8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
10. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. (Теория и инновационные креативные педагогические технологии): монография. М.: МГИУ, 2003. 120 с.
11. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. вузов / Под общ. ред. М.П. Лапчика. М.: Академия, 2001. 624 с.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. 318 с.
13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
14. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
15. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 275 с.
16. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Академия, 2004. 480 с.
17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. 343 с.
Проблемы современной школы Киприянова Е.В.
Гуманистически ориентированная образовательно-профессиональная
среда современной школы
Современная школа претерпевает сегодня существенные изменения, необходимость которых диктуется гуманистическим подходом в образовании. Эти изменения связаны, на наш взгляд, с целостным преобразованием учебно-воспитательной среды, обеспечивающей условия для максимального развития внутреннего потенциала личности, и введением субъект-субъектного учебного сотрудничества, в котором педагог меняет традиционную, «классическую» позицию «над обучаемым» на равноправную позицию «вместе с обучаемым». Развитие среднего образования в этом направлении требует применения целого комплекса методов. Разрабатывая методологические основания данной проблемы, мы предложили следующие методологические принципы гуманистически ориентированного образовательного процесса: персонализация, т.е. ориентация педагога на личность обучающегося, а не на образовательную систему, на сотворчество и продуктивную деятельность учителя и ученика; инновационность, т.е. направленность на создание нового личностно и социально значимого образовательного продукта; социально-культурная ориентация педагога, т.е. создание специально организованной среды, в которой будет формироваться социально-культурный опыт личности; контекстуальная включенность, т.е. ориентация на разработку конкретных образовательных проектов внутри локальной образовательной системы; вариативность предметно-содержательного наполнения образования.
Определяющим условием и фактором реализации этих принципов в практике школьного образования является создание в образовательном учреждении гуманистически ориентированной образовательной среды, поскольку современное образование можно перестроить только на культурной основе, комплексно меняя суть, формы, содержание и рамки учебной деятельности школьников, углубляя действие гуманистических принципов и культурных ценностей, последовательно расширяя индивидуализацию, строя и обеспечивая демократические основания школьной жизни, создавая обширную образовательно-профессиональную среду, обеспечивающую многообразие образовательных пространств в школе и вне ее.
Практически во всех исследованиях, посвященных проблемам создания в образовательном учреждении гуманистически ориентированной образовательной среды, эти проблемы рассматриваются в аспекте создания каких-либо условий обучающимся. Однако, как известно, важнейшим, во многом определяющим фактором практической реализации тех или иных инноваций в школе является готовность, желание и способность педагогов включиться в эту деятельность. Тем более это важно, когда речь идет о целостном преобразовании всей образовательной среды школы, что кардинально меняет условия и функции профессиональной деятельности работников образовательного учреждения, предъявляя к ним новые профессиональные требования. Это позволяет говорить о том, что неотъемлемой составляющей инновационной гуманистически ориентированной образовательной среды должна стать профессиональная среда школы - как совокупность условий, функций и форм профессиональной деятельности всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Важным аспектом организации гуманистически ориентированной профессиональной среды в школе является подготовка педагогов-учителей, преподавателей, воспитателей к инновационной деятельности. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях им необходимо не только уметь выбирать и адаптировать к конкретным педагогическим ситуациям соответствующие инновационные методы и методики обучения, но и создавать свои собственные.
Как отмечают многие исследователи, это возможно лишь в том случае, если педагог обладает определенными профессиональными характеристиками, к которым относят:
- инновационные педагогические способности;
- соответствующую профессиональную подготовку, обеспечивающую в том числе знания педагогической инновационности, а также высокий уровень умений моделирования и прогнозирования применяемых инноваций в сочетании с привнесением инновационного содержания в изучаемый материал как фактора опережающего обучения и основу будущей инновационной деятельности;
- определенную направленность педагогического сознания, в соответствии с которой инновации понимаются не как самоцель, а как фактор интенсификации обучения и воспитания, качественной профессиональной и духовно-нравственной подготовки личности, обладающей элементами инновационных способностей и инновационным мышлением.
Главным содержанием в подготовке педагога к профессиональной деятельности в условиях инновации, как подчеркивают Л.П. Халяпина и А.Е. Леванова, является умение «преодолеть самого себя», постепенный «уход от стереотипов» в своей педагогической деятельности.
