THE CONCEPT OF THE CAUCASUS MOUNTAINS IN THE FOLK CONSCIOUSNESS GREBEN COSSACKS
Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical sciences, Professor of Cultural Studies MAS, Academician ofRANS, Honored Worker of arts of the Chechen Republic, Honoured Worker of science and education, Professor, Department of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
E-mail: grig.26rusigigmail.com
In this article, the author explores the concept of the Caucasus mountains, as one of the specific components of the cultural landscape that influenced the formation of ethnobotany Greben Cossacks. The concept of the Caucasus mountains have influenced the formation of folk consciousness Greben Cossacks that provides a holistic interpretation of the Genesis and existence of structures as a particular way of understanding their ethnic picture of the world.
Keywords: concept of the Caucasus mountains; folk consciousness Greben Cossacks; natural and social spacer-natural and social environment.
LO
i-H
О eu
b-Q-
<
КОНЦЕПТ КАВКАЗСКИХ ГОР В ФОЛЬКЛОРНОМ СОЗНАНИИ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ
В данной статье автором исследуется концепт Кавказских гор как один из специфических компонентов культурного ландшафта, повлиявшего на формирование этносознания гребенских казаков. Концепт Кавказских гор оказал влияние на формирование фольклорного сознания гребенских казаков, что обеспечивает целостную интерпретацию генезисных и бытийных структур как особого способа познания их этнической картины мира. Ключевые слова: концепт Кавказских гор; фольклорное сознание гребенских казаков; природный и социальный космос; природно-социальная среда.
I
Известно, что территорию своего обитания гребенские казаки связывали с Кавказскими горами, Тереком и его притоком Сунжей. Совокупность представлений, охватываемая эти концепты, исторически менялась. Этнизация гребенцов сопровождалась появлением представлений о собственной истории и своей прародине, которой считались гребни Северного Кавказа. В этнониме гребенцов отразилось место их исхода и проживания, хотя и на плоскости, когда они вынуждены были переселиться на левобережье Терека, еще довольно продолжительно сохраняли свои этнокультурные традиции [1 ]. Важно отметить, что первые казаки-гребенцы на Тереке жили с прочно устоявшимися старообрядческими религиозными традициями, оказавшими огромное влияние на их этносознание [2].
На том основании, что, по C.B. Лурье, "космические и социальные категории включаются в систему этнических констант и теснейшим образом связаны с природным и социальным космосом", символику культурного ландшафта, отпечатавшуюся в фольклорном сознании гребенцов, можно назвать артефактами в системе этнических констант, которые "провоцируют активность члена в обществе, направляют и предопределяют его восприятие мира", и, кроме того, "выполняют важнейшую функцию психологической адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде" [3].
Специфика природного культурного ландшафта, система религиозно-мифологических представлений и верований гребенцов, сохранившиеся многочисленные следы дохристианских представлений озлых духах, нашли свое отражение в народном художественном творчестве, и в частности, в легендах и песенном фольклоре казаков.
Концепт Кавказских гор, воплощенный в мифологическом и фольклорном сознании гребенцов, имеет ярко выраженный амбивалентный характер, который проявился в оппозициях добра и зла, символизируя, с одной стороны, "место ада", а с другой - "место рая".
УДК 398.221 © Григорьев А.Ф., 2015
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МАН, академик РАЕ, заслуженный деятель искусств ЧР, заслуженный работник науки и образования, профессор, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь grig. 26rus@gmail. com
Горы Кавказские для казаков были источником опасности и несчастья, однако гребенцы особенно в вольный период считали их своими: "Уж вы Горы мои... горы вы Кавказские" [4].
