УДК 371.2
Образовательная среда как основа
инновационных процессов в образовательном учреждении
Е.И. САВЧУК,
ГБОУ «Гимназия № 1551»
(Россия, 125364, Москва, Свободы ул., д. 42,
к. 2)
В статье рассмотрены особенности реализации инновационных процессов в современных образовательных учреждениях. Представлены различные типы образовательных систем. Раскрыты условия эффективной реализации инновационных процессов в практике современного образования, одним из которых является создание инновационной развивающей среды. Показаны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала, вовлечения учителей в инновационную деятельность в управленческой практике. Представлены перспективные направления.
Ключевые слова: образовательная среда, инновационные процессы в образовательном учреждении, образовательный комплекс, информационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательное пространство гимназии, программа инновационного развития образовательной организации
Происходящие в нашей стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью достижения качественно новых, более высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Инновационные процессы в российском образовании — это результат развития новой образовательной парадигмы, отражающей процессы глобализации, происходящие в современном мире. Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет творческая деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, которая предусматривает наивысшую степень педагогического творчества [1, с. 481].
Инновация бывает востребована тогда, когда решает насущные проблемы системы образования. «Она зарождается, распространяется, переживает свой пик и, либо медленно угасает, либо остаётся в качестве педагогического инструментария, наравне с традиционными методами, формами воспитательного процесса» [3, с. 182].
Следует отметить, что инновации на новом историческом отрезке времени затрагивают, прежде всего, процесс становления отечественной системы образования. Действуют государственные (обычные школы, гимназии, лицеи) и негосударственные школы. Создаются устойчивые образовательные системы, в которых формируется позитивный социальный и культурный опыт ребенка. В Москве и многих регионах России сформировались крупные образовательные комплексы, включающие в себя учреждения дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, коррекционные структурные подразделения и другие образовательные учреждения.
К педагогическим задачам, стоящим перед образовательными комплексами, относятся повышение качества образовательного процесса посредством предоставления полного спектра образовательных услуг, повышение эффективности использования интеллектуальных, информационных, материальных ресурсов; развитие системы непрерывного образования, включающей вариативные формы образования и социализации; вовлечение участников образовательного процесса в социальную практику; обеспечение поддержки научной, творческой, волонтерской и предпринимательской активности подрастающего поколения; предоставление школьникам возможности самообразования и саморазвития, проектирования индивидуальной образовательной траектории в системе непрерывного образования; формирование и развитие профессиональных педагогических сообществ; управление образовательным процессом и образовательной деятель-
ностью с привлечением семьи и местного сообщества [5].
В условиях образовательного комплекса реализуется полноценная внеучебная и внеурочная деятельность, в процессе которой раскрываются способности, таланты детей, решаются задачи воспитания и социализации.
На основе идей гуманизации и гуманитаризации происходит активный процесс обновления содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом системного и личностно-ориентированного подходов. Так, основная идея внедрения инновационных технологий воспитания в образование — сделать воспитательный процесс более эффективным, воспроизводимым и гарантирующим результаты, которые соответствовали бы диагностически поставленным целям. Разрабатывается система мониторинга и диагностического сопровождения образовательного процесса; происходит переход образовательных учреждений (ОУ) из режима функционирования в режим развития и саморазвития.
Успешность реализации инновационных процессов в практике современного образования зависит от создания условий, при которых инновации дадут практике ощутимые результаты. К таким условиям, прежде всего, относятся:
1. Готовность учителя к участию в инновационных процессах, возможность ситуации выбора вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм обучения и воспитания, технологических решений образовательных проблем.
2. Создание инновационного образовательного пространства в учебном заведении, стимулирующего педагогов к внедрению инноваций, к развитию умений педагога конструировать образовательный процесс.
3. Наличие субъективных условий (индивидуальных особенностей педагога, личностных качеств, общей культуры и т.п.); гуманного отношения к воспитанникам (педагогический такт, оптимизм); профессионализма педагога; комфортного психологического климата образовательной среды.
4. Знание традиционных и инновационных методов и технологий, современных парадигм обучения и воспитания, концепций; наличие умений организовать, стимулировать, контролировать образовательный процесс; развитие способностей диагностировать и прогнозировать ситуацию развития ребенка.