Результаты исследований профессиональной педагогической деятельности свидетельствуют о том, что для реализации задач, стоящих перед современным образованием, нужны не только (и даже не столько) существенные изменения в содержании и формах профессиональной подготовки педагогических кадров, сколько эффективная, гибкая система непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов, качественно отличающаяся от традиционной системы повышения квалификации учителей и преподавателей. Причем эта система должна базироваться на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. Для достижения этой цели необходимо следующее:
-разработка адекватных сверхзадаче инновационных педагогических техно-логий, в том числе использующих современные информационные технологии, а также психологические технологии;
-ориентация на целостность знания, системность преподаваемых дисциплин, повышение степени их взаимосвязанности, а также всего того, что способствует культурному и духовному развитию личности.
В качестве одного из важнейших результатов повышения квалификации педагогов должно рассматриваться развитие у них навыков самообразовательной деятельности, имеющих свой выход в развитой инновационной активности работника. С этой целью обучение должно производиться на примере решения реальных научных и производственных задач. В этой связи увеличивается значимость формирования у обучающихся навыков самообразования и саморазвития и, соответственно, различных форм самостоятельной работы.
Немаловажная роль в подготовке современных педагогов к инновационной деятельности отводится овладению новыми информационными технологиями. Это обеспечивает педагогическим работникам возможность, во-первых, в любой момент иметь доступ к свежей информации по всем интересующим вопросам, а во-вторых, применять информационные технологии в учебном процессе. На сегодняшний день эта проблема наиболее актуальна для подготовки педагогов.
Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе, построенном на основе применения информационных технологий, существенно отличается от традиционной. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важной функцией преподавателя становится поддержать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию. Именно большое значение этой функции подчеркивается введением специального термина «фасилитатор» (facilitator) для обозначения новой профессиональной роли педагога - это тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться.
Наконец, предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое. Современные коммуникационные технологии
позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.
На сегодняшний день, когда подготовка к такому роду аспектам профессиональной педагогической деятельности пока еще не стала нормой профессионального педагогического образования, а также практически отсутствует система дополнительного профессионального образования, способная обеспечить «допод-готовку» педагогов школы в этом направлении, данная задача может и должна решаться в рамках методической работы школы. При всей сложности этой задачи большим преимуществом такой формы обучения педагогов является максимальная приближенность обучения к конкретным проблемам развития образовательного учреждения.
Единство ценностно-целевых оснований организации образовательной среды для учащихся и профессиональной среды для педагогов позволяет говорить о создании единой, целостной образовательно-профессиональной среды в образовательном учреждении.
Еще одной важной характеристикой образовательной среды, обеспечивающей в конечном счете ее жизнеспособность, является открытость. Цели социализации обучающихся требуют органичной включенности образовательной среды школы в социальную среду, в рамках которой происходит их жизнедеятельность. Эта включенность может иметь самый разный характер и обеспечивает многоплановую реализацию принципа регионализации образовательного процесса.
Раскрывая его содержание, мы считаем недостаточным в образовательной практике осуществлять только содержательные аспекты регионализации образования. Соответствие школьных образовательных программ потребностям регионального рынка труда, освоение государственных образовательных стандартов (знаний, умений, компетенций) возможно, если в основу образовательных отношений положить культурологический, компетентностный и деятельностный подходы.
На наш взгляд, регионализация образовательного процесса означает работу образовательного учреждения не только в рамках моделирования заданного (государственного) содержания образования, но и непосредственно моделирование способов и форм деятельности, учет социального заказа, потребностей регионального рынка труда.
Культурологический подход как концептуальная основа образовательной практики позволяет, с одной стороны, рассматривать региональную культуру как модель жизни, с другой - как становящееся здесь и сейчас культурное пространство, в которое с рождения включен человек, живущий на данной территории. Таким образом, региональная культура видится нам как открытое пространство для диалога с прошлым и будущим, личности с социумом. Обращение к региональной культуре делает актуальными несколько взаимосвязанных проблем: организацию учебно-воспитательного процесса в школе на основе культурологического подхода к образованию; создание учебных программ и интегрированных курсов, реализующих различные образовательные стратегии и личностные устремления субъектов образовательного процесса, актуализацию духовно-нравственного потенциала личности обучающихся.
Региональную культуру в школе, таким образом, необходимо изучать, опираясь на ее понимание как процесса, не только отражающего особенности жизни людей на конкретной территории, но и обладающего своей логикой и закономерностями.
