Дергаева Светлана Сергеевна ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ ...
УДК 37.011
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
© 2016
Дергаева Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английский язык для гуманитарных направлений подготовки» Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск (Россия) Аннотация. Раскрыто содержание понятия «гуманистическая тенденция в отечественной педагогике и образовании». Дана характеристика гуманистической тенденции в теории педагогики второй половины XIX века. Показаны различные трактовки сущности гуманистической направленности педагогических идей. Систематизирован опыт реализации гуманистической тенденции в статьях отечественных педагогов исследуемого периода. Определены и систематизированы гуманистические термины второй половины второй половины XIX века, что вносит значительный вклад в инструментарий отечественной педагогики, в методологию историко-педагогического исследования.
Ключевые слова: гуманизм, гуманистические идеи, гуманистическая тенденция, гуманистическая педагогика, гуманистические термины. педагоги-гуманисты, педагогическая журналистика, вторая половина XIX века.
HUMANISTIC TERMS AND THEIR REFLECTION IN PEDAGOGICAL MAGAZINES OF THE SECOND HALF OF THE XIXth CENTURY
© 2016
Dergaeva Svetlana Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair
«English Language for Humanities» Northern Arctic Federal University, Arkhangelsk (Russia) Abstract. The author gives definition of the term «humanistic trend in the Russian pedagogy and education». He gives characteristics of the humanistic trend in the theory of the pedagogy in the second half of the XIXth century. The article shows different treatments of the essence of the humanistic directivity pedagogical ideas. The author systematizes experience of realization of humanistic ideas in pedagogical magazines of the study period. He defines and systematizes humanistic terms of the second half of the XIXth century, what contributes to methodology of the historical-pedagogical research.
Keywords: humanism, humanistic ideas, humanistic trend, humanistic pedagogy, humanistic terms, educators-humanists, pedagogical magazines, the second half of the XIXth century.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня всё больше осознаётся та истина, что основой прогрессивного развития страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция. Реализация этой идеи потребовала принципиальных изменений всей системы образования России, формирования новой образовательной политики. Идеи гуманизма стали ведущими в современном образовании. В контексте реализации гуманистической тенденции в социальной действительности особое звучание приобретает обращение к отечественному педагогическому наследию, содержательный потенциал которого может составить ценную основу для развития нестандартных подходов, новых направлений в решении задач сегодняшнего дня. Образовательная ценность современной школы возрастёт, если в научный оборот педагогической мысли и практическую деятельность естественным путём войдут гуманистические идеи, выработанные отечественными педагогами второй половины XIX века.
Гуманистическая тенденция - это, во-первых, развивающаяся педагогическая система, (совокупность передовых педагогических мыслей, идей), основанная на любви к ребёнку; вере в его добрые силы; уважении и понимании ребёнка; создании условий для его личностного развития; равном, дружеском отношении воспитателя ко всем детям. В этом контексте проанализированы педагогические журналы второй половины XIX века.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ статей показал наличие в них таких гуманистических терминов как «дитя», «дитятя», «питомец», «воспитыве-мый» [1, с. 303], «развивающийся субъект» [2, с. 185]. Отечественные педагоги утверждают, «дети - нежные растения, которые блекнут от прикосновения грубой руки». В частности, В. Ламанский отмечает, что при обучении детей на первом плане должен быть развивающийся субъект, а на втором уже учебный материал, метода преподавания должна быть эвристическая» [2, с. 185]. Эту идею развивает К.А. Тимофеев, утверждая, что
преподавание, обучение может иметь спасительное действие, когда оно воспринимается без всякого насилия, а с живым участием и свободным увлечением» [1, с. 303].
Необходимость обращаться с детьми бережно, с любовью прослеживается также в следующих строках: «Без любви, без благодарности, без взаимного доверия между воспитателем и питомцем особенно между родителями и детьми невозможно успешное воспитание. Безыскуственное, движимое и направляемое любовью воспитание почти всегда успешно. Но безуспешно и пагубно рассчитывать на долговечность любви, не подкреплённой уважением» [3, с. 84]. В противном случае «дитя обращается в машину, повинующуюся, но действующую без убеждения и только до тех пор порядочно, пока находится под глазами наблюдателя или под влиянием внешнего убеждения» [4, с. 60].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ педагогических журналов на предмет отражения в них гуманистических терминов показал, что для отечественных педагогов учитель - это «мастер учить и воспитывать» [5, с. 2], «главный деятель учебного заведения», «побудитель ко всему доброму и истинному», «служитель науки и двигатель народного образования» [6, с. 42], «воспитатель и попечитель учеников» [7, с. 346].
