Научная статья на тему 'Гуманитарные критерии качества образования'

Гуманитарные критерии качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные критерии качества образования»

творческим специальностям, связанным с бурным развитием компьютерных технологий, немаловажное значение имеет тесная интеграция выпускающей кафедры с лидирующими вузами и образовательными центрами разных стран мира.

Проводимая в последние годы факультетом искусств СПбГУП политика международного сотрудничества призвана облегчить доступ студентов к самым передовым технологиям, используемым при создании проектов в области цифровых экранных искусств, способствовать активному участию молодежи в жизни мирового профессионального сообщества специалистов компьютерной графики и анимации, творческих работников кино-, видео-, мультимедиа. Только на этой основе

можно обеспечить образование по новым специальностям, сравнимое с уровнем ведущих университетов мира, достигнуть широкого международного признания диплома факультета.

Наряду с традиционными формами международного сотрудничества (мастер-классы, стажировки студентов и преподавателей, студенченские обмены, международные фестивали и конкурсы), факультет развивает и совершенствует новые - создание совместных студенческих мультимедийных проектов в сети Интернет ^еЬ-сайтов, электронной арт-галереи творческих работ), вхождение выпускающей кафедры в ключевые международные структуры и организации с целью получения обобщенного мирового опыта, формирования имиджа вуза.

Г. БИРЖЕНЮК, профессор С. -Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Эпистемологическим основанием системы управления качеством образования в нашем университете является уникальная образовательная модель, базирующаяся на культуроцентристской трактовке образования.

Оригинальность этой концепции, с точки зрения рассматриваемой проблемы, состоит в акценте на особой значимости духовно-нравственных референтов - персонифицированных символов культуры, идентификация с которыми обеспечивает духовный рост и самоосуществление человека, его образование путем отождествления и слияния с ними. Следовательно, важнейшим условием эффективности образования является включение в его контекст (в среду обитания студента, в образовательный материал) образцов для

Гуманитарные критерии качества образования

подражания, которые помогают обрести личностную гармонию, понять свое жизненное и профессиональное предназначение, пробуждают в человеке энергию самосозидания и становятся точкой отсчета в определении смысла его жизни. Суть образования и воспитания в рамках культуроцентристской концепции - не только в наполнении памяти некоторым объемом информации и развитии интеллекта, а еще и в воспитании «духовного инстинкта», который поможет личности обрести высший смысл жизни. В этом отношении результат образования и воспитания - духовность как абсолютная ценность человеческой жизни.

Традицией университета стали встречи с известными деятелями науки, культуры, искусства, образования. Пе-

ред студентами выступают не просто отечественные и зарубежные ученые и специалисты, достигшие высот в той или иной области знания, но прежде всего выдающиеся личности, жизнь и творчество которых является стимулом духовного и профессионального роста каждого из нас. Мы целенаправленно привлекаем к преподаванию видных деятелей культуры, науки, образования, которые олицетворяют вершины духовно-нравственной и интеллектуально-творческой деятельности, являются для студентов духовно-нравственными референтами, помогая им обрести профессиональное и жизненное призвание.

Практической реализацией концепции университета стал цикл «Выдающиеся личности России», в рамках которого для студентов читали лекции крупнейшие специалисты различных отраслей знаний - академики Н.Н. Моисеев, Б.В. Раушенбах, Н.В. Карлов, И.В. Бестужев-Лада, Г.Н. Фурсей, профессора С.Н. Иконникова, М.С. Каган, М.Б. Пиотровский, В.Т. Пуляев, Ю.У. Фохт-Бабушкин. Здесь же выступали видные писатели и публицисты В. Ко-жинов, Ю. Карякин, А. Нуйкин, М. Чу-лаки, режиссеры и актеры О. Табаков, Р. Виктюк, И. Владимиров, И. Горбачев, политические деятели А. Собчак, Г. Зюганов и др.

Осознание всей сложности образования как явления, как процесса, как сферы профессиональной деятельности лежит в основе наших конкретных решений и действий по созданию системы управления его качеством.

Сегодня в университете реализуются следующие ее элементы:

• разработка и внедрение новых образовательных программ, учитывающих положение на рынке труда и рынке образования;

• система работы с абитуриентами, обеспечивающая необходимое со-

отношение приезжих и местных студентов, представительство различных регионов РФ, уровень подготовки поступающих (ежегодно на 1 курс принимается около 10% медалистов);

• постоянная и систематическая работа по совершенствованию кадрового состава вуза, прежде всего профессорско-преподавательского корпуса;

• методическое обеспечение учебного процесса на основе создания кафедральных учебно-методических комплексов; особое значение имеет деятельность методического совета университета, основными задачами которого являются: анализ состояния учебного процесса, его соответствия российским и международным стандартам; поиск, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта и определение путей его реализации применительно к модели СПбГУП (его целям, специфике гуманитарного образования и т.д.); внедрение прогрессивных образовательных технологий в образовательный процесс;

