УДК 37.011
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА И ИХ ОТРАЖЕНИЕ
В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ
© 2016
Дергаева Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английский язык для гуманитарных направлений подготовки» Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск (Россия)
Аннотация. Раскрыто содержание понятия «гуманистическая тенденция в отечественной педагогике и образовании». Дана характеристика гуманистической тенденции в теории педагогики второй половины XIX века. Показаны различные трактовки сущности гуманистической направленности педагогических идей. Систематизирован опыт реализации гуманистической тенденции в трудах отечественных педагогов исследуемого периода. Определены и систематизированы гуманистические термины второй половины второй половины XIX века, что вносит значительный вклад в инструментарий отечественной педагогики, в методологию историко-педагогического исследования.
Ключевые слова: гуманизм, гуманистические идеи, гуманистическая тенденция, гуманистическая педагогика, гуманистические термины. педагоги-гуманисты, вторая половина XIX века.
HUMANISTIC TERMS IN THE SECOND HALF OF THE XIXth CENTURY AND THEIR REFLECTION IN WORKS OF THE RUSSIAN EDUCATORS
© 2016
Dergaeva Svetlana Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «English Language for Humanities» Northern Arctic federal university, Arkhangelsk (Russia)
Abstract. The author gives definition of the term «humanistic trend in the Russian pedagogy and education». He gives characteristics of the humanistic trend in the theory of the pedagogy in the second half of the XIXth century. The article shows different treatments of the essence of the humanistic directivity pedagogical ideas. The author systematizes experience of realization of humanistic ideas in works of the Russian educators in the study period. He defines and systematizes humanistic terms of the second half of the XIXth century, what contributes to methodology of the historical-pedagogical research.
Keywords: humanism, humanistic ideas, humanistic trend, humanistic pedagogy, humanistic terms, educators-humanists, the second half of the XIXth century.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперёд. Сегодня всё больше осознаётся та истина, что основой прогрессивного развития страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция. В связи с этим центром новой государственной политики становится личность человека в соответствии со «Всеобщей декларацией прав человека». Реализация этих идей потребовала принципиальных изменений всей системы образования России, формирования новой образовательной политики. Важным гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности, создание условий для свободного развития личности.
Идеи гуманизма стали ведущими в современном образовании. В контексте реализации гуманистической тенденции в социальной действительности особое звучание приобретает обращение к отечественному педагогическому наследию, содержательный потенциал которого может составить ценную основу для развития нестандартных подходов, новых направлений в решении задач сегодняшнего дня. Образовательная ценность современной школы возрастёт, если в научный оборот педагогической мысли и практическую деятельность естественным путём войдут гуманистические идеи, выработанные отечественными педагогами второй половины XIX века.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Гуманистическая тенденция - это, во-первых, развивающаяся педагогическая система, (совокупность передовых педагогических мыслей, идей), основанная на любви к ребёнку; вере в его добрые силы; уважении и понимании ребёнка; создании условий для его личностного развития; равном, дружеском отношении воспитателя ко всем детям; во-вторых, - это направление в педагогической мысли,
утверждающее ценность человека как личности независимо от его социального статуса, этнической, конфессиональной, возрастной, половой принадлежности: рассматривающее человека как сознательного и полноправного субъекта своих целей и действий. В этом контексте проанализированы педагогические термины, используемые в трудах педагогов исследуемого периода.
В частности, педагог второй половины XIX века К.Д. Ушинский рассматривает ученика как личность, отмечая «дитя - также личность и также требует покровительства законов» [1, с. 84]. В продолжение этой идеи Л.Н. Толстой отмечает уникальность личности ребёнка: «Ребёнок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе» [2, с. 287]. Развивая эту мысль, педагог подчёркивает совершенство природы ребёнка: «Человек родится совершенным. Большей частью воспитатели упускают из виду, что детский возраст есть первообраз гармонии. Ему от педагога нужен только материал, чтобы пополняться гармонически и всесторонне» [2, с. 288].
П.Ф. Каптерев также подчёркивая уникальность, своеобразие природы человека, пишет, что каждый ребёнок представляет собой особый мир со своими чувствами и намерениями, помыслами и устремлениями» [3 10, с. 27]. Заботясь о нравственном воспитании детей, он считал, что необходимо так организовать обучение и воспитание, чтобы каждое «дитя прониклось убеждением, что без твёрдого порядка и закона невозможно жить. Разумная твёрдая законность, оберегающая права каждого и не дающая никому никаких преимуществ, которые бы нарушали права других, должна с самого начала составлять духовную сферу дитяти. Ею оно должно постоянно дышать» [4, с. 251]. В связи с этим вслед за П.Ф. Каптеревым П.Ф. Лесгафт утверждает, что нельзя ребёнка сделать Человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал Человека» [5, с. 295].