В педагогической журналистике второй половины XIX века подчёркивается, наставники должны постоянно помнить, что они для воспитывающегося под их руководством юношества заменяют родителей. Поэтому они должны «руководить своих питомцев с твёрдостию, но и с сердечной любовью» [8, с. 76]. Учитель сравнивается с отцом: поскольку он должен выполнять своё призвание с такой же заботливостью и нежностью, как и отец. Все его усилия должны быть направлены на то, чтобы «распространять и утверждать незыблемые начала нравственности и разума, посевать в юных сердцах семена добродетели и чести так глубоко, чтобы возраст и страсти не заглушили их» [9, с. 141]. Главная задача учителя, по мнению педагогов, «научать и развивать» [10, с. 551].
Прежде всего, учитель должен иметь «тёплое серд-
Дергаева Светлана Сергеевна педагогические
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ ... науки
це, согретое чистою, нелицемерною любовью к детям» [11, с. 25].
Преподаватель должен быть не только учителем, но и воспитателем в противном случае он, по словам публицистов, не заслуживает имени наставника. «Не наставник, а губитель детей и тот, кто владеет даром преподавания, но имеет чёрствое сердце, для которого не доступны доброе и прекрасное» - утверждает Г. Фортунатов. По его мнению, чтобы быть истинным наставником, надо иметь «врождённые для того способности» [12, с. 159].
Изучать нравы детей, их склонности и привычки, их чувства и понятия - также обязанность педагога, а изучив всё это он может найти «средства сделать неутомительным для них объяснение любого предмета». Авторы статей отмечают, что нужна строгость, но строгость, «более предупреждающая худые поступки, чем их наказывающая». В статьях подчёркивается, что если учитель «сумеет живо занять воспитанников своим предметом, то не даст им времени и подумать о шалостях, а нет такого сухого предмета, который нельзя оживить в искусном преподавании» [13, с. 38]. Задача педагога - «развивать, это значит разрабатывать то, что дремлет изнутри, вывести наружу лежащее в глубине души, т.е. дать ему образ прекрасного. Это значит развивать каждое дитя сообразно его природе» [14, с. 280].
Кроме того, воспитатель должен «любить детей и взаимно приобрести их любовь: Главное основание способности полюбить воспитанника лежит в чувстве общечеловеческой любви, в гуманности воспитателя» - подчёркивается в статьях. «Едва ли можно ненавидеть того, кто вас любит» [15, с. 543]. «Ибо на чистой, мягкой почве детской натуры посеваем мы или яд или медовые соты [33, с. 398].
Воспитание, по утверждению педагогов, есть также «священнейшая обязанность и родителей. Им необходимо стараться сделать своих детей просвещёнными и добродетельными» [23, с. 95]. Самая лучшая помощь, по мысли отечественных педагогов, состоит в том, что «родители принимают живое участие в трудах своего сына, когда они учатся вместе с ним и тем уясняя ему цель и способы труда, возбуждают в нём охоту трудиться самостоятельно» [Там же].
Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства - «приготовить в своих детях полезных для общества граждан, поскольку одно из священнейших прав человека - право на правильное и доброе воспитание» [34, с. 73].
Неоднократно авторы статей подчёркивают, что «весь успех воспитания зависит от любви, которая лучше всяких теорий может указать родителям как рациональнее вести дело воспитания» [2, с. 637]. «Пусть в глазах отца и матери дитя видит одну любовь, но любовь отеческую и материнскую, строгую, разумную, такую, которую дитя может ценить, но которую не может требовать, не баловливую любовь угодливой няни, способную испортить нрав дитяти» [19, с. 59].
Родительская любовь сравнивается с рычагом: «Любовь должна пресечь возможность нетерпеливости, гнева, горячности и везде проявляться как невидимый, но ощутимый рычаг действий, выражающийся спокойствием, участием и справедливостью. Только тогда наше воспитание превратится в гуманное» [20, с. 60].
