Литература
1. Формирование российского интеллиген-
та в университете. - СПб, 2000.
2. Запесоцкий А.С. Современная модель формирования личности молодого человека в школе и вузе. Тезисы докла-
да на научно-практической конференции, 25 января 2001 года. - СПбГУП, 2001.
3. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М., 2002.
4. Санкин Л.А. Введение в университет. Учеб. пособие. - СПбГУП, 2003.
Н. ДВОРКО, доцент С.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Благодаря компьютерной революции к существующим средствам массовых аудиовизуальных коммуникаций - кино, видео, телевидению - добавились перспективные мультимедийные системы в виде синтеза разнообразных «сред», управляемых интерактивными приложениями.
Информационно-рекламные презентации, обучающие модели в системе виртуальной реальности и биоки-бернетического интерфейса, интерактивные игры и развлекательно-образовательные продукты мультимедиа нашли широкое применение в производстве, медицине, бизнесе, образовании, тренажеростроении, искусстве и индустрии развлечений.
Уникальные возможности мультимедиа позволяют моделировать всю полноту человеческих проявлений, выражая их в комбинации изображения, звука, анимации, компьютерной графики. Раздвинув границы экрана, новая интерактивная виртуальная среда, в которую пользователь погружается как зритель или творец, создает иллюзию полной реальности происходящего.
В силу растущей экспансии инфо-коммуникационных систем в экономику, культуру, искусство, сферу делово-
Специальность -«Режиссер мультимедиапрограмм»
го администрирования возникла потребность в квалифицированных кадрах гуманитарного профиля, способных эффективно применять современные технологии для решения конкретных профессиональных задач. Это привело к созданию новых специальностей междисциплинарного характера, таких как «прикладная информатика в экономике», «лингвистика и меж-культурная коммуникация» и другие.
Симптоматичным проявлением синтеза современной аудиовизуальной техники, информационных технологий и художественного творчества стал феномен рождения профессии режиссер мультимедиа-программ. Противоречие между востребованностью специалистов данного вида художественного творчества и отсутствием целостной системы профессиональной подготовки режиссеров мультимедиа-программ стимулировало формирование в нашем вузе новой специальности.
В 1998 году факультет искусств Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, имеющий опыт подготовки творческих кадров на базе передовых компьютерных технологий, выступил инициатором построения теоретической парадигмы профессиональной подготовки режиссера
мультимедиа-программ. Это потребовало переосмысления основных аспектов режиссерского искусства применительно к новому звукозрительному языку мультимедиа.
Разработка содержания профессиональной подготовки режиссеров мультимедиа-программ совпала с реформами в высшей школе, с формированием общих принципов профессионального образования. Гуманистический характер реформы, ее направленность на раскрытие созидательных человеческих способностей и качеств обеспечили благоприятные условия для создания концепции профессиональной подготовки режиссера. Её главными задачами являются единство теоретической и практической, а также общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста, основанной на принципах фундаментальности и гуманизации образования.
Разработанная концепция успешно прошла опытно-экспериментальную проверку на факультете искусств СПбГУП и обнаружила высокую эффективность. Ее основные положения легли в основу государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 053600 «Режиссура мультимедиа-программ», утвержденного приказом №181 Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002. В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов была подготовлена учебная программа по этой специальности и получена лицензия Министерства образования России на ее реализацию. В этом году был проведен первый набор студентов на новую специальность.
Создание интерактивного художественного пространства виртуальной реальности - коллективный вид экранного творчества, в котором ведущая
роль в организации и воплощении замысла принадлежит режиссеру - автору мультимедийного произведения. Используя богатую палитру изобразительных возможностей и структурных элементов, выполняющих функцию смыслового выражения, режиссер мультимедиа-программ переводит свои идеи на язык экрана (интерактивных виртуальных сфер), опираясь на помощь разнообразных специалистов: художника графических изображений, специалиста в области компьютерной анимации, видеооператора, фотографа, композитора, звукорежиссера, программиста и др.
Профессия режиссера мультимедиа-программ многоаспектна. Она охватывает широкий круг задач и функций, связанных не только с творческими сторонами его деятельности. Поэтому ее специфика может быть раскрыта и воплощена при сочетании опыта, накопленного режиссурой в сфере традиционных экранных искусств (кино и телевидения), использования наиболее общих закономерностей, уже проявивших себя в развивающемся виде творчества - мультимедиа.
Интерактивные свойства, возможность как линейного, так и нелинейного вариантов развития сюжетных действий мультимедийных произведений в корне меняют такие понятия экранного языка, как «кадр», «монтаж», «ритм». Зритель интерактивных мультимедийных программ, являющийся пользователем компьютера, может по своему усмотрению управлять непрерывностью пространственно-временного действия, влиять на монтаж и другие выразительные средства мультимедиа, выступая соавтором произведения.
