УДК 796.011.1
А. Е. Митин
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рассматриваются предпосылки использования гуманитарных технологий в области физической культуры, а также представлены основные положения, идентифицирующие гуманитарные технологии как научно-педагогическое явление, принципы их разработки, условия и требования к применению в физкультурно-образовательной среде.
This article examines the preconditions for applying humanities methods in the field of physical education and describes the basic features identifying humanities methods as a research and education phenomenon, the principles of their development, and the conditions and requirements for their application in physical education.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, физическая культура, гуманитарные
технологии, концепция.
Key words: learner-centred approach, physical education, humanities methods, concept.
Современный этап развития образования в нашей стране может быть справедливо охарактеризован как переходный: традиционно сложившаяся учебно-дисциплинарная модель сменяется личностно ориентированной. Основанием возникновения личностно ориентированной модели послужила концепция гуманизации и демократизации образования, призванная оптимизировать взаимодействие личности и социума, обеспечивать их наиболее эффективное развитие для обновления общества. Личностно ориентированное образование рассматривается как система педагогической деятельности по созданию специально организованной среды для развития способностей учащихся, аппелирующая к их активности, субъектному опыту, самоценности, поощряющая самостоятельность, стремление к самообразованию и самореализации.
В процессе реализации личностно ориентированного подхода к образованию складывается новый тип взаимоотношений педагога и занимающегося. Представления о человеке и его личности, ее структуре, психических механизмах поведения и развития должны являться определяющим фактором проектирования образовательного процесса и управления им, в том числе и в области физической культуры.
Как известно, до недавнего времени основу системы физического воспитания разных групп населения составлял нормативный подход, сущность которого сводилась к выполнению усредненных, обязательных и единых для всех требований и нормативов, что в корне противоречит идее индивидуального подхода к развитию человека. Все это способствовало погоне за количественными показателями и тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности — человек с его чувствами, мыслями и потребностями. Это привело к противоречию между обществом и личностью, а точнее, между предложенными для обязательного использования средствами и методами физического воспитания и потребностями формирующейся личности.
Основа этого противоречия заключается в природе человеческой сущности, в которой изначально не заложена потребность в выполнении чьих-либо волевых указаний: у человека имеется прямо противоположная потребность в сопротивлении принуждению [2, с. 3].
Таким образом, огромный образовательный и воспитательный потенциал физической культуры не может быть эффективно реализован без формирования социальных условий и использования новейших технологий, направленных на создание педагогом предпосылок для собственного профессионально-личностного развития и для актуализации ресурсных возможностей занимающихся в соответствии с особенностями их индивидуальности.
Обеспечить повышение результативности физкультурно-образовательной деятельности возможно, по-нашему мнению, реализуя в ней гуманитарные технологии, суть которых заключается в мягком влиянии на поведение занимающихся. Такое влияние выражается в проектировании условий и конструировании ситуаций, которые способствуют выбору занимающимся планируемого (желаемого) педагогом решения. Мягкое влияние состоит и в том, что создаваемая педагогом ситуация «высвечивает» для занимающегося положительные стороны желаемого поведения (как правило, за счет осознания возможных перспектив) и целесообразность принимаемого решения. Желаемое для педагога решение или поведение занимающегося
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 11. С. 102 — 108.
становится желаемым и для самого занимающегося. Таким образом они становятся союзниками в реализации педагогической задачи.
Гуманитарные технологии были представлены В. Грановским, В. Осиповым, М. Карижским [6, с. 2] как совокупность способов мягкого, человечного влияния, которые должны использоваться для того, чтобы преобразовать нынешнее общество в общество открытое, обращенное к своей истории и своему будущему в виде перспективного пространства, и пригодную для жизни новую социальную среду, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху. Это влияние создает новое пространство социальной игры, где «человек человеку человек».
Известно, что самым тонким инструментом гуманитарных технологий является управление поведением. В этом случае происходит не властное принуждение занимающихся к некоторому выбору поведения в физкультурной среде, а создание такой ситуации, при которой выбор происходит естественно, а действия участников процесса могут варьироваться и выбираться ими самостоятельно. Управление поведением — это работа на опережение в условиях конкуренции инициатив. Известно, что поведение человека следует за инициативой в пространстве перспективы. Формирование необходимого педагогу поведения занимающегося при выполнении им физических упражнений тем легче, чем более перспективным ощущает занимающийся выгоды и преимущества при таких занятиях.
Безусловно, так или иначе элементы гуманитарных технологий всегда присутствовали в процессе обучения и воспитания, который в сущности своей представляет управление учителем поведением ребенка с целью достижения поставленных педагогических задач.