Известный педагог, публицист второй половины XIX века Д.И. Писарев считает, что: «ученик не должен быть в школе пассивным лицом. В противном случае научные истины лежат в его голове без движения в том самом
виде, в котором они туда положены преподавателем или руководством [6, с. 289].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Итак, для отечественных педагогов учащийся - это, прежде всего, «человек» (Н.И. Пирогов), «лицо» (П.Ф. Лесгафт), «личность», «активный субъект, которого педагог должен уважать» (Д.И. Писарев), «дитя», «ди-тятя», «воспитанник», «живой материал», «детский возраст - первообраз гармонии», ребёнок - «особый мир со своими чувствами и мыслями».
Чтобы подготовить такого ученика, учитель должен соединять в себе любовь и к делу, и к детям. Тогда он, по выражению Л.Н. Толстого, - совершенный учитель: «Ели учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам» [2, с.186]. А чем невежественнее преподаватель, тем менее он имеет средств сделать учение привлекательным для учеников. А чем скучнее и несноснее учение, тем сильнее педагогический террор» [6, с. 224].
Воспитатель, чтобы сделать обучение доступным для учеников, по мысли Н.А. Добролюбова, должен предварительно разрешить все вопросы, которые могут родиться у воспитанника, чтобы вести воспитание, «не насилуя детской природы» [7, с. 33]. В продолжение этой идеи Н.А. Добролюбов отмечает: «главное, что должен иметь в виду воспитатель - это уважение к человеческой природе дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития» [8, с. 155]. «Мы требуем, чтобы воспитатели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и, чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению [7, с. 42]. Н.А. Добролюбов указывал также на необходимость чуткого, внимательного отношения педагогов к способностям детей, создание условий для их развития: «Что не развилось в молодости, остаётся неразвитым на всю жизнь... если молодость проводится под скорлупой, то и ум, и воля человека остаются навсегда в положении зародыша» [7, с. 26].
С Н.А. Добролюбовым согласен К.Д. Ушинский, который также считает, что уважение к ученику - ещё одно важное качество учителя: «Воспитывая дитя, мы должны с уважением относиться к душе его [1, с. 17]. К.Д. Ушинский подчёркивает важность и другого качества гуманного педагога: «Если педагог хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должен прежде узнать его тоже во всех отношениях» [9, с. 150]. «Педагог должен стремиться узнать ребёнка как можно лучше, со всеми его способностями и духовными потребностями. Только в этом случае он будет в состоянии черпать в самой природе ребёнка средства воспитательного влияния [1, с. 23]. Вслед за Ушинским Д.И. Писарев утверждает: «Педагог должен проникнуться уважением к тому живому материалу, который мы имеем под руками в деле воспитания. Человек имеет полное и неотъемлемое право на уважение своих ближних с самого своего появления на свет» [10, с. 459].
Итак, отечественные педагоги называли учителя «воспитатель», «педагог», «наставник».
Д.И. Писарев считал, что не только учитель, но и родители, должны с уважением относиться к детям: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты, когда ребёнок почувствовал своё я и отделил себя от окружающего мира. . Всякое принуждение, всякое насилование воли ребёнка, всякая ломка его характера делаются невозможными» [6, с. 37].
Чтобы подготовить ученика к взрослой жизни, необходимо воспитание самостоятельности, полагал Д.И.
Писарев: «В воспитании своих детей мать должна действовать с полным бескорыстием, не стараясь приобрести над ними исключительного влияния, которое могло бы подавить их самостоятельность или дать их душевным способностям одностороннее направление [6, с. 26].
В трудах отечественных педагогов второй половины XIX века прослеживаются определения гуманистической школы. В частности, П.Ф. Лесгафт в отношении школы использует такие термины: «учреждение, где будят мысль, знание является материалом, при посредстве которого вырабатываются понятия и мысли», «самый лучший период в жизни молодого человека, в продолжение которого он развивает в себе человека, при посредстве проверок научной истины научается управлять своим телом и своими поступками» (11, с. 356).
Развивая эту мысль П.Ф. Лесгафт следующим образом формулирует задачи гуманистической школы: (а только такой школа, по его мнению и должна быть) развитие мышления и выяснение значения личности человека и умения сознательно действовать» [5, с. 356], «содействовать развитию индивидуальных способностей лица» [5, с 356].
Н.И. Пирогов называет школу «рассадником учителей». В ней они должны найти средства выработать свои педагогические способности занятием и упражнениями с учениками» [12, с. 149].
Д.И. Писарев противопоставляет гуманистической «понукальную педагогику», которая «обессиливает, ломает, уродует нежный организм ребёнка», называет такую школу «русским острогом» [6, с. 223], «карательным заведением» [6, с. 230].