5. Пополнение организационно-технологического потенциала учителя, инструментально-техническое обеспечение использования инноваций (учебно-методическая, программная обеспеченность, наличие современного оборудования, научная дееспособность педагога).
Важным условием эффективной реализации инноваций является наличие в образовательном учреждении инновационной среды — определённой системы морально-психологических отношений, под-
креплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы» [4].
К признакам инновационной среды относятся и интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность целевых установок, ценностных ориентаций, интересов и т.п.).
К организационно-управленческим условиям создания и развития инновационной среды можно отнести: реализацию системы непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов; управленческую поддержку нововведений, образовательных инициатив и творчества педагогов; разработку гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды; формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в школе.
В новых видах образовательных организаций, к которым относятся образовательные комплексы, формируется новая образовательная среда, задачей которой является развитие познавательной, нравственной и эмоциональной сферы личности. Такие образовательные организации быстрее приближаются к мировому стандарту образования, сохраняя все ценное, что накоплено в российском образовании.
Формируемая образовательная среда должна обеспечить, прежде всего, решение четырех задач:
• научить в учебной организации учиться;
• научить трудиться;
• дать фундамент универсальных знаний за счет преемственности в обучении между: а) общеобразовательными дисциплинами, б) культурологическими дисциплинами, в) профильной подготовкой, г) предметной специализацией;
• развить гуманистическое мышление.
В этой связи актуален вопрос создания в новых видах образовательных организаций комплексов образовательных блоков: общеобразовательных дисциплин, факультативных занятий, дисциплин профильной специализации, а также дисциплин, развивающих исследовательские способности в системе дополнительного образования.
Инновационная образовательная среда — это атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса, в результате которого у учащихся формируется общая культура на основе интеллектуального и поликультурного опыта. Особая организация образовательной среды влияет на различные аспекты и стороны личности, создает условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции». Такая среда объединяет в себе новое содержание образования, передовые технологии обучения и воспитания, ведет личность к осознанию необходимости универсальности знаний, к развитию
творческого потенциала, что позволит реализовать учащимся свои склонности и способности в разнообразных сферах человеческой деятельности.
Для обеспечения психологического комфорта участников образовательного процесса, успешной реализации образовательных потребностей школьников и педагогических возможностей учителей важно создание инновационной среды крупного образовательного комплекса. В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом особое значение приобретает создание и развитие информационно-образовательной среды образовательного учреждения. В образовательном комплексе процесс обучения и воспитания школьника происходит как в условиях учебной деятельности, так и в условиях воспитывающей среды школы — библиотеки, зон отдыха и релаксации, спортивных пространств, экологических ниш. Наличие высокотехнологичного оборудования побуждает школьников к проектной и исследовательской деятельности, формирует информационную компетентность школьников. Крупный образовательный комплекс становится центром интеллектуально-нравственного развития и творчества учащихся.
В образовательных комплексах создаются комфортные условия для профессионального роста педагогов, которые получают доступ к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Методическая служба в таком комплексе отслеживает профессиональное развитие педагога и способна оказать ему квалифицированную помощь.
В частности, в управленческой практике образовательного комплекса ГБОУ гимназии 1551 г. Москвы существуют различные формы интеграции инновационных усилий. Это постоянно действующий семинар по актуальным проблемам, над которыми работает гимназия, таким, как реализация ФГОС ООО и ФГОС СОО, эффективный учебный план, внеурочная деятельность, проектирование новых форм учебных занятий, ориентированных на формирование УУД, разработка новых учебных курсов, в том числе дистанционных.
Учителя гимназии работают над реализацией ряда инновационных проектов:
1. «Эффективный учебный план». Гимназия в 2014-2015 учебном году перешла на эффективный учебный план и использует его для уровней основного общего и среднего общего образования. Цель проекта: модернизация учебного плана, совершенствование эффективного использования второй половины дня. Созданы условия для существенной дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, предоставляется равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склоннос-
тями и потребностями. Разработана система пред-профильной подготовки учащихся 8-9 классов во всех корпусах гимназии, реализуются основные целевые образовательные программы различного уровня во внеурочной деятельности. Учебный план обеспечивает реализацию учебных планов нескольких профилей на средней ступени обучения: социально-экономический, социально-гуманитарный, химико-биологический, физико-математический, универсальный.
