Научная статья на тему 'Гражданственность в предпринимательском проектировании регионоведов'

Гражданственность в предпринимательском проектировании регионоведов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОНОВЕД / CITIZENSHIP / VALUES / EDUCATION / REFLECTION / DEVELOPMENT / THE AREA STUDIES SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявский А. А., Чернявская В. С.

В работе представлены аргументы в пользу гражданственности в профессиональном образовании будущих реги-оноведов. Обоснована необходимость развития предпринимательского проектирования на базе ценностей гражданственности. Представлен анализ исследований развития гражданственности, как феномена образования, личностной категории. Глобализация и манипулятивные технологии «управляемого хаоса» обоснованы как причины необходимости развития рефлексии, для реализации профессиональных приоритетов регионоведа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENSHIP IDENTITY: THE VALUE BASE OF THE PROFESSIONALISATION OF REGIONALIST

The paper presents the arguments in favor of citizenship in vocational education the area studies specialists the area studies specialists future. The necessity of the development of the business design based on the values of citizenship. The analysis of studies of citizenship education as a phenomenon, the personal category. Globalization and manipulative technologies “controlled chaos” justified as reasons for the need of reflection, professional priorities for the implementation of the area studies specialists.

Текст научной работы на тему «Гражданственность в предпринимательском проектировании регионоведов»

УДК 378.4

ChernjavskijАЛ. Chernjavskaja V.S. CITIZENSHIP IDENTITY: THE VALUE BASE OF THE PROFESSIONALISATION OF REGIONALIST. The paper presents the arguments in favor of citizenship in vocational education the area studies specialists the area studies specialists future. The necessity of the development of the business design based on the values of citizenship. The analysis of studies of citizenship education as a phenomenon, the personal category.

Globalization and manipulative technologies "controlled chaos" justified as reasons for the need of reflection, professional priorities for the implementation of the area studies specialists.

Key words: citizenship, values, education, reflection, development, the area studies specialists.

А.А. Чернявский, преподаватель Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; В.С. Чернявская, док. пед. наук, проф. каф. философии и юридической психологии института права, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ РЕГИОНОВЕДОВ

В работе представлены аргументы в пользу гражданственности в профессиональном образовании будущих реги-оноведов. Обоснована необходимость развития предпринимательского проектирования на базе ценностей гражданственности. Представлен анализ исследований развития гражданственности, как феномена образования, личностной категории.

Глобализация и манипулятивные технологии «управляемого хаоса» обоснованы как причины необходимости развития рефлексии, для реализации профессиональных приоритетов регионоведа.

Ключевые слова: гражданственность, ценности, образование, рефлексия, развитие, регионовед.

Современное общество практически не акцентирует внимания на воспитании как транслировании установки патриотизма и гражданственности в образовательных и воспитательных системах. Ситуация в образовании характеризуется практически полным отсутствием масштабного внедрения воспитательных стратегий. Однако общество и государство рано или поздно должно понять и принять решения, связанные с соответствующей переориентацией образования на ценность гражданственности, как ответственности перед обществом и государством, в котором живет человек.

Среди других современных лидеров образования в настоящее время заговорил и стал писать о развитии гражданственности в системе образования А.Г. Асмолов [1].

В рамках системы образования, он обозначил миссию и описал природу образования как ведущей социальной деятельности, влияющей на общество и формирующей в числе других и гражданскую идентичность в контексте конкурентоспособности страны [1].

Определяя источники развития гражданственности, мы понимаем данный феномен как личностное качество, которое формируется в определенной среде, а его источником, являются внутренние ресурсы личности. Как отмечают К.Г. Эрдынеева и В.Б. Батоцыренов, в условиях глобализации изменяется качество взаимосвязей и взаимозависимостей стран и народов, их культур, усиливается тенденция к «единству многообразия». Являясь многомерным процессом, глобализация приводит к унификации многих ценностей, культурных норм, образцов поведения. В то же время каждая культура и каждый этнос, пытаясь сохранить собственную уникальность и этнокультурное своеобразие, разрабатывают свои механизмы вхождения в глобальные процессы [3], которые оказывают влияние на становление гражданственности.

