Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
УДК: 37.02:796
Белоуско Дмитрий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул, Россия.Е-та11:Ье1оувкоё@гатЬ1ег.ги
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Аннотация.В статье раскрывается сущность физкультурного воспитания как с позиции цели и результата - формирования физической культуры личности, так и с точки зрениядеятельностной стороны данного процесса, центрированного на развитии мотивационно-ценностного отношения обучающегося к его физкультурно-спортивной деятельности. Выделяются ключевые аспекты физкультурного воспитания, рассматривается соотношение понятий физическое воспитание и физкультурное воспитание, отражаются основные особенности физкультурного воспитания в свете потенциала повышения его эффективности с позиции практики.
Ключевые слова: физическая культура, физкультурное воспитание, физическая культура личности, мотивационно-ценностное отношение.
Вот уже несколько десятилетий физкультурное воспитание находится в центре внимания специалистов. Однако при всем накопленном обширном и глубоком опыте, некоторые аспекты рассматриваемого явления требуют дальнейшего изученияоставляют место для сложностей в практической деятельности, реализации эффективных инноваций и требуют дальнейшего изучения. Это заставляет более пристально присмотреться к сущности физкультурного воспитания.
Ключ к определению физкультурного воспитания, раскрытию особенностей его осуществления, разграничению сферы ответственности с понятием физическое воспитание лежит в пространстве, образованном такими координатами как «культура», «воспитание», «физическое, телесное в человеке» или, что более точно, его «телесно-духовная гармония».
Сообразуясь с логикой системного подхода, где результат, детерминированный целью, является основным системообразующим элементом системы, в первую очередь представим суть физкультурного воспитания через понятие физическая культура личности. Для этого необходимо пройти по цепочке теоретического анализа в направлении «культура», «физическая культура», «физическая культура личности».
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Культуру можно отразить как то, через что существует собственно человеческое в мире. Мир человека - это мир его культуры, в ее рамках воспроизводится человек как рефлексивное, сознательное существо [1]. Культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой деятельности, обуславливающий способ реализации творческих возможностей человека [2; 3, с. 100-105].
Несомненно, что физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и общества, полноправной составляющей культурной системы, где все ее виды взаимообусловливают, взаимоподдерживают, взаимопроникают друг в друга [2; 5; 6; 4].
Основная отличительная черта физической культуры, составляющая ее специфику, определяется объектом приложения усилий в данной сфере - телом человека, его телесностью. Это, прежде всего, оптимизация физического (биоструктурного и биофункционального) состояния и развития индивида [7, с. 9-23].
Однако здесь сразу следует обозначить, что современное понимание физической культуры позволяет увидеть несравнимо большие ее возможности гармонизации физического и духовного в человеке [8, с. 71-74], большой потенциал целенаправленного формирования личности. С данной позиции развитие и оптимизация физического, телесного в человеке - важная предпосылка, мощное средство его всестороннего развития. Данные аспекты специфики физической культуры подчеркивают одну из основных линий связи общей культуры и культуры физической - неограниченные возможности в целостном формировании человека [9, с. 19-23].
При рассмотрении явлений культуры и физической культуры предлагается выделение в ее структуре, построенной на проекции человеческой деятельности, общего, особенного и единичного. Соответственно этому определяются специфические субъекты деятельности - родовой, видовой и элементарный. В этой связи появляется необходимость изучать физическую культуру на всеобщем уровне (физическая культура общества), специфическом (физическая культура социально-профессиональных групп) и единичном (физическая культура личности) [10; 11].
Л.П. Матвеев, рассматривая физическую культуру в трех аспектах: деятельностном (культура как способы деятельности), предметно-ценностном (культура как совокупность материальных и духовных ценностей) и результативном (культура как результат воплощения ее ценностей в самом человеке), отмечает, что понятие «личная физическая культура», или «физическая культура личности», не совсем точно. Точнее было бы сказать -персонифицированно-результативная сторона физической культуры [7, с. 10 -25].
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Физическую культуру личности можно охарактеризовать как сложное, динамическое, многоаспектное образование, результат освоения человеком ценностей физической культуры, охватывающее и гармонизирующее биологическое и социальное, физическое и духовное в человеке, характеризующееся наличием у обучающегося стойкой мотивации, высокого уровня знаний, твердых убеждений, разностороннего опыта применения физических упражнений, оптимального физического развития и физической подготовленности, готовности к творческой самореализации как в двигательной области, так и в других областях культурного пространства, развивающееся и проявляющееся в рационально организованной физкультурно-спортивной деятельности [12].
