Научная статья на тему 'Репрезентация социально-политических идей в теоретических конструктах мировой педагогики'

Репрезентация социально-политических идей в теоретических конструктах мировой педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / DEMOCRATIC CITIZENSHIP / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CIVIC COMPETENCE / НЕПРЕРЫВНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL AND CIVIC CULTURE / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОРЕФЛЕКСИВНАЯ ЭВАЛЮАЦИЯ / SELF-REFL EXIVE EVALUATION / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / TOURISM ACTIVITY / TOUR OPERATOR / TRAVEL SERVICE COST / INSURANCE IN TOURISM / LIFELONG CITIZENSHIP EDUCATION / POLITICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигишева О. П.

В статье анализируются основополагающие социополитические идеи, представленные в мировом педагогическом дискурсе и оказавшие ключевое влияние на теоретическое оформление гражданского и демократического образования, а также на современную мировую политику и практику, направленную на формирование демократической гражданственности в глобальном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of Social and Political Ideas in the Theoretical Frameworks of World Pedagogy

The article is dedicated to the analyses of fundamental social and political ideas represented in the world pedagogical discourse and having signifi cantly infl uenced theoretical formation of citizenship and democratic education as well as contemporary world policy and practice directed at the shaping of democratic citizenship in the global format.

Текст научной работы на тему «Репрезентация социально-политических идей в теоретических конструктах мировой педагогики»

УДК 37.014.53

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНСТРУКТАХ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

О.П. Чигишева

Современная социальная, политическая и культурная ситуация подталкивает к осознанию необходимости более пристального рассмотрения основополагающих идей, связанных с воспитанием демократической гражданственности и образованием в области прав человека, способствующих формированию гражданской компетентности, предполагающей наличие способности решать сложные задачи, связанные с жизнью в условиях демократии, гражданского общества и правового государства.

В конце XX - начале XXI в. данные социополитические направления стали высокоприоритетными для большинства стран мира, что выразилось в подготовке и обнародовании "Декларации и программы воспитания граждан в духе демократии, основанной на осознании своих прав и обязанностей" (1999) и "Рекомендации 12-го Комитета Министров государствам-членам об образовании, направленном на воспитание демократической гражданственности" (2002) [1], где были представлены руководящие принципы, задачи, методы и содержательные особенности гражданского образования, направленного на формирование демократичной политики и проведение реформ в направлении эффективной гражданственности. Знаковым событием стал 2005 год, провозглашенный Комитетом экспертов Совета Европы Европейским годом гражданственности через образование "Жить и учиться демократии", в рамках которого был сделан акцент на демократическом обучении в новом европейском контексте с учетом межкультурного и социального многообразия участников, качественно осуществляемого образовательного процесса.

Реализация международных обязательств Российской Федерацией, прописанных в международных актах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы в сфере демократически

Чигишева Оксана Павловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики высшего образования Южного федерального университета, 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, e-mail: [email protected], т. 8(863)2300994.

ориентированного образования, получила свое воплощение в Государственной программе "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.", где среди ожидаемых конечных результатов упоминались:

- "создание системы непрерывного гражданского образования населения России, включающей в себя соответствующие государственные, муниципальные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей мировоззрения, основанного на демократических ценностях, правосознании;

- разработка последовательной государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации;

- закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.д." [2].

Итогом реализации данной программы стало создание условий для стабильного функционирования и ресурсного обеспечения системы гражданского образования населения Российской Федерации, большей частью за счет активного функционирования сети некоммерческих общественных организаций (Центр гражданского образования и прав человека, Ассоциация "За гражданское образование", действующая при активном участии "Учительской газеты", Ассоциация демократических школ и др.). Целью деятельности этих организаций является развитие демократических процессов в российском образовании на разных уровнях. В этой связи стоит особо отметить введение в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта (среднего) полно-

Oksana Chigisheva - Ph.D at pedagogy, associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Higher Education at the Southern Federal University, 13, M. Nagibina Avenue, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: [email protected], ph. +7(863)2300994.

го общего образования такого обязательного для всех школьников интегрированного курса, как "Россия в мире", который нацелен на изучение истории России "в контексте мировой истории, политики, географических и общекультурных событий" [3] и становится завершающим этапом в формировании гражданской позиции обучающихся, стимулирует их к толерантности и конструктивному диалогу в современном многополярном мире.