2. «Формирование духовно-нравственной позиции личности учащегося в социуме». В гимназии ведется целенаправленная работа по преобразованию школьного пространства в пространство социального партнерства как средство для развития духовно-нравственных качеств, социальной компетентности школьников, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения духовного развития учащихся.
Таким образом, в гимназии решаются задачи:
• создание и развитие в школе единой системы формирования базового образования и воспитания учащихся;
• создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
• организация занятости детей во внеурочное время;
• совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями;
• развитие известных и поиск новых форм досу-говой деятельности;
• воспитание у обучающихся потребности здорового образа жизни;
• оказание помощь подростку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства;
• реализация системы программных мероприятий, направленных на развитие духовных, нравственных качеств, социального здоровья личности.
3. «Создание банка психологических ресурсов гимназии». Психологи гимназии работают над созданием банка психологических ресурсов обучающихся и выявлением запросов родителей для снижения образовательных «рисков». Использование банка данных дает возможность руководителям направлений дополнительного образования, профориентации, работы с одаренными детьми получать информацию о способностях детей в дошкольном отделении для обучения в начальной школе (с прогнозом на области дополнительного образования), в начальной школе — о направленности мышления детей и рекомендованных направлениях развития, средней школе — о направленности на профиль.
Результативность проекта проявляется в более эффективном использовании психологических ре-
сурсов обучающихся для реализации ребенка в предметных областях и социализации на основе изучения его способностей и возможностей.
4. «Технологическая модернизация гимназии. Применение информационно-коммуникационных технологий». Данное направление включает:
1) обеспечение совокупности современных технологических средств обучения (мобильные классы; цифровые лаборатории; интерактивные средства: интерактивные доски, системы голосования Smart Response, документ-камеры; коммуникационные каналы; программные продукты);
2) активное применение информационно-коммуникационных технологий на уроках, дистанционное обучение, формирование информационных пространств учителей;
3) развитие внеурочной деятельности и дополнительного образования (робототехника, школьная типография);
4) совершенствование воспитательной системы гимназии (создание виртуального музея и школьного пресс-центра).
Результатом работы в данном направлении должны стать: высокий уровень грамотности педагогов сфере ИКТ; эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач; развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и деятельностного результата.
В рамках этого направления реализуются под-проекты:
4.1. «Организация личного информационного пространства учителя как средство интеграции в единое информационно-образовательное пространство гимназии».
Учителя в гимназии используют LMS Moodle (learning managment system) — систему управления обучением (модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду). Работать с системой можно локально и дистанционно. Учитель может находиться в школе, в классе и видеть, как работают ученики над отдельными модулями. А может работать как репетитор, установив LMS Moodle дома. Электронное обучение имеет ряд преимуществ: учитель и ученик общаются друг с другом через форумы или чаты; учитель передаёт школьнику порцию знаний с помощью файлов или архивов с лекциями; полученные знания можно легко проверить с помощью тестов и ответов на вопросы; возможна совместная, творческая работа в тандеме «ученик-учитель» на семинарах и тренингах; ученику интересно, а все, что интересно — легко запоминается.
Главная учебная единица в этой программе дистанционного обучения — учебный курс, в который входят модули с интерактивными элементами: тесты, презентации, видеоролики. Преподаватель сам
выбирает, какие темы проработает со школьниками. Это может быть урок в компьютерном классе для всего класса. Возможно обучение детей, которые по ряду личных причин пропустили занятия и теперь им нужно дополнительное повторение материала. Можно использовать систему LMS Мооdle для работы с одаренными детьми, для подготовки их к участию в олимпиаде.
4.2. «Реализация инновационных ИТ-проектов участниками образовательного процесса». В рамках проекта «Школа новых технологий» при содействии ведущих российских и зарубежных ИТ-компаний учителя получают информационно-коммуникационную помощь, участвуют в работе семинаров, стажировок и экскурсий, учащиеся — в конкурсах, марафонах, играх. В гимназии создается ИТ-клуб учителей, что является новым подходом к повышению квалификации учителей. В ИТ-клубе педагоги обмениваются опытом по передовым ИТ-технологиям, участвуют в городском сообществе педагогов, активно использующих ИКТ. Учащиеся участвуют в конкурсах проектов и прикладных исследований («ИТ-репортер», «Школа реальных дел» и др.).