В то же время, как указывает В. Мацкевич, «то, что раньше решалось традиционно, и в этом смысле — не всегда было отрефлектировано, не всегда представлено в мышлении, осознано, теперь технологизируется и в этом смысле просто требует осознания — мыслительной проработки, анализа» [7, с. 6].
Так что же такое гуманитарные технологии? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на следующее: гуманитарные технологии появились там, где результат деятельности по какой-то причине не устраивал, но возможность его улучшения при использовании традиционных для этой деятельности технологий (политических, педагогических и т. п.) уже была исчерпана. Именно направленностью на использование дополнительного «человеческого» ресурса можно объяснить, по нашему мнению, эффект применения гуманитарных технологий.
Такое понимание проблемы, а также анализ результатов исследований авторов, занимающихся вопросами разработки и применения гуманитарных технологий [1; 3; 4], позволило выдвинуть следующую идею: гуманитарные технологии являются по своей сути технологиями повышения эффективности деятельности, в которой они применяются, за счет использование ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (интересов, потребностей, мотивов).
В качестве аргумента, подтверждающего эту идею, приведем слова А. Гора о том, что кроме орудий труда и устройств в понятие «технология» следует включить также системы и методы организации, которые увеличивают нашу возможность навязывать миру свою волю. Он отмечает: «Любой набор процессов, способствующий расширению наших возможностей и облегчающих выполнение определенных задач, можно считать технологией» [5, с. 563].
Именно расширение возможностей целесообразно соотнести с идеей повышения эффективности как основной характеристикой гуманитарных технологий [8, с. 20].
Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы представляется необходимым акцентировать внимание на основных группах закономерностей, приведших к необходимости разработки и использования гуманитарных технологий в области физической культуры.
1. Педагогические. Изменение парадигмы образования, поставившего во главу угла интересы и потребности учащихся, а также необходимость создания таких условий, которые способствуют максимальной реализации способностей участников физкультурно-образовательного процесса.
2. Психологические. Ресурсная база прежних подходов в образовании в отношении его содержания, методов обучения, учебно-методического обеспечения в значительной мере исчерпана. Прежние подходы неприменимы в новых социокультурных условиях развития физкультурного образования и взаимодействия в системе субъект-субъектных отношений в разных сферах деятельности специалиста, так как сейчас важным фактором является фактор неконфликтной, безопасной физкультурно-образовательной среды.
3. Экономические. Система подготовки специалистов по физической культуре в настоящее время развивается в условиях рыночных отношений, поэтому становится очевидной необходимость подготовки конкурентоспособного педагога, обладающего компетентностью взаимодействия в социальной сфере.
4. Информационные. Значительное увеличение потока информации, в том числе о возможностях повышения эффективности образовательного процесса, требует от педагога выбора наиболее целесообразных информационных источников для конкретных условий.
Проведенное исследование позволило создать концепцию гуманитарных технологий в области физической культуры, основную на положениях, идентифицирующих эти технологии как научно-педагогическое явление, а также принципы разработки, условия и требования к применению гуманитарных технологий в физкультурно-образовательной среде.
В логике представленных выше идей к основным положениям, определяющим гуманитарные технологии как научно-педагогическое явление, можно отнести универсальность, комплементарность, неповторимость и диагностичность.
Универсальность проявляется в том, что гуманитарные технологии могут использоваться в любой деятельности, связанной с взаимодействием в системе «человек — человек». Они могут служить для повышения эффективности различных процессов в области физической культуры: обучения, воспитания, развития, оздоровления, тренировки и т. п.
Комплементарность обозначает дополнение частей до образования целого и заключается в подборе объекта, наилучшим образом соответствующего дополняемому объекту. Гуманитарные технологии «надстраиваются» на существующую организованную деятельность, учитывая неиспользованные резервы.
Неповторимость гуманитарных технологий связана с тем, что каждый раз в зависимости от цели их применения, условий осуществления деятельности, индивидуальных особенностей педагога и занимающихся разрабатывается новая гуманитарная технология.
Диагностичность гуманитарных технологий основывается на приобретении естественнонаучного знания о человеке и изучении его мотивов, потребностей и интересов. Такая информация может быть получена при помощи диагностического научно-исследовательского инструмента, который может стать в гуманитарных технологиях и инструментом реализации личностно-ориентированного подхода.
Нам представляется, что разработка гуманитарных технологий должна опираться на следующие принципы.
1. Личностной значимости. Гуманитарные технологии будут эффективны только тогда, когда у самого занимающегося сформируется желание выполнить запланированные действия. Такое возможно при условии, если организованный физкультурно-образовательный процесс будет удовлетворять его потребностям, а получаемый результат станет личностно значимым.