Однако, несмотря на положительную динамику получаемых результатов в области практической реализации идей гражданского образования, в Российской Федерации сегодня остается актуальным изучение и обобщение богатого зарубежного педагогического опыта, в котором как в фокусе отражены современные социально-политические идеи, лежащие в основе формирования гражданской вовлеченности, политической и социальной компетентности в условиях демократии, с целью создания:

- методически и методологически корректных учебных курсов по гражданскому образованию;

- программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, педагогических и научных кадров в области гражданского образования;

- проектов по просветительской работе с населением в области демократии, политико-правовой и гражданской культуры, ценности мира и ненасилия;

- моделей непрерывного гражданского образования, способствующих формированию демократической гражданственности.

С этой точки зрения наиболее интересным и содержательным представляется рассмотрение позиций теоретиков мировой педагогики относительно реализации и популяризации социально-политических идей на примере гражданского образования, сквозь призму культуры толерантности и важности соблюдения прав человека в подлинно демократическом государстве. Интерес к социоде-мократическим трансформациям в обществе тесно связан с эволюционированием смысла и сути феномена "гражданственность" от формально политического к повседневно-бытовому его пониманию, все чаще ассоциируемому с тем, какое значение люди придают жизни на личностном, межличностном и социополи-тическом уровнях.

На современном этапе можно выделить несколько различных точек зрения по поводу гражданственности и гражданского образования. На теоретическом уровне основное различие выражается в личностной (адаптация, личностная эмансипация) или коллективной (коллективная эмансипация) направленности гражданственности [4]. На эмпирическом уровне в рамках педагогического процесса акцент делается на значимости педагогического целе-полагания, что позволяет идентифицировать три кластера целей и в соответствии с этим сформулировать образовательные задачи:

- "адаптация и дисциплина" (adaptation and discipline) - послушание, хорошие манеры и самодисциплина;

- "независимость и критическое мышление" (autonomy and critical thinking) - личностное мнение, критическое осмысление;

- "социальная осведомленность" (social awareness) - принятие во внимание мнения других, уважение к людям с противоположными взглядами и солидаризация с ними [4, с. 106].

Данные кластеры целей очень схожи с тремя фундаментальными характеристиками морального поведения, описанными известнейшим французским социологом Э. Дюрк-геймом: дисциплина, приверженность группе или самоидентификация с ней и автономия [5]. В связи с этим можно провести четкий водораздел между тремя типами гражданственности: адаптивной, индивидуалистической и критико-демократической. При этом индивидуалистический и критико-демокра-тический типы оказываются производными автономной гражданственности, а критико-демократическая гражданственность также подразумевает высокий уровень социальной интеракции. Вышеупомянутые кластеры образовательных целей эмпирически связаны специфическим образом с тремя типами гражданственности и, соответственно, направлены на воспитание особого типа гражданина: адаптивного (adapting), придающего намного больше значения дисциплине и социальной осведомленности по сравнению с личностной автономией; индивидуалистического (individualistic), нацеленного на дисциплину и автономию в ущерб социальной осведомленности; критико-демократического (critical-democratic), уделяющего меньше внимания дисциплине в угоду автономии и социальной осведомленности.

Каждый из трех типов гражданственности соотносится с определенной образовательной практикой. Гражданское образование должно представлять собой глубоко продуманный и четко спланированный процесс, так как является инструментом современных социальных изменений [6]. Вслед за нидерландским теоретиком В. Веугелерсом, с определенной долей условности можно предположить, что в процессе обучения формирование адаптивного типа гражданственности происходит наряду с активизацией трансфера ценностей и контроля поведенческих, этических и моральных норм. Индивидуалистическая гражданская позиция может быть выработана при создании ситуаций выбора и необходимости личной ответственности за принимаемые решения и получаемые результаты, а критико-демократический тип предполагает обращение к совместному обучению, экспериментальным исследованиям и рефлексии [4].

Социально-политические трансформации в обществе влекут за собой изменения не только в системе гражданского образования, но и в теоретических конструктах педагогики, где наблюдается стойкий интерес к критико-демократической направленности педагогического дискурса. Основным трендом в современном социуме являются процессы модернизации во всех жизненно важных сферах [7], которые приводят к ярко выраженному тяготению к индивидуализации. Линейная направленность жизненного процесса, подчиненная легитимным правилам и нормам, меняет свою направленность в сторону необходимости более частого обращения к этим правилам и нормам посредством их самостоятельного нахождения под воздействием саморефлексивной эвалюации определенных жизненных событий и явлений. Ожидается, что индивиды самостоятельно принимают и даже стимулируются к принятию собственных решений в быстро увеличивающемся количестве проблемных, а порой и пограничных ситуаций, что вносит определенную долю порядка в хаос, ассоциируемый с нарастающей глобализацией, которая требует гармонизации культурного разнообразия участвующих в данном процессе стран.