4.3. «Использование методологических и мета-предметных основ платформы «ГлобалЛаб» в про-ектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы». Учителя начальной школы обеспечивают качественное внедрение платформы «ГлобалЛаб» как инновационного образовательного ресурса в урочную и внеурочную деятельность учащихся. Платформа «ГлобалЛаб» — подход к решению комплекса организационных, методологических и технологических задач для поддержки проектной деятельности учащихся начальной школы. Работа над проектами в разных предметно-тематических и метапредметных областях позволяет вовлечь учеников в научную и исследовательскую деятельность.
4.4. «Создание электронного банка уроков (занятий) с применением интерактивных средств обучения», которое позволит: развивать единое образовательное информационное пространство гимназии; педагогам обмениваться опытом и материалами с использованием интерактивных средств обучения; популяризировать Internet-технологии, как средства обмена педагогическим опытом и демонстрации достижений ОО; стимулировать творческую активность педагогов; повысить эффективность современного урока.
4.5. «Оптимизация структуры и информационных ресурсов официального сайта гимназии». Это направление позволит повысить привлекательность официального сайта гимназии как информационного ресурса, улучшить посещаемость и удобство работы с сайтом. Рост рейтинга сайта является одним из факторов улучшения имиджа и привлекательности ОУ.
4.6. «Создание сайта библиотеки гимназии — способ расширения информационных возможностей участников образовательного процесса».
В процессе реализации проекта создается новый информационный ресурс для учащихся, учителей, родителей и других участников образовательного процесса.
Результатом инновационной деятельности в образовательном учреждении являются конкретные изменения, повышение качества педагогической и управленческой деятельности.
Научно обоснованное диагностико-прогностичес-кое наблюдение за состоянием и развитием инновационного процесса в школе, качеством его управления позволяет осуществить педагогический мониторинг. Качество инновационной деятельности может оцениваться по следующим критериям:
• критерию качества нововведений, который выражается в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями и задачами инновационной деятельности, государственными образовательными стандартами, моделью выпускника школы и т.д.;
• критерию эффективности образовательного процесса, отражающего отношение достигнутых результатов в обучении и воспитании детей к затратам времени, усилий, других ресурсов;
• критерию мотивации, эмоционального настроя учащихся и учителей, выражающегося в создании интеллектуально-нравственной атмосферы образовательной организации.
• Программу инновационного развития образовательная организация разрабатывает в соответствии с выбранными установками. Здесь возможны две основных стратегии — стратегии развития и стратегии выживания.
• Стратегию развития характеризуют следующие параметры:
• продуманность с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
• расширение взаимодействия школы с другими учреждениями;
• готовность к взаимодействию с другими уровнями образования;
• интенсивное развитие управленческой структуры школ через делегирование компетенций и ответственности среднему управленческому персоналу.
Инновационные процессы в подобных образовательных учреждениях являются не самоцелью, а инструментом достижения стратегической цели. Инновации затрагивают одновременно несколько областей жизни образовательной организации (обучение, воспитание, управление), что обеспечивает ее устойчивое развитие.
Характерными признаками стратегии выживания, направленной на сохранение образовательной организации являются:
• ситуативное реагирование, зачастую в ущерб образовательной деятельности, на изменение внеш-
ней среды (сокращение штата, возникновение платных услуг, сдача в аренду помещений и т.д.);
• непоследовательность и бессистемность в планировании образовательной деятельности (необоснованная увлеченность программами, проектами, технологиями без соответствующего ресурсного обеспечения);
• ориентированность на жесткое директивное управление сверху, боязнь юридической и экономической самостоятельности;
• фрагментарность информационного поля вокруг администрации, персонала образовательной организации и социально-образовательной среды;
• интенсивное развитие и расширение управленческих структур и пр.
Инициативы и нововведения, идущие от учителей, не поддерживаются администрацией школы. Отсюда инновации внедряются с некоторым опозданием, их целесообразность декларируется, а не обосновывается, и поэтому они растворяются в рутине каждодневных дел.