Сходное представление о гражданственности раскрыла рамках своей кандидатской диссертации Л. Б. Дашидондокова, которая обосновала, что гражданственность личности как ин-тегративное качество в структуре направленности личности, а механизмами, влияющими на формирование гражданственности личности, являются локус контроля, идентификация и рефлексия [3]. Она указывает, что гражданственность формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, а его основными структурно-семантическими характеристиками являются ответственность, патриотизм, гражданская позиция, гражданский долг, гражданское самосознание, которые образуют систему ценностных ориентаций [3].

А.Г. Асмолов, акцентируя внимание на источниках достижения человеком своих модусов, говорит: «Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Личность в своем становлении, как часть общества осознанно и неосознанно реализует свои ценности посредством мотивированной деятельности.

Если рассматривать общество как систему, важно, что основано на первом принципе теории систем, который гласит: чтобы система была жизнеспособной, она должна стать самоорганизующейся. Как обществу стать самоорганизующимся, как сделать общество жизнеспособным?

Теория самоорганизующихся систем может стать основой ответа на этот вопрос, но, на наш взгляд, решением может быть организация общества вокруг общих ценностей [4]. Ценности, являются частью культуры и ее основанием, то есть они имплицитно существуют в недрах народной культуры.

Образование и, в частности, его ключевой аспект - воспитание имеет ключевую, но тоже неактуализированную функцию передачи и формирования ценностей молодого поколения.

Постнеклассический тип научной рациональности, описанный академиком В.С. Степиным, расширяет поле рефлексии над деятельностью человека. В его рамках знания об изучаемом научном объекте учитывается не только с точки зрения средств и операций, но и, обязательно, с точки зрения ценностно-целевых структур [4].

Крайне интересным является в этом смысле форсайт-прогнозы и футурологические прогнозы, как исследование, перспективно проецирующее ценности в сторону будущего и, следовательно, влияющее на это будущее и на настоящее, осуществляющее влияние на ценностную сферу человека.

Как определить целенаправленное влияние на человека, на его ценностно-мотивационную сферу? Избежать манипуляций своими ценностями и своим сознанием? Эти вопросы становятся все более актуальными, особенно для молодого поколения, призванного работать в эпоху глобализации.

Еще в конце прошлого века Виктор Пелевин описал это мощное влияние в своем романе «GENERATION П».

С.А. Братчиков в своем исследовании показал, что, «глобализация под эгидой Запада генерирует хаос, но не может создать аттракторы, которые втягивали бы этот хаос в структуры желаемого порядка. Глобализованный мир столкнулся с выделяемыми им же «антителами». Террористический ответ на террор Нового мирового порядка питается ненавистью всего многообразия социальных и культурных идентичностей, которые репрессированы и унижены нынешней глобализацией» [5].

Современная социально-политическая, экономическая ситуация свидетельствует о необходимости становления у молодого поколения особых личностных качеств и компетенций, которые способствовали бы реализации стратегических перспектив

становления не только личности и профессионала, но и развития своей страны, своей малой родины.

Особенно важным становится развитие гражданственности в процессе профессионального образования будущих специалистов, чья профессионализация связана с интересами страны, с представлением этих интересов, что в эпоху глобализации становится все более широко востребованным и актуальным. К числу таких профессий относиться новое направление бакалавриата - «Зарубежное регионоведение».

Образование в области зарубежного регионоведения определяется стандартом - ФГОС ВПО [6]. В рамках этого базового документа основными видами профессиональной деятельности регионоведа являются: организационно-коммуникационная информационно-аналитическая, редакционно-издательская, культурно-просветительская, деятельность, научно-исследовательская и преподавательская виды деятельности.

Однако результаты его профессиональной деятельности, как правило, связываются с эффективностью , результативностью предпринимательских экономических проектов, а также социокультурных проектов межрегионального и международного сотрудничества, которое в итоге сводится к экономической прибыли. Однако нами не обнаружено предпринимательского вида деятельности в составе - ФгОс ВПО регионоведа, а также компетенций связанных с предпринимательским проектированием.

Развитие экономики Дальнего Востока России в восточно-азиатском экономическом пространстве проходит с большими проблемами, что обусловлено, в том числе проблемами ценностного порядка.

Одним из ключевых объектов международного сотрудничества являются международные проекты с Китайской Народной Республикой.