В связи с тем, что прежние схемы обновления и поддержания жизнеспособности традиционных ценностно-ориентированных обществ перестают работать, возникает необходимость в культивировании националь-

ной осведомленности, позволяющей сгладить эффект поляризации между глобализацией и индивидуализацией. Вслед за У. Беком и Е. Бек-Герншайм мы полагаем, что данные процессы сопровождаются потребностью четко понимать, как объединить индивидуализированное общество и извлечь максимальную выгоду из центрирования людей на вызовах, которые стоят перед ними в их повседневной жизни (например, в профессиональной сфере, в личной жизни или в области глобальных проблем) [8]. Это означает, что общество должно постоянно реконструироваться благодаря появлению новых форм политически не-лимитированных и креативных связей. Таким образом, в рамках гражданского образования акцент должен быть сделан как на развитии ценностной сферы личности, так и на конвергенции норм, которые постоянно должны обновляться. Индивиды должны приобрести навыки рефлексии и умение действовать в направлении поиска истин и правил в новых условиях, а их поведение должно полностью определяться их желанием действовать.

Связь между личностным и общественным измерениями сегодня чаще всего формулируется в терминологии интеграции и социального взаимодействия. Однако нам кажется предпочтительным обращение к демократии как явлению, более четко выражающему активную гражданскую позицию и вовлеченность индивида в жизнедеятельность социума. Демократия должна проявляться не только на политическом, но и на межличностном уровне при взаимодействии в учебных заведениях, организациях, государственных структурах.

В работах американского философа-идеалиста Дж. Дьюи четко прослеживается идея о том, что демократия является стилем жизни [9]. Демократия нуждается в гражданах, которые одновременно и социально осведомлены, и автономны. В то же время для демократии не характерно состояние константы, ее постоянно завоевывают и пытаются сохранить, именно демократия формирует современное высокоиндивидуализированное общество. Демократия как процесс может стимулировать, организовывать и обеспечивать естественную связь между развитием ценностей и норм в обществе.

Согласно мнению американского теоретика культуры и образования Г. Гирукса, демократия не должна ставиться в один ряд с

понятиями, характерными для рыночного общества, например потребительским поведением, рыночными отношениями и приватизацией [9]. По этой причине концепты, относящиеся к ценностно-смысловой сфере личности, должны быть повторно реинтегри-рованы в публичный дискурс. Демократия не должна оставаться достоянием отдельно взятой нации, но должна выразиться в появлении глобальной или космополитичной гражданственности, при этом следует сохранять как внешний баланс между индивидуумом и обществом, так и внутренний - между личной автономией и вовлеченностью в жизнь социума.

Динамический взгляд на развитие и образование, а также взаимодействие между индивидом и средой, индивидом и культурой необходим при рассмотрении возможностей формирования и развития демократической идентичности молодого поколения. По мнению В. Веугелерса, определенный акцент на этом направлении был уже сделан в рамках различных академических направлений, таких как прагматизм, теория культурной активности, нравственное воспитание, критическая педагогика и демократическое образование [4]. Мы солидаризируемся с мнением данного ученого и полагаем, что богатый преобразовательный социополитический и демократический потенциал заложен большей частью в трех последних педагогических теориях. Так, нравственное воспитание (moral education) тесно связано с реализацией права на гуманное отношение к индивиду в социуме и соблюдением его прав и свобод, а также с осознанием и полным пониманием им самим важности моральных норм, принципов и ценностей для адекватного функционирования в жизненном пространстве современного мира.

Определенную значимость для развития социополитических идей в теории мировой педагогики несет в себе такая концептуализация, как критическая педагогика (critical pedagogy) и базирующееся на ней демократическое образование (democratic education). Целью демократического образовательного процесса в рамках критического направления в педагогике является реализация прав обучающихся на получение социально значимого образования [10], в интерпретации Дж. Дьюи, П. Фрейре и Дж. Мезирова акцент при этом делается на трансформативных практиках,

направленных на укрепление личной и коллективной эмансипации [4, 10, 11]. Г. Гирукс выделяет пять критериев, которые должны быть присущи демократически ориентированному процессу обучения - активное участие, критическое мышление, индивидуальная траектория развития, ценностно-смысловая направленность, информированность о структурных и идеологических силах, препятствующих или способствующих развитию общества в направлении подлинной демократии [см. 4]. В рамках такого подхода к пониманию образовательной теории и практики в контексте гражданского и демократического образования, апеллирующего к теоретическим конструктам трансформативной педагогики, обучающиеся должны рассматривать демократию и как политический феномен, и как стиль и способ жизнедеятельности в современном мире, что автоматически превращает образование в сверхзначимый процесс, направленный на формирование и активизацию их гражданской позиции.