Любовь названа «основной силой воспитания», «солнцем», «магнитом»: Только силою любви своей мать становится матерью» [27, с. 120]. Материнская любовь есть «сила, которая действует на дитя, как солнце на растения. Любовь есть магнит, который испытывает над юными душами бесконечную силу притяжения» [16, с. 399].
А «свобода, которую питомец приобретает насилием, т.е. явным ослушанием, или которую он выманивает хитростью, есть свобода самая опасная, т.к. всегда соединена с порочным и вредным умыслом» [Там же]. 46
Поскольку успех педагогического дела основан на любви, то соответственно и школа в исследуемый период понималась как «мастерская гуманности» [22, с. 179], «храм грамотности» [23, с. 163], «училище добрых нравов» [24, с. 97], «живой организм» [25, с. 84], «заведение не исправительное, а воспитательное и образовательное» [26, с. 31].
В статьях отмечается, что школа «не есть установление, которое можно создавать и совершенствовать произвольно усилиями правительства или частных лиц. Она составляет живой организм, находящийся в непосредственной связи с семейством, обществом, церковью и государством. Прямая её задача - распространять в народе нравственное и умственное образование» [27, с. 84]. «Где есть школа, там есть будущность», - утверждает Л. Модзалевский [28, с. 31].
Поэтому школы «не могут ограничиваться одним механическим обучением. В них образуется и воспитывается молодая душа. В них посеваются семена или духовные начала нашей последующей нравственности» [29, с. 146]. Задача школы - «не столько сообщение познаний, прямо прилагаемых к жизни, сколько развитие умственных сил ученика на основании сообщаемых ему реальных познаний» [30, с. 31].
Итак, школа, прежде всего, есть «училище добрых нравов, всё остальное - дополнение и средство, а не цель». Суть школы - «сделать людей мудрыми умом, благоразумными в делах, благочестивыми в сердце», [24, с. 97], «открыть каждому из своих воспитанников дорогу в жизнь, сообразную с его способностями и наклонностями» [24, с. 193].
С гуманистических позиций авторы статей рассматривают воспитание, обучение и образование детей: «Единственная задача воспитания - ставить воспитанника в возможно лучшие условия для удовлетворения нормальных потребностей детства и юного возраста» [31, с. 2].
Педагоги утверждают: «искусство воспитания не есть что-нибудь поверхностное», - это «одна из величайших тайн нашей природы и источник нашего благополучия» [22, с. 179]. Задача воспитания - «не создание личности, а только содействие всестороннему развитию человека» [24, с. 97]. «Наказание употребляется только как принудительное средство там, где нравственное влияние уже не действует» [32, с. 70].
«Просвещение ума без просвещения сердца хуже невежества. Через образование одного только ума человек не достигнет ещё назначенной ему степени достоинства и той мудрости, которая возносит его выше всех земных тварей» [33, с. 47]. С этим утверждением согласны С.И. Миропольский, который считает, что «нравственность важнее учёности» [34, с. 1] и С. Дестунис, утверждающий, что «учение без добродетели подобно нестройному и ничего не знаменующему крику ворона» [35, с. 29].
Все педагоги единодушно признают правило, что без повиновения невозможно воспитание. Но под повиновением «должно разуметь не слепое рабское послушание слабейшего сильнейшему, а свободное, охотное после-дование советам и внушениям того, к кому влечёт наше сердце: истинное повиновение не есть слабость, а сила характера, который сам себя укрощает и имеет источником не страх, а любовь. Там где повелевает любовь, легко повиноваться» [36, с. 50].
Воспитание, по мысли авторов статей, «существенно выражает сохранение, укрепление и развитие физических сил человека. Воспитание есть только содействие и приготовление к просвещению ума и усовершенствованию воли, что составляет собственно учение и образование». Итак, воспитание есть «доведение малолетнего посредством преднамеренных действий взрослых до возможного человеческого совершенства в физическом, умственном и нравственном отношениях» [37, с. 91].
В педагогической журналистике второй половины XIX века образование рассматривается как «благое на-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)
Дергаева Светлана Сергеевна
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ ...