Представления русских и китайцев о законах рынка, особенностях ведения экономической стратегии и тактики существенно различаются. По-разному образована структура трудовой и образовательной мотивации. В западных культурах профессиональная деятельность обладает ключевым смыслом жизни, а в восточных - инструментальной значимостью. Это доказывает важность проблемы нейтрализации противоречий, гармонизации взаимодействия между носителями разных этносов с различными ценностями и разными установками на образование и профессиональную самореализацию для достижения эффективности международных проектов [7].

Исследователь международных отношений Китая, Л.Е. Криштапович обобщает: проблема установления взаимопонимания в области экономики и предпринимательства, состоит в установлении и соотнесении иерархии ценностей. Аргументация исследователя строится на основе следующей логики: дело не в том, что для китайцев не существует понятий завистливости и прагматизма, а в том, что эти понятия в китайской системе ценностей занимают последние места и в этом смысле являются понятиями отрицательными, антигуманными [7].

Отечественный философ и экономист С.Н. Булгаков справедливо критиковал рост материальных потребностей как коренной принцип нормального экономического развития. Мыслитель признаёт его болезнью современного европейского общества [8]. Экономический прогресс, по его мнению - необходимое условие духовного преуспеяния, но также С.Н. Булгаков предостерегает от склонности заменять прогресс общечеловеческий и общекультурный одним лишь прогрессом экономическим [8].

Библиографический список

Современная ситуация требует определения системы степени гражданственности и патриотизма регионоведов. Время спонтанного выбора воспитательных ориентаций прошло: корысть и прибыть любой ценой - такие ценности формируются в «дикой» ситуации, но не в ситуации образовательного процесса в вузе. Мы разделяем идею О.А. Зарубиной, которая в подсистеме ключевых ценностей регионоведа-менеджера в новых условиях общественной жизни обосновала - «ориентацию на идеи гуманизации общества и глубокое осознание общечеловеческих ценностей; - ориентацию на социальную активность, подразумевающая гражданскую смелость, осознание проблемных ситуаций и их критическую оценку, ответственность за общество и собственную деятельность [9].

К.Г. Эрдынеева подчёркивает, что несмотря на «синдром абсентеизма», особенностью политического процесса в настоящее время является бурное развитие молодежных политических движений. В студенческом возрасте происходит развитие политических взглядов и поведения, становление социальных и политических привычек и чувств молодых людей, которыми они руководствуются в течение всей жизни [10].

Предпринимательство регионоведа, в контексте межкультурного, межрегионального и международного социокультурного и экономического проектирования может во-первых - иметь отношение к одной из двух сторон континуума, выделенного П.А. Сорокиным, который говорил, что члены общества имеют «созидательный альтруизм» или «воинствующий индивидуализм» [11].

Второй стороной предпринимательства должна стать гражданственность, так как результаты предпринимательства регионального уровня должны быть связаны с развитием государства и общества России.

С.А. Братчиков в результате анализа международных стратегий отмечает, что в мире все более популярными становятся сформированные в короткие сроки манипулятивные стратегии управляемого хаоса, они уже полностью освоены и применяются более 20 лет в политических технологиях [5].

Анализ формирования бессубъектности общества, проведённый В.Е. Лепским (ИФ РАН) показал, что базовыми в таких случаях являются следующие этапы: 1) предварительная подготовка к организации управляемого хаоса; 2) организация управляемого хаоса; 3) блокировка рефлексии [12].

К.Г. Эрдынеева объясняет специфичность проблемы политического риска в России сложностью ее внутренней жизни, неопределенностью нового пути развития, некритическим заимствованием ценностей западно-европейской культуры, гипертрофированной оценкой либеральных политических ценностей, недооценкой регулятивных ресурсов государства и общественных организаций [13].

Только верно организованная система воспитания будущих специалистов, основанная на приоритетах гражданственности, выработанной как ценность воспитательной системы, основанная на рефлексивных ресурсах личности, позволяет противодействовать манипуляциям и организовывать социокультурное и экономическое проектирование для развития своей страны.