• контроль над качеством учебного процесса, основанный на анализе двух составляющих: результатов текущего (аттестация) и итогового (экзамены, зачеты, защита курсовых и дипломных работ) контроля успеваемости студентов, результатов оценки деятельности педагогов студентами (опрос «Педагог глазами студента») и экспертной оценки занятий факультетскими и межфакультетскими комиссиями;

• периодические (раз в месяц) встречи ректора со студенческим активом и выявление «проблемных зон» в образовательном процессе с дальнейшей работой по их оптимизации;

• аттестация студентов в каждом семестре;

• осуществление предусмотренного ГОС текущего и итогового контроля успеваемости;

• система стимулирования студен-

тов и преподавателей, достигающих высоких показателей качества своей деятельности (различные виды стипендий и льгот - для студентов, надбавок и премий - для педагогов);

• курсы для преподавателей по освоению информационных технологий, конкурс педагогического мастерства по ряду номинаций;

• система воспитательной работы, охватывающая основные сферы жизнедеятельности студентов - учебную, бытовую, досуговую;

• кадровая комиссия как интегрирующий элемент системы управления качеством, ежегодно комплексно оценивающая все стороны деятельности кафедр, степень соответствия реальных результатов работы показателям, зафиксированным в планах-заданиях, и определяющая направления необходимых корректировок;

• ежегодная межвузовская научно-методическая конференция.

Перечисленные элементы системы управления качеством реализуют лишь один из подходов - процессуальный. Иными словами, системному контролю подвергаются условия образовательного процесса, которые сами по себе весьма важны, поскольку потенциально создают предпосылки для достижения желаемого качества образования, однако они не дают полной картины, поскольку не нацелены на анализ результатов образовательного процесса

- как промежуточных, так и итоговых.

В этой связи в последнее время мы уделили внимание еще одному подходу

- результирующему, т.е. оценке того, каким образом и в какой мере условия качества образования находят выражение, во-первых, в знаниях, умениях, навыках, личностных качествах выпускников университета, во-вторых, в измерении результатов обучения глазами работодателей - представителей бизнес-сообщества, в чьих структурах

работают специалисты, получившие дипломы СПбГУП.

Целью проведенного весной 2003 года исследования (научный руководитель - зав. кафедрой социальной психологии, профессор Б.Д. Парыгин) как раз и было выявление степени соответствия знаний, умений и навыков выпускников требованиям, предъявляемым к ним со стороны руководителей различных бизнес-структур Санкт-Петербурга. За 1998-2002 гг. университетом по дневной форме обучения было выпущено 1852 человека. В Санкт-Петербурге осталось работать 1211 человек. Для обеспечения необходимой репрезентативности выборки последняя была определена в 20% от указанной генеральной совокупности, что составило 245 человек. С учетом того, что в качестве респондентов были избраны топ-менеджеры, которые проявляют крайнюю щепетильность при различного рода опросах и неохотно делятся любой информацией, первоначальный объем выборки был увеличен до 400 человек.

Предполагалось проверить гипотезы: а) об относительной удовлетворенности бизнес-сообщества работой большинства выпускников СПбГУП; б) о возможности различного уровня удовлетворенности теми или иными деловыми и личностными качествами наших выпускников; в) о положительной корреляции уровня удовлетворенности работой выпускника с уровнем развития его не только профессиональных, но и личностных качеств, которые также формируются вузовской образовательной средой; г) о причинно-следственной связи между наличием в образовательной программе гуманитарных дисциплин, развивающих личностные, но профессионально значимые качества специалиста, и степенью сформированности этих качеств в зависимости от специфики конкретной образовательной программы.

Анкета исследования предусматривала оценку таких деловых и личностных качеств выпускников, как профессиональная компетентность (знания), инициативность, ответственность, степень психологической включенности в работу, эффективность или результативность деятельности.

Итоги исследования в целом нас удовлетворяют. Обращает на себя внимание прежде всего высокий уровень общей оценки «бизнес-сообществом» Санкт-Петербурга работы выпускников СПбГУП (от 83 до 88% от числа опрошенных респондентов «вполне удовлетворены»). Степень полной удовлетворенности как личностными качествами, так и работой выпускника колеблется от 79 до 87,7%.

Заслуживают внимания два (условных) блока этих характеристик.

Первый (от 82 до 87,7%) объединяет такие качества, как «включенность в работу» (87,7%), «ответственность за порученную работу» (83,1%) и «творческая инициатива» (82,2%), что говорит о высокой степени психологической настроенности и внутренней готовности выпускника к работе с полной отдачей.