2. Творчества. Гуманитарные технологии в области физической культуры есть практическое использование гуманитарного знания. Наряду с наличием алгоритмизации действия (как в любой технологии) их отличает существование возможности импровизационного характера в применении. Это связано с тем, что условия деятельности предполагают спектральный вариант воздействия на занимающихся. Поэтому гуманитарные технологии нельзя поставить на конвейер, приспособить для получения типового и стандартного результата. Педагог должен не только владеть знаниями в области гуманитарных технологий, но и каждый раз включаться в творческий процесс по их созданию.
3. Совокупного воздействия. Этот принцип можно рассматривать с двух позиций.
Во-первых, направленность гуманитарных технологий на одну из сторон образовательного
процесса достаточно условна, так как обучение, например, тесно связано и с воспитанием, и с развитием. Поэтому использование гуманитарных технологий для решения задач одной стороны образовательного процесса влияет на изменение других сторон.
Во-вторых, эффективность от применения гуманитарных технологий можно ожидать при условии использования инструментов различных их групп (построение среды, организация взаимодействия, управление поведением, самоактуализация педагога и занимающихся) как всех вместе, так и в их различных сочетаниях.
4. Позитивной перспективы. Гуманитарные технологии являются средством достижения поставленной педагогом цели. Сами по себе они не гарантируют, что воздействие будет направлено на получение пользы для занимающихся физическими упражнениями. Направленность использования инструментов гуманитарных технологий зависит от педагога. Поэтому исключительно важно, чтобы изначально они разрабатывались педагогом с точки зрения позитивной перспективы для занимающихся.
5. Безопасности. Особенно важна при построении гуманитарных технологий проблема учета возможных рисков. Даже самые лучшие намерения педагога могут привести к негативным последствиям для занимающихся. Например, ставя перед своим воспитанником задачу достижения высокого спортивного результата, тренер должен рассчитывать, какие усилия юный спортсмен должен приложить (не превысит ли это его резервы здоровья), чем должен пожертвовать (временем на отдых и развлечения, общением с друзьями и т. п.). Таким образом,
стоит вопрос согласования цели (даже крайне важной для спортсмена) и «цены», которую он должен заплатить для достижения этой цели.
6. Актуализации. Идея применения гуманитарных технологий состоит не только в том, чтобы, основываясь на знаниях о мотивах, интересах, потребностях занимающихся, способствовать максимальной реализации их способностей в конкретный момент, но и в том, чтобы, создавая «ситуацию успеха», дать возможность занимающимся определить свой «маршрут достижений», самоактуализироваться. Кроме этого, разработка и применение гуманитарных технологий требуют от педагога включение в этот процесс не только своих знаний, умений, но и творческих ресурсов, поэтому он так же оказывается в ситуации, способствующей его самоактуализации.
В заключение следует отметить, что гуманитарные технологии в области физической культуры являются по своей сути инновационными, направленными на создание и материализацию нововведений в деятельность специалиста по физической культуре, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах физкультурнообразовательной деятельности, приводят к целесообразному использованию кадрового, материального и информационного ресурса. Обновление физкультурно-образовательного процесса в новых социокультурных условиях привело к переориентации фундаментальных и прикладных исследований в логике того, что научные объекты изучаются, прежде всего, по их назначению для жизнедеятельности человека, по их функциям в развитии человеческой личности. Этим во многом обусловливается и понимание значения применения гуманитарных технологий в области физической культуры.
Список литературы
1. Бордовский Г. А. Гуманитарный технолог: от идеи к воплощению / / Вестник Герценовского университета. СПб., 2007. № 10 (48). С. 3 — 5.
2. Быков В. С. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1999.
3. Валицкая А. П. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инноваций (антропо-философский взгляд) // Вестник Герценовского университета. СПб., 2007. № 6 (44). С. 29 — 33.
4. Гончаров С. А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // Вестник Герценовского университета. СПб., 2008. № 5 (55). С. 9—15.
5. Гор А. Земля на чаше весов. В поисках новой общей цели / / Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 559 — 571.
6. Грановский В., Осипов В., Карижский М. Инструменты влияния. URL: http://www.uis.kiev.ua/discussion (дата обращения: 30.07.2009).
7. Мацкевич В. Интервью // Оружейность гуманитарного: полиинтерьвью на «семейной» игре — 2001. URL: http://www.circleplus.ru (дата обращения: 30.07.2009).
8. Митин А. Е., Филиппова С. О., Митин Е. А. Теоретические и методические подходы к применению гуманитарных технологий в подготовке специалистов по физической культуре: монография / под ред. В. А. Бордовского. СПб., 2009.
Об авторе
Анатолий Евгеньевич Митин — канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, е-mail: [email protected]
About author
Dr. Anatoly Mitin, Associate Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia, е-mail: [email protected]