Можно констатировать, что в разной мере подобные процессы затронули многие школы. При этом различия заключаются, прежде всего, в том, в какой степени руководство и коллектив осознает необходимость и перспективность изменений, а также в реальной оценке возможностей самостоятельной реализации инноваций.
Анализ практики перевода учреждений образования на инновационный путь развития показывает, что только в единичных педагогических коллективах осуществляется прогноз развития как нововведений, так и условий функционирования новой образовательной среды.
Развитие инновационного процесса, лежащего в контексте развития новой образовательной среды, осуществляется по трем направлениям. В первом случае развитие инновационного процесса осуществляется бессистемно. Управленческая вертикаль учебного заведения пытается внедрить инновации без аналитического обоснования использования их в практике. Отсутствует программное внедрение достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, а если оно и имеется, то не согласовано с развитием экспериментальной работы, не «встроено» в нее. Управленческие структуры перегружены из-за отсутствия системы управленческой деятельности и неумения действовать в условиях программы развития в целом и, в частности, программы экспериментальной работы. Как показывает опыт изучения развития инновационного процесса в гимназиях, школах, проходят многие годы, прежде чем педагогический коллектив подтвердит свой первоначально избранный статус, развиваясь методом проб и ошибок. Это экстенсивный путь развития образовательной среды, а, следовательно, и инновационного процесса в образовательной организации.
Согласно второму направлению инновационный процесс, новая образовательная среда в своем раз-
витии быстро набирает темп. Нововведения в образовательном учреждении появляются стихийно. Внедрение достижений педагогической науки и передового педагогического опыта осуществляется также стихийно по причине отсутствия целевой программы экспериментальной работы. Научного обоснования развития такой учебной организации педагогический коллектив не имеет, однако развитие инновационного процесса приводит к необходимости его анализа, что побуждает руководство и учителей образовательного учреждения к сотрудничеству с учёными. Формируются временные научно-исследовательские коллективы. В таких образовательных учреждениях предпринимаются попытки создания новых управленческих структур, занимающихся созданием и внедрением программ научной и экспериментальной деятельности, но они, как правило, не «встраиваются» в традиционную систему управления. Такой путь развития инновационного процесса — интенсивный.
Третье направление развития инновационного процесса в образовательной организации осуществляется на основе проектирования развития новой образовательной среды. Разрабатывается концепция и комплексная целевая программа ее развития, которая постепенно превращается в нормативную модель на основе четко разработанной программы экспериментальной работы и связанных с ней различных планов с учетом выделенных основных направлений развития образовательного учреждения.
Научно-методическая тема образовательного заведения выступает основным средством перевода методических тем самообразования в индивидуальные темы исследования педагогов. Методические объединения педагогов, преобразованные в учебно-методические кафедры, имеют самостоятельные темы исследования, фиксируют промежуточный и конечный результаты развития кафедры по годам, анализируют научно-методическую деятельность каждого педагога. Такой путь развития инновационной деятельности образовательной организации и расширения новой образовательной среды является оптимальным.
Анализ массового развития инновационного процесса в образовательных организациях, конечным показателем которого является формирование новой образовательной среды, показывает, что перспективными являются следующие положения:
1. Внедрение новаций в инновационный процесс связано с программно-целевым планированием его на ряд лет. Непрерывное восходящее развитие инновационного процесса связано с целенаправленным развитием организации минимум на 5 лет.
2. Развитие новаций в учебном процессе конкретного учебного заведения, воспитательной работе, в профессиональном росте учителей, личностном развитии учащихся, должны быть тесно связаны между собой. При этом процесс должен идти с некоторым опережением то одного блока новаций, то
другого, упреждая перегрузку педагогического коллектива.
3. Инновационная образовательная среда конкретной учебно-образовательной организации формируется в структуре системы экспериментальной работы. Составляющими её должны быть прогностические модели по использованию новаций как отдельно в учебном процессе, воспитательной деятельности, в системе дополнительного образования, профессиональном росте учителя, так и при взаимодействии, взаимосвязи, взаимовлиянии этих компонентов друг друга.
