УДК 378::372.881.1(470 + 571)
Сперанская Нина Ивановна
Speranskaya Nina Ivanovna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Тюменского государственного нефтегазового университета
PhD in Education Science, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
ЭКСПРЕСС-РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
THE EXPRESS-RETROSPECTIVE OF HUMANISTIC TENDENCY DEVELOPMENT IN THE DOMESTIC EDUCATION SCIENCE
Аннотация:
Summary:
В статье рассматриваются истоки зарождения и развития гуманистических тенденций отечественной педагогики, а также представлена попытка осмысления возможностей использования опыта прошлого в современной образовательной практике через личностно ориентированную систему обучения.
The article deals with the origin and development of humanistic tendencies in the domestic education science. The author discusses the potential usage of the past experience in the modern educational practice as the person-oriented teaching.
Ключевые слова:
гуманистическая педагогика, личность, самореализация, личностно ориентированное обучение.
Keywords:
humanistic pedagogy, personality, self-fulfillment, person-centered training.
Характерной чертой развития современной цивилизации является пристальное внимание к человеку, его внутреннему миру. Интересно посмотреть на зарождение и становление отечественного гуманистического мышления: это не только важно для осознанного и эффективного использования опыта прошлого в современной образовательной практике, но и дает возможность понять и осмыслить истоки гуманизма в педагогике.
С древнейших времен на Руси заметны черты гуманизма. Уже в Русской Правде Ярослава Мудрого впервые проявляется обеспокоенность за судьбы детей-сирот: обозначается порядок наследования имущества умерших отца или матери. В начале двенадцатого века Владимир Мономах в своих «Поучениях» задается вопросом, что такое человек, определяет способы соблюдения общечеловеческих норм морали, показывает, что должно быть ориентиром для молодых людей. Даже (говоря словами Н.А. Бердяева [1, с. 12]) в «отвратительном» Домострое, где зафиксирован свод правил поведения и воспитания, основанный на принципах полного подчинения детей родителям и подавления всех естественных проявлений ребенка, можно выделить зерна гуманизма. Так, в главе «Наставление от отца к сыну» предлагается использовать методы поучения, соответствующие христианскому закону.
Важную роль в формировании отечественной педагогической мысли сыграл М. Ломоносов, который призывал опираться на принцип природосообразности, а также подчеркивал необходимость внимательного наблюдения за воспитанниками и факторами их естественного развития. Созвучна этим взглядам и педагогическая теория И.И. Бецкого, рекомендовавшего изучать характер, особенности дарований и нравов детей и первостепенное место отдававшего воспитанию, важнейшими средствами которого были соответствующая моральная среда и живые образцы нравственных качеств. Согласно Бецкому, уважение к личности ребенка и доверие к нему являются важнейшими характеристиками личностно ориентированного образования.
В девятнадцатом веке появились детально проработанные педагогические системы, в полной мере содержащие компоненты гуманистической педагогики. Н.И. Пирогов подчеркивал необходимость знания о ребенке, которое педагог получает через наблюдения: это дает последнему возможность больше понимать своего воспитанника, признавать его права, актуализировать его жизненный опыт во время обучения.
Большое значение в развитии гуманистических идей сыграла и педагогика Д.И. Писарева, который весьма остро критиковал существовавшую тогда «понукательную» школу - процесс обучения вызывал утомление и болезни детей [2, с. 152]. И сегодня не утихает острая критика современных образовательных практик в «знаниевой» парадигме, нацеленной на формирование знаний, умений и навыков без учета личностного опыта ребенка. Д.И. Писарев разработал принципы, остающиеся актуальными и по сей день: постоянная забота о здоровье учащихся, недопущение их
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)
перегрузки (для чего необходимо избегать многопредметности), поддержание у воспитанников активности и стремления к самообразованию, знание индивидуальных особенностей обучающихся.
Детализация обозначенных гуманистических принципов произошла в трудах выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, который разработал механизм их внедрения в педагогическую практику. Он подчеркивал важность всестороннего изучения ребенка, если «педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях» [3, с. 237], ориентации на активную роль ученика в учебном процессе, а также понимания его души. Все работы Ушинского проникнуты глубокой верой в ребенка, уважением к детству. Константин Дмитриевич важнейшими принципами обучения считал наглядность, системность, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Причем серьезное внимание уделялось и личности воспитателя: даже идеальная методика, не перешедшая в убеждения педагога, будет оставаться бессильной. Важнейшим инструментом воспитания педагога К.Д. Ушинский считал педагогическую литературу.