Подобное видение физической культуры личности позволяет представить ее как ясный и четкий целевой ориентир физкультурного воспитания.
Следующий шаг рассмотрения проблемы обусловлен необходимостью осмыслить особенности деятельностной стороны физкультурного воспитания, что выводит нас на его характеристики как процесса.
С точки зрения культурологической обусловленности социальных явлений воспитание можно представить как процесс целенаправленного перевода определенных элементов культуры всего человечества во внутренний план каждого отдельного человека. В практической реализации данного постулата физическая культура не является исключением. Весь багаж, накопленный физической культурой, остается инертным, мертвым, не востребованным обществом, пока посредством педагогических средств и методов не будет воплощен в человеке [13, с. 166-167]. С позиции аксиологии процесс физкультурного воспитания рассматривается как интериоризация ценностей в области физической культуры. С точки зрения гуманистической парадигмы формирование физической культуры личности предстает как процесс, опирающийся на «самость», внутреннюю активность обучающегося как полноправного, сознательного участника учебно-воспитательного процесса, как субъекта культуры и собственного развития [14; 15].
При рассмотрении физкультурного воспитания с психолого-педагогических позиций крайне важно преодолеть утилитарную позицию доминирования физической, телесной составляющей в рассматриваемом процессе. Это прежде всего уход от направленности на обеспечение сиюминутной физической подготовленности в сторону работы с человеком как целостностью, био-социо-культурным единством, индивидуальностью, личностью. Именно это является основным императивом современного физкультурного воспитания [14].
Заявленная позиция требует выдвижения на передний план системы педагогических факторов формирования мотивационно-ценностного отношения
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
к физкультурно-спортивной деятельности. Это прежде всего воспитание у обучающихся необходимых потребностей, мотивов, интереса к ценностям физической культуры, направленности на систематические занятия физической культурой и спортом на основе глубоких знаний, твердых убеждений и т.д.
Таким образом, достижение высокого уровня сформированности физической культуры личности представляет собой заключительный итог развертывания линии интериоризации ценностей культуры, культуры физической и, наконец, развития физической культуры личности. В подобном ракурсе физкультурное воспитание является квинтэссенцией специфических культурных влияний. Ведь именно ради возвышения отдельного человека и посредством этого прирастания потенциала всего человечества, с тем чтобы в свою очередь раствориться в каждом, должна развиваться культура. Поэтому позиция гуманизма, взятая как в самом широком, так и узком значении, служит методологическим фундаментом физкультурного воспитания [14].
В свете рассматриваемой проблематики весьма важен вопрос о соотношении понятий физическое воспитание и физкультурное воспитание.
До последнего времени всю смысловую нагрузку деятельностной стороны физической культуры нес термин физическое воспитание. В традиционном понимании физическое воспитание включает в себя формирование двигательных умений и навыков, совершенствование физических качеств и на этой основе содействие развитию личности. Однако ввиду усиления гуманистических, культурологических и интегративных тенденций в сфере физической культуры понятие физическое воспитание стало нуждаться в уточнении и разграничении его с понятием физкультурное воспитание[16].
По мнению В.И. Столярова, можно использовать традиционный термин физическое воспитание, придав ему новое значение, т.е. понимая под физическим воспитанием формирование и совершенствование компонентов физической культуры. Л.И. Лубышева для обозначения целенаправленного процесса приобщения людей к ценностям физической культуры предпочитает использовать термин физкультурное воспитание, а физическое воспитание рассматривается как элемент физкультурного воспитания, связанный с формированием и совершенствованием лишь физических качеств и двигательных способностей [17].
Именно обращение к культуре утвердило точку невозврата к утилитарному рассмотрению физической культуры и привело к тому, что термин физическое воспитание перестал вмещать всю смысловую нагрузку деятельностной ее стороны.
Если рассуждать о культуре в разрезе ее наиболее важного ключевого свойства, то становится очевидным, это способность к человекотворчеству, что демонстрирует несопоставимость семантического масштаба терминов
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
физическое и физкультурное воспитание. И хотя мнение о том, что вопрос названия не имеет первостепенного значения, главное - суть явления, не лишено оснований, сейчас именно термин физкультурное воспитание в большей степени отражает существующие процессы. Физкультурное воспитание - это целенаправленное формирование физической культуры личности как сложного, динамического, многоаспектного образования, результата освоения человеком ценностей физической культуры. В данном случае понятие физическое воспитание полностью перекрывается понятием физкультурное воспитание, и последнее оказывается в положении ключевого структурного элемента. Термин физическое воспитание может применяться также для обозначения представлений о рассматриваемом процессе, предшествующих появлению культурной парадигмы. Отмеченное выше представляется логичным в свете динамики развития теории и практики физической культуры, которая всегда обнаруживала стремление к расширению поля деятельности от простого обучения двигательным действиям и развития физических качеств до глубокого формирования физической, биоструктурной и биофункциональной стороны человеческого бытия в системном комплексе со всеми другими его сторонами в контексте целостного человекотворчества[16].
