E.D. Marchenko. - Saint-Petersburg: RADATS, 2010. - 286 p.
Opletin, A.A. Pedagogical bases of social and moral self-development of a student's personality (on a material of physical training) / A.A. Opletin. -Perm, 2008. - 224p.