4. Система взглядов на развитие образовательной организации, главным показателем которых является развитие инновационной образовательной среды, должна формироваться постепенно, по мере: а) внедрения инноваций и достижений педагогической науки; б) формирования, становления и развития авторского компонента учебно-образовательной организации; в) внедрения программы экспериментальной работы с получением ее конкретных результатов после 2-3 лет работы.
Особенностями развития новой образовательной среды являются:
• создание фона интеллектуально-нравственной атмосферы образовательной организации;
• созидание личности учащегося. Оказание ему помощи в саморазвитии, самореализации, самоактуализации, развивая все лучшее, что заложено в личности, и, что чрезвычайно важно, нейтрализуя негативные качества, помогая ребенку поверить в себя, ощутить самоценность;
• появление новых организационных структур управления, ориентированных на непрерывное развитие научного и творческого потенциала педагогов.
Новые структурные подразделения (кафедра, научно-методический совет, совет администрации и т.д.) создают новые управленческие связи и отношения. Происходит развитие творческого сотрудничества между членами администрации и заведующими учебно-методическими кафедрами, а также между всеми категориями работников управленческой вертикали образовательной организации и педагогами-исследователями. Педагоги, работающие над смежными темами исследования, создают творческие научно-исследовательские группы, и таким образом, творческий коллектив педагогов становится базой для разработки комплексной научно-методической темы каждого учреждения образования в рамках образовательной системы региона в целом. Новые органы управления становятся филиалами лабораторий научно-исследовательских институтов или кафедр вузов.
Итак, организация инновационной среды образовательного учреждения предполагает создание условий эффективности педагогического процесса, разработку возможных форм взаимодействия его субъектов, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, проектирования новых
технологий, форм организационного взаимодействия субъектов образования, использования педагогических ситуаций, дидактических и воспитательных средств.
Выводы
Эффективность и высокая результативность образовательного учреждения, позитивный характер отношений и устойчивость связей образовательной организации и субъектов ее социального окружения напрямую зависит от степени включенности этих субъектов в инновационную деятельность данного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богдан И.Т. Инновационные процессы в современном образовании как результат развития новой образова-
тельной // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 12 — С. 480-481.
2. Грохольская О.Г. Методологические основы построения инновационных дидактических систем // Вестник Университета РАО. — 2013. — № 2. — С. 8-17.
3. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182-189.
4. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 2006. — 229 с.
5. Чернобай Е. Крупные образовательные комплексы столицы как новые возможности для достижения новых образовательных результатов // Учительская газета, № 07 от 12 февраля 2013 г. Адрес доступа: http://www.ug.ru/ аг^^е/49836 (дата обращения 03.09.2014).
EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE BASIS OF INNOVATIVE PROCESSES IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION
Savchuk E.I., Educational complex gymnasium no. 1551 (42, Svobody ul, Moscow, 125364 Russian Federa-
ABSTRACT
The article decribes the peculiarities of implementation of innovation processes in modern educational institutions. Presents different types of educational systems. Disclosed conditions for effective implementation of innovation processes in the practice of modern education, one of which is the creation of innovative educational environment. Shows the different forms of integration of innovative efforts to improve the innovative capacity, the involvement of teachers in the innovation management practices of educational complex gymnasium 1551. The article decribes the promising directions of development of the innovation environment as the basis of innovation processes in the activities of educational organizations.
Keywords: educational environment, innovation processes in an educational institution, educational complex, information -communication technologies, information and educational environment of the gymnasium, the program of innovative development of the educational organization.
REFERENCES
1. Bogdan I.T. Fundamental'nyye issledovaniya. 2007, no. 12, pp. 480-481. (In Russ.).
2. Grokhol'skaya O.G. Vestnik Universiteta RAO, no. 2,2013, pp. 8-17. (In Russ.).
3. Osmolovskaya I.M. Narodnoye obrazovaniye. 2010, no. 6, pp. 182-189. (In Russ.).
4. Skatkin M.N. Metodologiya i metodika pedagogicheskikh issledovaniy [Methodology and methods of educational research]. Moscow, Pedagogika Publ., 2006, 229 p.
5. Chernobay Ye. Uchitel'skaya gazeta, no. 07,12.02.2013. Available at: http://www.ug.ru/archive/49836.