Для гребенцов они представлялись и в оппозиции "чужие" "черные чеченские" горы, населенные воинствующими горскими племенами, являющимися источником повышенной опасности. Традиционно они символизировали смерть, опасность, и позиционировали чужое, враждебное. В одной из песен "Ночи темные, тучи грозные" горы называются чеченскими: "Трудно, трудно сердцу воспалиться/ Нам чеченски горы взять" [5]. Горы, таившие опасность для казаков-гребенцов, представлялись им прибежищем злых духов, которыми были заняты значительные вершины Кавказского хребта, "потому-то и погибало там много казаков в горах" [6]. В одной из легенд повествуется о том, как злой дух изощряется во всяческих пакостях, чтобы причинить вред чистой "христианской душе", сбить ее с "истинного пути" [7]. Это он "украл у бога земли и камней, и населил горы от Черного моря до Хвалынского..., чтобы вредить благим начинаниям людей, людскому сообщению, чтобы всякий, переезжая через горы, ругался скверными словами, проклиная горы и потешая тем сатану" [8]. По представлениям казаков "Ад также помещался в горах, где жара, все кипит, о чем-де и свидетельствуют горячие источники" [9].
В одной семейно-бытовой песне отражена одна из типичных явлений казачьей жизни. Пространственная характеристика культурного ландшафта не только предопределяет песенный сюжет, но зачастую задает образный строй и определенную тональность: "Во горах высоких,/ В ущельях глубоких/Лежал Убитый/ Молодой казак хороший/ Землей он засыпан,/ Камушками он заложен/ Как на этих камушках/ Врастала травка шелкова..." [10]. Обрисовывая пространство бытия - "горы высокие", "земля", "камушки", "трава шелковая" - включены в действо картины смерти молодого казака.
Однако Кавказские горы символизировались не только с прибежищем злых духов. Согласно преданий гребенцов, "рай находился под горой Казбек, где угодившие богу люди проживали в роскошном доме и пользовались всеми райскими наслаждениями" [11]. В протяжной песне "Горы Вы, Кавказские" культурный горный ландшафт представляется местом развертывания сюжета: "Уж вы Горы мои, вы горы/...Горы вы Кавказские.// Как с под этой с под горы, с под горы/...Течет речка быстрая/ Ой, речка быстрая, братцы, течет" [12].
Тематика взаимосвязи этноса с родным культурным ландшафтом в фольклоре гребен-ских казаков проходит красной линией, определяя, таким образом, их этнические особенности и специфику мировосприятия.
Культурный ландшафт гребенцов, включающий Кавказские горы, воплотившийся в песенном фольклоре, представляет, таким образом, природно-ландшафтный социокультурный комплекс гармоничной нерасчлененной взаимосвязи природы с человеком, свойственной еще архаикоязыческой мифологизации, который, по нашему убеждению, явился стержневой доминантовой основой в формировании фольклорного сознания. Под воздействием такого сложного переплетения складывалась картина мира казаков, которая и отпечатывалась в их фольклорном сознании.
Обобщая поэтические тексты песенного фольклора терско-гребенского казачества, включающих описание культурного ландшафта, природных явлений, можно заключить, что концепт Кавказских гор, образуя космические и социальные категории в системе этнических констант, явился:
- культурообразующим феноменом и этно-образующим фактором казаков, повлиявшим на формирование особого склада и ментальное™ казаков;
- маркером гребенцов и стержневой основой в формировании их этнического сознания и самоидентифиции.
Образ Кавказских гор подчеркнул архаико-языческий мифологизированный образ этно-сознания казаков, унаследованного еще от первобытного средневекового мировосприятия со свойственным ему антропоморфизмом, при этом тематика культурного ландшафта выполняет не только функции формальной символической образности, но и создает эмоциональный и локальный фон, наполняя и насыщая его дополнительными образами [13].
Таким образом, концепт Кавказских гор, образуя космические и социальные категории в системе этнических констант, явились определяющими в формировании фольклорного сознания и этнической картины мира гребен-ских казаков.
Примечания:
1. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гре-бенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с.
2. Великая H.H. Особенности старообрядчества у гребенских казаков // Православие, традиционная культура, просвещение (К 2000-летию христианства). - Краснодар, 2000. - С. 16-19.
3. Лурье C.B. Историческая этнология. - M. : Академический Проект: Гаудеамус, 2004. - С. 292.