Интегративность изучения региональной культуры предполагает введение в содержание различных общеобразовательных дисциплин (на разных этапах обучения) региональной составляющей, а при организации процесса обучения, воспитания и развития -возможность использования культурного пространства региона, что способствует практической ориентированности образовательного процесса.
Системность обеспечивается обращением к проблемам региональной культуры на протяжении всего процесса обучения.
Итак, цель регионализации образования в локальном образовательном пространстве - формирование регионального самосознания, социальных компетентностей и форм социальной адаптации обучающихся.
Для ее реализации необходимо решать следующие задачи:
- отбор содержания национально-регионального компонента образования, социально значимой информации для формирования устойчивой ценностной основы жизни молодого человека;
- отбор и создание новых практических способов деятельности обучающихся, создание банка новых образовательных технологий;
- расширение связей образовательного учреждения с региональными, социальными, экономическими, общественными, государственными институтами и организациями.
Решение поставленных задач позволяет создать единое образовательное пространство, центром которого является образовательная среда школы в освоении основ региональной культуры, реализующее многообразие построения образовательных траекторий обучающихся. Освоение различных составляющих регионального социально-культурного пространства (исторической, этнологической, геокультурной, экономической, политической) обеспечивает реализацию главной задачи регионального образования - формирование регионального самосознания социальных групп, социальных компетентностей и форм социальной адаптации.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что главным фактором гуманизации образования следует рассматривать создание инновационной образовательно-профессиональной среды, под которой понимается совокупность педагогических, организационно-управленческих, материальных условий, целенаправленно создаваемых в образовательном учреждении на единых ценностно-целевых основаниях и обеспечивающих инновационность как способ и механизм существования образовательной системы школы; содержательное гуманистически ориентированное изменение условий, функций и форм профессиональной деятельности педагогического коллектива и открытость школы как локальной образовательной системы.
Литература
1. Абрамян Г.В. Теоретические основы профессионального становления педагога в информационной среде: дис... д-ра пед. наук. СПб, 2001. 510 с.
2. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека (концепции, технологии). Н. Новгород: изд-во ВГИПУ, 2007. 256 с.
3. Гостев А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: личностно-ориентированный аспект. Челябинск, 1996. 216 с.
4. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. Рязань, 2000. 200 с.
5. Кустов Л.М., Найн А.Я. Гуманизация непрерывного профессионального образования: вариант концепции модели: учебное пособие. Челябинск: ЧГИРК, 1994. 205 с.
6. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор - Bennett Colledge. М., 1997. С. 9 - 14.
7. Халяпина Л.П. Леванова А.Е. Инновационные педагогические технологии в системе повышения квалификации работников образования. Электронный ресурс: htpp:/ /www.open.websib.ru /conference.
8. Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья. М., 1994. С. 31 - 44.
Бурзалова Т.В.
Функциональная структура профессиональной деятельности учителя
Деятельность рассматривается нами как процесс формирования общественно-исторического бытия людей и как способ их существования и развития [8]. Она обеспечивает материальные условия жизни, удовлетворяет естественные потребности индивидуума, является фактором духовного развития человека и условием реализации его духовных и интеллектуальных потребностей. Деятельность определяет реализацию личностного потенциала человека в познании и преобразовании природной и социальной действительности.
В.В. Давыдов [3] говорит о такой характеристике деятельности, как предметность, поскольку она подчиняется свойствам и отношениям преобразуемой в процессе деятельности объективной действительности. В.И. Смирнов [9] подчёркивает социальность деятельности, выделяя её общественный характер, выражающийся в обмене продуктами, информацией, необходимости согласования целей и планов, взаимопонимания. Понятие сознательности деятельности Л.П. Буева вводит для характеристики разнообразных функций сознания в организации и осуществлении деятельности: информационной, ориентирующей, целеполагающей, мотивационно-побудительной, регулирующей и контролирующей [1].
Мотивы деятельности связаны с удовлетворением определённых физических и духовных потребностей, а сама она направлена на достижение конкретных целей и решение задач, ведущих к её достижению. Процесс деятельности проявляется в виде действий и операций.
В процессе профессионального становления область деятельности постоянно развивается в зависимости от потребностей и мотивов субъекта деятельности. Мотивационно-потребностная сторона профессиональной деятельности формирует ее характер и особенности. По определению В. В. Давыдова [4], «деятельность - это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, состоящая в целенаправленном преобразовании ими природной и социальной действительности.