Следующим шагом предпринятого исследования логично обозначить ключевые особенности физкультурного воспитания .
1. Физкультурное воспитание отличает следование концепции целостности человека, его био-социо-культурного единства. Другие сущностные черты физкультурного воспитания, такие как культурная обусловленность, гуманистическая направленность, творческий характер деятельности субъектов, либерализация педагогического процесса, атмосфера свободы и самостоятельности, направленность на саморазвитие, самосовершенствование, инициирование и поддержание внутренней активности обучающихся и т.д., обусловлены развитием этой ведущей идеи.
2. Основа логики организации процесса физкультурного воспитания должна выстраиваться по принципу сверху вниз по шкале важности, начиная от формирования глубоких личностных качеств и спускаясь до конкретных проявлений, включая частно-практические аспекты его двигательной стороны. Из этого следует, что одно из ключевых мест в физкультурном воспитании должно занимать обеспечение всестороннего личностного развития обучающегося в плане не только стратегической цели, но и основного условия успешного протекания рассматриваемого процесса.
3. Основной точкой приложения педагогических усилий при осуществлении физкультурного воспитания выступает формирование мотивационно-ценностного отношения обучающегося к собственной физкультурно-спортивной деятельности. Это обусловлено, с одной стороны,
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
особенностями феномена физкультурного воспитания, исключающими упрощенное его понимание как формирования лишь двигательной, физической стороны, требующими достижения определенной глубины педагогического взаимодействия, необходимости вовлечения в этот процесс всего человека как личности, интегральной индивидуальности, с другой - детерминировано логикой гуманистической, личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Таким образом, физкультурное воспитание - это педагогический процесс формирования физической культуры личности во всей ее глубине, многогранности, неоднозначности, в основе которого лежит развитие мотивационно-ценностного отношения обучающегося к собственной физкультурной деятельности [12].
Особый интерес вызывает воплощение рассмотренных выше положений в реальной многоплановой практической деятельности. В этой связи представляется возможным сформулировать основные особенности, охватывающие целостный процесс физкультурного воспитания с точки зрения поиска инновационных форм и способов повышения его эффективности
1. Физкультурное воспитание предполагает формирование человека в его целостности био-социо-культурном единстве. Данная позиция ставит прочный блок на утилитарном представлении о физкультурном воспитании как развитии только физических качеств человека и обучении двигательным действиям. Разработка способов обеспечения физкультурного воспитания практическими средствами должна в обязательном порядке подразумевать формирование социально-психологического и интеллектуального компонента рассматриваемого процесса.
2. Физкультурное воспитание отличается стремлением к возвышающей гармонизации человека. Непременным его атрибутом выступает всемерное развитие «духовной надстройки» двигательной деятельности, ее смыслонесущего и культуротворческого аспектов.
3. Физкультурное воспитание должно обеспечивать демонстрацию глубоко обоснованных с точки зрения субъекта обучения ценностных ориентаций и прочную их интериоризацию. Здесь должна иметь место качественная работа с основными направлениями ориентации обучающегося в культуре, его мировоззрением.
4. Физкультурное воспитание оказывает значительное влияние на развитие личности обучающегося, сопряжено с целостным ее формированием. Решение этой задачи должно быть прочно вписано в учебный процесс. С другой стороны, лишь развитие личности может служить тем фоном, той средой, где физкультурное воспитание будет эффективно.
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
5. При осуществлении физкультурного воспитания особое место занимает мотивация. При всей значимости этого ключевого элемента педагогической деятельности рассматриваемый процесс обнаруживает собственные весьма важные особенности. Это прежде всего необходимость осуществления мотивационных действий в контексте идеи целостности био-социо-культурного единства субъекта физкультурного воспитания. Мотивационное обеспечение здесь должно быть соразмерно личностному уровню, что требует значительной его глубины и высокой степени персонализации.