правление нравственных качеств человека» [36, с. 50], «содействие самостоятельному, самодеятельному развитию душевных способностей» [38, с. 248], «развитие в нём человечности» [3, с. 242].
Кроме того, считалось, что «обучение должно действовать воспитательно на ученика» [14, с. 92]. Известный отечественный педагог второй половины XIX венка С.И. Миропольский разработал теорию воспитывающего обучения, сущность которого заключается в том, что «всё обучение должно быть направлено на возбуждение и образование всего духовного существа человека, на разаитие всех духовных сил человека согласно с всеобщими законами развития человеческого духа». В воспитывающем обучении центр тяжести переносится внутрь дитяти, в существо его. В рамках воспитывающего обучения дисциплина, по С.И. Миропольскому, это - «вовсе не внешний только порядок, это дух школы, воспитательный строй учебного заведения, где нравственное влияние учителя на ученика, имеет гуманный характер, основывается не на страхе, но на любви, на нравственной связи учителя с учениками». Итак, воспитывающее обучение есть «воспитательное влияние на дитя, его духовное преуспеяние» [36, с. 1].
Резюмируя представления об образовании в исследуемый период Н. Куликов отмечает: «Мы переживаем теперь переходную эпоху из области отвлечённого учения, глухого к интересам жизни и к развитию личности учащегося в тот период педагогической практики, когда учение начинает подчиняться идее воспитания и понятия ученик, учитель уступают место более точным и живым понятиям воспитанник, воспитатель. Нельзя всех учеников мерить на один аршин, нельзя к классу относиться как к роте солдат в ученье» [23, с. 83].
Как завет педагогам XXI века звучат слова воспитателей XIX столетия «Желайте и ищите добра, стремитесь к добру, и источник всякого добра благословит ваши желания, ваши искания, ваши стремления» [38, с. 63].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, обнаруженные в педагогических журналах второй половины XIX века гуманистические термины свидетельствуют о зарождении в исследуемый период новой педагогики (педагогики ненасилия), основанной на началах «добровольчества»; об изменении отношения общества к образованию, ученику, учителю, к школе. Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что гуманистическая тенденция в исследуемый период находила благодатную почву для своего развития в педагогической мысли России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тимофеев К.А. Пределы самостоятельности в воспитании [Текст] / К.А. Тимофеев //Журнал министерства народного просвещения. - 1857. - Ч . 94. - № 6. - С. 303.
2. Вессель Н. Ремесленные и промышленные училища в Пруссии [Текст] / Н. Вессель //Журнал министерства народного просвещения. - 1867. - Ч. 134. - С. 637.
3. Беседа священника с отцом и матерью у колыбели младенца [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1857. - Ч. 95. - № 7. - С. 59.
4. Тимофеев К.А. Воспитание и воспитатели [Текст] / К.А. Тимофеев //Журнал министерства народного просвещения. - 1857. - Ч . 95. - № 9. - С. 167.
5. Кавелин К. Очерк французского университета / К. Кавелин [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1862. - Ч . 95. - № 7. - С. 60.
6. Михайлов Д. Учительские семинарии в Германии [Текст] / Д. Михайлов //Журнал министерства народного просвещения. - 1873. - Ч . 167. - № 5. - С. 2.
7. Дестунис С. О переводах санскритских сочинений на разные европейские /С. Дестунис [Текст] // Журнал министерства народного просвещения. - 1847 . - Ч . 54. - № 5. - С. 29.
8. Как приобретает учитель любовь и уважение своих учеников? [Текст] // Воспитание. - 1862. - Т. 12. - С. 346.
9. Иностранная хроника языки [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1847. - Ч . 54. - № 5. - С. 27.
10. Народное образование во Франции [Текст] // Журнал министерства народного просвещения. - 1861.
- Ч . 111. - № 8. - С. 141.
11. Отчёт члена Совета министра народного просвещения А. Постельса по обозрению учебных заведений Одесского учебного округа [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1864. - Ч .122. - № 5. - С. 551.
12. Паплонский И. Венский конгресс о воспитании слепых [Текст] / И. Паплонский //Журнал министерства народного просвещения. - 1874. - Ч . 175. - № 9. - С. 25.
13. Фортунатов Г. Каким должен быть истинный наставник? воспитатели [Текст] / Г. Фортунатов //Журнал министерства народного просвещения. - 1841. - Ч . 30.