Еще более специфичными для мультимедиа-режиссуры являются технологии виртуальной реальности, представляющие интерактивную имитацию
событий, отражающих взаимодействие человека-пользователя и специальных компьютерных программ. Причем связь пользователя с мультимедийными программами более многомерна и сложна, чем взаимодействие пассивного зрителя с демонстрирующимся фильмом в кинотеатре или видеосалоне. В интерактивной среде пользователь способен активно влиять на ход событий, включаясь во всевозможные реальные и даже нереальные ситуации.
Основной инструмент создания мультимедийных произведений - аппаратные и программные средства мультимедиа. Поэтому соединение цифровой аудиовизуальной техники, новейших компьютерных технологий и творческого потенциала авторов интерактивного художественного произведения является характерной особенностью творчества в этой сфере.
Для создания качественного мультимедиа-продукта режиссер должен обладать несколькими профессиональными навыками: детально знать компьютерную технику, владеть основами компьютерной графики и анимации, ориентироваться в программировании, быть специалистом по звуку и видео. Сложные проекты мультимедиа, конечно же, часто разрабатываются и создаются коллективами художников и специалистов, когда отдельные задачи можно делегировать профессионалу в соответствующей области.
Владение всем арсеналом выразительных возможностей современных компьютерных искусств, знание специфики создания интерактивного художественного пространства виртуальной реальности - главные требования, предъявляемые к режиссеру мультимедиа-программ.
Поэтому основная цель специальности 053600 «Режиссура мультимедиапрограмм» состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов,
владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками режиссерской деятельности по разработке авторской концепции интерактивного мультимедийного произведения и ее реализации в творческом коллективе на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.
Достижение указанной цели в ходе обучения происходит путем реализации современных подходов к профессиональному образованию на основе принципов интеграции, интернационализации, сохранения и развития лучших отечественных традиций в сочетании с использованием международного опыта.
При реализации образовательной программы по специальности «Режиссура мультимедиа-программ» высшее учебное заведение может столкнуться со спектром проблем, без решения которых качественная подготовка специалистов данного направления не представляется возможным. Среди них:
• необходимость выравнивания уровня подготовки студентов в области инструментальных средств мультимедиа;
• практическое отсутствие (ввиду новизны профессии) в профессиональной среде режиссуры мультимедиа-программ практиков, имеющих общепризнанный авторитет и способных возглавить руководство художественно-творческими мастерскими;
• недостаточное число квалифицированных научно-педагогических кадров (преподавателей художественно-творческих дисциплин), одинаково свободно владеющих новыми компьютерными технологиями и предметной областью базовой специальности;
• отсутствие собственных исследовательских подразделений (научноисследовательских лабораторий, групп), призванных решать комплекс
вопросов, связанных с развитием звукозрительного языка мультимедиа и интерактивных технологий виртуальной реальности, совершенствованием методики преподавания;
• постоянное отставание в оснащении вузов самой передовой компьютерной техникой, программным обеспечением и современными аудиовизуальными технологиями.
Решению указанных проблем способствуют формулировка и реализация концепции становления специальности «Режиссура мультимедиа-программ» в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.
Процесс обучения данной специальности построен на развитии художественных, литературных, музыкальных и других творческих способностей учащихся, наряду с освоением режиссуры мультимедийных произведений, программных и аппаратных средств мультимедиа, компьютерной графики и анимации, звукового дизайна, компьютерного монтажа видеоизображений, web-дизайна и др.
Основанием, интегрирующим теоретическую и практическую составляющие профессиональной подготовки режиссера мультимедиа-программ, является учебно-творческая и производственная практика.
Материально-техническая база учебного процесса должна соответствовать современному уровню развития мультимедийных и аудиовизуальных технологий, обеспечивать опережающий принцип образования.
Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки режиссеров мультимедиа в вузе (учебные планы, программы, учебные и учебно-методические пособия, методические рекомендации) должно иметь целенаправленный и системный характер и включать три взаимосвязанных блока: ори-
ентирующий, фундаментальный и технологический.