Поэтому третьей стороной предпринимательских стратегий регионоведа должны быть рефлексивные технологии развития гражданственности, как ценности и стратегии. Только на базе рефлексивных технологий может быть решена стратегическая задача качества профессионального образования в сфере реги-оноведения

1. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации. Проблемы современного образования, 2010. - Вып. № 4.

2. Эрдынеева, К.Г., Батоцыренов В.Б. Универсальные и культурно-специфичные механизмы саморегуляции личности // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1 - С. 57-59 URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783510

3. Дашидондокова, Л.Б. Психологические механизмы формирования гражданственности личности старшеклассника: дис. ... канд. пси-хол. Наук. - Улан-Удэ, 2008.

4. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М., 2006.

5. Братчиков, С.А. Глобализация - управляемый хаос [Э/р]. - Р/д: http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4069

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Зарубежное регионоведение» [Э/р]. - Р/д: http: //mon.gov.ru/files/materials/6185/09.10.13-032000b.pdf. - Загл. с экрана

7. Криштапович, Л.Е. Цивилизационная несостоятельность западной модели демократии // Сб. Законы научной сферы общества. -Нижний Новгород, 2007.

8. Булгаков, С.Н.: Философия хозяйства (Мир как хозяйство) [Э/р]. - Р/д: http://www.magister.msk.ru/library/philos/bulgakov/bulgak01.htm

9. Зарубина, О.А. Педагогические аспекты формирования профессиональной самостоятельности экономистов // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 10.

10. Эрдынеева, К.Г. Особенности политической ментальности студенческой молодежи // Научное обозрение. - М. - 2014. - № 3. - Серия 2. Гуманитарные науки. Политология.

11. Сорокин, П.А. Дальняя дорога: Автобиография. - М., 1992.

12. Лепский, В.Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию. - М., 2009.

13. Эрдынеева, К.Г. Политические риски: полисубъектный подход // Научное обозрение. - 2012. - № 1-2. - Серия 2: Гуманитарные науки. Bibliography

1. Asmolov, A.G. Strategiya i metodologiya sociokul'turnoj modernizacii. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2010. - Vyp. № 4.

2. 'Erdyneeva, K.G., Batocyrenov V.B. Universal'nye i kul'turno-specifichnye mehanizmy samoregulyacii lichnosti // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. - 2009. - № 1 - S. 57-59 URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783510

3. Dashidondokova, L.B. Psihologicheskie mehanizmy formirovaniya grazhdanstvennosti lichnosti starsheklassnika: dis. ... kand. psihol. Nauk.

- Ulan-Ud'e, 2008.

4. Stepin, V.S. Filosofiya nauki. Obschie problemy. - M., 2006.

5. Bratchikov, S.A. Globalizaciya - upravlyaemyj haos ['E/r]. - R/d: http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4069

6. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu «Zarubezhnoe regionovedenie» ['E/r].

- R/d: http: //mon.gov.ru/files/materials/6185/09.10.13-032000b.pdf. - Zagl. s 'ekrana

7. Krishtapovich, L.E. Civilizacionnaya nesostoyatel'nost' zapadnoj modeli demokratii // Sb. Zakony nauchnoj sfery obschestva. - Nizhnij Novgorod, 2007.

8. Bulgakov, S.N.: Filosofiya hozyajstva (Mir kak hozyajstvo) ['E/r]. - R/d: http://www.magister.msk.ru/library/philos/bulgakov/bulgak01.htm

9. Zarubina, O.A. Pedagogicheskie aspekty formirovaniya professional'noj samostoyatel'nosti 'ekonomistov // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2007. - № 10.

10. 'Erdyneeva, K.G. Osobennosti politicheskoj mental'nosti studencheskoj molodezhi // Nauchnoe obozrenie. - M. - 2014. - № 3. - Seriya 2. Gumanitarnye nauki. Politologiya.

11. Sorokin, P.A. Dal'nyaya doroga: Avtobiografiya. - M., 1992.

12. Lepskij, V.E. Sub'ektno-orientirovannyj podhod k innovacionnomu razvitiyu. - M., 2009.

13. 'Erdyneeva, K.G. Politicheskie riski: polisub'ektnyj podhod // Nauchnoe obozrenie. - 2012. - № 1-2. - Seriya 2: Gumanitarnye nauki.

Статья поступила в редакцию 20.12.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.