- № 5.
14. Шарловский У. Первоначальное обучение письму и чтению // Воспитание. - 1863. - Т. 13.
15. Письма к матери о физическом и духовном воспитании её детей Д-ра К. Шмидта [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1861. - Ч . 111. - № 5. - С. 280.
16. О религиозно-нравственном образовании [Текст] //Педагогический сборник. - 1868. - № 5. - С. 543.
17. Участие материнского сердца в воспитании [Текст] //Воспитание. - 1862. - Т.12. - С. 398.
18. О воспитании детей [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1861. - Ч . 2. - № 5. - С. 95.
19. Ушинский К.Д. 5-е Марта 1861 года воспитатели [Текст] / К.Д. Ушинский //Журнал министерства народного просвещения. - 1861. - Ч . 109. - № 3. - С. 73.
20. Глазой Ф. Несколько слов о дисциплине [Текст] / Ф. Глазой // Воспитание. - 1863 т. 13 с. 60
21. Письма к матери о физическом и духовном воспитании её детей Д-ра К. Шмидта [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1861. - Ч . 111. - № 5. - С. 280.
22. О религиозно-нравственном образовании [Текст] //Педагогический сборник. - 1868. - № 5. - С. 543.
23. О воспитании детей [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1861. - Ч . 2. - № 5. - С. 95.
24. Мизко Н. Родителям и наставникам Педагогические заметки [Текст] /Н. Мизко //Журнал министерства народного просвещения. - 1856. - Ч . 92. - № 10. - С. 63.
25. Фальков Г. О способах к распространению в России высшего образования [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1859. - Ч . 104. - № 12. - С. 242.
26. Добротворский А.П. Педагогические наблюдения над практическою методою преподавания Русского языка / А.П. Добротворский [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1859. - Ч . 104. - № 12.
- С. 248.
27. Школа для бедных детей женского пола при Харьковском благотворительном обществе воспитатели [Текст] //Журнал министерства народного просвещения.
- 1848. - Ч . 59
28. Лавровский Н. О прусских регулятивах / Н. Лавровский [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1858. - Ч . 97. - № 1. - С. 92.
29. Миропольский С.И. Идея воспитывающего обучения в применении к народной школе [Текст] / С.И. Миропольский //Журнал министерства народного просвещения. - 1871. - Ч . 153. - № 1. - С. 1.
30. Куликов Н. Попытки реформ в нашем школьном образовании / Н. Куликов [Текст] //Журнал министер-
Дергаева Светлана Сергеевна
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ .
ства народного просвещения. - 1870. - Ч . 149. - № 6.
- С. 83.
31. Мизко Н. Родителям и наставникам Педагогические заметки [Текст] /Н. Мизко //Журнал министерства народного просвещения. - 1856. - Ч . 92. - № 10.
- С. 63.
32. Школа для бедных детей женского пола при Харьковском благотворительном обществе воспитатели [Текст] //Журнал министерства народного просвещения.
- 1848. - Ч . 59
33. Миропольский С.И. Ян Амос Коменский и его значение в педагогии [Текст] / С.И. Миропольский // Журнал министерства народного просвещения. - 1871.
- Ч . 155. - № 5. - С. 97.
34. Протоколы заседаний Санкт-Петербургского педагогического собрания [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1866. - Ч . 129. - № 2.
35. По поводу нового устава гимназий и прогимназий [Текст] //Журнал министерства народного просвещения.
- 1864. - Ч . 124. - № 12.
36. Обозрение русских газет и журналов [Текст] // Журнал министерства народного просвещения. - 1859.
- Ч . 104. - № 11. - С. 146.
37. Модзалевский Л. По поводу общего съезда немецких учителей в Лейпциге [Текст] / Л. Модзалевский //Журнал министерства народного просвещения. - 1866.
- Ч . 129. - № 1. - С. 31.
38. Ламанский В. Чтения о славянской истории [Текст] / В. Ламанский //Журнал министерства народного просвещения. - 1867. - Ч . 133. - № 3.
39. Лавровский Н. О прусских регулятивах / Н. Лавровский [Текст] //Журнал министерства народного просвещения. - 1858. - Ч . 97. - № 1. - С. 92.