К.Д. Ушинский с гуманистической точки зрения формулирует цель образования: «цель его не в том, чтобы внести в головы детей известное количество определённых знаний, которое они потом позабудут, но в том, чтобы школьным занятием развить способности детей, естественным путём раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и сделать их способными к самостоятельной, разумной жизни и деятельности» [1, с. 185]. А цель воспитания К.Д. Ушинский видит в том, чтобы «возбудить в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному, и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда своё человеческое достоинство» [1, с. 406].
Более масштабно мыслит цель образования П.Ф. Каптерев: «Просветить всю Русь школой, учением, дать подрастающим поколениям общечеловеческое развитие, сочетая его с национальными формами жизни» [8, с. 19]. «Не совершенство человека, а усовершенствование личности в мере её сил - характерная черта и цель педагогического процесса», - утверждает П.Ф. Каптерев [12, 169]. Во главу гуманного образования он поставил «закономерное, повсюдное развитие природы и человека, формировку и усовершенствование личности [12, с. 169].
П.Ф. Каптереву вторит Н.А. Добролюбов, который считает, что задача педагога - «приучить детей думать самостоятельно, внушить им любовь к знаниям, сообщить о предметах ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития» [7, с. 370]. Развивая эту идею педагог утверждает: «Не нужно дрессировать ребёнка, как собаку, заставляя его выделывать те или другие штуки. Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность и, чтобы она ведома была не только учителю, но представлялась ясною и самому ребёнку» [7, с. 147].
В гуманистическом контексте трактует цель образования и Л..Н. Толстой «содействовать благу каждого и всего человечества» [2, с. 83].
Важность самовоспитания подчёркивает Н.А. Добролюбов: «Несомненно, что образование и воспитание тогда только может быть успешно, когда оно делает их наклонными и способными к самовоспитанию» [7, с. 29]. На необходимость самообразования как составной
элемент образования указывал и Д.И. Писарев, который считал, что «оно составляет необходимую и в высшей степени законную фазу человеческого развития» [13, с. 231].
С гуманистических позиций трактует семейное воспитание П.Ф. Лесгафт: «Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, всё делать самому; взрослые не должны забегать и ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребёнку с первого дня его появления на свет как к человеку, с полным пониманием его личности» [6, с. 302].
Добролюбов Н.А. считает воспитание «мёртвым, противным естественным требованиям мысли, если оно стремится не развивать, а убивать дух и внушает такие начала, нелепость которых чувствуется даже ребёнком» [1, с. 32]. Вслед за Н.А. Добролюбовым Д.И. Писарев отмечает: «Обессилить, изломать, изуродовать нежный организм ребёнка вовсе не трудно» [8, с. 39].
В связи с этим, по мысли Д.И. Писарева, воспитание детей состоит не в том, чтобы «во имя долга подавить личную свободу, искоренить враждебные наклонности и влечения, а в том, чтобы дать правильное развитие этим наклонностям. Нужно, чтобы человек делал добро, по возможности не насилуя своей природы., чтобы он смотрел на труд не как на печальную необходимость, а как на внутреннюю потребность, как на существенное условие жизни, как на высокое наслаждение» [8, с. 23].
В трудах великого гуманиста второй половины XIX века Л.Н. Толстого образование трактуется как «наинасущнейшая потребность русского народа». Оно, по мысли Л.Н. Толстого, необходимо для того, чтобы «спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых, а они кишат в каждой школе» [1, с. 20].
Д.И. Писарев указывал на важность воспитания без насилия: «В нервной системе 5-летнего мальчика заключается в виде зародыша весь склад ума, весь темперамент и весь характер будущего мужчины, и что этот зародыш разовьётся правильно или уродливо и зачахнет, смотря по тому, будем ли мы своим влиянием содействовать или мешать его развитию. Врываться в интеллектуальный мир другого человека с своей инициативой бесчестно и нелепо» [8, с. 52].
Важность воспитания без насилия прослеживается и в работах Н.А. Добролюбова, который считал, что правильное воспитание должно не подавлять личность ребёнка, а опираться на то лучшее, что заключено в его натуре [2, с. 14].
К.Д. Ушинский употребляет термин «святое дело» в отношении воспитания, подчёркивая тем самым его важность: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, то рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» [12, с. 64].
Необходимость обучения без насилия отмечает К.Д. Ушинский: «Если мы станем насильно занимать ребёнка тем, что даже ему нравилось сначала, то мы можем возбудить в нём отвращение к предмету. Всякое действие ребёнка из страха наказаний или желания получить награду, есть уже само по себе ненормальное, вредное действие» [12, с. 399].
К.Д. Ушинский подчёркивает необходимость по-сильности обучения: «преподавание должно непременно идти таким путём, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы» [13, с. 133].