П.Ф. Каптерев называл педагога «служителем процесса саморазвития» [4, с. 164]. Напомним, во второй половине двадцатого века гуманистическая педагогика и психология определяла учителю роль фасилитатора, создающего наиболее полные и всеобъемлющие условия для развития индивидуальности обучающегося. Каптерев подчеркивал необходимость оказания в этом процессе постоянной, систематической и продуманной помощи. Таким образом, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в российской педагогике поднялся вопрос о необходимости осуществления педагогической поддержки, теоретические обоснования и практическое применение которой разработаны нашим современником О.С. Газманом.
Огромное влияние на развитие гуманистического направления в русской педагогике оказал Л.Н. Толстой, стоявший у истоков отечественного свободного воспитания - педагогического течения, являющегося ярким проявлением гуманизма. Базовая идея Льва Николаевича - свобода личности в процессе воспитания и образования, в основу которых положены принципы природосооб-разности и ненасильственной гуманной педагогики. Толстой доказывал, что единственным методом педагогики может быть опыт, критерием которого является свобода. Среди последователей данного направления особое место занимает К.Н. Вентцель, разработавший теорию свободного воспитания в широком социально-политическом контексте. Он писал, что на современного человека ложатся три задачи: освобождение ребенка, освобождение себя и освобождение общества. Все они тесно взаимосвязаны между собой и могут быть решены только одновременно.
Уже в 1917 г. К.Н. Вентцель провозгласил Декларацию прав ребенка, где призывал общество к тому, чтобы ребенок как самобытная индивидуальная личность получил реальные гарантии своих прав. Об этом часто забывают, вспоминая только о Женевской декларации, подчеркивающей необходимость специальной охраны прав детства и принятой только спустя семь лет, в 1924 г.
Экспресс-ретроспектива развития гуманистических тенденций российской педагогики позволяет с уверенностью сделать выводы о неуклонном и поступательном развитии данных направлений, зародившихся еще в период древней и средневековой Руси и получивших новое звучание в семнадцатом-восемнадцатом веках, когда государство, расширяя образовательную сеть, обратило внимание на воспитание подрастающего поколения.
Как отмечает Н.А. Бердяев [5, с. 93], центральной темой девятнадцатого века стал человек. В этот период оформились, теоретически осмыслились и углубились принципы гуманистической педагогики:
- от актуализации жизненного опыта детей (Н.И. Пирогов) к самообразованию (Д.И. Писарев) и выделению специального педагогического процесса - помощи ребенку (в современной терминологии - педагогической поддержки);
- от знания детей (Н.И. Пирогов) к учету индивидуальных особенностей воспитанников (Д.И. Писарев), всестороннему знанию ребенка (К.Д. Ушинский) и пониманию законов развития индивидуальности (К.Н. Вентцель);
- от признания прав детей (Н.И. Пирогов) через уважение детства (К.Д. Ушинский), личности ученика и его ученического достоинства (П.Ф. Каптерев) к свободе личности в процессе воспитания и образования (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).
На наш взгляд, концепция К.Н. Вентцеля подвела своеобразный итог теоретическим изысканиям российских педагогов. Логика дальнейшего развития требовала внедрения гуманистических принципов в широкую педагогическую практику, но специфика советской реальности прошлого столетия несколько притормозила данное движение. Однако и в этот период существовал эффективный педагогический опыт в названном направлении (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амо-нашвили, Е.А. Ямбург и др.). Кроме того, можно сделать вывод, что гуманистическая педагогика оформилась задолго до становления западной гуманистической психологии, появление которой относят ко второй половине двадцатого века и связывают с именами А. Маслоу и К. Роджерса.
На современном этапе наблюдается переход от «знаниецентризма» к «человекоцен-тризму», к приоритету развития, к «культу личности» каждого воспитанника [6, с. 10]. Суть данного процесса заключается в гармонизации человека с внешним миром и самим собой, в результате чего обеспечиваются условия для гармонического развития человеческого сообщества и полной самореализации индивида. Органическое сочетание знания индивидуального и социального, гуманитарного и естественнонаучного, технологического и творческого, консервативного и новаторского обеспечивает дальнейшее развитие современного образования.
Ссылки:
1. Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М. ; Харьков, 2005. 640 с.
2. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / сост. В.В. Большакова. М., 1984. 368 с.
3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. Т. 1. 414 с.
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. A.M. Арсеньева ; сост. П.А. Лебедев ; Акад. пед. наук СССР. М„ 1982. 703 с.
5. Бердяев H.A. Указ. соч. С. 903.
6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. 208 с.