Второй блок оценок (от 79,4 до 79,0%) характеризует выпускников по критериям практических умений и навыков (79,4%), уровню знаний (79,4%) и результативности их профессиональной деятельности (79,0%), что говорит, вероятно, о недостаточной подготовленности части выпускников к специфике и эффективному началу практической работы.

Здесь привлекает внимание тот факт, что наиболее высокие оценки почти по всем личностным и деловым показателям получили студенты, в чьих образовательных программах больше гуманитарных дисциплин, формирующих духовно-нравственные качества, т.е. реализующих воспитывающую

функцию образования. Это выпускники факультетов культуры и искусства.

В этой связи нельзя не отметить одно обстоятельство, которое, как представляется, сдерживает достижение качества образования. Речь идет о некоторых критериях Государственных образовательных стандартов (ГОС).

Введение в 1994 году Государственных образовательных стандартов было абсолютно оправданным шагом, адекватным ответом системы образования на «вызов» рынка - многосубъектного, неупорядоченного, во многом дикого, когда появилось большое количество образовательных учреждений, порой созданных на голом месте и преследующих сугубо коммерческие цели. Сейчас, когда мы рассказываем нашим зарубежным коллегам о системе ГОС и обо всём, что с ней связано (лицензирование, аттестация, аккредитация), те восхищаются ее стройностью и продуманностью.

Однако, хотя стандарты по определению являются государственными, делают их конкретные люди, сосредоточенные в учебно-методических объединениях (УМО), которые собирают под свою крышу наиболее подготовленных специалистов из однопрофильных вузов. Эти люди практически на 100% представляют выпускающие кафедры вузов, где главенствует интерес к общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Что же касается так называемого федерального компонента, определяющего не только функцию фундаментализации образования, но и основу его гуманизации, т.е. реализацию воспитывающего начала образовательной деятельности, то этот компонент целенаправленно сокращается.

Социально-гуманитарный цикл вызвал с самого начала серьезнейшее сопротивление со стороны руководства технических вузов. Со временем оно несколько ослабло, были созданы

соответствующие кафедры, подобраны специалисты. Более того, опросы и наблюдения показали, что студенты начали приобретать вкус к гуманитарным предметам, участвовать в конкурсах, конференциях и т.д. Однако Министерство издало документ, по которому вуз может выбрать из этого цикла три любых предмета. Это привело к тому, что резко сократилась преподавательская нагрузка, педагоги стали уходить, а студенты получать весьма разрозненные знания. О воспитании говорить уже не приходится.

Вторая проблема - циклы общепрофессиональных и специальных дисциплин, которые целиком формируются УМО, существующими на базе конкретного вуза. На практике соответствующие циклы часто ориентированы не на реальную логику профессии, систему знаний, умений и навыков, а на ресурсы и интересы отдельно взятого вуза и его преподавателей. В итоге получается стандарт, который удовлетворяет только тот вуз, на базе которого работает УМО.

Как представляется, целесообразно выносить на рассмотрение научно-педагогической общественности несколько вариантов стандарта по каждой специальности и осуществлять более широкую экспертизу. Тем самым можно преодолеть диктат головного вуза, снять налет субъективизма и ситуативности с принимаемых стандартов.

Настала, видимо, пора вернуться к разработке профессиограмм по каждой специальности. Ранее такая работа в стране велась, но была прервана. Профессиограмма - это документ, определяющий на научной основе функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающий обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста. Стандарты, разрабатываемые на базе профессиог-рамм, дали бы нам в руки более надежный критерий оценки образовательных программ и учебного процесса. При этом следовало бы в про-фессиограмму заложить систему критериев качества образования.

В заключение хочется отметить, что работающая у нас система управления качеством является живой и развивающейся. Здесь можно применить так называемый «метод опережающих групп». Суть его состоит в том, что если все вузы будут заниматься этой проблемой, то обязательно выявится группа вузов, которая начала решать ее раньше, лучше и т.д. К ней обязательно будут подтягиваться другие вузы. Между тем опережающая группа выйдет уже на новый уровень и т.д. В итоге мы можем получить принципиально иное качество образования.

Осипов Юрий Сергеевич, академик РАН, президент РАН:

«В СПбГУП делается новое большое дело, важное для развития нашего образования, для воспитания молодёжи в России. Желаю всему коллективу и руководству Университета всяческих успехов!»(Известия. - 2001. - 1 сент.(№160). - С.3.)

Чубарьян Александр Оганович, академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН:

«СПбГУП знаменует сегодня будущее гуманитарной науки в России! В этом Университете впечатляет абсолютно все: организационные и преподавательские инновации, преподавательский коллектив, безумно влюбленный в свое дело, а также традиции, которые я искренне желаю сохранить и развить.» ( Коммерсант. - 2001. - 1 сент.(№158). - С.2.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.