Резюмируя гуманистические педагогические термины второй половины XIX века известный отечественный педагог исследуемого периода К.Д. Ушинский в своей работе даёт определение гуманного образования: «Под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого, а не одно формальное раз-
витие; человека можно развить гуманно не только изучением классических языков, но ещё гораздо более и прямее языком народным, географией, историей, изучением природы и новыми литературами. Реализм и гуманизм можно найти в каждой науке, и различие это заключается, собственно, не в различии наук, а в различии способа их изучения. Можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке, и даже обучение грамоте можно сделать гуманным и реальным» [1, с. 431].
С гуманистических позиций К.Д. Ушинский трактовал и содержание образования: «Не изучение древних языков, а изучение родного языка мы поставили бы во главе гуманного образования ... не изучению же какого-нибудь иностранного языка, не изучению чужой литературы обязаны греки художественным совершенством языка отечественного и своими лучшими писателями» [12, с. 352].
Эту мысль развивает П.Ф. Каптерев, который даёт определение общего образования в гуманистическом контексте: «общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами; на первом плане стоит личность, субъект, его интересы, а предметы - на втором, они - только средство, цель - личность, именно её развитие» [13, с. 20]. В основе определения образования П.Ф. Каптерева - идея учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей: «разумным и истинным образование не станет до тех пор, пока не перестанут искать для него основ вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы её сознания» [3, с. 77]. Эту идею развивает педагог в другой своей статье, утверждая: «Естественность или искусственность воспитания обусловливается согласием или несогласием правил воспитания с законами развития ребёнка... Куда дети, туда и воспитательница» [13, с. 116].
В заключение необходимо отметить, что П.Ф. Каптерев рассматривал в гуманистическом контексте дисциплину, которую он понимал «как дело живое, изменяющееся, а не мёртвое». По его мнению, «в хорошей школе дисциплина исчезает, растворяясь в воспитании, проникающем во все уголки школьной жизни» [4, с. 250].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, программные труды отечественных педагогов второй половины XIX века Н.А. Добролюбова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского стали одним из условий и источников развития гуманистических терминов. В частности, они используют такие понятия - «наинасущнейшая потребность русского народа», «закономерное, повсюдное развитие природы и человека», «формировка и усовершенствование личности» (образование), «необходимая и в высшей степени законная фаза человеческого развития» (самообразование); «святое дело» (воспитание), «сеять семена благоденствия», «раскрывать завесу будущего Родины» (воспитывать).
Данные термины свидетельствуют о зарождении во второй половине XIX века новой педагогики (педагогики ненасилия), основанной на началах «добровольчества»; об изменении отношения общества к образованию, ученику, учителю, к школе. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что гуманистическая тенденция в исследуемый период находила благодатную почву для своего развития в педагогической мысли России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст] /К.Д. Ушинский: В 6 т. - Т. 2. - М: Педагогика, 1988. - С. 406.
2. Толстой Л.Н. Избранные педагогические произведения [Текст]/ Л.Н. толстой / Вступит ст. Вейкшан. -М.: Педагогика, 1987. - С. 287.
3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] /П.Ф. Каптерев // Под ред. А.М. Арсеньева.
- М.: Педагогика, 1982. - 704 с. - С. 175.
4. Каптерев П.Ф. История русской педагогии [Текст]/ П.Ф. Каптерев/ - 2-е изд. - Пг., 1915. - 427 с.
- С. 19
5. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст]/П.Ф. Лесгафт /Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с. - С. 317.
6. Писарев Д.И. Избранные педагогические произведения [Текст]/Д.И. Писарев/ Сост. В.В. Большакова. -М.: Педагогика, 1984. - 368 с.
7. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения [Текст]/ Н.А. Добролюбов /Сост. В.Ф. Козьмин, Ю.А. Рудь. - М.: Педагогика, 1986. - 352 с. -С. 42.
8. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. [Текст]/ Н.А. Добролюбов / Издательство АПН РСФСР, 1952. - 736 с. - 155.
9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Текст] /К.Д. Ушинский: В 6 т. - Т. 5. - М: Педагогика, 1988. - С. 150.
10. Писарев Д. И. Полное собрание сочинений [Текст] /Д.И. Писарев: в 6 т. - Т. 4. - СПб. - 1894. - 500 с.
11. Пирогов Н.И. Вопросы жизни [Текст]/ Н.И. Пирогов // Сочинения, Т. 1. Издательство Пироговского товарищества, Киев, 1910. - 149 с.
12. Сластёнин В.А. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева и современность [Текст] /В.А. Сластёнин // Педагогика, 1999. - № 5. - С. 77.
13. Каптерев П.Ф. Самовоспитание таланта [Текст]/ П.Ф. Каптерев// Воспитание и обучение, 1898. - № 3. - с. 116.