6. В процессе физкультурного воспитания довольно ярко представлен творческий компонент, без которого возможны лишь механические, ретрансляционные действия, ограничивающие включение обучающегося в педагогический процесс на личностном уровне и исключающие как воспроизводство, так и присвоение компонентов культуры.
7. Физкультурное воспитание предполагает развитие самостоятельности, самодеятельности, самоопределения обучающихся. Без реализации этой функции поощряется равнодушие, культурное тунеядство. Без делегирования ответственности обучающемуся нельзя представить его в роли активного субъекта образовательного процесса и, тем более, творца собственной физкультурно-спортивной деятельности [18].
Таким образом, наиболее важной особенностью физкультурного воспитания как целенаправленного процесса формирования физической культуры личности, причиной возникновения необходимости разграничения с понятием физическое воспитание, основной предпосылкой для более полной интеграции в общекультурную системуявляется высокий уровень рассматриваемого явленияв иерархии факторов глобального человекотворчества, что обусловлено целостностью человека, его био-социо-культурным единством.
Основной точкой приложения педагогических усилий при осуществлен физкультурного воспитания выступает формирование мотивационно-ценностного отношения обучающегося к собственной физкультурно-спортивной деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, особенностями феномена физкультурного воспитания, с другой - детерминировано логикой гуманистической, личностно-ориентированной педагогической деятельности.
В плоскости практического осуществления физкультурного воспитанияв качестве его основных особенностей можно кратко обозначить следование идеи целостности, био-социо-культурного единства человека, приоритет духовности, опора на сформированную базу ценностных ориентаций, обеспечение необходимой мотивации, использование и развитие самостоятельности, культивирование творческой позиции, непременное всемерное совершенствование личности.
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Библиографический список
1. Романова Е.В. Гармоничное воспитание личности в аксиологической теории ранних евразийцев / Е.В. Романова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С.4-18. -[Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 30.11.2016)
2. Визитей Н.Н. Физическая культура и здоровье спортсмена (философско-антропологический аспект проблемы) / Н.Н. Визитей // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №2. - С. 3-8.
3. Культурология: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 687 с., - с. 100-105.
4. Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры / Н.И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - №5. - 1996. - С.55-58.
5. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №4. - С. 16-23.
6. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №8. - С. 2-9.
7. Матвеев Л.П. Терия и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2004. -160 с., - с. 9-25.
8. Зимбули А.Е. Духовное здоровье человека и нравственное воспитание: векторы и парадоксы / А.Е. Зимбули/ Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С.71-81. - [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc(дата обращения: 26.12.2016)
9. Белоуско Д. В. Уровни индивидуализации физкультурного воспитания / Д. В.Белоуско/ Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С. 19-23. -[Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc(дата обращения: 26.12.2016)
10. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры/ М.Я. Виленский// Теория и практика физической культуры. - 1999. - №10. - С. 2-5.
Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
11. Лотоненко А.В. Ценности профессионального физкультурного образования / А.В.Лотоненко, Ф.И.Собянин, А.Ф. Куликов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №6. - С. 2-4.
12. Белоуско Д.В. Ключевые особенности физкультурного воспитания / Д.В. Белоуско // Наука и образование в 21 веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть III. - М.: Ар-Консалт, 2015. - С. 100-101.
13. Вегнер П. Г., Полотнянко К. Е., Ушакова Е. В., Химичева Н. А. Проблема формирования здорового образа жизни и разнообразие систем педагогического управления / П. Г.Вегнер, К. Е.Полотнянко, Е. В.Ушакова, Н. А.Химичева // Философия образования. - 2016. - №5 - С. 166-174
14. Белоуско Д.В. К вопросу о сущности физкультурного воспитания / Д.В. Белоуско/ Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей редакцией П.Я. Дугниста, П.Г. Воронцова, Е.В. Романовой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 22-25.
15. Белоуско Д.В. Гуманизация образовательного процесса как одно из основных направлений развития физкультурного воспитания молодежи / Д.В. Белоуско/ Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 25-37. - [Электронный ресурс].
- URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc(дата обращения: 24.12.2016)
16. Белоуско Д.В. О соотношении понятий физическое воспитание и физкультурное воспитание / Д.В. Белоуско // Современные тенденции в науке и образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции 28 февраля 2015 г.: в 5 частях. Часть III. - М.: Ар-Консалт, 2015.
- С. 123-125.
17. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.
18. Белоуско Д.В. Основные особенности физкультурного воспитания в свете потенциала повышения его эффективности с позиции практики / Д.В. Белоуско // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2014 г.: в 8 частях. Часть V. - М.: Ар-Консалт, 2015. - С. 71-72.