В целях успешной реализации новой специальности в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов введена эффективная технология обучения путем сближения учебной и практической профессиональной деятельности студентов на основе:
• проведения практик на мультимедиа-, кино-, теле- и видеостудиях, в рекламных агентствах, студиях компьютерного дизайна;
• участия студентов в работе собственного университетского молодежного телевизионного канала;
• участия в выполнении производственных заказов в рамках коммерческой структуры университета - студии компьютерной графики и визуальных эффектов;
• выполнения разнообразных заказов университета на создание интерактивных мультимедийных произведений (презентационные и рекламные диски, обучающие и образовательные программы, видеофильмы и компьютерная анимация и т.п.);
• проведения стажировок студентов в ведущих университетах мира, международных центрах цифровых технологий;
• проведения конкурсных проектов и курсовых работ в интересах совершенствования учебного процесса в университете;
• участия в фестивалях творческих работ международного и российского уровня, в разнообразных конкурсах на лучшие произведения компьютерного творчества;
• вовлечения студентов в научноисследовательскую работу, проводимую ведущими специалистами факультета искусств.
Серьезной базой для подготовки специалистов - режиссеров мультиме-
диа-программ является собственный университетский молодежный телевизионный канал (МТК), который вещает на Санкт-Петеребург ежедневно в прямом эфире по два часа. Для студентов работа на МТК - составная часть их профессиональной подготовки, она осуществляется на протяжении всех пяти лет обучения в рамках практических занятий по ряду дисциплин кафедры, а также в период учебной, производственной и преддипломной практик. Установлено, что участие в работе молодежного телевизионного канала позволяет студентам более полно реализовывать свои творческие и интеллектуальные способности, получить опыт в производстве телевизионных программ, сформировать способности, необходимые для осуществления режиссерской деятельности, оценить современные требования к производству и реализации аудиовизуальной продукции. Являясь хорошим механизмом адаптации студентов к рынку труда, МТК позволяет приобрести основ-
ные навыки по решению разнообразных задач, связанных с работой в творческом коллективе (режиссура рубрик, видеосъемка сюжетов и репортажей, а также работа в павильоне во время прямого эфира, создание телевизионного дизайна, виртуальных студий, режиссура монтажа звука и видеоизображения, создание звукового ряда к телевизионной программе). В период обучения на специальности «Режиссура мультимедиа-программ» у студентов, активно участвующих в деятельности МТК, происходит более адекватное формирование профессиональных представлений: создается образ специалиста - режиссера мультимедиа, обладающего определенным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности, четче осознаются трудности профессии, связанные с процессом профессиональной подготовки, приобретением определенных знаний, умений, навыков.
В повышении качества художественного образования студентов по
творческим специальностям, связанным с бурным развитием компьютерных технологий, немаловажное значение имеет тесная интеграция выпускающей кафедры с лидирующими вузами и образовательными центрами разных стран мира.
Проводимая в последние годы факультетом искусств СПбГУП политика международного сотрудничества призвана облегчить доступ студентов к самым передовым технологиям, используемым при создании проектов в области цифровых экранных искусств, способствовать активному участию молодежи в жизни мирового профессионального сообщества специалистов компьютерной графики и анимации, творческих работников кино-, видео-, мультимедиа. Только на этой основе
можно обеспечить образование по новым специальностям, сравнимое с уровнем ведущих университетов мира, достигнуть широкого международного признания диплома факультета.
Наряду с традиционными формами международного сотрудничества (мастер-классы, стажировки студентов и преподавателей, студенченские обмены, международные фестивали и конкурсы), факультет развивает и совершенствует новые - создание совместных студенческих мультимедийных проектов в сети Интернет ^еЬ-сайтов, электронной арт-галереи творческих работ), вхождение выпускающей кафедры в ключевые международные структуры и организации с целью получения обобщенного мирового опыта, формирования имиджа вуза.
Г. БИРЖЕНЮК, профессор С. -Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Эпистемологическим основанием системы управления качеством образования в нашем университете является уникальная образовательная модель, базирующаяся на культуроцентристской трактовке образования.
Оригинальность этой концепции, с точки зрения рассматриваемой проблемы, состоит в акценте на особой значимости духовно-нравственных референтов - персонифицированных символов культуры, идентификация с которыми обеспечивает духовный рост и самоосуществление человека, его образование путем отождествления и слияния с ними. Следовательно, важнейшим условием эффективности образования является включение в его контекст (в среду обитания студента, в образовательный материал) образцов для
Гуманитарные критерии качества образования
подражания, которые помогают обрести личностную гармонию, понять свое жизненное и профессиональное предназначение, пробуждают в человеке энергию самосозидания и становятся точкой отсчета в определении смысла его жизни. Суть образования и воспитания в рамках культуроцентристской концепции - не только в наполнении памяти некоторым объемом информации и развитии интеллекта, а еще и в воспитании «духовного инстинкта», который поможет личности обрести высший смысл жизни. В этом отношении результат образования и воспитания - духовность как абсолютная ценность человеческой жизни.
Традицией университета стали встречи с известными деятелями науки, культуры, искусства, образования. Пе-