Вполне очевидно, что на фоне социо-политических трансформаций, происходящих на мировой арене, интерес к теоретической и практической реализации идей демократии и гражданственности в педагогической проекции имеет тенденцию к росту. Определенный ресурс для развития теоретической базы педагогики в этом направлении лежит, на наш взгляд, в разработке основоположений критико-демократического типа гражданственности, особо актуализирующегося в условиях усиливающихся тенденций к глобализации и мультикультурализму в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Европейский год гражданственности через образование "Жить и учиться демократии". Концепция // Сайт Центра гражданского образования и прав человека. [Электрон. ресурс.] URL: http://schools. perm.ru/ext/cgo/god_evro.htm (дата обращения: 22.02.11.).

2. Государственная программа "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг." // Сайт Центра гражданского образования и прав человека. [Электрон. ресурс.] URL: http://schools.perm.ru/ext/cgo/god_project.htm (дата обращения: 22.02.11.).

3. Поволоцкая И. Чему будут учить старшеклассников в новой школе? // Сайт Уральского региона. Новости. [Электрон. ресурс.] URL: http://uralpress.

ru/reviews/chemu-budut-uchit-starsheklassnikov-v-novoy-shkole (дата обращения 22.02.11.).

4. Veugeleres W. Creating critical-democratic citizenship education: empowering humanity and democracy in Dutch education // Compare. 2007. Vol. 37. № 1. P. 105-119.

5. Walford G., Pickering W.S.F. Durkheim and modern education. N.Y.: Routledge, 2003. 218 p.

6. Marshal H., Arnot M. The gender agenda: the limits and possibilities of global and national citizenship education // World studies in education. 2006. Vol. 7. № 1. P. 81-106.

7. Fedotova O., Chigisheva O. Restructuring the governance and management structures of higher education in Russia in: Politics, Modernisation and Educational Reform in Russia from past to present. Oxford: Symposium Books Ltd., 2010. P. 81-98.

8. Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization: Institutionalized Individualism and its Social and Political Consequences. L.: Sage, 2005. 232 p.

9. См.: Spring J. Wheels in the head. Educational philosophies of authority, freedom, and culture from Socrates to Paulo Freire. N.Y.: McGraw-Hill, Inc., 1994. 190 p.

10. Чигишева О.П. Постмодернистский концепт "проблематизация" в рефлексивно-рационалистической парадигме трансформативной педагогики // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 10. С. 15-20.

11. Mezirow J., Taylor E.W. Transformative learning in practice. Insights from community, workplace, and higher education. San Francisco: Jossey-Bass, A Willy Imprint, 2009. 304 p.

17 марта 2011 г.

УДК 930.1

ЮЖНАЯ АФРИКА - ЕВРОСОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

В.В. Подхолюзин

Современная Южно-Африканская республика сегодня признана одним из самых привлекательных мировых рынков, а по развитию экономики Южная Африка занимает лидирующее положение среди всех стран континента и выступает ее экономическим локомотивом. Сама экономика ЮАР, одна из самых развивающихся и стабильных в мире, основана на внешней торговле, а именно на экспорте. Кроме того, ЮАР входит в число 25 крупнейших мировых экспортеров. Курс на активную интеграцию в мировую экономику был взят правительством ЮАР после падения режима апартеида в 1994 г.: было проведено множество торгово-промышленных реформ, организационных и нормативно-правовых преобразований на финансовых рынках страны, направленных на укрепление конкурентоспособности южноафриканских производителей и поставщиков услуг и содействие постепенной интеграции

Подхолюзин Виктор Владиславович - соискатель Института Африки РАН, 123001, г. Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: [email protected], т.8(495)6906385.

страны на международные рынки [1]. Наиболее значимым внешнеторговым партнером ЮАР является Европейский союз, куда сегодня устремлена большая часть экспорта страны [2].

Развитие внешнеторговых отношений между Южной Африкой и Евросоюзом имеет свою историю, специфику и особенности, которые необходимо проанализировать, чтобы понять современное состояние отношений между ЮАР и ЕС. В российской экономической науке на сегодняшний день данный вопрос практически не освещен, хотя и ЮАР, и Евросоюз остаются важными стратегическими партнерами для России.

В октябре 1999 г. правительство ЮАР и Европейский союз подписали Соглашение о сотрудничестве, торговле и развитии (Trade, Development and Cooperation Agreement - TDCA), направленное на увеличение двусторонней торговли, а также

Victor Podkholyuzin - postgraduate student at the Institute for African Studies Russian Academy of Sciences. 30/1, Spiridonovka Street, Moscow, 123001, e-mail: info@ inafr.ru, ph. +7(495)6906385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.