4. Чирков Ю. Горы вы кавказские / Традиционные песни терских и гребенских казаков/ - СПб., 2005.
5. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций по станицам Наурского и Шелковского р-н. ЧИАССР (записано в ст. Гребенской 1989) Региональный Фонд традиционной казачьей и славянской культуры Ставрополья "Возрождение". Единый сохранный фонд аудиозаписей. - Ставрополь, 2010.
6. Полевые материалы ТЭЭ МГУ, 1961 г.
7. Бороздин. Станица Ищерская. СМОМПК. Вып. 16. Владикавказ, 1893.- С. 61,63.
8. Востриков П.А. Поверия, приметы и суеверные обычаи наурцев. СМОМПК. Вып. 37. Р. 2. - Владикавказ, 1907. - С. 6.
9. РГИА. Ф.398. Оп.81. Д.63. С. 356-357.
10. Там же. - С. 106.
11. РГИА. Ф.398. Оп.81. Д.63. С. 356-357.
12. Чирков Ю. Горы вы Кавказские. Санкт-Петербург. Русская лира. 2005. (записана в станице Государственной Ставропольского края).
13.Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - С. 213.
LO
гН
О си
hQ-<
HISTORICAL AND CULTURAL IDENTITY OF A REGION OF STA VROPOL: ETHNOSCIENCES REGION TOWARDS THE ESTABLISHMENT OF RELA TIONS BETWEEN THE PEOPLES OF THE CA UCASUS SINCE ANCIENT RUSSIAN GOVERNMENT
Kalantaryan Lyubov Alexandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
The article analyzes the ethnic and social genesis processes in the region, in Une of the establishment of relations,, between the peoples of the Caucasus from the Old Russian state. The main attention is paid to understanding the~ historical concepts of early "penetration" of the Slavs in the region, the priority role of the Old Russian state in the process of social, ethnic, and cultural consolidation of the peoples living in the region.
Keywords: historical concepts of early "penetration" of the Slavs in the region, ethnic, and social interaction, ethnic consolidation.
К f
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕГИОНА СТАВРОПОЛЬЯ: ЭТНОСОЦИОГЕНЕЗ РЕГИОНА В РУСЛЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАРОДОВ КАВКАЗА С ДРЕВНЕРУССКИМ ГОСУДАРСТВОМ
В статье дан анализ этносоциогенетических процессов регионе, в русле становления взаимоотношений народов Кавказа с Древнерусским государством. Основное внимание автор уделяет осмыслению исторических концепций раннего "проникновения" славян в регион, приоритетной роли Древнерусского государства в процессе социальной, этнической, и культурной консолидации народов населяющих регион.
Ключевые слова: исторические концепции раннего "проникновения" славян в регион; этническое и социальное взаимодействие; этническая консолидация.
УДК 398.221
Ё
47
© КалантарянЛ.А., 2015
История России, процесс становления ее политических, экономических и этнокультурных связей с различными государствами и регионами нашли свое отражение в фундаментальных трудах Г.В. Вернадского, Н.М. Карамзина, B.C. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева, а также A.A. Корнилова, А.Е. Преснякова, С.Г. Пушкарева и др.
Концепции этногенеза и этническая история Северного Кавказа освящены в трудах Б.В. Виноградова, С.А. Головановой, Л.Н. Гумилева, A.B. Гадло, Б.Д. Грекова, А.Ф. Григорьева, В.А. Кузнецова, Е.И. Крупно-ва, E.H. Кушевой, Е.И. Нарожного, Б.А. Рыбакова, С.М. Соловьева и др.
В отечественной науке историко-культурное своеобразие Северного Кавказа стало предметом научного изучения уже в конце XIX -начале XX веков в трудах И.В. Бентковского, П.О. Бобровского, В. Броневского, А.Л. Зиссермана, A.A. Каспари, М. Краснова, А.И. Лаврова, Е. Маркова, А. Мельникова, Д.В. Раковича, А.И. Твалчрелидзе, Г.А. Ткачева, Ф.Ф. Торнау и др.
КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь